Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Maquinaria Panamericana |
год: | 2016 |
страны: |
Мексика,
Польша
|
режиссер: | Хоакин дель Пасо |
сценаристы: | Хоакин дель Пасо, Люси Павлак |
продюсеры: | Хоакин дель Пасо, Сюзанна Берналь, Mauricio De La Garza, Сантьяго де ла Пас, Марчин Мататынски, Хайме Романдиа, Павел Тарасевич, Йоаким Циглер |
видеооператор: | Fredrik Olsson |
композитор: | Christian Paris |
художники: | Люси Павлак, Полина Санчез, Yupanqui Ramos |
монтаж: | Рауль Баррерас |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 февраля 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Берлинале закончился, но ещё не отпустил. Начитавшись в прессе разного рода рейтингов прошедшего Берлинского кинофестиваля, задумался о своём списке понравившихся фильмов. Несмотря на огромное количество увиденного, убойной десятки не получилось. Но есть уверенная тройка фильмов, два из которых я посмотрел дважды, третий посмотреть повторно не успел, так как впервые увидел его в последний день фестиваля на последнем сеансе. Как всегда, порадовал Були Ланнерс — бельгийский или как он сам себя называет «фламандский» режиссёр с новым фильмом «Первый, последний». Невероятно трогательную притчу показал Эжен Грин — «Сын Иосифа». Эти два режиссёра, хорошо известны фестивальной публике и не раз получали награды на международных фестивалях. Третий режиссёр, Joaquin del Paso, показал свой первый полнометражный фильм «Maquinaria Panamericana» и о нём хочется немного сказать…
Повторяющийся громкий металлический звук. Стальной прут торцом ударяется в асфальт. Титры.
Пятница. Утро. Люди спешат на работу — завод по ремонту тяжелой строительной техники Maquinaria Panamericana (МАПСА). Всех всё устраивает: удобное расположение рядом с аэропортом Мехико, щедрый босс — Дон Алехандро, просторные офисные помещения и престижная работа в компании с многолетними традициями. Пока люди отмечаются на проходной завода, по репродуктору звучит: «Это заключительный день — пятница. Доброе утро, МАПСА. Хорошего всем дня. И помните, сегодня первый день вашей оставшейся жизни. Сделайте великим этот день. Не дайте закончится этому дню без личностного роста, так и не став счастливыми.» Под такой «трансерфинг реальности», от заводского управления, сотрудники начинают свой обычный рабочий день. Безмятежная музыка с экрана создаёт ощущение, что персоналу завода «работается» комфортно, им нравится проводить время вместе, шутить, общаться, поддерживая таким образом здоровых дух в коллективе. Секретарь директора рисует кисточкой пальмы на ногтях, в коммерческом отделе отмечают день рождения сотрудницы, и всё это под звуки непрерывно звонящего телефона. Чтобы не отвлекаться на звонки, сотрудники переводят их друг другу по внутренней связи, до тех пор, пока последний не снимает трубку. Заданный в разговоре вопрос ставит в тупик, прояснить который может лишь директор, который как вскоре выясняется, совсем некстати умер в своём рабочем кабинете от сердечного приступа. От этой шокирующей новости рушится вся беззаботная атмосфера веселья. Ведь, в сущности, это означает, что компания банкрот, так как внезапно умерший директор — Дон Алехандро последние годы финансировал производство и платил заработную плату из собственного кармана, а реально от былого величия компании давно остались только старые выставочные буклеты. Да, иногда будущее приходит без предварительного уведомления. Персонал не готов к новым испытаниям, они знают, что там за воротами завода, всех сотрудников ждёт нищета и в страхе перед неизвестностью они принимают решение никому не сообщать о кончине босса, закрыть ворота, и под страхом смерти никого не выпускать с территории пока не будет найдено коллективное решение. В головах людей растерянность, беспомощность, страх. Соседство с аэропортом — символом перемен, придаёт ситуации особый смысл. Долгие годы проработав в компании, где экономика подменялась трансерфингом, делался упор на мистицизм и общую ничем не подкреплённую веру в завтрашний день, заводчане решают организовывать митинг, на котором отдают все полномочия мерзавцу преследующему только свои корыстные цели. С подножки экскаватора, ставшего импровизированной трибуной, менеджер который зачитывал в репродуктор по утрам приветствие, и уже внёс свою лепту в развал компании, сообщает «я получил сообщение свыше, что мы сохраним компанию». Он обещает разработать план по спасению завода, в результате которого каждый станет «архитектором судьбы не только своей, но и всей компании». Звучат разговоры о справедливости и «новой демократии» для рабочих…. Дальше ситуация приобретает сюрреалистический характер и трагедия превращается в фарс. В ожидании чудотворного спасения, коллектив решает отметить начало «новой эры». В виду невозможности выйти с территории, чтобы купить алкоголь, они изобретают напиток, где главным ингредиентом служит бензин, который они ловко смешивают в огромном чане с различными вкусовыми добавками. Вечер, праздник в полном разгаре, асфальтоукладчик давит компьютеры и прочую оргтехнику, ветер гоняет по территории бумаги из бухгалтерии, рабочий за рулем экскаватора, пытаясь вырыть яму, чтобы спрятать тело директора, повреждает трубу подающую на завод воду и вместо могилы получается ванна в которой купаются счастливые «архитекторы». По территории завода носятся огромные жёлтые экскаваторы, круша все на своём пути. В кабинах подъёмных кранов и грейдеров вчерашние заводчане предаются любви и возлиянию. В разгар праздника, единственный вменяемый сотрудник — охранник завода, затевает драку с новым директором и добивается публичного признания его корыстных планов. Утро. Тишина. На славу погулявшие заводчане спят в самых неожиданных местах, на столе бывшего директора, на складе положив под голову инструменты, в офисе, в тракторах, в экскаваторах, спят по всей территории завода. Охранник вызывает скорую помощь, чтобы она забрала тело бывшего директора. Ворота открыты, санитары забирают тело и уезжают, проснувшиеся заводчане стоят в воротах и взглядом провожают скорую. Уже бывший охранник уходит вслед за машиной скорой помощи. Заводчане закрывают ворота и возвращаются на территорию. Надпись на воротах Maquinaria Panamericana. Занавес.
Хотя очень смешно, но на самом деле это мрачная и изобличающая сатира о вечных проблемах. Режиссёр показывает, что эти проблемы непреодолимы и счастье, о котором говорит в начале фильма репродуктор, не может быть достигнуто даже после того, как работники получили видимую свободу действий. Как результат — неизбежный хаос. Замечательное кино.
10 из 10
24 февраля 2016