Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Царство грёз и безумия |
английское название: |
Yume to kyôki no ôkoku |
год: | 2013 |
страны: |
Япония,
США
|
слоган: | «A year inside the world of Studio Ghibli» |
режиссер: | Мами Сунада |
сценарий: | Мами Сунада |
продюсер: | Нобуо Каваками |
видеооператор: | Мами Сунада |
композитор: | Масакацу Такаги |
монтаж: | Мами Сунада |
жанры: | документальный, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 ноября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Личность Миядзаки в области анимации сложно недооценить. Это гений, который на протяжении полвека сохраняет свой стиль, затрагивая тонкие струны человеческой души. Хотя он и признается, что делал эти работы исключительно ради детей, но смотря эти произведения любой взрослый считывает всю глубину автора. Хаяо — это пример прекрасного, без которого сложно представить мир аниме и мультипликации. Заглянуть в рабочий процесс такого автора всегда интересно.
Год интенсивной работы над аниме «Ветер крепчает», год погружения в мысли автора, его работы на студии «Гибли», а также знакомства со всей командой, которая делает все возможное для соответствия перфекционизму режиссера. Всё это попадает в камеру режиссера фильма Мами Сунада, которая провела бок о бок с Миядзаки все это время. За это время мы проникаем в философию режиссера, отслеживаем как его личные переживания отражаются в смыслах картины, как он его транслирует команде безграничный мир фантазии, возводя все более сложные истории.
Хотя картина и ставит центральной фигурой Миядзаки, но в тоже время мы наблюдаем, что “Студия Гибли” это большее. Это команда энтузиастов, которые следует своим принципам, это близкие соратники, которые на протяжении многих лет следуют вместе. Режиссеру удается передавать все элементы кухни, собрать образ Хаяо из слов его команды и погрузить зрителя в сложную работу, которую проделывает команда в течении целого года, чтобы выпустить очередной шедевр имени Миядзаки.
23 сентября 2023
Мы все рисуем своё царство. В нём много всего. Там есть место безумию и очень много грёз.
Грёзы — мечты или сновидение; видение в состоянии бреда, полусна...
Безумие — состояние психики, отличное от нормального, здорового...
Царство — государство во главе с царём...
Анимационная страна во главе с её творцом рисует мечты и сновидения полусна и чего-то отличного от нашей настоящей жизни, но такое похожее - это и есть наше царство грёз и безумия.
Мы знакомимся со студией Гибли, подарившей что-то кому-то, необычные мультфильмы которой смотрели многие, ещё больше просто слышали о них, ещё больше ничего никогда не знало о них, ещё больше вскоре познакомятся так или иначе с ними.
Мы ходим по студии, смотрим на людей, делаем привычную для многих японцем утреннюю совместную физическую зарядку, видим всех, даже местную кошку. Съемка начинается где-то через полтора года после почти ядерной катастрофы на АЭС-1 Фукусима. Главный персонаж картины против ядерной энергетики и чётких очертаний в сюжете картины, против планов и сценариев в своих картинах... он сам не знает, что выйдет в итоге по окончанию производства мультфильма. Безумие! начинать то... не знаю что и куда это приведёт - никто не знает (автор этой рецензии тоже ничего не знает, как и куда рецензия его ведёт, сама себя пишет, чертовка). С таким подходом как планировать экономику производства и размер рецензии? Автор просто идёт вслед за грёзами, своими, чужими, по наитию... а может, каждая картина сама себя пишет... у автора просто холст и цветные краски с кистью... и он начинает рисовать раскадровки.
Представьте себе, что глава государства управляет так своей страной: по наитию, без плана, не знает, что будет завтра. Страшно и интересно одновременно. Он руководит, а его миньоны по раскадровкам доделывают основную часть работы.
Попутно интервьюер берёт интервью и интервьюируемого. Мы слышим вопросы как бы от себя, так как голос идёт от нас (от экрана) к опрашиваемому, и тот отвечает. Но разговор нелинейный, как и наш собеседник. Он легко переключает разговор на любую тему, например, показывает альбом с фотокадрами, которые он специально сделал в период мирового финансового кризиса 2008 года.
Перед нами самобытный человек, необычный, в чем-то действительно безумный (не от мира сего, но о мире раздумывающий в некоем дзене)... его мысли не были бы нам интересны, не будь он выдающимся в чем-то (по мнению кого-то) - мы бы в другом виде увидев его, или просто не узнав, признали бы на 100% просто безумцем, занимающимся болтологией пустой. Но кто не любит болтать, например, в безумной рецензии? Любимое дело. Болтать как бы вслух, но не давая как бы ответа тем, с кем ты болтаешь. Так все авторы фильмов, книг и прочего поступают - они не дают возможности зрителям высказываться в рамках своих произведений - вы не можете просто взять и сказать что-то в той же библии - вас там нет, там другие герои как бы, но они и про вас, вы легко узнаете в них себя, но сами за себя сказать ничего не сможете. Поэтому вас могут высмеять, ваш обобщённый в ком-то образ, возблагодарить за храбрость или побранить за трусость и т.д., но вы будете молча это всё воспринимать, молча слушать и смотреть. Например, поэтому актерам театра намного тяжелее - они могут увидеть зрителя, его эмоции, даже выкрики... критику испытать на себе. Мы же, киноманы, вынуждены молчать либо строчить рецензии бесконечно. Хотя иногда авторы приходят на премьерные кинопоказы и даже на вопросы зрителей перед и после сеансов отвечают - но это редкость исключительная.
Наш фильм - тоже исключение. Иногда мы слышим что-то про проекты, рассказы про героев мультиков, истории про явное соперничество каких-то режиссеров или ещё чего. Какую-то подноготную знать иногда даже и не хочется. Иногда не хочется знать, как рисуется мультик - магия пропадает. Не хочется знать, как сюжет появляется - волшебство исчезает. У нашей документалки тоже царство безумия и грёз. Есть просто урывки того и всего, скрепленные как-то вместе. Не всё из этого хочется знать... знать, кто рисует мультики. Пускай лучше, чтобы в воображении было так: они сами себя рисуют... история как жизнь сама идёт своим чудесным чередом. Режиссером киношки является сама киношка... Оскара ей! Надо впервые вручить заслуженного Оскара самой картине, фильму, мультику, документалке, а не людям, которые в руках киношки выступают на самом деле кистями, кинокамерами, красками, светом и тенью, декорациями и героями - инструментами.
В фильме могут присутствовать спойлеры к мультику Ветер крепчает (2013).
8 сентября 2023
Сюжетно, документальный фильм затрагивает производственный процесс создания двух замечательных картин студии, работу Хаяо Миядзаки (Мио-сан) «Ветер крепчает» и Исао Такахата (Паку-сан) «Сказание о принцессе Кагуе». Правда фильм показывает производство лишь первой картины, хоть и в моменте мы всё же увидим Паку-сана. О взглядах, творческом процессе, окружении Хаяо Миядзаки, о его «трех часах жизни», в которые он должен уловить мир и воплотить его в своих работах, о смене поколении и о том безумии, что они несут.
Картина хорошо отражает ту реальность, в которой мы живем. Эта реальность не слишком отличается, если вы житель города, ежедневно ходящий на работу и порою чувствующий скопившуюся усталость. В такой реальности и создаются удивительные по красоте и истории фантазии (или грез) людей, в обязанности которой входит входит воспитание целой культуры. Пожалуй может показаться странным, но можно говорить о воспитании не только детей и молодежи. Наверное гений и состоит в том, чтобы мысли распространять на культуру всего человечества и стремиться его изменить теми средствами, что у вас есть.
2 марта 2021
Что может быть лучше фильма от Миядзаки, только фильм о самом Миядзаки. В отличие от обычных интервью или фильмов-биографий, в этой документалке просто решили понаблюдать за тем, как работает коллектив Студии Гибли со стороны. Именно такой формат позволяет узнать хитрости работы, как бы оказаться на месте человека другой профессии. Узнать, как он руководит студией, его приёмы, его мысли, его рассуждения.
Например, не мог предположить, что он сам рисует сториборды (раскадровку), на ходу придумывает сюжет, сам не знает чем же его анимация закончится. А аниматоры, работающие с ним, тем более не догадываются о чём аниме, над которым они работают, и как всё вместе связано.
Оказывается, он не любит Порко Россо, вот те раз, и сам не знает, как он в это ввязался. А персонажи кошек из его работ, скорее всего скопированы с ленивой кошатины, живущей в их студии. Примечательно, что у студии есть лужайка, куда выходят отдохнуть, а по вечерам наблюдают с крыши закат. Напротив есть детский садик (если правильно понял), и детям нравится, когда выставляют овечек из аниме «Хайди — девочка Альп».
У студии есть свод правил, начинающийся: «Если у вас нет идей — пожалуйста, увольтесь».
Работа в студии — это отлаженное производство, здесь у каждого своя роль. Кто-то талантливее других — с них же и больший спрос. И к сожалению, многие не выдерживают и покидают студию.
Теперь понятно, откуда у Анно такая боязнь, что если он не будет стараться, все вокруг будут его ненавидеть. И может показаться, что Анно шутит, когда во время записи голоса он не хочет подниматься в операторскую, потому что считает, что недостаточно хорошо выполнил запись, и его будут ругать. Но Хаяо сам сказал, что Анно, когда говорит, не врёт.
Из фильма так же узнали, что история Миядзаки, или как его все называют Мия-сан, тесно переплетается с продюсером Тосио Судзуки и другом-соперником Исао Такахата, которого все называют Паку-сан (видимо, от звука «паку» — есть, как Пакмен, и означающий «бегущий-на-работу-с-тостом-во-рту»). Собственно, эти трое и изображены на обложке фильма.
Исао в апреле 2018 уже не стало, и Миядзаки сам осознаёт, что и его скоро не будет. Он не понимает и не принимает XXI век, считает себя ребёнком XX века.
Но всё же, всё же, всё же… То что уже отмечал в работах Студии Гибли и японского отношения к «чужакам», на примере Миядзаки можно увидеть, что-то всё же меняется.
Та самая «заноза в сердце», оставленная с детства, когда его отец не взял женщину с ребёнком в машину, чтобы увести их из разрушенного города.
10 июня 2018
Открыв для себя в детстве мультфильмы Хаяо Миядзаки, я открыл для себя огромный, волшебный мир, в котором хочется остаться навсегда. Миядзаки гений и мастер своего дела. Его анимационные шедевры можно пересматривать и пересматривать, и каждый раз заметишь что-то новое, в этом весь он. Я настолько люблю его работы, что не представляю мир аниме без них. Для меня они, как некий фундамент всего — образец нечто прекрасного и восхитительного.
Это второй документальный фильм, который я посмотрело о Хаяо. Этот человек мне всегда казался таинственным и очень умным. Его воображение не знает границ, и за все его многочисленные работы, хочется сказать спасибо большое. Выбрать лучший его мультфильм невозможно, они все прекрасны, и каждый уникален и полон капли волшебства и чего-то притягательного.
В этой документальной памятке зритель видит знаменитую студию Гибли. Мы видим, как Миядзаки работает над своим мультфильмом «Ветер крепчает». Нам предстояла возможность увидеть, как студия функционирует, и какие люди в ней работают. Что интересно, так это то, что ни только сам Миядзаки представлен в фильме, но и его коллега и друг Исао Такахата, и то, как он работал над своим мультфильмом «Сказания о принцессе Кагуя».
Оба вышеупомянутых мультфильма получились снова настоящим чудом, и лично я каждый полюбил. Было любопытно наблюдать в этом фильме, как в студии над ними работали. Памятка полна различных интервью, и также самого Хаяо и всех его правых рук.
Миядзаки творец, и пока он работал в студии Гибли, там творилось «волшебство», создавались замечательные, удивительные мультфильмы. Конечно, хочется, чтобы студия Гибли продолжала свое существование, но без самого Хаяо это будет практически невозможно.
Что такое «Царство грез и безумия»? Это место, где возможно все, где нет предела воображению и каких-нибудь границ. Хаяо в своем интервью раскрывает различные нюансы его работы и свой взгляд на то, что он делает, а также, что происходит в мире. Благодаря этой ленте, мы становимся ближе к этому творцу, и режиссеру Мами Сунада за это спасибо.
Смотрите мультфильмы Миядзаки и Такахато, и они унесут Вас в незабываемое, ни с чем несравнимое путешествие. Спасибо и приятного просмотра!
19 апреля 2017
Это документальный фильм не только о 12 месяцах жизни студии Ghibli, но и о всем известном Хаяо Миядзаки.
Чрезвычайно трогательный до глубины души срез бурного творческого процесса, который творился в студии во время создания «Ветер крепчает». Может быть интересно всем, кто хоть как-то интересуется внутренними кухнями сложных изобразительных проектов. Без утайки показаны не только моменты триумфов, но и все проблемы и тягости с которыми приходится сталкиваться авторам на пути воплощения грёз из головы Миядзаки, иной раз балансируя на самой грани безумия.
Не менее интересно и послушать самого Миядзаки, чья личность необычайно неординарная и светлая, несмотря на то, что с горы своих лет он смотрит на мир вокруг с некоторым разочарованием, а в будущее вовсе — с опасением.
4 августа 2015