Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Холокост — клей для обоев? |
год: | 2013 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Мумин Шакиров |
сценарий: | Мумин Шакиров |
продюсер: | Мумин Шакиров |
видеооператор: | Вячеслав Макарьев |
композитор: | Ахмад Бакаев |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 56 мин |
Некогда нашумевшая история о сестрах Каратыгиных, которые весьма оригинально ответили на вопрос «Что такое Холокост?», наверное, так и осталась бы для меня незначительной, если бы не знакомство с документальным фильмом Мумина Шакирова «Холокост — клей для обоев?». Возникшая у режиссера идея вместе с сестрами отправиться на экскурсию в Освенцим и запечатлеть их знакомство с прошлым на камеру заинтриговала не на шутку. Проигнорировать данную документальную ленту было уже невозможно.
В фильме речь не идет об ужасах и катастрофах Второй мировой войны, нет в нем и подробного «смакования» страданий еврейского народа, запечатленных в лагере Аушвиц-Беркенау (Освенцим). Безусловно, это присутствует в фильме, но выполняет, скорее, роль необходимого фона. Основное же внимание фокусируется на Ксении и Евгении Каратыгиных, на их реакции на прошлое, восприятии наглядных сведений и голых фактов лагерной жизни. Так, забавное и увлекательное (как им казалось) путешествие за границу плавно трансформируется в тяжелое, моментами мучительное, но необходимое познание исторической правды. Соответственно, меняется и настроение самого фильма: от кадров, наполненных хихиканьем и малозначительным лепетом девушек, к кадрам молчаливым, тягостным. «Почему нам об этом не говорили?..» Широко распахнутые (то ли от ужаса, то ли от невозможности объять масштаб страданий) глаза, слезы, молчание — так юная душа постигает доселе неведомое ей, нащупывает путь к становлению, эволюционирует.
Врезаются и другие кадры: интервью с учителем истории (преподававшей в школе, где учились сестры), с мамой сестер Каратыгиных, да и самих девочек. Их ответы наталкивают на мысль о том, что тема Холокоста не то чтобы забывается или замалчивается, а просто не освещается должным образом. Отсюда и те, по сути, ужасные цифры: лишь трое из двенадцати прохожих смогли ответить на вопрос «Что такое Холокост?» в своеобразном интервью, которое Ксения и Евгения провели, вернувшись домой. И еще один факт: в школах России по программе на изучение событий Второй мировой войны отводится 6 часов, в то время как в Германии — 56 часов. Откуда такое пренебрежение исторической памятью?..
Холокост — тема неудобная, неприятная, ужасающе мрачная, отталкивающая. Но об этом нужно говорить, это нужно помнить. Ведь без прошлого нет будущего. Затрагивая подобную проблему, документальный фильм «Холокост — клей для обоев?» становится не только актуальным, но и в какой-то степени необходимым. Другой вопрос в том, что сама форма воплощения может невзначай остудить пыл и интерес зрителя. Картине, а точнее, первой ее половине, определенно не хватает динамики — распыление на кадры, казалось бы, не несущие в себе явной необходимости, будто растягивают время, оттягивают кульминацию и в конечном итоге приглушают интригу. Именно в первые полчаса часто возникало желание либо прерваться или забросить просмотр на лучшие времена, либо прокрутить запись на минут пять вперед. Буквально после того, как фильм был просмотрен, было приятно воспользоваться бонусом — посмотреть и его обсуждение, которое проходило в эфире «Радио «Свобода». Вот оно-то показалось куда интереснее, чем сам фильм. Поэтому в целом впечатления от документальной ленты не столь сильны, как предполагается, когда речь идет о Холокосте.
18 августа 2016