Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мозготрясы |
год: | 2014 |
страна: |
Казахстан
|
режиссер: | Ахат Ибраев |
сценарий: | Данияр Кумисбаев |
продюсер: | Ахат Ибраев |
композитор: | Никита Карев |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Вступление
Казахстанское телевидение — вещь очень специфическая. На 50% оно состоит из местных аналогов, своего рода «локализаций» иностранных программ и сериалов (западных или российских, которые тоже аналоги западных) на 20% из концертов проходящих в различных провинциях, которые один Бог знает зачем крутят по кабельному на всю республику, и на 30% из дешевых турецких/индийских/бразильских/корейских сериалов и мультсериалов дублированных на казахский.
Впрочем, отечественная продукция далеко не всегда относиться к категории подражания или плагиата. Сфера шоу-бизнеса находиться в состоянии довольно заметного развития, и иногда среди тонн второ- и третье- сортных шоу можно отыскать довольно оригинальные задумки.
Честно говоря, когда я увидела трейлер сериала Мозготрясы, и поняла что это «смищьной ситком про ботаников» в моей голове промелькнула мысль: «Неужели это отечественная подделка под Теорию большого взрыва?» Этого стоило ожидать от казахстанского телевидения, учитывая повальную тенденцию «локазилации» идей популярных иностранных сериалов. «В любом случае,' — подумала я — «хуже белорусских Теоретиков сделать уже невозможно». Как ни странно, но мое предположение оказалось в корне неверным — с первой же серии было очевидно, что Мозготрясы даже не пытаются следовать схеме какого-либо существовавшего ранее сериала.
Как оказалось, сериал был создан по заказу Национального агентства
по технологическому развитию, и при поддержке Министерства индустрии и новых технологий РК, что, очевидно, и определило его тематику. По-правде говоря, когда я узнала что режиссер сериала — Ахат Ибраев («запомнившийся» мне Книгой легенд — душераздирающе некачественным фильмом с крутыми спецэффектами) я приготовилась к самому худшему. В плане исполнения, сериал крайне типичен для казахстанского ТВ — переигрывающие актеры, не цепляющие сценарии и плоские персонажи. Так я могла бы сказать про любой другой сериал и на этом успокоиться, но данный случай все-таки несколько выделяется из общей канвы отечественных шоу.
По-порядку:
Сюжет
Как я уже говорила, сериал обратился к теме «смищьных ученых» не из-за стремления по паразитировать на идее существовавших ранее известных шоу, а потому что идея привлечения внимания к этой категории людей была продиктована спонсорами. Таким образом, сравнительно оригинальная задумка уже выглядит похвально на фоне других сериалов. Сюжет каждой серии, чаще всего, крутиться вокруг очередного изобретения и создаваемых им проблем.
Актеры и персонажи
Персонажи — пожалуй, главная беда многих сериалов. В отличии от фильмов, хронометраж сериала не дает возможности емко и сдержанно раскрыть образ каждого, и поэтому сценаристы обычно набрасывают их из крайне ярких, колоритных и характерных черт, чтобы зритель сразу запомнил кто есть кто. Впоследствии, их образы часто изменяются, так как сюжеты серий строящиеся на их действиях и мотивации должны быть разнообразными. Но так происходит только если сценаристы старались. В случае с Мозготрясами персонажи не могут агрессивно швырнут в зрителя свою индивидуальность, так как почти все они не имеют таковой. Единственный персонаж, способный похвастать ясной мотивацией и понятным образом — это Султан Ахметович. Но тут надо учитывать то, что его образ в целом построен на популярном стереотипно-сатирическом типаже безответственного «Агашки» который просто отмывает деньги при этом искренне боясь начальства. Другие персонажи имеют намеки на индивидуальность, но эти намеки так и не превращаются в что-то стоящее на протяжении серий.
Несмотря на то что сериал, начиная уже с интро, настойчиво позиционирует себя как «сериал о ботаниках», с первых минут очевидно что «ботанизм» персонажей начинается и заканчивается на вырвиглазных костюмах со стереотипно «ботанскими» элементами (галстук-бабочка, штаны на подтяжках, крупные очки в роговой оправе)
Что касается актерской игры, то этот сериал также несколько отличается от типичного казахстанского. Как и в любом таком сериале — ее трудно похвалить. Но при этом актеры косячат каким-то оригинальным образом — они очевидно переигрывают, но в сочетании с отсутствием образов, согласно которым они могли бы переигрывать, это создает какой-то особенный эффект, который, что нетипично, не выражается в желании немедленно выключить, а наоборот как-то странно цепляет время от времени, и иногда даже смешит.
Подводя итоги, в общем складывается впечатление что большая часть средств и усердий авторов ушла на интро и межсценические анимационные переходы. Ну, и на костюмы, которые иногда хочется описать как «слишком старались».
Но в какое-никакое оправдание этого проекта, под конец я хочу сказать что:
Казахстанские фильмы и сериалы делятся по большей части на три категории:
а)Откровенная халтура созданная ради отмыва денег: неоригинальный и неинтересный сюжет, ужасная актерская игра, и в целом низкокачественное исполнение.
б) Оригинальная задумка и качественное исполнение: очень редкий тип, но встречается.
в) Оригинальная задумка и халтурное исполнение: я всегда печалюсь когда вижу фильмы этой категории, и их, к сожалению, почти так же много как и фильмов первой. Впрочем, эти фильмы все равно что стакан не заполненный водой полностью: оптимисты скажут что именно на эту категорию надежда, так как их количество доказывает нам что креативность в наших киноделах не отсутствует до конца, а пессимисты скажут что именно в них проблема, так как они доказывают что хорошие задумки не встречают достойного исполнения в нашем кинопроизводстве.
Смотря как вы посмотрите на это, а лично я даю этому сериалу:
5 из 10
за интересную задумку и ужасное исполнение.
9 января 2016