Чувственная математика
7
7.4
2012, документальный
Россия, 1 ч
12+

Фильм состоит из нескольких новелл. По одной на каждое чувство: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух и чувство баланса.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чувственная математика

год: 2012
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Павел Костомаров
композитор:
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 февраля 2013 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч
Другие фильмы этих жанров
документальный

Видео к фильму «Чувственная математика», 2012

Видео: промотрейлер (Чувственная математика, 2012) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
промотрейлер

Постер фильма «Чувственная математика», 2012

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Чувственная математика», 2012

К сожалению, многим из нас математика представляется совершенно безынтересной штукой, которой занимаются «какие-то там профессора, нисколько не понимающие окружающей реальности». Когда я начинал смотреть эту ленту, я не знал, чего ожидать. Какая тема будет затронута, о чем будут рассказывать…

В итоге же оказалось, что фильм представляет собой зарисовки в форме беседы с некоторыми научными сотрудниками, занимающимися математикой или какими-либо из ее приложений. Режиссер позволяет нам убедиться, что на самом-то деле большинство математиков не оторваны от реальности, а даже наоборот — они черпают в ней свое вдохновение. Даже тематику своей научной деятельности они стараются излагать на простых и очевидных примерах, на том, что послужило отправной точкой их работ.

В принципе, этот фильм нельзя посоветовать тем, кто совершенно не заинтересован в математике и даже не имеет представления о таких людях, как математик. Это особенная каста людей. Им всегда интересно то, чем они занимаются. И благодаря своему математическому видению мира они оказываются намного прозорливее нас. Из этой увлеченности может следовать их смущенность, отстраненность, в общем, как мы это часто, не думая, называем странностью. Вот так скажешь «странный» о ком-нибудь в метро, а он умнее всего вагона, работает над чрезвычайно важной и интересной (удивительное совпадение таких эпитетов естественно для математических наук) задачей.

В целом, картина неплоха, можно даже сказать, у нее есть какая-то внутренняя теплота, благодаря которой эти короткие математические очерки звучат уж очень привлекательно.

7 из 10

5 июня 2014

Разум и чувствительность.

34 ММКФ радует своей программой, особенно в жанре документального кино. Екатерина Еременко представила работу «Чувственная математика», которую я хотела бы особо отметить. Как человек, мягко говоря, далекий от царицы наук, я ликовала безмерно. Всегда приятно, когда что-то, казавшееся со школы скучным и безынтересным, предстает в ином свете. Не уверена, что математику удалось представить чувственной, как то обещает заглавие ленты, но чувствительности (новый вариант разума и чувствительности) в отснятом материале достаточно, чтобы заинтересовать (с чем не всегда справляются учителя и профессора). Поэтому заочно можно сказать, что с одной из поставленных задач — сделать хорошую картину для студентов и показов в университетах — режиссер Екатерина Еременко справилась. Гюнтер Циглер, герой «Чувственной математики», уверен в её связи с осязанием, при этом занят он размещением геометрических фигур (кубы, сферы, тетраэдры, многогранники) в пространстве так, чтобы площадь поверхности была заполнена полностью, без зазоров. Если я попытаюсь воспроизвести хотя бы отчасти размышления Гюнтера Циглера касательно поставленной им задачи, то буду вынуждена упомянуть о том, что проблему сформулировал Лейбниц ещё в 1611, отражено это и в 18-ой проблеме Гильберта Д. («конечность числа кристаллографических групп; нерегулярные заполнения пространства конгруэнтными многогранниками; наиболее плотная упаковка шаров»), методе Громова и это далеко не всё, это даже не пересказ стройной речи математика, а вырванные куски его рассуждений, кажущиеся абракадаброй для несведущего зрителя. Не стоит думать, что ход мысли математика совсем непонятен. В том-то и прелесть, что представление о сложных математических задачах, решение которых по сей день не найдено до конца, дается не скучным учительским тоном, а с помощью подручных предметов (Циглер использовал шарики от пудры, кусковой сахар, фигурки из конструктора, которые заполняли пространство насколько возможно). Гюнтер Циглер далеко не единственный герой киноленты. Повествование выстроено рассуждениями пяти талантливых математиков современности, которые проводят параллель между своей точной наукой и одним из пяти человеческих чувств. Плюс бинго-бонус (или шестое чувство?) в качестве Максима Концевича, завершающего фильм. Цедрик Виллани, обладатель одновременно мишленовской звездочки и высшей математической награды — Филдсовской премии — верит в связь математики с вкусовыми ощущениями. Российский математик и прекрасный художник (чего стоят иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»!) Анатолий Фоменко, безусловно, не мог не ратовать за параллель математика-зрение. Ади Ранган, ассистент-профессор Института Куранта Нью-Йоркского Университета, уверен во взаимосвязи математики и обоняния. Остался слух. Жан-Мишель Бисмут, академик, лауреат премии Ампера, считает математику музыкой мышления. Выросший в музыкальной семье, он воспринимает звучащую математику. Отвечая на вопросы зрителей, режиссер Екатерина Еременко призналась, что чёткое разделение на органы чувств и соответствующие им теории математиков представляет собой искусственную конструкцию, которая всё же была необходима для лаконичной организации повествования. Однако на последнем герое, опять же филдсовском медалисте Максиме Концевиче, эта концепция умышленно нарушается. Как я поняла, но сама до конца не уверена, Максим говорит о связи математики с чувством равновесия. Зрителям он пытается объяснить многие страшно непонятные математические проблемы на примере кустарника Hollywood. Как мне кажется (и не только мне, потому что зал при этом по-доброму смеялся), самый прекрасный момент фильма сводится к следующему кадру: зрителю втолковывается, что листок кустарника представляет собой пространство постоянно отклоняющейся кривизны. Затем Максим прерывается в неподдельном, очень искреннем смущении и добавляет: «это интимный разговор». Зритель не совсем понимает о пространстве постоянно отклоняющейся кривизны. Но этого и не нужно. Режиссер изначально ставила себе задачу — создать ленту, которая бы передавала её в чем-то юношеское восприятие науки (сама Екатерина закончила мехмат МГУ), что обуславливает лиричность и чувствительность картины, степень доверия между режиссером, его повествованием и зрителем. За это я и люблю документальный кинематограф. Документалисты не просто секретари, бесстрастно фиксирующие реальную жизнь. Это интимный разговор, — так говорил о математике смущенный видеосъёмкой Максим Концевич, но то же самое можно сказать и обо всей картине. Интимное в следующем значении: очень задушевное. Один из критиков посчитал, что картине не хватило интересных моментов.

Возможно, для искушенного в этом вопросе киномана «Чувственная математика» покажется не настолько захватывающей, как, скажем, другие фильмы о математиках («Умница Уилл Хантинг», «Пи») или сериалы: бибисишный «Dangerous knowledge» и сериал-антиутопия «Последний враг» (опять же британский), где главного героя-математика играет Бенедикт Камбербэтч. Математики давно стали востребованными киношными персонажами. Однако Екатерина Еременко показывает реальных людей, а не тщательно спланированные образы, над которыми работала целая съёмочная команда. И раз уж мы заговорили о съёмочной команде. Большая заслуга, конечно, оператора Павла Костомарова в успешно организованном повествовании фильма. Так мне кажется. Скоро узнаем, сильно ли совпадают или, наоборот, в корне разнятся мнение критиков с ММКФ и моё по поводу «Чувственной математики».

14 апреля 2014

Документальный фильм Чувственная математика в кино с 2012 года, с момента выхода прошло чуть больше 12 лет, его режиссером является Екатерина Еременко.

Страна производства - Россия. Чувственная математика — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.