Ариран
Arirang
6.9
6.8
2011, драма, документальный
Корея Южная, 1 ч 40 мин
16+

В ролях: Ким Ки Дук
Известный корейский режиссёр после некоторых событий в своей жизни бросает кинематограф и живёт отшельником в горах. Жалкая халупа, туристическая палатка, кошка, печка, собственноручно сделанные мебель и кофемашина, рисоварка и вместо туалета во дворе - маленькая лопатка. Простая жизнь, простая пища и простая видеокамера... Что стало причиной дауншифтинга? Какие у режиссёра планы на будущее и будет ли он снова снимать? Ответы на эти и другие заданные самому себе вопросы помогут кинематографисту принять важное решение.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ариран

английское название:

Arirang

год: 2011
страна:
Корея Южная
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Ким Ки Дук
художник: Ким Ки Дук
монтаж:
жанры: драма, документальный
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $2 877
Дата выхода
Мировая премьера: 13 мая 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, документальный

Видео к фильму «Ариран», 2011

Видео: Трейлер (Ариран, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Ариран», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ариран», 2011

Каждый может снять свое кино.

Не без самолюбования и заигрывания в заключительной трети фильма, этот необычный кореец совершает смелый, но абсолютно свойственный ему поступок — снимает серый и бедный фильм, дополняя блеклость бытовыми, яркими красками собственных эмоций.

«Почему ты молчишь, Ким Ки Дук? Тебе нечего сказать, Ким Ки Дук?».

А сказать, между тем, было что. Первая половина фильма выглядит действительно поисками обреченного. Это было очень искренне, без какой-либо иронии.

Поступательно, «с чувством, толком, расстановкой», мы видим человека, который действительно запутался. Эта общая потерянность безусловно ощущается и передается в том самом пьяном режиссерском диалоге самого с собой.

В конце, когда начались его любимые приемы в виде странных поступков, уже понятно, что ответ Ким Ки Дуком найден. В конце он просто играет с нами и даже слегка пижонит.

А значит, уже знает, что делать дальше.

А значит — подарит нам еще много своей вселенной, своего мира, своего кино.

Смотришь на это и понимаешь, что имея камеру и идею, каждый может снять свою картину. Наличие средств, группы, актеров — не более, чем отмазка.

Да, «Пальмовых ветвей» наверняка светить не будет. Зато, как шептала мечта в одном избитом выражении, можно попробовать.

16 мая 2022

Обойдусь без заголовков и эпиграфов, так тонко или не очень подводящих к текстам, которые зачастую пишу с некой грустью. Но в этот раз мне особенно тоскливо, потому что мир покинул Ким Ки Дук — талантливый автор и прекрасный поэт кинематографа. Разумеется, если кино уместно хотя бы метафорично относить к поэзии. Только стихи у Кима печальные, порой мрачные, в них достаточно жестокости и страдания. Вместе с тем в них кипит страсть и разворачиваются драмы, а люди жаждут обрести внутреннюю свободу или покой. Правда, проявление чувств у этих персонажей довольно своеобразное и даже несколько грубое, но тем не менее любовь служит спасением для героя «Крокодила», как свобода для героини картины «Отель Птичья клетка». Тогда как само кино стало спасением для Ким Ки Дука, который в юности работал на свалках металлолома и фабриках, случалось быть и уличным артистом.

Сняв пятнадцать фильмов, южнокорейский постановщик испытывает творческий кризис и исчезает на три года, живя отшельником в горах. Там он устраивается в жалкой лачуге, в которой есть печка, собственноручно сделанные мебель и кофеварка, а также кошка и камера, чтоб совсем не заскучать. Все просто и рутинно. Ким говорит со зрителем, грустно напевает народную корейскую песню «Ариран», иногда плачет, изливая душу, а после иронизирует и смеется над собой. Самокопание это или выражение самовлюбленности, но следить за режиссером и исследовать его — процесс небезынтересный. В основном он рассказывает о себе, замкнувшись в холодных стенах, в которых нередко оказываются герои его картин, вроде «Пустого дома» и «Плохого парня». Хотя даже в открытых пространствах «Острова» или «Весны, лета…» они не менее одиноки. Вполне можно было в эти горы привлечь съемочную команду с актерами и снять еще одну сложную и печальную историю, отражающую депрессивное состояние автора. Однако получилось экспериментальное документальное кино, которое режиссер называет драмой, где актером выступает он сам, и себе же задает вопросы, сводя с ума частыми упреками. Одиночество, что он всегда ощущал, несмотря на присутствие людей вокруг, и стало рефреном его творчества с поисками себя или некоего смысла, подобному тому, как тема утраченной любви и бесконечных воспоминаний о ней повторялась из фильма в фильм у Вонга Кар-Вая, или как женская самоотверженность и непоколебимая материнская любовь у Кэндзи Мидзогути.

В «Ариране» Ким Ки Дук жалеет себя, долго рефлексирует и, наконец, действует. Искренний диалог со зрителем служит своеобразной терапией, после чего режиссер немедленно возвращается к кино, что, очевидно, единственный выход из стагнации. Возможно, все необходимое Ким сказал уже до временного затворничества, что он и допускает в документальной драме, а быть может, самое важное было сказано в дебютном «Крокодиле». Но страх оказаться забытым толкает к постоянному движению, точно героя его «Реального вымысла». Пусть вдохновение не всегда сопутствует автору, а творческих ступоров избежать невозможно, однако счастливейшие моменты его жизни, по собственному признанию, прошли непосредственно во время съемок. Режиссер также рассказывает о желании ездить в другие страны и снимать там кино. Возможно, в Латвии Ким искал очередное вдохновение, но ожидало его то, к чему он всегда относился с настороженностью, и что нередко имело место в его фильмах. В «Ариране» он затрагивает тему смерти, говоря о ней абстрактно, как о чем-то белом, превращающемся в черное. «Это невозможно понять и нельзя выразить как одну из форм надежды; смерть — крутой утес; это как закрывать дверь, свет исчезает».

Только фильмы остаются. И после зимы снова наступает весна.

11 декабря 2020

Что у нас тут есть: тут есть отвратительного толка история, когда главная героиня ленты «Мечта» во время съемок, к сожалению, осталась висеть в петле после того, как сцену её суицида уже сняли. Спасти девушку удалось, но вот что самое противное — на площадке было около сотни человек, и никто ничего не заметил. Заметил сам Ки Дук, слава всему, прибежавший вовремя.

Проблема заключалась в том, что в дальнейших планах режиссёра была съёмка фильма с обилием батальных сцен, соответственно, и оружия должно было быть на площадке много действующего. Что логично, Ким задумался — а не случится ли чего-то ещё более страшного в процессе съёмок, если уж даже в не предвещающей беды «Мечте» всё вот так в конечном итоге вышло.

Здесь стоит пояснить, что Ким — действительно с тонкой душевной организацией режиссёр, потому работать ему заведомо было непросто, и, что логично, переживал данную трагедию он очень глубоко. Настолько, что оставил съёмки и уехал в Норвегию, где разбил палатку в лесу и начал заниматься самоанализом. Ровно в той форме, которая была для него привычна — он установил камеры и попросту разговаривал сам с собой. В дальнейшем эти монологи он попросту наложил друг на дружку так, чтобы получилась история в форме диалога.

Диалог получился, что называется, обо всём — начиная с внутренних перипетий, заканчивая восприятием съёмочного процесса в целом. За три года (да, за три года) материала накопилось более чем с лихвой, и, в итоге, из него «Ариран» и был собран.

Чем история завершается? Да очень сложным решением, на деле если судить — Ки Дук прекрасно осознаёт два факта: что он уже не разделяет в своём сознании личности актёров и персонажи, это первое, и что разорвать душевные связи с ними для нормальной дальнейшей работы ему всё-таки необходимо, это второе.

Потому он возвращается в родной город, объезжает всех своих актёров, которые с ним работали в разных лентах разного периода — и стреляет в них, снимая это на плёнку. Разумеется, пистолет не заряжен, но сам факт выстрела для подсознания более чем достаточен.

Сложнейшая биография, мы не спорим. Но смотреть, конечно, стоит.

10 января 2017

Медитация с камерой

Ким Ки Дук и его «Ариран». 100 минут рефлексии или акт опростания режиссерской утробы, возведенного в ранг откровения?

Корейский режиссер снял фильм о себе, про себя и от себя. «Ариран» — сеанс терапии от первого лица. Ким Ки Дук, живя простой жизнью, окруженный природой и самодельными кофеварками, пытается переосмыслить свое творчество, анализируя его в контексте осознания значения смерти и смертности человека. Вопрос весьма философский и метафизический. Но ответ на него походит больше на наматывание известной субстанции на кулак. Режиссер признается, что четко понимает, в какое положение сам себя загнал, что плачет он только лишь для создания пущей драмы. Но… Давайте все же по порядку.

Прежде всего стоит отметить, что фильм предназначен для очень узкой аудитории. Работа абсолютно фестивальная. И по душе может прийтись тем, кто уже знаком с творчеством глубокого, потрясающего Ким Ки Дука. Начинать общение с ним через «Ариран» не стоит, ибо может сложиться неверное впечатление.

О фильме.

Хибара, в которой проживает Ки Дук содержит не только несколько поколений кофемашин, рисоварок и периодически приходящую кошку. Главное — палатка, в которой лирический герой спит и сам себе поклоняется. Казалось бы, отшельничество подразумевает изоляцию от внешнего мира, но режиссер/сценарист/продюсер воздвиг алтарь самого себя, вместо икон, напичкав его компьютером и телевизором — чтобы рефлексировать было удобнее. Почему бы и нет? — новейшая религия одного человека. Красной нитью протянут периодический стук в дверь. Скорее всего, это некая метафора затянувшейся нужды рассказать кому-то о своих скрытых, потаенных переживаниях. Тук-тук. Кто там? -Ким Ки Дук.

Большая часть фильма — крупный план голосящего народную песню`Ариран» режиссера: от легкого напевания до истошного скорбного вопля. Сюрреалистическая мрачная медитация. Тень интервьюирует «хозяина». В чем смысл бытия? За патетическим изложением души, некоторых весьма глубоких мыслей о смерти, об актерской игре, предательстве, скрывается плохо прикрытое самолюбование, «вот он я». В жалкой лачужке разыгрывается по-баррочному помпезное действо, которое всячески отмахивается от подобного звания. И уж совсем невыносимо душно становится, когда Ким выкидывает зрителя в галерею его творческого наследия: постеры, сценарии, фотографии со съемочных площадок. Все это, словно любительское видео, смонтированное родственниками и показанное на похоронах любимого дяди.

3 года Ким просуществовал в творческом небытие и теперь рассказывает нам о планах. Говорит о сценарии фильма с Уильямом Дэффо, который так и не реализовался. О том, что хочет снимать кино, но не может. Все 100 минут мы будто смотрим на хромого, который при каждом шаге стонет «я хромой, я хромой, пропустите хромого», хотя вокруг ни души. Апогеем режиссерского самоудовлетворения становятся сцены утреннего туалета Кима. С одной стороны — предельная откровенность, с другой — непотребщина. Ты не можешь понять, реальный ли это факт или досконально прописанная выдумка? Правда ли эта хибара служила пристанищем 3 года или всего лишь декорация?

Но, в конце концов, нельзя обвинять этот монолог в бессмысленности. Несмотря на все внутренние противоречия, возникшие у меня во время просмотра, некоторые вещи просто не могли не тронуть. Режиссер, ставящий под сомнение свое творчество риторическим вопросом, видели ли его фильмы на самом деле — это драма. Драма человека, оцененного только лишь за статуэтки. Не за потрясающие кадры, философию его фильмов, а за ветку, за медведя. Человек творчества, а не капитализма, которого предали друзья — это драма. Но все эти бутафорские слезы, шутовские кривляния «я злой персонаж» перечеркивают трагический момент, превращая его в буффонаду. Драма-буффонада — дикий оксюморон. Так же как и человек, который наблюдает себя на экране рыдающим, а потом посмеивается и называет дураком.

Любому из нас нужно подтверждение его нужности обществу. Именно поэтому Ким закрывается в своей палатке, окруженный экранами, пылающие его именем, а не потому, что снаружи очень холодно. Поэтому нас долго тащат по галерее плакатов. Назойливая ретроспекция — это как бы книксен перед самим собой, благодарность за труд и напоминание, что это сделал именно ты, а не кто-либо другой.

Чтобы Ким Ки Дук остался в памяти, как великолепный режиссер, нужно смотреть «Ариран» в последнюю очередь, как он и идет — шестнадцатым. Чтобы простить человеку его слабость, нужно увидеть его в наивысшем размахе.

Как заявил сам Ким, в «Ариране» амбивалентность превыше недостатков фильма. Действительно, он сам, копаясь в себе, так и не может докопаться до самого дна, ввиду внутренних противоречий. Он и понимает и не понимает. Наверное, нужно время, чтобы все прошло. Чтобы он достиг себя самого, пройдя свой перевал «Ариран».

Пребудет Будда с ним.

15 марта 2015

Пузырь

«Он потрясающий!», первое, что я подумала, когда стала смотреть фильм Ким Ки Дука «Ариран». Начать знакомство с этим выдающимся корейцем я решила именно с этого фильма. Потому что в этой картине режиссер снимает то, что хочет. А в наше время это редкость и большая привилегия.

Документальная работа рассказывает зрителю о не простой истории творческой и личной жизни южно-корейского режиссера Ким Ки Дука. Фильм датирован 2011, за три года до этого на съемочной площадке ленты «Мечта» по неосторожности актриса в сцене самоубийства чуть не погибла по-настоящему. После этого режиссер картины Ким Ки Дук, испытывая чувство вины, решил уехать в глухую деревню и вести отшельнический образ жизни.

На протяжении всего фильма режиссер общается только с камерой. Иногда мы можем наблюдать интервью, которое он берет сам у себя и разговоры с собственной тенью. Добровольное одиночество, которое выбрал режиссер было оправдано. Это очень личная работа.

Думаю, Ким Ки Дук будет для многих открытием после этого фильма. Он не посредственен как ребенок и много говорит. Можно вечно рассуждать про психологию, но почему то совсем не хочется. Мы встретим нового Кима после этого фильма, и будут новые награды и силы.

Открывая себя, Ким Ки Дук открывает что-то новое и в нас.

31 января 2014

Фильм «Ариран» стал для меня настоящим открытием, окутанным тайной и загадочностью. Режиссер задает в своей картине много вопросов про жизнь, смерть и искусство, но сам не всегда верит в те ответы, которые на них дает. Этот фильм очень неоднозначен, как и все его персонажи, которых объединил в себе Ким Ки Дук.

Сталкиваясь лицом к лицу с творческим кризисом и безысходностью, главный и единственный герой «Арирана» едет в глушь, чтобы почувствовать себя не всемирно известным режиссером с десятками премий и наград, а обыкновенным человеком, способным на чувства. Его ни раз предавали близкие люди, которыми он дорожил, как предавали однажды каждого из нас. Душа героя раскололась на части, он потерял вдохновение и больше не может создавать новые фильмы, так же, как не может довериться никому, кроме себя самого. Его честность и талант — все, что у него осталось.

В обычных фильмах искажаются многие вещи, но в этот раз Ким ки дук делает другое кино, в основе которого лежит драма его собственной жизни. Жизни без лишних прикрас, света и съемочной группы. Ким ки дук просто не может жить не творя. Даже когда творить, казалось бы, и не из чего, он создает искусство из обыденного, переплетая простую жизнь отшельника в палатке, его завтраки, обеды, ужины и долгие разговоры с самим собой в удивительную картину самопознания и философии.

Что такое жизнь? «Она ничтожна. Всего лишь секунда в мировом времени.»

Для Ким Ки Дука жизнь — это путешествие по холмам Арирана. Сначала карабкаешься вверх, затем падаешь вниз, и так снова и снова, но каждый раз встаешь и поднимаешься вновь, как бы сильно ты не упал.

Режиссер рассказывает о том, что всегда чувствовал себя одиноким, и жизнь была для него тяжелым испытанием. Он жил в толпе людей, но никто никогда не был ему по-настоящему близок. Ким Ки Дук был совсем один, и это позволяло ему создавать многие сценарии своих картин. Он не придумывал их, а просто умел наблюдать за жизнью, а сейчас он наблюдает за собой и создает картину про себя самого.

Но даже снимая исповедь наедине с собой, автор откровенен не до конца. Как бы тяжело ему не было, он не может изменить своей привычке и таланту — быть режиссером, поэтому добавляет драматизма в свое повествование и играет перед камерой даже в такой серьезный момент. Ведь, что бы он не снимал, это превращается в искусство. Как бы он не ненавидел себя или не чувствовал свое бессилие, талант от этого никуда не денется и будет рваться наружу.

Ким Ки Дук показывает зрителям, что искусство есть во всем. Каждый наш день наполнен драмой и символами, главное уметь правильно их использовать. Актеры и свет вовсе не важны, можно говорить и с собственной тенью об очень важных вещах.

Жаркое пламя огня противопоставляется в фильме холодному снегу, так же как противопоставляются друг другу разные грани расколотой души главного героя.

Одна задает вопросы и ругает вторую, а та лишь стыдливо прикрывает налившиеся слезами глаза, не зная, как себя оправдать. Они как будто играют друг с другом, пытаются выяснить кто же из них прав, а третья грань лишь насмешливо наблюдает за ними. Может быть в ней и есть настоящий Ким Ки Дук?

На протяжении всего просмотра складывается ощущение абсолютной документальности фильма, вплоть до самой кульминации, где герой убивает сам себя. Настолько хороша его игра, и драматичен образ, что ненароком начинаешь верить во все, что он говорит. Но насколько правдивой на самом деле не являлась бы эта история, рассказана она очень просто, и в этом ее красота.

Очень сильной метафорой мне показался повторяющийся несколько раз стук в дверь, за которой каждый раз герой не видел никого, кроме самого себя. Ведь никто кроме нас, не сможет прожить за нас жизнь, справиться со страхами, написать сценарий или снять кино, а вдохновение и решение всех проблем просто так не постучатся в дверь.

31 января 2014

Репортаж из туалета

Я люблю Ким Ки Дука. Он открыл для меня корейское кино и показал, что мир сильных чувств, которым не требуются слова, вполне способен органично умещаться в кинопространстве. Атмосфера в его фильмах — некая причудливая смесь пустоты (в том числе буквальной — пустоты кадра) и безвременья — всегда напоминала мне глухое эхо буддийского колокола. Он один из самых самобытных, хотя и довольно предсказуемых, режиссеров современного авторского кино.

Тем неприятнее было увидеть эту так называемую исповедь. Я, разумеется, был в курсе событий предшествовавших его самоизоляции, и эти обстоятельства позволяют отнестись с сочувствием и снисхождением к подобного рода чудачествам, но… полутарочасовое псевдодокументальное наматывание соплей на кулак в разных лицах, сопровождаемое плохо скрываемым самолюбованием, оставило во мне только чувство гадливости от увиденного. Скажем так, корейское рагу по-ким ки дуковски, приготовленное из искренности, одиночества, мести, самоуничижения, гордыни, эгоизма, лицедейства, сарказма и самоиронии получилось абсолютно несъедобным, по крайней мере для меня.

Начав с молчания, Ки Дук через глухой ропот недовольства и слезы от невымещенных обид постепенно скатился в глупое кривляние, о чем сам прямо и сказал в одной из своих реплик, по пути произведя невнятную попытку пофилософствовать и, наконец, закончил все как в своих фильмах — символом, который, очевидно, призван синтезировать некую мораль и тем самым снять противоречие, привести к катарсису. Выглядит все это довольно хаотично, бестолково и глупо.

Эта апология слабосилия живо вызвала в моей памяти исповедь Ипполита из «Идиота»: такое же унизительное заискивание перед публикой, скрытое под маской напускного равнодушия, в надежде, что все сбегутся, чтобы пожать тебе руку, сказать, как любят тебя и попросить не умирать (продолжать снимать кино).

В одном из телеинтервью Евгений Миронов как-то заметил, что актерство — «очень сволочная профессия», потому что со временем человек полностью превращается в актера не только в профессиональном смысле, но и в жизни; все, что можно использовать для ролей он тащит из жизни своей и чужой, забывая сам, где реальное, а где вымышленное. Поэтому со временем он становится неспособен на искренность. Как мы можем убедиться в «Ариране», режиссер — тоже довольно-таки «сволочная» профессия.

А кропотливо повторяющаяся из раза в раз сцена похода по-большому, с которой начинается каждое утро Кима символизирует всю картину, которая и является не чем иным, как одним большим кинематографическим походом по-большому. Только вот обычно в такие моменты люди стремятся уединиться, а не зовут других посмотреть на свое дерьмо.

Никакой это не фильм с его якобы «так задумано». Когда ты играешь «роль» в съемке о самом себе, главной темой которого являются события твоей жизни и твои проблемы, то это не может быть произведением искусства. Попытка стереть грань между жизнью и кино изначально была обречена на провал. В итоге все выродилось в то, во что и должно было — в жалобный скулеж, терапевтический эффект от которого возможен лишь при наличие постороннего взгляда. Это-то и противно.

На моей памяти ни один из более менее известных режиссеров не устраивал такие помпезные поминки по своему вдохновению. Ким Ки Дук устроил. Чем упал в моих глазах как личность. Но зато как режиссер он после этого вернулся. Пусть и неодназначно, но главное — вернулся. «Пьета» — это обновленный, но вполне узнаваемый Ким Ки Дук. А это хоум видео — Будда ему судья. Надеюсь, из этого навоза еще произрастут сильные и красивые кинорастения.

P.S. Поет он, кстати, хорошо.

26 ноября 2013

Самоанализ как источник творчества

Уже тем, что Ким Ки Дук в начале фильма ставит вопрос о его природе: исповедь. документальный фильм или драма — он подводит зрителя к пониманию того, что воспринимать произведение надо по законам игрового кино: ни исповедь, ни документ жанра не подразумевает. По этой же причине он столь уничижительно отзывается об актёрах: он и сам всё это с успехом сыграет. Ясно, что в фильме он существует по актёрским законам, а вовсе не по исповедальным. Его обвиняют в неискренности, так он же вам с самого начала объяснил, что играет две роли Кима. а третий Ким это тщательно и умело режиссирует. Три года отшельничества позволили остановиться, обдумать свою жизнь настолько, чтобы всё это обрело обобщённую, художественную форму. Уже появление замысла — выход из депрессии, её преодоление. Фильм не для того. чтобы попытаться выйти из депрессии, а чтобы использовать биографический материал в творческих целях, как делают все. Ну что изменится, если Кима условно назвать Ченом? Кстати, с этим же связано ощутимое актёрское переигрывание: сигнал, что это не автор, а роль, а он — не профессиональный актёр — может и «пережать».

Какие же темы волнуют сценариста Ким Ки Дука?

Цель его пятнадцатилетнего марафона, зачем загонял себя и других?

Человека русской культуры ответы удивляют. Тут и успех, и слава, и даже утверждение страны в мире (подчёркивает — кинематографическом: ирония над гос. наградами). Как несколько чуждое — самореализация (значение слова «ариран», написанного китайскими иероглифами). Главное — рассказывание историй, которых так много вокруг, которые без него не расскажутся («улица корчится безъязыкая»), которых так ждёт зритель. Недостаёт познания мира, мессианства? Ну так ведь не Толстой, не Достоевский!

А вот корейский ответ есть: своего рода миф о Сизифе, тянущем на Ариран тяжёлый, срывающийся камень. Никакой экзистенциалистской зауми: просто вековой долг корейского народа упорно трудиться, возделывать своё поле (в том числе кинематографическое). Тем более, что переменил немало профессий, по опыту скажет, что работа отчасти и непыльная, и приятная. (ирония)

Вобщем, насколько Тригорин — Чехов, настолько же герой фильма — Ким Ки Дук.

Выводы мелковаты, хвататься за оружие — просто символ возвращения к деятельной. достойной корейца жизни. Не стреляет он в прошлое (это было бы чисто русское), кореец прошлое и своё, и своего народа ценит. В его фильмах это символ активности, поведения, достойного мужчины: эта позиция, выражаемая тенью, по сути дела, побеждает, ну а всякие предательства, сомнения мужественно преодолевать. А от прошлого никуда так уж решительно не ушёл: на мой непросвещённый взгляд «Тугая тетива» и лучше, и тоньше, чем «Пьета», хотя и уступает в масштабности обобщений.

А сама идея отличная: и спор с тенью. и изображение реальных признаков преодолённого кризиса. ну а пейзажи, качество «картинки», мастерство детали, раскрепощённость актёрской игры, в особенности пения — выше всяких похвал.

7 из 10

1 июня 2013

Ариран, Ариран, перевал Ариран…

Ариран, Ариран, перевал Ариран…

Сегодня мне открылся другой Ким Ки Дук. Раньше, я ставила недавно вышедшую «Пьету» в один ряд с его предыдущими фильмами, теперь, для меня это — другое измеренье, другая система координат. «Ариран» стал именно для меня этим переломом-перевалом. Не берусь судить о режиссёре.

И я даже не знаю в чем дело. Наверное, в том, что я господину Ким Ки Дуку верю. Вот так вот безоговорочно и совершенно наивно. Выразить свои, только свои, негативные чувства открыто, признаться, для начала — камере, в том, что ты кого-то ненавидишь; в том, что тебе больно так, что хочется кричать; в том, что одномоментно рухнули основы твоего мировоззрение; в том, что ты хочешь заниматься любимым делом, но, одновременно, просто не можешь… потому что… потому что устал и разочарован; плакать, ругаться, беседовать с собственной тенью… — это смело. Вынести это на большие экраны — еще смелее. Да, это не стандартный Ким Ки Дук. Никаких шокирующих сцен, странных поступков. Все четко и ясно. Вот только кто сказал, что режиссерский взгляд и стиль должны оставаться неизменными? Не меняются только основные, темы — жизнь и смерть, ненависть, любовь, прощение, искупление…К слову, я всегда считала Ким Ки Дука всегда очень человеколюбивым режиссером — давал надежду на нечто большее, чем череда угнетающих и мучительных страданий.

На самом деле, оценить этот фильм, мне кажется, просто невыполнимая задача — не имею привычки оценивать самоанализ. К тому же, очень сложно говорить о нем в отрыве от других фильмов режиссера. Это просто не имеет смысла, потому что о других фильмах говорится, и говорится много. Для меня, «Ариран» это один маленький шажок к пониманию того, какие мысли хочет выразить господин Ким Ки Дук в своем творчестве.

15 декабря 2012

Использование кризиса в качестве повода снять картинку о путях поиска выхода из кризиса — весьма симптоматично, что и декларируется самим носителем кризисной ситуации. Это не графомания по-вендерсовски, это осознание собственной слабости перед кино и её признание. Нет причин полагать, что это неискренняя или эксплуататорская работа, пресловутая, обозначенная выше графомания или вырождение. Документальный фильм-исповедь работает как документальный фильм-исповедь вне зависимости от того, задуман он так или просто им притворяется. Ким Ки Дук спрашивает у Ким Ки Дука о том, что с ним происходит, почему он там, где оказался, ему же вторит его собственная тень. Хурма и тыквы молчаливо смотрят, дрова потрескивают. Постепенно то, что начиналось как документальное открытие души, ставится самим Ким Ки Дуком под сомнение, зерна нерешительности и колебания посеяны, продолжение документальной линии сливается с подстроенными эпизодами оценивания отснятого материала каким-то третьим Ким Ки Дуком, тем самым режиссером, который все это затеял и стремится понять, что же первых два актера там наиграли и наговорили в документальном фильме. Измышления о кино, как реплике жизни, находят свое место в самой жизни и становятся кино. Да не будет Уроборос помянут всуе. Финальный отрезок проходит аккурат в манере игрового кино, монтаж, камера, звук, три игровых события, злых по сути своей, не даром все рассуждения и упреки направлены в сторону именно отрицательных персонажей, происходит обличение зла самоуничижения и мазохизма, воплощенного в авторе, который подписал и исполнил приговор актерам через себя-актера и тем самым избавился от груза прошлого.

Личная сторона кризиса и слезы выносятся за скобки как множитель, документальный фильм становится драмой, это открыто постулируется, абсолютное проникновение жизни в игровое кино, разве можно назвать это игровым фильмом и разве можно — документальным?

Одно дело видеть такую работу в ходе ознакомления с ретроспективой, автобиографическая ли это лента, документальная ли, эстетское ли подтрунивание, как в «8 1/2», пародия и высмеивание ли, подобное «Лиссабонской истории», и совсем другое — воспринимать фильм как часть сегодняшнего дня автора, который только-только набрал ход и снимает всего-то двадцать с небольшим лет.

«Что я могу еще сказать, про что спеть?»

«Скажи мне…»

«О кино.»

В любом случае это трансляция авторской части реальности, в таком светом любой фильм можно считать документальным, любой фильм становится документом, свидетельством существования и действия автора, действительной уликой жизни. Фактическая реальность на всех одна, но каждый использует и ретранслирует ее по-своему, отсекает малозначительные и не важные части, акцентирует внимание на определенных деталях, сваливает все в кучу или же наоборот, пастеризует.

Холмы Арирана, полные жизни, холмы жизни, спуски и подъемы, изменение тональности, вверх и вниз, спуск в долину как обязательное условие последующего подъема на вершину. Не даром в конце он, привязанный к камню, держа в руках статуэтку, карабкается вверх по заснеженному склону туда, наверх, откуда молодыми глазами эпохи»… и снова Весна» смотрит на заледеневшее озеро в долине, покуда старые глаза полнятся слезами.

28 ноября 2012

Откровение Ким-ки Дука

Фильм-признание. Фильм-откровение. Режиссер, известный не только в своей стране, но и за ее пределами, имеющий огромную армию поклонников, завоевавший награды престижных кинофестивалей — не побоялся рассказать перед камерой о своем творческом кризисе, тем, что с ним происходит, с чем связано, что на протяжении 3 лет он не выпустил ни одного фильма.

В «Ариране» зрителям предстает усталый, запущенный внешне, живущий далеко в глуши режиссер. Трудно узнать в нем того Ким Ки Дука, которого знали зрители по фотографиям и интервью — в своей извечной кепке, черных очках, с короткой стрижкой… И он просто рассказывает свою историю — без прикрас, эмоционально, ничего не скрывая.

Можно обвинить его в малодушии, слабости — плакать перед камерой, показывать свои слабые стороны, давая возможность кинокритикам поглумиться в дальнейшем над тобой — это ли дело режиссера?

Можно обвинить его и в желании набить себе цену (именно эту версию услышал на выходе из кинотеатра). Ведь если это личные переживания, сугубо личный взгляд на свою жизнь — зачем отправлять его в Канны и на другие кинофестивали?

Однако ответ дает сам Ким Ки Дук — Я не могу не делать кино! Он не может не делать — но вследствие многих жизненных факторов — и что-то сделать, реализовать — он тоже не в силах. Творческий кризис — это страшное явление. Когда человек творит, когда он не может жить без своих произведений (книги, фильмы, стихи…) — и столкнуться с ситуацией, когда и их создавать ты не в силах — это выбьет из колеи кого угодно. Ким Ки Дук старается анализировать то, что было, что произошло, как он делал фильмы и как их, возможно, делать не стоило. Он соглашается, что, возможно, иногда созданные им образы, ситуации, эпизоды — были жестоки по своей сути, хотя и несли определенную идею, заряд.

Режиссер, анализируя ситуацию, предстает в нескольких образах — старого Ким Ки Дука, до тех жизненных проблем, которые с ним случились и нынешнего, с грузом проблем, творческим кризисом. И он приходит, как мне кажется — к единственно правильному мнению — чтобы двигаться дальше, нужно убить то настоящее, те проблемы, которые тебя держат. И он идет на этот шаг. И я надеюсь, что уже в следующем году мы сможем увидеть его новый фильм, который нам представит новый, обновленный Ким Ки Дук…

23 сентября 2012

Ай да Ким Ки Дук! Ай да сукин сын!

Каждый новый фильм Ким Ки Дука — это открытие для меня, это ещё одна эмоциональная повесть об одиночестве, это молчаливый рассказ о людях, их проблемах и умиротворении. В его фильмах герои, молчаливые и зацикленные, развиваются, прогрессируют, переламывают себя или принимают обстоятельства. Они и жертвы, и причины происходящего. И, собственно, похожего я ожидала от этого фильма. Но «Ариран» — это другое кино и большой ошибкой будет ждать от него чего-то знакомого… Т. е. всем любителям «Ким Ки Дуковской перчинки» не стоит напрасно возбуждаться.

…Ариран, Ариран, Арарьо. Перевал Ариран, проведи меня, молю…

Для режиссёра с такой производительностью трехлетний творческий застой должен иметь серьёзные причины. В очень своеобразной манере Ким Ки Дук повествует о них. «Мне просто необходимо было снять фильм». Живущий отшельником депрессивный меланхолик, обиженный на весь мир, отвечает на каверзные жестокие вопросы режиссёра-циника и общается по душам с собственной тенью. Его ответы помогут разобраться со скрытым символизмом его фильмов, понять процесс рождения кино как способа самореализации, и приоткроют завесу над его персональным мироощущением.

…Ариран, Ариран, Арарьо. Перевал Ариран, проведи меня, молю…

Фильм смотреть поначалу очень сложно — ощущение, что ты наблюдаешь за пьяной истерикой близкой подруги. Здесь есть все составляющие: перепады настроения, тихое пение или, наоборот, истеричные вопли заунывной корейской песни, исповедь, самобичевание в алкогольном угаре, непонятная потребность что-то сделать и куда-то идти, но, чёрт побери, тебе интересно, чем это всё закончится!

…Ариран, Ариран, Арарьо. Перевал Ариран, проведи меня, молю…

Жалкая халупа, туристическая палатка, кошка, печка, собственноручно сделанные мебель и кофемашина, рисоварка и вместо туалета во дворе — маленькая лопатка. Простая жизнь, простая пища и простая видеокамера…Кино в стиле Догмы-98 и авторское кино в своём чистом абсолютном виде. Финал фильма…логичен — режиссёр «покончил» с проблемой.

…Ариран, Ариран, Арарьо. Перевал Ариран, проведи меня, молю…

Обычно немногословный в фильмах режиссёр в этом документально-драматическом кино ведет долгое повествование о жизни, кино и людях. Мне это скорее напомнило громкий душераздирающий вопль того, кто не может по иному выразить свою боль и одиночество. Или, возможно, мы видим ещё один fake, талантливое мокьюментари или видеоинсталляцию. Но что мешает фильму быть смесью истины, игры и настоящего или садизма, мазохизма и самобичевания? В целом, «Ариран» я бы назвала художественно-эмоциональным эксгибиционизмом или творческой рефлексией. В любом случае, для режиссёра — это вариант психоаналитического лечения депрессии, судя по всему, успешного!

8 из 10

Хорошо, однако!

23 сентября 2011

Драма Ариран начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Ким Ки Дук. Кто снимался в кино: Ким Ки Дук.

Страна производства - Корея Южная. Ариран — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.