Русские евреи. Фильм первый. До революции
7.9
7.8
2016, документальный
Россия, 1 ч 26 мин
18+

В ролях: Леонид Парфенов, Вероника Волоха, Михаил Эдлис, Виктория Цыганкова, Алексей Сдобнов
В первом фильме трилогии ведущий сопровождает зрителя от Киева, «матери городов русских», где уже в XI веке имелся еврейский квартал, до столичного Петрограда 1917 года. При Екатерине II Россия стала страной с самым большим еврейским населением, а с XIX века «чужие всем и считающие всех чужими» инородцы преодолевают самоизоляцию. Фильм рассказывает о традиционном еврейском укладе жизни и о том, как порывали с ним будущие знаменитые финансисты и промышленники, ученые, деятели искусства, революционеры. О том, как в иностранные языки вошло русское слово pogrom, о «деле Бейлиса», о первой волне эмиграции. Об эсерах и большевиках, расшатавших царский строй, о ближайших соратниках Ленина, вершивших историю страны в октябре 1917 года. О дальнейшей судьбе и самоидентификации «русских евреев» в России и за ее пределами расскажут два следующих фильма трилогии.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Русские евреи. Фильм первый. До революции

год: 2016
страна:
Россия
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Сергей Нурмамед, Вадим Деев
композитор:
художники: Юрий Мелюшин, Антонина Бурдиян, Виктория Богданова, Сергей Лукашевич, Андрей Галкин, Анатолий Поздняков, Мунир Ибадуллаев
монтаж: , ,
жанр: документальный
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $53 147
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Видео к фильму «Русские евреи. Фильм первый. До революции», 2016

Видео: Трейлер (Русские евреи. Фильм первый. До революции, 2016) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Русские евреи. Фильм первый. До революции», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Русские евреи. Фильм первый. До революции», 2016

Как всегда у Парфёнова — интереснейший фильм, плотно насыщенный информацией, в том числе визуальной. Меня всегда поражало, как он готов ехать за полмира, чтобы отснять небольшую сценку.

Юмора тут, пожалуй, меньше, чем в других его работах, хотя и ему нашлось место.

За небольшое время раскрывается сложная и до сих пор для многих болезненная тема.

Больше всего понравилась часть про Одессу — «еврейскую столицу Империи».

Конечно, при таком крошечном объеме всё вместиться не могло, и к выбору тем у меня есть вопросы. Как можно было не рассказать о «Протоколах сионских мудрецов», которые сыграли свою роль, в том числе, и в событиях в гитлеровской Германии? Или об эмиграции в Палестину — интереснейшая тема. Зато слишком много внимания уделено революционным событиям, которые касаются основной тематики фильма лишь косвенно.

Еще не понравились анимационные вставки. Я люблю традиционные для работ Парфёнова эпизоды в технике перекладки, а ожившие и говорящие фотографии немного пугают.

Но в целом — это очень интересная, достойная работа.

24 апреля 2021

Кругом одни евреи

«Евреи, евреи, кругом одни евреи…» так пелось в популярных в застойном СССР куплетах. Хотите убедиться в этом обоснованно и напрямую? Добро пожаловать в историческое трехчастие от мастера поп-историй Леонида Парфенова «Русские евреи». В первой, достигшей не очень широких экранов, части «До революции» рассказывается об истории и укладе жизни еврейского народа на территории империи.

Россия пришла к евреям. Пожалуй, одна из ключевых фраз фильма. Жившие закрыто еврейские общины понемногу выпускали своих сынов и дочерей из местечек. Туда к русским и дальше — в мир. Парфенову безумно нравится жонглировать фактами ассимиляции еврейского народа. Художник Исаак Левитан, дважды депортированный из Москвы по тогдашним российским законам по нацпринадлежности. Не сдавался же ведь и усиленно хотел стать русским евреем. И рисовал «Вечерний звон» и «Над вечным покоем». Еврей написал одни из самых русских картин. Должно ли иметь искусство национальность? И почему некрещеный еврей Левитан смог написать такие одухотворенные полотна, дышащие Россией? Об этом в фильме Парфенова ни слова.

Братья Рубинштейны — фантастические музыканты, основоположники музыкального образования в России и тоже евреи. В первой части «Русских евреев» до подробностей и с присущей Парфенову изобретательностью рассказывается о великой роли евреев в истории России. Парфенов все время вскользь добавлятет, что речь идет о крещеных евреях, которые, приняв крещение, сразу попадали на некий социальный лифт, открывавший новые двери и должности. В ход идет все подручное для создания доходчивости: и резиновые сапоги в переходе через речку для иллюстрации возникновения фамилии «Бродский», и скрипочка в Одессе, и прутики — прямой и кривой — в деле Бейлиса. Рассказчик неутомимо излагает, взмахивает руками, энергично идет, плывет и летит за океан. Но зрители «Русских евреев» — не ученики среднего звена школы. Такая прошивка примерами и оживающими анимационными образами к концу фильма начинает утомлять.

Отдадим должное — работа Сергея Нурмамеда как режиссера и Леонида Парфенова как продюсера — это работа людей, которые при отсутствии обилия визуальных материалов смогли домыслить, реконструировать и снять ту самую старину достоверно визуально. Хотя примеры про «синий тазик» в Кишиневе, происхождение слова «погром» и наличие скрываемого долгие годы товарища по шалашу в Разливе грешат манипулированием. Специалисты-историки про это все давно уже знали. Но Парфенову выгоднее с точки зрения подачи материала преподнести четко просчитанную машину фактов о жизни евреев в России, чем провести анализ и увидеть тенденции в их ассимиляции в общество.

Отдельно надо сказать о евреях-революционерах. Большевиках и меньшевиках. О тех, кто стали сразу людьми будущего. Людьми без национальности. Настоящими интернационалистами. Свердлов — еврей, Каменев, Зиновьев — евреи под партийными псевдонимами не знали иврита и идиша. Дидактично-карикатурный показ революционеров понятен, но не идет на пользу фильму, которому не хватает аналитики. Итог — первая часть «Русских евреев» смотрится как набор занимательных, тщательно анимированных и реконструированных фактов из истории России. За страницами учебника.

6 из 10

23 мая 2016

Документальный фильм Русские евреи. Фильм первый. До революции на большом экране с 2016 года, его режиссерами являются Сергей Нурмамед, Дмитрий Курчатов. Кто снимался в кино, актерский состав: Леонид Парфенов, Вероника Волоха, Михаил Эдлис, Виктория Цыганкова, Алексей Сдобнов.

Страна производства - Россия. Русские евреи. Фильм первый. До революции — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.