Человек разумный
Homo sapiens
7.1
7
2016, документальный
Германия, Швейцария, Австрия, 1 ч 34 мин
Железные дороги. Заводы и фабрики. Кинотеатры, концертные залы и дворцы культуры с масштабными мозаичными панно. Больницы. Церкви. Зоопарки. Супермаркеты. Электростанции. Офисы. Кажется, все возможные места, где жил, работал, наслаждался искусством, ел, молился и любил человек разумный – прежде, чем навсегда оставить землю. Теперь эти рельсы ведут в никуда. Вечнозеленые джунгли наступают на индустриальные пространства. Дождь смывает все следы людского пребывания. Был человек – и нет человека.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек разумный

английское название:

Homo sapiens

год: 2016
страны:
Германия, Швейцария, Австрия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Николаус Гейрхальтер
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 февраля 2016 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Видео к фильму «Человек разумный», 2016

Видео: Трейлер (Человек разумный, 2016) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Человек разумный», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Человек разумный», 2016

Солипсизм австрийского документального кино

Homo Sapiens — открылся зрителям, как* повышенно-эстетическое полуторачасовое медитативное упражнение**.

* Предложение, которое содержит в себе сразу три прилагательных подряд не может быть до конца серьёзным.

** Да и вообще оно было создано ради словосочетания «медитативное предложение», которое очень хорошо отражает происходящее на экране.

Медитативное: весь фильм состоит из статичных кадров, скомпилированных в слайд-шоу. Кадры сменяют друг друга примерно через минуту, а под конец фильма где-то через пол минуты. Это можно и не заметить, но кадры не первозданны — многие были отредактированы уже после (напрмер, в некоторые кадры добавлен ветер). Звук тоже не взят «с натуры» — над ним работали отдельно, чтобы изъять любые шумы, которые могли бы исходить от людей.

Упражнение — потому что этот вертеп коубов (грубо говоря, гифок с наложенным звуком — прим. ред.), гармоничен, но в десять вечера может быть утомительным и погружать зрителя в краткосрочную дрему.

Не только поэтому, но этот фильм не хватает звезд с неба и его старшие братья вроде «Самсары» или «Кояанискатси» расправляются с поставленной проблемой гораздо более быстро и глубоко. «Homo Sapiens» интересно смотреть в рамках новых течений в документальном кинематографе. Он скорее напоминает «Левиафан» — не тот что Звягинцева, а тот где двое французов с помощью невероятного количества камер прикрепленных к рыбным остовам, птицам, якорям и человеческим голосам исследуют рыболовецкое судно. A если копнуть глубже — насколько человек Левиафан для природы? Настолько же море и стихии Левифан для человечества?

С одной стороны из-за отсутствия человека (homo sapiens) кажется, что мы наблюдаем за будущим, в котором человечество изъяли. Перед зрителем проходят постапокалиптические обломки, оставшиеся от разумного млекопитающего, который оставил в ареоле своего обитания обозримые следы благодаря умению мозга надстраивать смыслы. Всё что мы видим в коубах Гейрхальтера — сваленная линия электропередач; печь, жутковато зияющая своими оранжевыми кирпичными рылами; брошенные банки с формальдегидом, расчленяющие человеческое тело на куски; архитектурные строения; социалистические фрески из монумента Бузлуджа в Болгарии — созданы либо как извращённая тяга к комфорту (который отличается от обычного инстинкта сохранности и становится надстройкой), либо как культурная необходимость, что тоже является надстройкой.

С другой стороны — на экране настоящее. Эти заброшенные культурные и исторические памятники, оставленные человеком перемалываться в лопастях природного роста и гниения, уже сейчас — они взяты с натуры. Название фильма — это одновременно название адресата. Потому что без зрителя эти эстетические кадры не имеют значения, а если быть откровенными, то не существуют без него. Поэтому единственные живые существа в кадрах — птицы и лягушки — выглядят нелепо — им без надобности конструкции, которые почему-то необходимы нам.

Николаус Гейрхальтер как в своих предыдущих работах, так и в новой картине занимается культурной антропологией. Его интересует человек, его занятия, его среда. И поэтому, когда он выбирает человека из кадра насовсем — эта работа становится более антропологичной, человек, его деяния и цели становятся более значимыми и важными. А потеря человека и его мысленных и физических надстроек — печальным зрелищем. И неважно насколько мы все ничтожны по сравнению с бескрайней Вселенной — важно, что мы чем-то заполняем пустоты вокруг нас и создаем свою подобно персонажам игры Minecraft.

Глядя на экран можно сказать — «Вот он — человек и вот он — его солипсизм!»*.

* другой вопрос — обязательно для этого смотреть на него полтора часа или достаточно увидеть первые двадцать минут, задремать и проснуться к концу.

18 февраля 2016

Документальный фильм Человек разумный на большом экране с 2016 года, его режиссером является Николаус Гейрхальтер.

Производство стран Германия, Швейцария и Австрия. Человек разумный — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.