Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шиповник |
год: | 2011 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Нигина Сайфуллаева |
сценарий: | Нигина Сайфуллаева |
продюсеры: | Сергей Корнихин, Алексей Титов, Роман Журавлев |
видеооператор: | Семён Яковлев |
художник: | Татьяна Шаповалова |
монтаж: | Нигина Сайфуллаева |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 31 мин |
Нигина Сайфулаева, похоже, смелый исследователь. Для первой работы она выбрала довольно щекотливую тему — потери девственности.
«Шиповник» — это не фильм-самовыражение, это социальное, бытоописательное кино о важном моменте в жизни каждой девушки. Просто об этом никто не говорит, не пишет, не снимает и, может быть, не задумывается. В этом нет ничего удивительного, тема по привычке табуирована в нашем обществе. Это кстати, подчеркнуто предельно интеллигентной средой.
Мне кажется, что у этого фильма есть все, чтобы понравится. Хороший сценарий, который рождается из одного момента, забавных диалогов, которые по большому счету не несут никакой смысловой нагрузки, из юмора, ювелирно вшитого в историю, из чувственных моментов.
Кроме того, «Шиповник» — красивое кино. В нем красивые люди. Вернее, это, конечно, прекрасные работы Любови Аксеновой и Надежны Лумповой. Хотя правильнее будет говорить об отличной режиссерской работе, потому что актерские работы производные от режиссерской.
По всему видно, что Нигина Сайфулаева — яркая звездочка. Очень надеюсь, что впереди еще много неординарных, а может быть, провокационных и талантливых работ.
10 октября 2016
Дипломная работа Нигины Сайфуллаевой очень чувственно, но не так идеально, как хотелось бы, раскрывает тему потери женской девственности, произошедшей в результате инцеста. Сюжет, несмотря на свою спорность как в содержании, так и в самой подаче, не столь важен, если сделать скидку на возникающие ощущения.
Несмотря на некоторые детали, указывающие, что действие происходит сейчас, меня не отпускал дух 90-х, того необычного времени, когда мы не были рабами айфонов и компьютеров, а качались на качелях, бегали по траве и испытывали первые признаки взросления, полные фантазий и иллюзий. То же самое происходит с героиней — она, как натура романтичная, но находящаяся в переходном возрасте, всё же желает своего брата и редкими намёками пытается его соблазнить. Показано это очень достоверно и тонко, по-женски, без стремления как-то опошлить историю.
Сеанс становится в какой-то момент интригующим ожиданием переломной точки, того эротического всплеска, способного стать событием, влекущим самые разные последствия. Конечно, более опытный режиссёр показал бы ситуацию не рывками, а подводящие к ней эпизоды не стал бы слишком пестовать, но в первых пробах Нигины Абдуллаевой чувствуется свой особенный стиль — почерк, напомнивший мне почему-то Франсуа Озона (чистая случайная ассоциация, ничего более). И когда наступает кульминация, финал после неё остаётся открытым, что тоже не так-то уж плохо, если не делать ставок на появившееся любопытство в желании узнать про самый пик пикантного конфликта, рассмотреть его в ярких эмоциональных и психологических оттенках, дойти до полной картины всего произошедшего.
Режиссёр и сценарист в одном лице не даёт нам такой возможности, беспутно оставляя додумывать, гадать, приводить доводы. Наслаждаться послевкусием, смешанным с одиночеством. Хотя жаловаться на недосказанность нет причин. Вспомним, что это лишь кинематографический опыт на заре карьеры и лет, поэтому не нужно относиться к нему слишком незаслуженно строго. В конце концов, для одноразового просмотра «Шиповник» точно сойдёт, может, даже понравится.
6 из 10
30 января 2015
Все-таки есть нечто неуловимое, что можно назвать атмосферой кино. Дипломная работа 26-летней Нигины Сайфуллаевой, короткометражка «Шиповник», казалось бы, целиком и полностью снята о нашем времени, но наблюдая за поведением главной героини школьницы Веры, невольно вспоминаются дешевые хиты 90-х годов, наподобие «И целуй меня везде», посвященные первой влюбленности подростков. Проблема только в том, что само кино оказалось значительно хуже тех примитивных музыкальных композиций, с которыми оно ассоциируется. Под незатейливые мотивы хотя бы танцевали на дискотеках, эта же лента не годится вообще ни на что, настолько она пуста и бесформенна.
«Шиповник» больше походит на пикантную историю, предназначенную для рассказа где-нибудь в компании, выпивающей уже не первую бутылку крепкого спиртного, когда чувство стыда притупляется, а эйфория раскованности требует подпитки в виде изложения будоражащих воображение случаев из жизни. У такого монолога нет какой-то определенной цели, он начнется и закончится, просто потому, что должен был начаться и закончиться. Вера проводит довольно скучно время на даче с родителями, разучивая для школьного выступления песню, которая дала название фильму. Позже появляется её двоюродный брат, явно вызывающий сексуальные фантазии девочки. Однажды она будет только за, а он пьяный и совсем не против. На экране зритель увидит (почти) инцест и (почти) педофилию. Кроме довольно скудного на эмоции демонстрирования, что такое иногда случается в нашем неидеальном обществе, в картине ничего не выдает стремления режиссера развернуть кино из плоскости механической фиксации происходящего в сторону сколько-нибудь видимого осмысления этого явления. Это не означает, что создатели должны были прочитать мораль зрителю, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Напротив, искусство допускает любую точку зрения, примеров произведений на тему неравных отношений в литературе и кино достаточно, лишь бы эта точка (или многоточие, как это часто бывает) была. Здесь же всё заканчивается тем, что режиссер хлопает дверью перед зрителем, оставляя его с героиней, поющей на дне знаний про неназванную цену любви, что как-то не очень вяжется с этим школьным мероприятием и еще больше не вяжется с происходившими ранее событиями.
И нельзя сказать, что сделано что-то плохо в отдельности, но всё, начиная от хода тележки долли и заканчивая актерской игрой, как будто тестируется в целях проверки, подобно постукиванию по микрофону для того, чтобы убедиться в его исправности. Вот и здесь, всё исправно, микрофон работает, но из него вместо мелодии доносится только стук. А на ум с ходу приходит только одно направление, где форма чаще всего важнее содержания — порнография.
3 из 10
31 августа 2014