| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Проездом |
| год: | 2016 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Александра Князева |
| сценарий: | Алексей Тимм |
| продюсеры: | Андрей Григоренко, Илья Чижиков, Антон Чижиков, Анатолий Чижиков |
| видеооператор: | Алексей Шубаков |
| композиторы: | Сергей Морозов, Людмила Морозова |
| художник: | Анна Шаронова |
| монтаж: | Владимир Воронин |
| жанры: | ужасы, комедия, драма, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
25 мин |
Дипломная работа Александры Князевой рождена под звездой жанра постсоветской семейной телевизионной мелодрамы, подходящей для фонового просмотра перед Новым годом, когда салаты оливье замешиваются натруженными тёткиными ручищами, а под ногами бегают маленькие карапузики. Всё — от сюжета и актёрской игры до антуража и озвучки, — создаёт определённую условность, которая многим покажется фальшивой или, как минимум, устаревшей: сейчас так не снимают. Чистенькие, опрятные, немного в чём-то выглядящие наивно и в то же время проговаривающие свои реплики с беззаботной старательностью, как на уроке русского языка (чтобы в губы попадало и по усикам текло), персонажи не вызывают сильного отторжения — скорее щадящее безразличие с редкой примесью закатывания глаз. Да, видно, что нынешним трендом киносъёмки тут и не пахнет, а сюжет выстраивается по лекалам какой-то бессмысленной сериальной пьесы с упором на кухонно-семейную эстетику, но фильм не претендует на нечто большее — просто он действительно лучше вписывается в другое время и в другое вещание: слишком «из прошлого», слишком «по-бабушкински».
Некая претензия на конфликт, возникающая ровно в середине сеанса, к слову, не ломает атмосферу домашних посиделок: ну, приехал отец к сыну, ну, выясняют родственники какие-то там отношения. Ожидать от сценария сильной или хотя бы сносной драматургии не приходится: всякая попытка какой-либо замечаемой нами ситуации зажить своей жизнью скоропостижно сменяется следующей сценой, сладко сдобренной музыкальными аккордами, манипулирующими в отношении эмоций зрителя. Оттого возникающий в кульминационной сцене чистый магический реализм повергает в некую оторопь: оказывается, музыка не зря намекала на скрывавшуюся доселе сказочность данной истории!
Как только сказка вторгается в центр нашего внимания, сюжет наконец-то обретает движение и становится кристально понятным, помимо прочего обнажающим свою главную мораль: берегите родных и близких, ведь они всегда с нами. Происходит это благодаря сценарному трюку, который, кстати, не так уж плох: не сразу догадываешься, что произошло у экранной семьи на самом деле. Правда, реагируют на случившуюся мистику герои так, словно каждый день в этой вселенной можно увидеть призраков или поговорить с мёртвыми, да хоть водки с ними выпить — какие тут ещё нужны психиатры, всё в порядке! После чего следует вполне себе ровный, забавный финал с поучительной подоплёкой, что зиждется всё на той же истине о бесценности родных и близких для каждого человека.
Главная отличительная особенность фильма — как раз в его целенаправленном телевизионном сентиментализме, упомянутом ранее. В подобной обёртке рассказанная история выглядит намного слабее, нежели если бы всё то же самое было снято как обычное современное кино с актёрами, что не пытаются изображать марионеток новогодней мелодрамы, и, господи, с более талантливым ребёнком в роли сынишки главных героев, который существовал бы на их фоне не так наигранно, как здесь. Но Александра Князева выбрала путь наименьшего сопротивления: пусть выглядит слащаво и прилизанно, пусть подходит сугубо для одноразового просмотра в максимально отрешённом и ленивом состоянии, лишь бы нравилось домохозяйкам постсоветского периода.
Окей, да будет так.
5 из 10
24 мая 2020