Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На краю мечты |
английское название: |
Imagine — Life Spent on the Edge |
год: | 2013 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Тьерри Донар |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
«I don’t really try to explain much about what I do».
Малоизвестный французский режиссер Тьерри Донар свою профессиональную деятельность посвящает документированию невероятных трюков, выполняемых спортсменами-экстремалами. Однако, в картине «Представьте» Донар в первую очередь заинтересован не в том, чтобы продемонстрировать возможности человеческого тела и пределы смелости, а нарисовать портреты тех, кто готов прыгнуть с любой высоты и покорить сколь угодно огромную волну.
Начинается «Представьте» отнюдь не с трюков под бодрую электронную музыку. Во время вступительных титров зрителю демонстрируются красоты зимнего пейзажа, причем оператор подробно останавливается на деталях в виде заиндевевших веток и девственно белого снега, переливающегося под солнечными лучами. Такое введение уже свидетельствует о том, что «Представьте» скорее всего не будет являть собой микс из акробатических прыжков, заставляющих вспомнить Джонни Ноксвилля.
Мсье Донар показывает себя мастером документальной режиссуры. Из случайных казалось бы кадров и реплик он выстраивает историю осмысленную и даже философски ориентированную. Всех герои «Представьте», коими являются спортсмены-экстремалы интересны совсем не потому, что они способны выдерживать огромные нагрузки и снимать захватывающие ролики на камеру GoPro, эти люди хотят получить особенные ощущения, хотя бы ненадолго оторваться от земли и почувствовать себя свободными.
Донар не позволяет себе ангажированности и открытого восхищения, просто он любуется на своих героев сквозь объектив камеры и любуется ими не как спортсменами, а как индивидами, которым слишком тесно в рамках обыденной жизни. Айртон Сенна говорил, что гонки для него кроме прочего ценны тем, что представляют собой единение человека, как венца природы, и машины, как плода технического прогресса, это некоторым образом выход за пределы усредненности и норм. Каждый выезд на трек/каждый трюк может стать последним, но есть нечто заставляющее забыть о страхе и риске, нечто неподдающееся вербализации, что и стало главной темой «Представьте».
Отдельно стоит сказать о том, что музыкальное сопровождение «Представьте» является не просто стандартным набором композиций, в который главная партия остается за битом. У фильма грамотно подобранный саундтрек, вполне достойный того, чтобы иметь его экземпляр у себя на полке. Сорок треков и каждый такт каждой композиции точно подходит по настроению к тому, что в тот или иной момент происходит на экране.
Давая крупные планы лиц своих героев и около 50-ти процентов времени демонстрируя их обыденную жизнь — работу в офисе, заваривание кофе и время в кругу семьи, режиссер аккуратно подводит зрителя к вопросу о том, как возможно что эти, казалось бы, обычные люди решаются на вещи, которые кажется не под силу и герою фантастического фильма «Восхождение Юпитер». И тут же Донар отвечает на свой вопрос или по крайней мере дает правильное направление для рассуждений — дело вовсе не в физической форме или желании признания (хотя многими движет именно жажда славы, но не героями «Представьте»), здесь сознание определяет бытие, а не наоборот.
Для типичных представителей субкультуры экстрима «Представьте» скорее всего не подойдет. Так как во-первых, Доннр, как уже было сказано, концентрирует внимание не на трюках, а на людях. А во-вторых, в картине нет того задора и лихой бессмысленности, с которой исполняются прыжки и кульбиты, становящиеся самоцелью. Во многих источниках картина «Представьте» не входит в резюме Тьерри Донара, видимо по причине того, что она не отвечает стандартам традиционных extreme movies. В то же время это неоспоримое достоинство данного фильма, он не направлен на узкую целевую аудиторию. Донар снимает не для спортсменов, да и по большому счету не о спортсменах. Это история о том, что у человеческой воли нет никаких преград, о том, что люди всегда стремятся преодолеть законы физики. И в каком-то смысле это тоже философия с ее метафизикой. «It’s not about what you do. It’s about what you want to do», — скажет один из героев фильма, и он прав.
20 декабря 2014