Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звено |
год: | 2012 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Прошлое не ушло...» |
режиссер: | Роман Романовский |
сценарий: | Роман Волков |
продюсеры: | Дмитрий Гусев, Мария Сатонина |
видеооператоры: | Ольга Ливинская, Александр Бурцев |
композитор: | Сергей Ковальский |
художник: | Анна Неволина |
монтаж: | Влад Можайский |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 ноября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
Фильм оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны — история получилась интересной, закрученной, что немаловажно, свежей. И игра у малоизвестного актёрского состава порадовала. Но с другой, громадное количество ляпов, нестыковок, мешанины жанров на протяжении всего просмотра убили все хорошие начинания. Но, обо всём по порядку.
Прежде всего поспешу успокоить тех, кто боится за явное очернение Советского строя и патриотизма в лихие времена Великой Отечественной. Нет здесь этого! Действие разворачивается в наше время, а отсылы на группу ребят в красных галстуках выглядят, не более, чем материализация фантазии сценариста. Не неся под собой никакой политической подоплёки. Так что в этом фильме «Звено» — фильм чистый. Те, кто ругают его за это, явно перегибают планку.
Вот что действительно здесь присутствует в изобилии, так это мат. Я не знаю, в каком виде фильм сей шёл в прокате, и в телеэфире (если он вообще был в эфире), но если использовать банальные запикивания, то пищать будут непрерывно целые реплики героев. Преимущественно тех, кто в погонах. Если только вырезать такие моменты. Типичный режиссёр-сериальщик Роман Романовский что-то увлёкся нецензурной лексикой. Видимо он посчитал, что своим дебютным полным метром он внесёт какую-то новую струнку в отечественный кинематограф, и заставит своё малоизвестное имя звучать у всех на устах. Время показало — не заставил. Ибо ничего после «Звена» им больше ничего не было снято. Матершина в кадре никого не удивила.
А вот, в чём действительно Роман Романовский прокололся, так это в жанрах. Начинается картина вообще, как низкосортная комедия. Персонажи силовиков, пришедшие за главным героем — Павлом, выглядят не просто комично или гротескно, а карикатурно. Так, обычно, начинают повествование, когда хотят выставить в нелицеприятном свете какую-то структуру. В данном случае с лихвой досталось военкомату. Показалось, что клоуны в погонах и дальше будут регулярно напоминать о себе. Но… они все разом исчезли. И до конца фильма больше не появились.
А вот дальше началась чистейшая фантасмагория: некая взрывная смесь триллера, мистики и детектива. Взрывная, потому что, когда сценарист (то ли сам, то ли по повелению режиссёра) достигал логического тупика, создавая криминальную линию, то он выруливал, включая мистическую составляющую. И разрушая тем самым всю логику предыдущих событий. Потом он обходил сложный момент, и про мистику снова забывал. И так до самого финала. Мистический призраки из далёкого и не очень далёкого прошлого стали какими-то параллельными основному действу персонажами. Они ни с того ни с сего появлялись, и столь же внезапно исчезали, не внося в сюжет ничего ощутимо-важного.
Но, призраки, на то и призраки, чтобы резко исчезать и появляться. Это ещё понять можно. Но когда из сюжета начисто исчезли все обитатели детского дома. И герой, который, собственно, приехал работать воспитателем (!) в итоге целыми днями бродил в одиночестве по окрестностям, и лазил там, где ему лазить не положено. По сюжету могло показаться, что дети уехали. Тоже странно, конечно: нанимать на работу воспитателя, накануне отъезда детей в какой-то другой лагерь. Но всё оказалось ещё хуже. Дети (а точнее один из детей) резко материализовался в кадре, совсем как призрак, только для того, чтобы сказать, что дети ещё не уехали. Ну, это полный финиш! Дети, оказывается, были всё это время, только их никто не видел. Совсем никто!
А главный герой Паша, между тем, из незадачливого уклониста превратился в настоящего сыщика Мегрэ, который решил сам раскрутить запутанное дело исчезновения других воспитателей. И что странно, ему при этом никто не мешал. Мешать-то было некому. Детский дом стоял пустой. А улики сыпались ему в руки сами. Как-будто их кто-то накануне раскидал по всей территории усадьбы. Так может быть в детской игре, когда предлагается разгадать некий ребус, но только не в криминальном триллере. Улики чуть ли не кричали в кадре: «Вот они мы! Возьми нас, пожалуйста!» Причём фильм, похоже, создавался для слабоумных зрителей. Поскольку смысл ряда улик демонстрировался с повторами. Паша вроде бы сообразил, в чём дело, но пошёл ещё раз, чтобы всё перепроверить. И эту его перепроверку зрителю показывают во всех подробностях, накручивая хронометраж бесстыдным образом.
Вообще два часа хронометража высосаны из пальца. Историю можно было вписать смело в полтора часа или даже меньше. И зрелищности это фильму только бы добавило. Некоторые бессмысленные сцены нарочно затянуты так, словно проверяют зрителя на стойкость. Сама завязка сюжета длилась почти треть фильма. Хотя затянуть зрителя в круговерть событий, можно было минут за 15—20. Ну ладно, вроде закрутилось, когда уже хотелось начать зевать. Но такие сцены, как, например, рассказ Паши в спальне девочек какой-то совершенно левой истории, реально сбивали весь темпоритм сюжета. Шутка ли: минут пятнадцать Паша сидел в спальне и, путаясь в словах, говорил о какой-то любви из своих студенческих лет. Заскучали при этом не только зрители, но даже оператор-постановщик. Поскольку его сообразительности, как раскадровать столь длинную сцену не хватило. А сцена при этом ещё была лишена всякой динамики. Один говорит, а его слушают. Кадры повторяются. Эмоции гаснут. Линия взаимодействия нарушается. Сюжет провисает. Ужас, одним словом! И ладно, если бы эта сцена и рассказанная Павлом история, оказалась хоть сколько-нибудь сюжетно-важной. Ничего подобного! Сцена оказалась рудиментом. Ничего из происходящего в ней НЕ сработало. Если её вырезать из фильма вообще — сюжет ничуть не пострадает. Так что Романовский отжог не по детски!
И это только один из примеров. Само увлечение главного героя химией — тоже никак не отразилось на ходе истории. Никаких открытий, благодаря своим познаниям в области химии Паша не сделал. Вместо пробирок он мог с таким же успехом сидеть с книгами, с глобусом, с арфой, со штангой. Сути дела это не поменяло бы совершенно.
Так, что сюжет «Звена» оказался переполнен ружьями, которые висят на стенах, но не стреляют, призраками, которые ни с того ни с сего появляются, но ничем не помогают и никого не пугают, неадекватными матерящимися людьми в погонах, воспитанниками детского дома, которые бесследно исчезают, и кучей других ляпов. Смотреть сие или нет, решать вам. Но мне, искренне жалко хорошую и закрученную историю, которую господин Романовский утопил в сточной канаве. Окажись на его месте более толковый режиссёр, фильм мог бы смотреться совершенно иначе.
3 из 10
12 февраля 2019
Вот уже 25 лет как ушёл в небытие Советский Союз со всеми его прелестями и ужастями, а желание пинать его всё ещё живо. Во всяком случае, у некоторых сценаристов. Конечно: ведь мёртвое государство ничем не ответит, а зритель, предполагается, съест и так, ему главное, чтобы музыка была пострашнее — и загадочности, загадочности.
Я честно искал нормального российского триллера и случайно выскочил на этот «шедевр». Стиснув зубы досмотрел до конца, ибо думал: ну вдруг, ну хоть какой-то подтекстовый смысл, хоть какой-то сюжетный выверт в конце. Нет. Сюжет прям, как детская страшилка, и бессмыслен, как пьяный бред. Кроме того, фильм отвратителен ВСЕМ. Дрожащей фигуркой главного героя, похожего не на усердного учёного, а на наркомана, надолго оставшегося без дозы. Постоянным тупым матом к делу и не к делу (видимо, автор посчитал, что это придаст фильму «русского колориту»). «Блатной» речью воспитанников детдома, которая и была бы к месту, если бы не звучала в устах актёров как плохо выученный стишок. Полным отсутствием красоты. Даже героиня-призрак, невинно убиенная злыми пионерами, выглядит не светло, не туманно и даже не жутковато — она выглядит никак. Просто девушка проходила мимо и зашла в кадр. Ещё фильм отвратителен своей прямо-таки дубовой стереотипностью: «в российской глубинке грязь и все пьют» (я вот работаю с этой самой глубинкой и вижу почему-то добрых стариков и резные наличники — видимо, кому что ближе), «бабки в подъездах сплошь злые», «аспиранты бедные, помешанные на науке и их всё время ищет военкомат», «Советский Союз — тоталитарное государство, где все ходили строем и каждый поголовно был готов убивать за идею». А главное — фильм отвратителен тем, что лично меня и вообще российского зрителя считают достойным этого зрелища.
Единственная цензурная мысль, оставшаяся в голове после просмотра, звучит примерно так: послать бы создателей этого фильма на Великую Отечественную. Нет, даже не на фронт, а просто в тыл — постоять ребёнком у станка, покушать крапивки вместо хлеба. Тогда, может, и постеснялись бы поливать грязью подростков, стремившихся попасть на фронт и защитить свою Родину. Конечно, были в СССР и Павлики Морозовы, никто не спорит, но фанатики случаются везде, и подводить под этот стереотип советских подростков в целом — лютый, циничный бред.
11 августа 2016
«Там, за холмом, захваченный врагом, наш пионерский лагерь» гр. «Дюна» — «Октябрятская-партизанская»
Худосочный молодой человек наркоманской наружности и смежной профориентации курит на типичной совдеповской остановке, среди типичных колхозных полей. Автобусы ходят редко, а добираться далеко, по раздолбанной проселочной дороге, утопая по пути в декалитрах грязи. Под ногами хлюпает, над головой хмарится, а в камеру настойчиво лезет тошнотворно-свинцовая заМКАДочная провинция. Именно здесь, вдали от людей, благ цивилизации (и военной обязанности) находится глухое и «слепое» (для сотовых операторов) место — детский дом. Обшарпанные стены и недовольная вахтерша — прилагаются.
Таков зачин очередной отечественной поделки. В графе жанр у фильма стоит гордое «триллер», чем он, собственно, и интересен. Совсем недавно доводилось сетовать, мол, дружеские народы стран бывшего СССР не очень-то торопятся использовать на полную катушку богатое культурное наследие одной шестой суши, ограничиваясь, в основном «альтернативными» взглядами на события Второй Мировой. А теперь вынужден констатировать — есть и приятные исключения. Одно из них перед вами (нет, это не я).
Фильм отрабатывает сразу несколько современных реалий — на разных уровнях, с разной степенью внимания. Здесь и насквозь неприятные полиционеры, и продажные военкомы, и голодные студенты, и свихнувшиеся от безысходности доктора, чьи поезда сознания недавно проехали остановку «Нормальность», и ботающие по фене детдомовцы. Но режиссер не пытается выехать на сермяжности материала, а лишь использует его в виду отсутствия альтернатив — без фанатизма, постольку, поскольку. Интерьеры знакомы любому, кому довелось побывать в казенных помещениях постсоветского пространства, а увенчанный пятиконечной звездой монумент вообще кажется наглядным примером преемственности поколений, попирающим своей незыблемостью само время.
Но не антуражем единым полнится фильм. Одна из основных сюжетных интриг строится вокруг судьбы печально известного в здешних кругах пионерского партизанского звена (в честь которого, собственно, фильм и назван). А по ночам дети пересказывают друг другу страшилки, милые сердцу тех, кто не понаслышке знаком с пионерлагерями и прочими прелестями советского детства. И есть ли в их сказках доля истины как раз предстоит выяснить герою фильма, воспитателю Павлу, которому все почему-то то настоятельно советуют не беспокоиться, то вскользь и ненароком рекомендуют не задерживаться на этом месте. И почему никто из предыдущих воспитателей не задержался надолго на месте, торопясь «уехать»?
На поисках ответов на эти вопросы и строится сюжет фильма. Выполнен поиск, конечно, не идеально, но старательно. Атмосфера поддерживается, актеры играют, иногда слегка переигрывая и часто обогащая эффект присутствия незамысловатой обсценной лексикой, оператор старается, как может в условиях тотального дефицита пленки. Пожалуй, операторской работе можно предъявить один из самых серьезных минусов — слишком много однодублевых сцен, без монтажных склеек, что визуально принижает статус ленты до уровня телевизионной постановки средней руки. Как результат — монтаж тоже местами не ахти. Цветовая гамма под стать настроению — мрачная, серая, лишенная ярких красок. А вот саундтрек — запоминается. Видимо, авторы на это и рассчитывали, без устали и стыда пихая его везде, где можно. По сути, на хрупком нотном стане висит агромадная составляющая атмосферы.
Хотелось бы закончить на позитивной ноте, но нельзя не упомянуть о втором серьезном недостатке — излишнем хронометраже. Ладно бы он работал на историю, но первые двадцать минут реально можно сократить до одного разговора, ибо они не несут никакой смысловой нагрузки (по крайней мере, такой, что нельзя прояснить в разговоре). Да и в самом фильме зачастую некоторые сцены слишком затянуты, что раздражает, ведь в них герой в молчаливом одиночестве бродит по периферии и мысли думает.
В целом, если отбросить незначительные технические придирки и не страдать острой аллергией на отечественный кинематограф, фильм можно не просто посмотреть, но и получить при этом удовольствие. Поклонники жанра, конечно, не увидят здесь ничего кардинально нового, кроме умело вплетенного отечественного колорита, но чем это не повод?
7 из 10
5 мая 2014
Перед началом просмотра, хронометраж в 2 часа меня насторожил.
Кино русское, с незнакомыми актерами и создателями, сомнительно.
Сюжет из описания тоже не заинтриговал.
С первых кадров фильм начал затягивать.
Снято не дорого, но грамотно. Приятные цвета, добротный монтаж, не самые плохие планы съемки. Смотрится хорошо.
Актеры справляются хорошо, порадовал главный герой. Выглядят все очень реалистично, смотря на персонажей думаешь — имело место быть в реальной жизни.
Диалоги в фильме тема отдельная: это лучшее что я слышал за последнее время в российских фильмах. И дело вовсе не в мате, а как он живо и натурально там сказан.
Слух не режет, ощущение что слушаешь настоящий разговор, а не выученные реплики.
Музыка в фильме присутствует, но местами играет мимо. Слух не режет, вполне приемлемо, но можно было доработать этот момент.
2 часа пролетели довольно незаметно, и даже интересно. Концовка добротная, такая какая должна быть — все ясно, и вопросов не возникает, время потрачено не зря.
Тем кто сомневается, смотреть или нет — смотреть. Ибо — есть на что.
27 марта 2014
Российский кинематограф не часто балует нас фильмами ужасов или триллерами. А те, что время от времени появляются, не часто могут похвастаться самобытностью и новизной, как правило, являясь лишь слабыми копиями американской кино-индустрии. Хотя, казалось бы, в плане контента для подобного жанра наша страна предоставляет много благодатного материала, стоит лишь посмотреть несколько программ по НТВ и уже можно наклепать несколько весьма самобытных фильмов. Так же поразительно, что никто кроме создателей фильма «С. С. Д.» не удосужился использовать наш народный, а теперь уже и городской фольклор. Не говоря об огромном количестве мест, которые сами по себе являются замечательной декорацией к фильму ужасов.
Молодая студия «Странник», на мой взгляд, сделала верную ставку. В их фильме переплелись: вторая мировая война, пионерские страшилки, запущенный детский дом в российской глубинке. Фильм «Звено» является очень самобытной работой, которую нельзя назвать классическим фильмом ужасов. Возможно, «Звено» откроет начало поджанру «российские ужасы», ведь на данный момент все мы хорошо знакомы с творчеством японцев, англичан, французов и тд.
СЮЖЕТ: Молодой учёный-химик Павел Храмов, дабы избежать службы в российской армии, начинает работать воспитателем в детском доме. Детский дом — старая усадьба еще дореволюционных времен с советской отделкой, устаревшими памятниками, скрипучими половицами, множество раз перекрашенными рамами. Этот дом является полноценным актером фильма, и он весьма не охотно расстается с тайнами, которые накопились за его длинную жизнь. Павел начинает распутывать клубок загадок и приходит к неутешительному выводу — все его предшественники по работе таинственным образом погибли и следующей жертвой должен стать именно он, молодой специалист Паша Храмов.
«Звено» очень атмосферный фильм, отчасти это достигается замечательной современной цветокоррекцией, отчасти грамотно подобранными локациями. Игра актеров весьма убедительна, и это не смотря на то, что из «знаменитостей» засветился только Валентин Голубенко. Отдельно хочется отметить актерскую работу Владимира Смирнова, который до этого снимался исключительно в сериалах. Надеюсь, эта роль откроет ему дорогу в мир большого кино. Фильм «Звено» строго рекомендуем к просмотру как любителям мистических фильмов, так и просто любителям интересного кино.
17 августа 2012