Честно говоря, смотреть сериал начал без внимания, предполагая что-то из цикла «а что у нас сегодня нового в гареме?» И теперь жалею, что (возможно) пропустил что-то в первых двух сериях.
Это — детективный сериал (возможно, первый в Турции): каждая серия — вполне законченный детективный (или криминальный) сюжет; и, в то же время, есть сквозные линии: и любовная, и «тайна рождения», и вражда со злодеем (такой турецкий Мориарти в облике банкира Бориса); и «повседневная жизнь полицейского участка» с двумя недотепами — недалёкими, но симпатичными; и — возможно, наиболее важное — отложенное на год исполнение смертного приговора над главным героем — Филинтой Мустафой.
К сожалению, почти нет материалов по сериалу на русском, поэтому я позволю чуть более подробно остановиться на сопутствующих деталях.
Эпоха. Это Османская империя XIX века, причем, ближе к концу века. Первоначально авторы сериала оставили султана безымянным; предполагалось даже, что это Абдул-Азиз (1861—1876); но во втором сезоне определились — это Абдул-Хамид II (1876—1909). Так что ближе к 90-м годам XIX века: Румыния и Болгария уже вполне условно-самостоятельно действующие государства. Для воссоздания облика эпохи были выстроены декорации на 300000 кв. метрах: Пера, Галата, даже трамвайчик на конной тяге (в сегодняшнем Стамбуле функционирует его потомок — на электричестве). Вообще, картинка цвето-насыщенная, немножко клиповая, но вполне достоверная. Кстати, если в первом сезоне политические и исторические события проходят фоном (хотя и важным), то во втором сезоне обещают больше исторических героев и событий.
Герои. Султан и его министры. Как и положено на Востоке, длительное раскланивание, отведение глаз и пр. — весь антураж настоящего султаната. Но, пожалуй, главный герой — это Кади Гиязиддин Хатеми, судья, воспитатель султана — и приёмный отец по-настоящему главного героя — Филинты Мустафы. Кади (судья) очень важен, как я понял, для турецкого общества: это и интеллигенция, и совесть нации, и собственно судья (если определять в терминах русской общественной жизни). Именно Кади-эфенди инициирует расследование, принимает окончательные решения — и выносит приговоры. При этом он оказывает влияние на общество, организуя помощь бедным, голодающим и обездоленным.
Филинта Мустафа — главный сыщик и детектив. Методы расследования у него самые передовые: он изучает трупы жертв (забавно наблюдать, как другие полицейские отворачиваются от трупов при их осмотре), находит улики, исследует их с помощью местного фотографа, своего друга Абдулхана-эфенди (такой Леонардо да Винчи своего рода — по широте знаний).
Борис Захария — банкир, по совместительству глава гангстеров и отец главной героини Лары. Ненавидит Филинту Мустафу и желает его смерти; ненависть пока мотивирована тем, что Филинта мешает темным делишкам банкира, но, кажется, корни её уходят в прошлое.
Пожалуй, этого достаточно — остальное вы узнаете при просмотре сериала. Хочу добавить, что все герои легко различаются: бороды и усы мужчин разного стиля, женщины красивы разнопланово. Злодеи сразу понятны по внешнему виду.
Еще немного о прозвище главного героя — Филинта. Благодаря турецко-английскому словарю выяснил его происхождение: кремневое ружье, карабин. Друг-фотограф (и знаток всех наук и ремесел) сделал Мустафе револьвер с удлиненным дулом и усиленным пороховым зарядом; поэтому прозвище пошло от необычного револьвера главного героя.
Пожалуй, всё. Смотрите сериал — он действительно интересен, хотя и достаточно прост для искушенного западного зрителя. Окунитесь в магию 1000 и одной ночи — но с вполне современным детективом.
Дополнительно могу порекомендовать отличный материал в Daily Sabah: The rise of Sultan Abdulhamid II`s period in TV series ‘Filinta:' ‘Dawn of the Millennium».
23 июля 2017