- Возможно, однажды тебе тоже придётся пробираться через дерьмо, а я не смогу тебя поддержать, и тогда мы будем квиты.
- Я очень надеюсь.
Внимание психическим заболеваниям в искусстве всегда уделялось не меньшее, чем таким обыденным темам, как любовь и, например, семейные ценности. Причина очевидна: одно из самых загадочных и непонятных явлений привлекает и не может не вызывать интерес, из-за чего иногда кажется, что заболевания психики созданы для того, чтобы питать мир искусства и разрушать другие.
Картина Алекса Росса Перри «Королева Земли», впервые показанная год назад на Берлинском кинофестивале и получившая множество положительных отзывов, рассматривает психическую нестабильность человека, как сторонний наблюдатель, и представляет зрителю картину постепенной потери контроля над собой.
Девушка по имени Кэтрин (Элизабет Мосс), после смерти отца отправляется в загородный дом своей подруги Вирджинии (Кэтрин Уотерстоун) с целью ощутить поддержку и прийти в себя. Синопсис сообщает о том, что подруги за время, проведённое вместе «пересмотрят свои взаимоотношения». На самом же деле фильм раскрывает стандартную для кинематографа тему лишения рассудка, которая в контексте «Королевы Земли» оказывается наиболее выигрышной.
Режиссёр отлично играет на контрастах: показывая два периода, проведённых девушками вместе — в настоящем времени и год назад — Росс Перри отражает в корне изменившиеся отношения между ними, а также полярно противоположное состояние Кэтрин в прошлом и в настоящем. А упоминания о том, что аналогичная (но не конкретизированная) ситуация случилась год назад, только не с Кэтрин, а с Вирджинией, дают понять, что неспособность героинь помочь друг другу оскорбляет обеих, выносит на первый план вопрос истинности их дружбы, но отражается на их внутреннем состоянии различным образом.
Произведение обладает пронзительной атмосферой: долгие крупные планы, бесконечные диалоги, потрясающе-пугающая музыка, приковывающая внимание не только к происходящему на экране, но и к собственному звучанию. Именно благодаря атмосфере можно быть уверенным в том, что хотя бы что-то из перечисленного заденет зрителя за живое.
Актёрская игра на высоте. Кэтрин Уотерстоун, на счету которой не так много известных проектов, выдаёт отличный перформанс, а Элизабет Мосс правдоподобно изображает абсолютное безумие. Несмотря на периодически проявляющуюся излишнюю драматичность, её героиня вызывает ужас.
При просмотре на ум неизбежно придут ассоциации с другими произведениями, схожими с «Королевой Земли». Размеренность постепенной потери разума напоминает «Марту, Марси Мэй, Марлен» Шона Дуркина. Похожей является история о женщинах, исследующих свои взаимоотношения в изоляции от внешнего мира, рассказанная Ингмаром Бергманом в «Персоне». И конечно, постепенный переход от незначительных психических отклонений к полному безумию отсылает к известной Бланш Дюбуа, героине «Трамвая Желание».
Фильм не даёт ответов на многие вопросы, а лишь призывает сделать собственные предположения и выводы. Но главная его проблема в том, что, нагнетая обстановку в течении полутора часов, режиссёру не удаётся создать яркий финальный аккорд, из-за чего складывается ощущение вынужденной недосказанности, которая влечёт за собой мысли о претенциозности и ложной глубокомысленности. Поэтому «Королева Земли» становится отличным примером того, как оболочка оказывается более увлекательной и проработанной, нежели смысловая составляющая. Но это тот редкий случай, когда недостаточная внутренняя насыщенность не оставляет тягостного впечатления. По этой причине потенциал начинающего режиссёра видим невооружённым глазом. То ли ещё будет.
8 апреля 2016
Последний фильм режиссера Алекса Росса Перри («Послушай, Филип»), показанный на Берлинском МКФ 2015, сразу стал хитом у критиков, которые, судя по всему, в последнее время любят хвалить все, что максимально дистанцировано от зрителя и рвет шаблоны относительно стандартов киноповествования. Второй пункт, конечно, дело хорошее, но одно дело «нестандартно», а другое «талантливо», и постановщик явно перегнул с этим палку, рассказывая историю невротичной художницы Кэтрин. Пережив смерть отца и расставшись с возлюбленным, девушка приезжает в загородный дом к подруге, где в течение всего экранного времени ссорится с ней, ведет патетические речи и сходит с ума. Рассказывая о своем фильме, Перри постоянно кидался громкими именами типа Фассбиндера, Олтмена, Бамубаха и Кассаветиса, типа они оказали огромное влияние при создании этой картины, в итоге он даже заявил, что так бы выглядел фильм Пола Томаса Андерсона, снимай он фильм ужасов. Сложно сказать, где именно в своей картине Перри увидел хоррор-элементы, если не считать таковыми малюсенький эпизод галлюциноза на вечеринке и раздражающе навязчивую атмосферу из серии «щас случится что-то страшное». Ничего страшного в итоге не случается, битый час несчастный зритель вынужден смотреть пустое, занудное и фрагментарное упоение режиссера своей высокопарностью и претенциозностью (мотивировка выбора названия картины у Перри просто гениальная: «Что я хотел сказать этим своим названием? В фильме я показываю воду, деревья, траву и всю окружающую среду. Наш саунд-дизайнер также поработал над тем, чтобы громко шумел ветер. Я хотел показать природу, поэтому и «Королева Земли»').
Исследование ситуации «Женщина на грани нервного срыва» также не производит должного впечатления, если даже не брать в расчет сомнительный внутренний конфликт главной героини, из-за которого ее превращение в хихикающую истеричку не выглядит убедительно, в отличие от, скажем, гениального «Отвращения» Романа Полански, на которое Перри, судя по всему, так же ориентировался. Больше всего раздражает перебор с минимализмом событий, которые подаются урывками, мало что значат сами по себе и предполагались режиссером как типа интерактивная работа со зрителем, додумывающим множество открытых сцен. Вот только на деле это вовсе не выглядит умным ходом, а больше напоминает концерт исполнителя-халтурщика, на который пришли люди, заплатившие деньги за представление, а в ответ певец бегает по сцене и тычет в зал микрофон «а ну-ка пойте сами». Если что и есть в фильме неплохого, то это довольно сильные актерские работы главных героинь — Элизабет Мосс и Кэтрин Уотерстон, без них оценка была бы однозначно ниже.
5 из 10
8 февраля 2016