| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
8 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Бесконечный человек: Хаяо Миядзаки |
| английское название: |
Owaranai hito: Miyazaki Hayao |
| год: | 2016 |
| страна: |
Япония
|
| режиссер: | Каку Аракава |
| жанры: | документальный, биография |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$187 320 |
Мировые сборы:
|
$187 320 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
13 ноября 2016 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 10 мин |
Формально этот фильм идет первым в трилогии, которая посвящена документированию творческого пути Хаяо Миядзаки, которая в общей сложности охватывает 18 лет, однако она же на удивление является самой даже не то чтобы сырой или невнятной, а скорее необязательной.
Конкретно этот фильм охватывает период между официальным выходом Миядзаки на пенсию в 2013 году и стартом работы над «Мальчик и птица» в 2016-м.
Всё бы хорошо, но, по версии этого фильма, в тот период он занимался исключительно короткометражкой «Гусеница Боро», в которой решил поработать с компьютерной анимацией (CGI). Звучит вроде интересно, да вот только короткометражка эта, как и весь короткий метр производства студии «Гибли», является эксклюзивом их музея, из-за чего оценить её может только небольшой круг избранных, а еще она вышла в 2018 году, т.е. с ней явно что-то происходило уже после того, как маэстро переключился на следующий проект.
Скажу больше – обратил внимание на этот фильм после просмотра другой работы режиссера Каку Аракавы «Хаяо Миядзаки и птица» (2024), которая тоже стартует в 2013-м и тоже с момента выхода на пенсию, но полностью игнорирует события этого дока, из-за чего как-то сам собой встает вопрос – это вообще как?! Какая из версий правда, или обе манипулируют фактами?!
Как ни странно, но обе эти версии скорее являются правдой, чем противоречат друг другу, т. к. не являются доками в общепринятом понимании, а скорее попыткой на основе документальных кадров сформировать полноценные художественные истории.
Конкретно этот док, в контексте трилогии, является экспериментальной работой, где автор, уже получивший какой-то нереальный кредит доверия Миядзаки, только обкатывает механики своего будущего шедевра.
В частности, тут для формирования художественной структуры ещё заметны манипуляции с фактами. В частности, по этой версии начало работы над короткометражкой — это продюсерская инициатива, призванная занять гениального аниматора, да вот только идея полнометражного фильма про эту гусеницу принадлежит Миядзаки и датируется аж 1995-м годом.
Если на это можно махнуть рукой, то вот как фильм очевидно художественной модификацией подводит зрителя якобы к причине отказа Миядзаки от использования CGI в его будущей работе, выглядит уже сильно натянуто.
Собственно, если бы за этим фильмом не последовали продолжения, то, вероятно, он бы так и остался каким-то непонятным доком, однако продолжения у него есть, и в составе трилогии он уже представляет значительно больший интерес.
Вышедший в 2019-м второй док трилогии охватывает период с 2006 года (начало работы над «Рыбка Поньо на утесе») по 2013 (объявление о выходе на пенсию). Выполнен он в классическом документальном стиле, с закадровыми комментариями. Сам по себе он достаточно информативен, но в контексте этого фильма особенно интересен тем, что показывает, как постепенно растет доверие между Миядзаки и режиссером-документалистом, которое к моменту начала работы над «Мальчик и птица» достигнет какого-то беспрецедентного уровня, благодаря которому зритель в будущей работе 2024 года получит какой-то нереальный доступ не только к жизни, но и внутреннему миру легендарного аниматора, которая, в свою очередь, была бы невозможна без этого фильма.
Дело в том, что для рассказа о жизни Миядзаки как творца он, возможно, и не обязателен, но для рассказа о жизни Миядзаки как человека и для формирования единого континуума трилогии, охватывающей 18 лет, он является ключевым. В частности:
1) По сравнению с приквелом невозможно не отметить принципиальные изменение формата повествования. Тут уже нет закадровых комментариев и стандартной структуры дока, а автор на основе документальных материалов формирует художественную историю, что стало принципиально возможно только благодаря нереальному кредиту доверия и, как следствие, беспрецедентному уровню допуска как к Миядзаки, так и студии Гибли в целом.
2) Благодаря именно этому фильму формально три самостоятельных документальных фильма становятся единой трилогией, охватывающей временной промежуток в 18 лет. Именно в формате трилогии первый фильм становится полноценным первым актом, где герой истории находится в своей зоне комфорта, выходом из которой становится пенсия. Вторым актом становится этот фильм, где герой под воздействием сил антагонизма претерпевает эволюцию и подходит к кульминации жизненного пути, где претерпевает так называемую метафорическую смерть, в процессе которой обретает мудрость и смирение, благодаря которым, уже претерпев все внутренние трансформации, приступает к работе над своим opus magnum в заключительной части великой трилогии, но это, как говорится, уже совсем другая история…
Резюмируя, скажу так: как писал в названии, как самостоятельный док — этот является самым необязательным в трилогии, и я бы посоветовал смотреть фильмы трилогии в обратном порядке. Дело в том, что к завершающему фильму 2024 года уровень доверия всех причастных и мастерство его создателя достигло таких высот, что позволило создать, не побоюсь этого слова, шедевр, при просмотре которого отвисает челюсть от того, какие материалы сначала удается получить, а потом и так смонтировать. Если после его просмотра сохраниться интерес к теме, то док 2019 года позволит закрыть большинство вопросов и формально своим финалом логически подведет к фильму 2024 года. Если же после дилогии сохраниться интерес к теме, особенно в части разительных изменений в характере её героя и того, что за прыжок такой произошел от классического дока к формату художественной истории, то именно этот фильм позволит не только заполнить пробелы в эволюции характера Миядзаки, но и станет логичной перемычкой между откровенно документальной и художественной манерами повествования двух других частей трилогии.
Касательно оценки этого дела – именно как за неотъемлемую часть уникальной трилогии, охватывающей аж 18 лет жизни легенды, лично от меня только наивысший балл.
10 из 10
24 июля 2025
Он много курит. Ему можно. Непрестанно рисует. Его жизнь. Мы принимаем его за бога. Он человек. Он дарит нам сказку. Ему непросто.
Сколько их - гениев? Раз-два - и обчелся. Нам все-таки повезло. Живем при живых гениях анимации - Норштейне и Миядзаки. 'Уж сколько их упало в эту бездну'?! И нам ничего не остается, кроме как терять великих.
Миядзаки уникален тем, чт его творения любят даже те, кто не любит все азитское, все эти анимэ, манги и прочее. В удивительный мир Миядзаки нельзя не влюбится, каким бы снобом ты ни был. Визуальная фантасмагория его картин всегда отяжелена социальным значением и облегчена душевным теплом общечеловеческого.
Этот документальный фильм о Миядзаки, о живой легенде, не фильм-биография. Нет, нам не дадут готовый общий портрет мастера. Сконцентрированный преимущественно на том, как Миядзаки 'ушел на пенсию', но не может сидеть без дела и неустанно работает над короткометражкой про гусеницу Боро (которая, кажется, так и не вышла в свет), это фильм - подглядывание за трудовыми буднями. Миядзаки перед нами теряет ореол святости - мы видим художника-труженика, всю жизнь отдавшего своему делу. Мы начинаем понимать, как создаются шедевры. И кто их создает. И Миядзаки снова обретает ореол. Как человек творящий и знающий, чего хочет. И мы примерно начинаем понимать, кто подарил нам 'Унесенных призраками', '.. соседа Тоторо', 'Принцессу Мононоке' и ряд других бессмертных мультфильмов.
26 июля 2022