Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Русские евреи. Фильм первый. До революции |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Сергей Нурмамед, Дмитрий Курчатов |
сценаристы: | Леонид Парфенов, Александр Уржанов, Анастасия Валеева |
продюсеры: | Леонид Парфенов, Евгения Богданович |
видеооператоры: | Сергей Нурмамед, Вадим Деев |
композитор: | Анна Друбич |
художники: | Юрий Мелюшин, Антонина Бурдиян, Виктория Богданова, Сергей Лукашевич, Андрей Галкин, Анатолий Поздняков, Мунир Ибадуллаев |
монтаж: | Сергей Нурмамед, Дмитрий Курчатов, Анатолий Нурмамед |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $53 147 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Как всегда у Парфёнова — интереснейший фильм, плотно насыщенный информацией, в том числе визуальной. Меня всегда поражало, как он готов ехать за полмира, чтобы отснять небольшую сценку.
Юмора тут, пожалуй, меньше, чем в других его работах, хотя и ему нашлось место.
За небольшое время раскрывается сложная и до сих пор для многих болезненная тема.
Больше всего понравилась часть про Одессу — «еврейскую столицу Империи».
Конечно, при таком крошечном объеме всё вместиться не могло, и к выбору тем у меня есть вопросы. Как можно было не рассказать о «Протоколах сионских мудрецов», которые сыграли свою роль, в том числе, и в событиях в гитлеровской Германии? Или об эмиграции в Палестину — интереснейшая тема. Зато слишком много внимания уделено революционным событиям, которые касаются основной тематики фильма лишь косвенно.
Еще не понравились анимационные вставки. Я люблю традиционные для работ Парфёнова эпизоды в технике перекладки, а ожившие и говорящие фотографии немного пугают.
Но в целом — это очень интересная, достойная работа.
24 апреля 2021
«Евреи, евреи, кругом одни евреи…» так пелось в популярных в застойном СССР куплетах. Хотите убедиться в этом обоснованно и напрямую? Добро пожаловать в историческое трехчастие от мастера поп-историй Леонида Парфенова «Русские евреи». В первой, достигшей не очень широких экранов, части «До революции» рассказывается об истории и укладе жизни еврейского народа на территории империи.
Россия пришла к евреям. Пожалуй, одна из ключевых фраз фильма. Жившие закрыто еврейские общины понемногу выпускали своих сынов и дочерей из местечек. Туда к русским и дальше — в мир. Парфенову безумно нравится жонглировать фактами ассимиляции еврейского народа. Художник Исаак Левитан, дважды депортированный из Москвы по тогдашним российским законам по нацпринадлежности. Не сдавался же ведь и усиленно хотел стать русским евреем. И рисовал «Вечерний звон» и «Над вечным покоем». Еврей написал одни из самых русских картин. Должно ли иметь искусство национальность? И почему некрещеный еврей Левитан смог написать такие одухотворенные полотна, дышащие Россией? Об этом в фильме Парфенова ни слова.
Братья Рубинштейны — фантастические музыканты, основоположники музыкального образования в России и тоже евреи. В первой части «Русских евреев» до подробностей и с присущей Парфенову изобретательностью рассказывается о великой роли евреев в истории России. Парфенов все время вскользь добавлятет, что речь идет о крещеных евреях, которые, приняв крещение, сразу попадали на некий социальный лифт, открывавший новые двери и должности. В ход идет все подручное для создания доходчивости: и резиновые сапоги в переходе через речку для иллюстрации возникновения фамилии «Бродский», и скрипочка в Одессе, и прутики — прямой и кривой — в деле Бейлиса. Рассказчик неутомимо излагает, взмахивает руками, энергично идет, плывет и летит за океан. Но зрители «Русских евреев» — не ученики среднего звена школы. Такая прошивка примерами и оживающими анимационными образами к концу фильма начинает утомлять.
Отдадим должное — работа Сергея Нурмамеда как режиссера и Леонида Парфенова как продюсера — это работа людей, которые при отсутствии обилия визуальных материалов смогли домыслить, реконструировать и снять ту самую старину достоверно визуально. Хотя примеры про «синий тазик» в Кишиневе, происхождение слова «погром» и наличие скрываемого долгие годы товарища по шалашу в Разливе грешат манипулированием. Специалисты-историки про это все давно уже знали. Но Парфенову выгоднее с точки зрения подачи материала преподнести четко просчитанную машину фактов о жизни евреев в России, чем провести анализ и увидеть тенденции в их ассимиляции в общество.
Отдельно надо сказать о евреях-революционерах. Большевиках и меньшевиках. О тех, кто стали сразу людьми будущего. Людьми без национальности. Настоящими интернационалистами. Свердлов — еврей, Каменев, Зиновьев — евреи под партийными псевдонимами не знали иврита и идиша. Дидактично-карикатурный показ революционеров понятен, но не идет на пользу фильму, которому не хватает аналитики. Итог — первая часть «Русских евреев» смотрится как набор занимательных, тщательно анимированных и реконструированных фактов из истории России. За страницами учебника.
6 из 10
23 мая 2016