Следы на воде
6.3
2016, история
Беларусь, 1 ч 40 мин
18+

В ролях: Артем Курень, Пётр Юрченков, Вероника Пляшкевич, Татьяна Чердынцева, Сергей Юревич
и другие
Художественная реконструкция реальных событий, рассказывающих о борьбе белорусской милиции с бандитизмом в первые послевоенные годы. 1946 год. Фронтовик-разведчик, старший лейтенант Смолич прибывает в городок Поречье на усиление местной милиции: в западных районах Беларуси банды терроризируют население. Особенно лютуют бандиты таинственного Фрейшюца, бывшего пособника фашистов. Смолич и начальник уголовного розыска Крикунов должны обезвредить неуловимого врага. Однако план милицейской операции внезапно оказывается под угрозой из–за утечки информации. Выясняется, что в отделении милиции есть предатель...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Следы на воде

год: 2016
страна:
Беларусь
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Дмитрий Рудь
композитор:
художники: Владимир Царикович, Александр Холодцов
жанр: история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 февраля 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
история

Видео к фильму «Следы на воде», 2016

Видео: Трейлер (Следы на воде, 2016) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Следы на воде», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Следы на воде», 2016

«Датский» фильм провалился в прокате…

Поясню первое слово из заголовка. В советские времена неформальным понятием «датский» называли фильм (а также роман, стихотворение и т. п.), специально приуроченный к какой-нибудь важной дате (в нашем случае- к 100-летию образования белорусской милиции), когда власти не скупились на средства для его создания, но жёстко требовали главного: выхода точно в срок! Но если «при Советах» такой заказ авторам давался заблаговременно (чтобы «прониклись важностью и глубиной темы» и сотворили шедевр!), то «датский» белорусский фильм «Следы на воде», напротив, создавался «в пожарном порядке» (его сняли-склепали за 4 месяца). Стоит ли напоминать вам о том, в каких случаях нужна поспешность и чем она чревата в иных? И вот вам здешний грустный результат оной поспешности. Фильм просто могучей и глубокоуважаемой всеми нами киностудии «Беларусьфильм» («Партизанфильм») упал как минимум на 2 пункта рейтинга ниже её обычной художественной планки («Какая боль, какая боль…»), провалился в прокате и почти забыт… Не спасла и историческая достоверность материала (сценарий основан на документальном романе известного учёного и писателя), которой, кстати, недостаёт многим российским фильмам и сериалам про ВОВ. А вот, действительно, дали бы съёмочной группе достаточно времени «для осознанья, для осмысленья», глядишь, и актёры (кстати, весьма посредственные, зато свои, белорусские — политика!) сыграли бы глубже и интереснее, а режиссёр дал бы им время «на игру», а не на «съёмку». Не говоря уже об операторе-постановщике, который бы не использовал «стандартные» планы и ракурсы, а, проявив фантазию и талант, поразил бы нас чем-то новым, неожиданным, чего мы никогда не видели допрежь! Увы, размечтался я. Хотя мечтать не вредно…

Но нельзя сказать, что в наших «Следах на воде» всё уж так неудачно. Картина отлично декорирована; я не отметил каких-то «ляпов» в костюмах, технике, оружии (правда, мне показалось, что пулемёт Дегтярёва порой выдаёт не «положенные» ему басовитые звуки, которые я узнаю их тысячи!). Радует динамика действия, за счёт чего фильм держит зрителя в напряжении (пули свистят прямо над нашими головами!). По актёрской же игре и «фактуре» на первом месте несомненно стоит майор-милиционер, а на втором- его «коханка»-полячка. И я не вижу ничего «такого», что в её польском языке проскальзывают русские и белорусские слова: это естественно, ведь она столько лет живёт среди «инородцев», вот и набралась от них… Эх, чуток бы экранного времени добавили создателям… Но они и так спешили…

… Тут пытаются сравнивать «Следы на воде» с «В августе 44-го», и совершенно напрасно! Не того поля ягоды. А сравнивать надо с советской киноклассикой данного жанра, которую с удовольствием «крутят» многие телеканалы, а лично я посмотрел уже раз 30- «Приступить к ликвидации» (1983), производство к/с им. Горького при явной поддержке «Беларусьфильма». Там тоже всё на документальной основе, и тема та же, и место (Белоруссия), и время. Но как всё исполнено! Правда, фильм двухсерийный, что при сравнении следует учесть! В общем, мой совет: ежели вы посмотрели «Следы на воде», то следом обязательно посмотрите «Приступить к ликвидации». И тогда вы поймёте… многое. А нашему фильму поставлю 5+ или 6-, в целом же 5.

5 из 10

19 апреля 2020

Не получилось военного боевика. Сюжет фильма провисает с первых минут и до самого конца, поступки персонажей наигранны и, зачастую, нелепы, игра актеров весьма посредственная, диалоги нелогичны, таинственный злодей ясен практически с самого начала, развязка скомкана и опять же совершенно нелогична. К сожалению не сравнить ни с августом 44, ни с большим количеством действительно интересных и захватывающих фильмов о войне и послевоенном периоде. Первое впечатление во время просмотра было, что чья то дипломная работа, уже потом, когда от изумления стал искать информацию о фильме, очень удивился, что фильм к юбилею и на совсем немаленькую сумму. Очень посредственно получилось. Совершенно неудивительно, что фильм прошел совершенно без внимания зрителей. Просто скучно и неинтересно смотреть. До этого белорусские фильмы производили ощущение гораздо более профессиональных и крепких. Вдвойне обидно, что на такую тему.

5 января 2018

Достойное «продолжение» легендарного «В августе 44-го»

В последний год в белорусском кинематографе без скандалов не обходится. Ещё не успели выйти «Автошкола» и «Держись за облака» — как уже обросли всякого рода слухами и сплетнями. Примерно такая же история произошла и с проектом Александра Анисимова. Собственно, режиссёром картины он был назначен в самый последний момент. Тот, кто находится в курсе дела понимает всю ситуацию: скандал с автором сценария и первоначальным режиссёром Андреем Голубевым, отстранённым от проекта после назначения нового гендиректора «Беларусьфильма» (это уже личное, поскольку место И. Поршнева и должен был занять тот самый А. Голубев) и лоббирование интересов, и договорённость с Егором Кончаловским как вероятным режиссёром, который в итоге не состоялся, и скандальные заявления «Союза поляков».

Выбор режиссёра Александра Анисимова меня несколько удивил. Более известный своими документальными проектами, в полном метре он уже успел заявить о себе успешным детским «Невероятным перемещением» — весёлая, озорная семейная картина, которая уж совсем не стыкуется с остросюжетным детективом, которым и является «Следы на воде». Впрочем, последний с учётом некоторых огрехов вышел очень даже неплохим фильмом, по общему настроению схожим с легендарным «В августе 44-го». Но об этом позднее. На премьерном показе А. Анисимов признавался, что из-за позднего подключения к работе у него оставалось совсем немного времени (напомню, выход фильма заранее был назначен на конец февраля и приурочен к 100-летию белорусской милиции). В итоге картина была сделана в рекордно короткие для белорусского кинематографа сроки — всего за 4 с половиной месяца. Учитывая в целом высокие достоинства киноленты — это несомненное достижение.

Ещё летом 2015 года «Следы на воде» выиграл национальный кинокоркурс, по условиям которого значительное финансирование на проект выделяет государство (обычно 1—2 млн. долларов). Одним из условий является тщательное придерживание заявленной тематике, а также срок сдачи фильма. Кроме того, все актёры в киноленте должны быть белорусскими. «Я специально пошел на это, чтобы доказать, что в Беларуси можно снимать очень хорошее кино. Артем Курень, Вероника Пляшкевич, Петр Юрченков — это прекрасные актеры, которых я бы особо отметил», — отметил А. Анисимов. И всё же выбор Артёма Куреня (а это его первая главная роль в кинокарьере), мне кажется, оказался не совсем удачным. Его главный герой старший лейтенант Смолич вышел слишком чопорно-официальным, неживым. Особенно это было заметно в его первых сценах в картине.

В картине задействованы многие белорусские актёры, причём как начинающие, так и из старой гвардии. Порадовало подключение к проекту Пётра Юрченкова, так полюбившегося мне после фильма «Поводырь» А. Ефремова. Его игра выглядела очень естественно и органично, а действиям и диалогам верилось безоговорочно. Жаль, что Игорю Сигову и Татьяне Чердынцевой достались лишь небольшие практически эпизодические роли, хотя они способны на гораздо большее. Вероника Пляшкевич неплохо справилась с ролью польской пани, правда сам польский у неё несколько хромал — не столько произношение, сколько многие слова заменялись русскими. А может быть это претензии к сценаристу?

Сценарно и по своему общему настроению фильм сильно мне напомнил последнюю работу Михаила Пташука. Тот же поиск и ликвидация банд/предателей, общая атмосфера всеобщей запуганности и подозрительности населения, перестрелки, непонимание начальства, и наконец… «момент истины». Над последним, мне кажется, можно было ещё поработать и «закрутить», добавив психологичности и драматизма, как это сделал тот же М. Пташук 15 лет назад (любимая сцена в фильме «В августе 44-го» думаю для многих). По словам А. Голубева на написание сценария у него ушло целых восемь лет, хотя картина основана на романе доктора исторических наук, профессора полковника милиции в отставке Николая Ильинского «Чужие среди своих» (другое название — «В чрезвычайной ситуации — уничтожить»).

В основе фильма, как и книги — лежит реальная история, недавно обнаруженная в архивах: предателю, подручному эсэсовцев, удалось скрыться, и он убил советского солдата, завладел его документами, под чужим именем проник в милицию… Сегодня в музее МВД Беларуси можно увидеть портреты реальных людей, ставших прототипами героев фильма. Н. Ильинский поясняет: «под именем начальника Поречского райотдела милиции Сергея Аксеновича (роль Игоря Денисова) выведен Михаил Федотов — настоящий начальник Новогрудского райотдела внутренних дел. В фильме можно увидеть и главаря одной из банд (реально существующего) — Рыся (Роль Сергея Юревича)».

Поразило другое: практически полное отсутствие внимания к картине. Понятно, что на четвёртый день после премьеры ожидать аншлага в зале не приходится, но никак не думал, что буду третьим! человеком на показе (кроме меня в зале сидела пожилая пара — судя по выправке мужчина на пенсии имел отношение к милиции). Глядя на то, какую гордость и чувства после показа вызвали у него «Следы на воде» — остаётся лишь пожалеть, что на популяризацию белорусского кинематографа уделяется так мало внимания. В Гродно (а ведь это областной центр) нет никакой рекламы фильма, а узнать о нём могут лишь те, кто собственно и интересуется/гордится отечественным кинематографом (не буду лукавить — вряд ли таких очень много). В Министерстве культуры отметили: значительная доля в выделенных средствах финансирования отводиться на популяризацию картины киностудией, чего как правило не происходит. Поскольку съёмки «Следов на воде» происходили по заказу государства (Министерство культуры) и за счёт госсредств, государственной же киностудией («Беларусьфильм»), то мне кажется государство и должно взять это под особый контроль, а не отделаться поручением «тщательно проработать концепцию продвижения картины». Очень не хватает реклам в транспорте, газетах, и конечно — по телевидению (почему западные, даже российские ленты рекламируют, но про своё — упорно молчат). Ходить или нет на показ — каждый решит для себя самостоятельно, но ведь многие попросту о фильмах не знают!

А ведь фильм действительно стоящий. В нём есть всё, что понравится современному зрителю, причём самого различного возраста. Это и захватывающие погони и перестрелки: я насчитал восемь (!) довольно интересных «умных» сцен с двойными засадами, рокировками, подставами, головокружительными сложными трюками (летающими мотоциклами и выпадами, один только эпизод с горящим домом чего стоит). И это не 30-секундные моменты, а полноценные 5-минутные сцены. Считайте, выходит половина фильма — захватывающий боевик в отменных исторических костюмах, декорациях и антураже. Будет что посмотреть и ценителям интеллектуального психологического кино: вычисление предателя, хорошо передана сама атмосфера времени — поголовная запуганность населения, сюжет с засылкой своего человека, проработка главных персонажей.

На мой взгляд, достойное «продолжение» легендарного «В августе 44-го», которое обязательно следует посмотреть.

8 из 10

27 февраля 2017

История Следы на воде на большом экране с 2016 года, его режиссером является Александр Анисимов. Кто снимался в кино, актерский состав: Артем Курень, Пётр Юрченков, Вероника Пляшкевич, Татьяна Чердынцева, Сергей Юревич, Георгий Петренко, Анатолий Терпицкий, Игорь Денисов, Игорь Сигов, Евгений Никитин, Виктор Манаев, Валерий Зеленский, Дмитрий Пустильник, Александр Гиренок, Сергей Савенков.

Страна производства - Беларусь. Следы на воде — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.