Холостые выстрелы
Mine vaganti
7
7.2
2010, комедия, мелодрама, драма
Италия, 1 ч 50 мин
16+

В ролях: Риккардо Скамарчо, Николь Гримаудо, Алессандро Прециози, Эннио Фантастикини, Илариа Оккини
и другие
Члены большого и суматошного семейства Кантоне – отец, мать, в высшей степени эксцентричная тетя Лучиана, Томмасо, его сестра Элена и старший брат Антонио – собрались на торжественном обеде, чтобы отметить назначение Антонио главой семейного бизнеса. Томмасо решает воспользоваться случаем, чтобы рассказать наконец родным о том, что он гей, но его старший брат неожиданно опережает его, сообщив всем собравшимся аналогичную новость. Разъяренный отец со скандалом выгоняет Антонио из дома и в результате нервного потрясения попадает в больницу. Бразды правления семейным предприятием неожиданно переходят к Томмасо. И хотя это совсем не та жизнь, о которой мечтал юноша, он не может рассказать об этом семье, боясь за здоровье отца. Какое-то время ему удается скрывать от родных правду, но все меняет неожиданный приезд его старых друзей.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Холостые выстрелы

английское название:

Mine vaganti

год: 2010
страна:
Италия
слоган: «Some Family Secrets are Best Kept in the Closet.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Маурицио Кальвези
композитор:
художники: Андреа Кризанти, Карло Ресциньо, Алессандро Лаи, Лили Пунгиторе
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $42 735
Мировые сборы: $15 340 429
Дата выхода
Мировая премьера: 13 февраля 2010 г.
на DVD: 4 августа 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Холостые выстрелы», 2010

Видео: Немецкий трейлер (Холостые выстрелы, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Немецкий трейлер
Видео: Трейлер (Холостые выстрелы, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Холостые выстрелы», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Холостые выстрелы», 2010

Средиземноморское очарование

Средиземноморские народы отличает не только сильная ставка на чувственное, эмоциональное восприятие действительности, но и присущая им словно генетически доброта, которая порой наполняет кинематограф и Испании, и Италии какой-то особенной теплотой, участием к персонажам. Вот и «Холостые выстрелы» подобен согревающему солнечному полдню, когда вокруг стоит зима. Он оставляет такое ощущение легкости и очарования, что еще долго расплываешься в улыбке после просмотра и жалеешь, что фильм не может длиться и дальше.

Ферзан Озпетек, хоть и турок по происхождению, хорошо адаптировался к итальянской кинематографической школе. В случае «Холостых выстрелов» режиссер выстраивает свое произведение на прочном фундаменте итальянской семейной драмы — жанра, разработанного в свое время Лукино Висконти. Вот представьте, что Висконти попал из своего трагического мира умирающей аристократической культуры в 2010-е и научился улыбаться. Быть может, это поможет хоть немного охарактеризовать «Холостые выстрелы», хотя сравнение с Висконти, конечно, и преувеличено. Но не безосновательно.

По жанру «Холостые выстрелы» с одной стороны, трагикомедия, с другой — так называемая «хоровая драма», где каждый герой, пусть даже самый второстепенный, обладает своей историей и вносит свои ноты в общее симфоническое звучание. В этом и прелесть фильма. Есть большая итальянская семья, сделавшая состояние на производстве макарон (на чем же еще делать состояние в Италии?:)), есть их друзья, знакомые, враги. У каждого своя партия, словно в итальянской опере. Правда, тут опера быстро перетекает в оперетту. У каждого здесь героя своя драма, своя правда, и все они дополняют друг друга, вырисовывая мозаичную картину жизни, с ее сложностями, подчас одиночеством, извилинами каждой судьбы. Но несмотря на это, улыбаться можно. И нужно.

В чем-то фильм даже напоминает пьесу. Здесь много диалогов и монологов. Много разговора. Любители театра, мне кажется, это кинотворение особенно оценят.

В «Холостых» очень сбалансированное единство контрастов — небольшой гротескности персонажей и психологической проработки их образов, юмора и драматического, иронии и поэтических вставок, которые связаны прежде всего с Томмазо и его писательской профессией. Эти поэтические моменты вносят в общую картину особый шарм. Еще одной важной составляющей можно назвать живописные виды Тосканы и по-настоящему сочные кадры итальянской архитектуры и природы. Иногда кажется, что родиться в Италии и не стать эстетом и ценителем искусства — просто невозможно.

Кино на самом деле очень душевное, очень легкое и теплое. После него кажется, что все проблемы остались позади, что все люди нашли в этом мире свое место и что все идет, как должно идти.

Если вы хотите скрасить свой вечер чем-то, что подарит вам настоящие чувства — будь то легкая грусть, смех, а после невероятное ощущение легкости и нежелания расставаться с персонажами фильма, смело выбирайте «Холостые выстрелы». Уверен, вы пополните им свой личный топ фильмов, которые захочется пересматривать вновь и вновь.

24 сентября 2016

Как важно быть собой

Ферзан Озпетек, итальянский режиссер турецкого происхождения. С его творчеством я знакома достаточно неплохо, великолепным фильмом «Пристегните ремни» я восхищаюсь и по сей день. Отличительная черта Озпетека как режиссера — умение высказываться на самые разные темы при помощи восхитительного старомодного языка итальянского кино 70-х годов, в духе славных традиций кино Феллини, Бертолуччи, Торнаторе.

Озпетек рассказывает историю не только про молодость и старость, и не столько про модную нынче проблему гомосексуализма, сколько про путь к себе. Можно было бы утверждать, что картина «Холостые выстрелы» о том, как важно остаться самим собой, но в тоже время он иронично и смело высмеивает людские предрассудки. Не буду останавливаться на сюжете, я не сторонница данного вида отношений, но могу сказать, что восприятие фильма будет сильно зависеть от позиции зрителя и его собственных предрассудков.

То, что я ошибочно представляла себе как комедийную мелодраму, с заезженной темой однополых отношений, оказалось в итоге сложной, глубокой семейной драмой, ироничной, умной и подкупающе искренней. И мой скептицизм, испарился сам собой в процессе просмотра. И вроде бы ничего сложного — семейные отношения с обыденными проблемами. Но как же утонченно это все снято, у Озпетека получилось блестяще! При этом в картине нет ни грамма пошлости — и за это мой отдельный поклон. И что немаловажно, режиссер абсолютно не становится на чью-либо сторону — он уважает мнение и отца и сына. Этот фильм словно призыв — жить, не оглядываясь ни на кого!

«Холостые выстрелы» — это фильм с красивыми парнями, итальянской эстрадой, то самое итальянское кино, что можно ожидать: яркое, смешное и лиричное, светлое и удивительно живое, с потрясающей операторской работой. Не последнюю роль в нем играет музыка! Великолепный саундтрек от Nina Zilli (итальянской версии Amy Winehouse) — несомненное колоритное украшение!

Нельзя не отметить и потрясающую атмосферу Италии — узкие переулки провинциальных городков, где кажутся чужими современные автомобили, звонкие голоса и эмоциональные выкрики персонажей, ну и теплые тона природы и строений. Меня это завораживает…

Я очень люблю в фильмах детали, кадры, которые придают фильму особую атмосферу и душу. Воспоминания бабушки, отпор мамы на сплетни соседей, обмен взглядами главного героя с коллегой красоткой, уморительный танец друзей на море — поразительные и восхитительные находки сценариста и режиссера.

Рекомендую посмотреть этот фильм всем любителям итальянского или французского кино, и всем тем, кто устал от типовых голливудских фильмов и хочет посмотреть добрый, душевный, и очень атмосферный фильм.

После такого кино очень хочется помчаться собирать чемоданы и отправиться в путешествие. И, желательно, в такую завораживающе прекрасную страну как Италия…

24 июня 2016

Холостой выстрел Озпетека

Режиссера этой картины Ферзана Озпетека называют «надеждой итальянского кинематографа» и регулярно вручают самые разнообразные фестивальные призы. Вот и эта картина получила специальный приз в Трайбеке и многие призы на Родине. Что сказать. Если Озпетек — надежда, значит с итальянским кинематографом действительно все очень и очень плохо.

Картина — трагикомедия, в которой весь комический эффект достигается противопоставлением традиционных ценностей провинциальной, но состоятельной семьи и двух сыновей-гомосексуалистов, которые и есть те самые «холостые выстрелы» — потому что и семейное дело они возглавить не хотят и не могут, да и внуков от них вряд ли дождешься. Что касается трагедии, то для меня она очевидна, а для Озпетека при этом — нисколько, что очень чувствуется. Безутешный отец не может пережить известие о том, что его старший сын — гомосексуалист, его даже сваливает инфаркт, правда — легкий. И младшему приходится скрывать свою гомосексуальность, хотя он первым мечтал пойти на каминг-аут, чтобы семья изгнала его с позором — и он мог в Риме жить той жизнью, к которой привык — писать книги и спать со своим другом Марко. Позже в городке Лечче, где разыгрывается трагедия, приезжает «веселая компания» друзей младшего сына Томазо. И отец снова обманывается — принимает их за «нормальных» юношей. И опять начинается «комедия». «Прячьте ваших дочек, — говорит он в местном магазине. — Это такие парни. Иначе неизвестно что может получиться» И этот плоский юмор зритель тоже, видимо, должен воспринять. Бедный, бедный отец. Вот кого мне действительно было невероятно жалко. Потому что его переживания — подлинные.

Параллельно нам показывают историю несчастной любви бабушки семейства — ее ностальгические воспоминания о дне замужества. История сделана весьма невнятно, так что непонятно, кто есть кто. Зато ясно, что страсти кипят нешуточные. И сначала она собирается даже застрелиться, направляя пистолет на сердце, но потом некто, видимо — ее брат, отбирает у нее пистолет — и отводит к мужу.

Еще в картине есть вечно поддающая близорукая тетушка, к которой постоянно забирается непонятный «вор» — видимо, ее любовник. После его ухода она криком кричит: «Вор, у нас вор!» Опять же — не смешно, а как-то странно… Странный персонаж также некая эксцентричная девушка, связанная с семейством работой на макаронной фабрике. Томазо испытывает к ней непонятные эмоции — девушка гоняет на машине, как лихой гонщик и зачем-то царапает авто какого-то незнакомца ключом. Поскольку режиссер Ферзан Озпетек — открытый бисексуал — можно предположить, что отношения Томазо и девушки намеки на зарождающееся чувство. Но когда приезжает Марко с друзьями, все становится совсем неочевидно. В общем, сюжет — довольно невнятный, к концу превращающийся вообще в какой-то полумистический фарс. Непонятно, у кого из семьи видения… Трактуйте, как хотите.

Довольно посредственное кино, всю идею которого Марко, любовник Томазо, озвучивает в одном диалоге с его матерью: «Гомосексуализм — это не болезнь. Это просто такое свойство человека. Его нельзя вылечить». В общем, фильм мне категорически не понравился.

Можно, конечно, еще порассуждать об уникальном золотистом свете, о том, как все снято — в типично итальянской манере желтого камня маленького городка и яркого солнечного дня, о сопровождающей эту драму великолепной музыке (она в самом деле хороша), но на фоне убивающего все сюжета — никак не могу поставить фильму высокую оценку. Он просто ее не заслужил.

4 из 10

23 марта 2014

Винегрет в радужном соусе

Очень часто ловлю себя на мысли, что фильмы в жанре драма+комедия требуют точно отточенной балансировки жанров, небольшой перегиб в одну сторону и все — картина становится несуразной. «Холостые выстрелы» яркий пример недосола в обоих случаях, когда драма не столь драматична, а шутки покрыты штампами.

Больше всего в глаза бросается незаконченность персонажей, их образ блекло смотрится на фоне темы, которой пропитан каждый диалог — «о Боже, как же с этим жить, он голубой». Мне тяжело понять, чего хотел добиться режиссер этим лирическим отступлением про бабушку главного героя: сделать пролог с эпилогом, показать, что не все так печально в этом «радужном» мире или рассказать отдельную историю, добавив еще больше несуразицы в существующую кашу. Добавляет непонятности в сюжетную линию псевдоромантика между Томаззо и Альбой. С одной стороны кажется, что режиссер хотел показать некоторые душевные терзания или лучше сказать размышления о бытие главного героя, но мысль так и оборвалась на полуслове, никакой завершенности.

Что имеем в итоге? Несколько эпизодов, которые так и не сошлись воедино, массу начатых мыслей, которые так и не пришли к логическому выводу и огромное поле для фантазии зрителя, которому предоставляется возможность на фоне сырого сценария додумать самому, кто есть кто.

5 из 10

15 сентября 2013

Киноопера

Оперность в кино — это «хорошо» или «плохо»? Могут ли острые темы, проверяющие общество на толерантность, стать предметом изображения в кино, не опускаясь на дно пошлости и предрассудков? Насколько модна и востребована современным зрителем трагикомедия? Пытаться отвечать на эти вопросы — значит, писать отдельное большое эссе с претензией на большой охват материала и всесторонний анализ. Здесь же краткая рекомендация к просмотру. «Холостые выстрелы» — одна из неоднозначных работ итальянского режиссера турецкого происхождения Фернана Озпетека. Три вопроса в начале этого текста уже содержат вполне ясную характеристику фильма. Эта драма, безусловно, понравится тем, кто любит много музыки в кино. Любители одновременно посмеяться и посочувствовать главным героям также оценят картину по достоинству. Многим понравится то, как это кино сделано, но совершенно не понравится то, о чем оно. Даже если Вы такой зритель, то не поленитесь и посмотрите «Холостые выстрелы» все равно, хотя бы для того, чтобы составить свое собственное, уникальное мнение о мастерстве Озпетека.

6 августа 2013

Ну наконец-то хороший фильм от Италии! А то я думала, что после Челентано ничего больше эта страна нам не подарит.

Листая каналы, я остановила взгляд на красавце Риккардо Скамарчио, которого я видела в итальянском «Три метра над небом». Я не могла переключить, ведь он мне ещё тогда очень понравился. А после этого фильма я его ещё и уважаю. За роль гомомсекусала. Не знаю почему, но именно ЛГБТ-тема меня очень волнует. Я стараюсь смотреть как можно больше фильмов об этом. Кто-то скажет, что я помешанная, кто-то — что я лесбиянка, а мне норм. Каждый имеет право на увлечение. Какое бы оно не было.

Так вот. О фильме. Его я посмотрела случайно, но очень рада по этому поводу. Европейское кино особенное. Оно сильно отличается от американского. В нём много национального колорита. Вот и «Холостые выстрелы» из этого разряда. Несмотря на то, что тема, освящённая в фильме, очень серьёзная, картина очень весёлая и солнечная. А как же иначе с этим народом? У них много солнца, поэтому и веселятся. И даже грустные моменты вызывают улыбки. Чем самым напомнил Альмадоварское «Возвращение».

Вся эта музыка, пляжи, море, забавная компания геев вызывали только позитивные эмоции. А искуссные шутки подняли настроение до максимума. Это определённо не «Три метра над небом».

«Холостые выстрелы» — чудесная картина о том, как в обществе относятся к людям нетрадиционной ориентации. И в частности как относится к этому семья, как она принимает этот факт. В общем, этот фильм очень порадовал: и тематикой, и подачей.

9 из 10

29 июля 2013

50 тысяч слез

Очередное «вкусное» кино от Озпетека. Картину я могу сравнить разве что с дорогой плиткой горького шоколада, такие же ощущения от просмотра. Удивительным образом, и не впервые, режиссер обыгрывает уже набившую оскомину гейскую тематику. Но юмор, искрометные диалоги, красиво подобранные цвета, времена года, какой-то чудный провинциальный городок, все это и создает невероятную атмосферу, хочется окунуться в нее и еще долго не вылезать.

Женщины… такие разные, — красивые, дурнушки, впечатлительные, одинокие и хранящие очаг как зеницу ока.

Мужчины… ранимые, гордые, глуповатые. Такие замечательные в своей патриахальности, что начинаешь их невольно уважать. Поймала себя на мысли, что режиссер абсолютно не становится на чью-то сторону. Он понимает отца, он уважает выбор сына. Но то что героев своих он очень любит — это видно сразу.

Рецепт от Озпетека — большая семья, скелеты в шкафу, приятная музыка (Nina Zilli со своей 50 mila заслушана до дыр) и своя щепотка перца — турецкая песня, в этом случает это была Kutlama от моей обожаемой Сезен Аксу. Итальянски шарм + турецкая страсть и задор и создало это восхитительное блюдо, послевкусие которого, как уже и заведено, будет еще долго ощущаться…

10 из 10

25 сентября 2012

Без выводов

Фильм рассказывает о большой состоятельной итальянской семье, где два брата — гордость и надежда своего отца, являются гееями, один из которых сделал официальное признание, что разбило сердце отцу.

Сюжет не является сказкой, со счастливым концом, это повествование жизни чопорной итальянской семьи, находящейся в плену традиций, семейных ценностей, или хотябы их видимости. Отец, считающий, что иметь сына гея — позор, а любовницу, чуть ли ни на глазах у собственной жены — нормально; Мать, не обладающая особой чуткостью и пониманием своих сыновей; Тетка, злоупотребляющая алкоголем от всей этой жизни; Бабуля, вечно недовольная своим сыном (главой семейства), но понимающая и принимающая реальность больше остальных членов семьи.

Слишком сухой, поверхностный юмор, не заставляет улыбнуться ни разу. Сочувствия так же, не случается до конца картины.

Если бы не замах режиссера на фильм с глубокой моралью, которую, к сожалению, при всем желании, так и не удалось вытянуть, то, возможно, картина получилась бы посвежее… так — пресновато.

5 из 10

1 августа 2012

Жизнь как умение смеяться, когда так хочется плакать

«Не навешивай ярлыка заранее» — думаю, этой заповеди любителям кино стоило бы придерживаться наравне с «Не сотвори себе кумира — Тарантино тоже небезгрешен» и «Не смотри плохое кино — нервные клетки дороже». Но как и в случае с другими хорошими намерениями, это тоже часто оказывается невыполнимым.

Понятия не имею, с чего я взяла, что «Холостые выстрелы» — комедия. Нет, смешных ситуаций, курьезов и шуток полно, но это не тот случай, когда смеешься над ГГ вроде Джима Керри, Адама Сендлера или Роба Шнайдера, подсознательно себя им противопоставляя. Здесь ты смеешься потому что смешно, но с оглядкой — потому что это могло произойти с тобой или твоими родными.

При этом я не хочу сказать, что фильм пропитан серьезной драмой, которую также всерьез надо воспринимать. «Холостые выстрелы» мне показались историей из жизни обычных людей, которых однако очень нелегко согнуть или сломать, потому что у них есть надежный тыл — семья. Несколько человек, каждый немного не в себе, каждый со своими тараканами, но у которых есть нечто общее — каждый из них по-своему, но искренне тебя любит. Настоящая Семья.

Отдельно нужно упомянуть саундтрек. Смесь итальянских и турецких мелодий погружает в атмосферу жаркого юга, темпераментных людей и глубинного позитива.

Это не тот фильм, который производит яркое незабываемое впечатление, но увидевший его, некоторое время бывает как будто погружен в теплое ласковое облако.

23 декабря 2011

Действительно холостые выстрелы..

Фильм позиционируется как комедия, ну или там романтическая комедия, когда парень решил на собрании своей семьи, а это большая итальянская семья, всем сообщить, что он гей. Что конечно же не является приемлемым в этом мире старых итальяшек. Но главный удар на себя вначале берет старший брат, что скорее всего и является главной комедийной составляющей, так как брателло палку перегибает в тот момент и изгоняется из семьи. Паренек же остается в шоке, папа при смерти, все очень весело. Так как парень становится главой семьи… На сем череда смешных моментов заканчивается и начинается драма с головомойкой, выяснением чем живет семья, и все это со смехом и улыбками, хотя не смешно. Короче игра актеров чисто в холостую, как и сюжет и все остальное.

1 из 10

25 ноября 2011

Холостой пшик, или Отсыревшие пистоны.

О фильме Ферзана Озпетека я слышал только самые лестные комментарии и положительные отзывы как в прессе, так и по телевидению. По этой причине я с большим интересом ждал релиза на DVD. Коробка диска извещала о том, что «Холостые выстрелы» — это великолепная итальянская комедия, про большую и очень уважаемую семью со своими тайнами и причудами. Описание сулило прекрасную картину солнечного побережья, незабываемую музыку и потрясающую режиссуру.

Но с первых минут я почувствовал, что на экране происходит совсем ни то, что я ожидал увидеть. Забегая вперед, могу сказать — это точно не комедия, как гласит аннотация. Фильм начался с драматичных воспоминаний пожилой женщины, которые настраивают явно не на игривый лад. Затем, режиссёр не дав нам опомниться от начала, и не дав разобраться кто есть кто из персонажей, превращает фильм в смесь долго играющей гей-фантасмагории и невнятной, слабой драмы.

Вот здесь остановимся по подробнее. Смеяться над гомосексуалистами и над предрассудками, стереотипами гетеросексуалов в отношении их не актуально с конца 90-х. Хотя, может быть, к Италии это не относится. Однако, данную тему с искромётными шутками, интересными ситуациями давно раскрыли Эдуар Молинаро в «Клетке для чудаков» и Джоэл Шумахер в картине «Без изъяна». Куда понесло Озпетека — для меня загадка.

Персонажи фильма, члены семьи, почти всё время ведут разговоры в духе — «как мы проглядели гея? Но он же остался прежним или нет?». Причем диалоги такого порядка замыкаются на отце, пережившим инфаркт, после признания старшего сына в иной сексуальной ориентации и нескончаемо идут по кругу. Эти якобы «шутки» и «сарказм» на горячую и щекотливую тему (видно только в Италии) наполнены штампами и просто плоским юмором. В нашем современном мире это настолько не естественно, уныло и не актуально, что создаётся впечатление, что Озпетек узнал о геях только сейчас.

Персонажи поражают своей блеклостью и невыразительностью. Только на горизонте появляется поле для хороших шуток и ситуаций, тут же возникает, словно приведение, бабуля, которая своими философствованиями о выборе в жизни гробит последние зачатки намечающейся комедии. Актёры в основном настолько переигрывают, что вспомнить хорошую актёрскую игру после просмотр просто нереально.

На протяжении всей картины не возможно избавиться от чувства винегрета в сценарии. У режиссера не получилось ни драмы, ни комедии. Можно смело сказать, что Озпетеку стоит завязать с опытом в жанре комедии, а лучше с режиссурой вообще. «Модный, востребованный режиссер Европы» либо еще совсем зелен, либо бесталанен.

P.S.

Осталось только два балла — один за качественную картинку, второй за музыку.

2 из 10

4 августа 2011

Нехолостой выстрел и прямо в сердце

Если визитной карточкой современного испанского кинематографа по праву считается Педро Альмадовар, а французского — Озон, то итальянцы наконец с гордостью могут похвастаться своей — Ферзаном Озпетеком. От фильма к фильму режиссер совершенствовал свой неповторимый подчерк и своим последним творением «Холостые выстрелы» заслуживает почётное место в ряду мэтров.

Море положительных эмоций! В картине безупречно всё. Тема камин-аута, могущая многих смутить, здесь подана ненавязчиво деликатно и, хотя является центральной, увлекает не она, а колоритно выписанные персонажи от главных до третьестепенных и перипетии весёлого и в то же время исполненного глубокого смысла сюжета. Кастинг и игра выше всяких похвал, что выделять кого-то просто не хочется. Завораживает «плывущая» камера оператора и звуковая дорожка, на нюансах передающая настроение момента. А подбор песен — в яблочко!

Что отличает хорошего режиссёра от просто..? Любовь, с которой делается кино и здесь эта любовь Ферзана Озпетека проявляется в каждом кадре.

Приятного просмотра!

10 из 10

23 мая 2011

После «Невежественных фей», или же «Феерии непонимания», не то чтобы совсем всерьез, но все же заинтересовалась творчеством Ферзана Озпетека. Название этой картины также сильно отличается от оригинального («Блуждающие мины»), и на этот раз оно совершенно не попадает в цель. Потому что именно оригинальное название как нельзя лучше отражает идею фильма и подходит ему.

Итак, история двух братьев, которые в любой момент могут просто «подорвать» свою семью, представленную прежде всего в лице консервативного отца. Он же, в свою очередь, сидит на минах, сам этого не знает, да и знать не хочет, потому и обманывать его годами не составляет никакого труда. Остальные персонажи тоже «не отстают», но выделить хочется эксцентричную тетю Лучану и, по-настоящему, самого главного человека — бабушку. В этой героине целиком воплотилась одна из идей фильма — улыбаться в лицо беде. Все члены этой семьи и трагичны и комичны одновременно. А легенькая история постоянно балансирует на грани печали и немного нелепого юмора.

Фильм очень ярко акцентирует внимание на том, что в Италии действительно есть, и в немалом объеме. И режиссер турецкого происхождения видит это своими обоими вооруженными глазами. Ведь если заглянуть поглубже, отец семейства переживает потому что сын — гей, далеко не из-за того, что он — гей, а что все в городке узнают об этом, и какой это будет страшный позор для уважаемого человека. Оттуда, как говорится, и растут ноги у проблем этой семьи. Да и у многих других семей, богатых и не очень, и у отдельных личностей, потому что в каждом городишке есть свое всевидящее око, которое не спит, а активно сотрудничает с «сарафанным радио». Для людей, вечно голодных на новости, подобное событие — действительно эффект разорвавшейся мины. Для «главных героев сводки» — от легкой контузии до падения этой самой мины на голову. Отличная иллюстрация этого явления — короткая сцена в магазине, замечательная, совершенно не карикатурная, а именно, очень реалистичная ситуация, когда Лучана вместе с матерью главных героев обмениваются любезностями с давними знакомыми. В жизни это, конечно, порой доставляет немало неприятностей, ну а в кино вызывает улыбку.

В итоге «Феерия непонимания» мне понравилась намного больше «Холостых выстрелов», даже несравнимо. Причина — в персонажах этого фильма. Я выделила бабушку и тетю, остальные герои были как-то не очень выразительны. Если говорить об оформлении, то картинка — приятная, атмосфера — солнечная. Звучит немало неплохой музыки, на этот раз — без турецких мотивов или их было совсем чуть-чуть, что я и не заметила. Но «Феерию непонимания» очень украсила замечательная «Grazie alla vita», написанная Виолетой Паррой — автором с трагической судьбой, которая этой песней поблагодарила жизнь, за все, что она ей дала. Примечательно что в «Феерии непонимания» она звучит в исполнении Габриэллы Ферри, которая также, как и автор песни, свела счеты с жизнью. Вот такой песни-драмы или «драмы под песню» в «Холостых выстрелах» нет.

Сюжет прост, но в этом как раз его очарование. Приятной получилась концовка. В, казалось бы, неподобающем случае, на лицах вдруг начинают проступать улыбки, медленно, робко, но искренне, создавая ощущения, что, наконец-то, «глупые герои начинают понимать». Мне это даже напомнило улыбку Кабирии, как символ продолжения жизни, но уже какой-то другой, лучшей.

У меня уже сложилось ощущение, что если режиссер Озпетек — кино будет о геях. Но если все же искать проблематику в этом фильме, чего делать мне совсем не хочется, в виду его легкости и непринужденности, то дело — не в геях, а в сплетниках. Все-таки, зло — они.

23 мая 2011

Блуждающие мины.

В последнее время тематика гомосексуализма затрагивается в кинематографе очень часто, да только вот серьезных лент подобного рода раз-два и обчелся. «Холостые выстрелы» (оригинальное название «Блуждающие мины») является фильмом о гомосексуализме с человеческим лицом. Главный герой тут не инфантильно-ранимый гей, шпыняемый обществом, а уверенный в себе образованный юноша.

Быть геем в наши дни — это уже конформизм. (Фредерик Бегбедер. Каникулы в коме.)

Не то комедия, не то драма — итальянская утонченность сочетает в себе изумительный юмор и человеческую трагедию. В центре истории большая семья, ведь именно семейные ценности — основа итальянского общества. Виченцо Кантоне — глава большого семейства и хозяин градообразующей макаронной фабрики. В Лечче фамилия Кантоне пользуется большим уважением, любое происшествие в их доме сразу же становится темой для городских сплетен. Консервативного Виченцо за деловым ужином чуть не хватил удар, когда его старший сын Антонио признался в своей нетрадиционной ориентации. Уважаемый бизнесмен встает перед выбором между любимым сыном и незапятнанной репутацией, и выбор он делает не по зову сердца. А еще более сложные переживания разворачиваются в душе младшего сына Томазо, решившего свою гомосексуальность оставить в тайне. И дело тут не в страхе перед изгнанием из дома, Томазо только это и нужно, парень переживает за здоровье отца и благополучие семьи, огромный бизнес которой не на кого оставить.

Все суета сует и ловля ветра. (Соломон)

Томазо становится той самой «ходячей миной», так как боится любой ошибки, дабы не навлечь подозрения отца. Все дело усугубляется приездом друзей парня, в которых только слепой не разглядит геев. Но так ли слеп Винченцо, или же он просто притворяется, не желая отступаться от принципов, но и страшась потерять второго сына. А вокруг жизнь бьет ключом: супруга главы семейства Стефания пытается сохранить в доме мир, и даже не замечает, ради этого, измены мужа; тётушка Лучана переживает кризис бальзаковского возраста, грезит воспоминаниями о хулиганском прошлом и ночами привечает в своей комнате вора-любовника; мать Винченцо, одна из основательниц фабрики, терзает себя мыслями об ушедшем навсегда прошлом, утерянной любви и холостом выстреле, который уберег её от смерти. Вот такая история в духе Вуди Аллена, приправленная итальянским колоритом.

Мужчина забывший свою семью, не может называться настоящим мужчиной. (Дон Карлеоне, Крестный отец)

Основой фабулы является вопрос выбора. Томазо пытается определиться, что для него важнее, писательская деятельность и свобода отношений, или благополучие семьи, оказавшееся под угрозой. Режиссер Ферзан Эзпетек делает акцент на гармонии отношений с близкими, ради которой стоит жертвовать собственными принципами, или же рвать узы безвозвратно. Причем подобное самопожертвование должно быть обоюдным, а не представлять собой игру в одни ворота. Фильм так же затрагивает тематику поиска места человека в социуме, его призвание и предназначение. На примере жизни своей бабушки, Томазо учится быть собой и не бояться принимать ответственные решения. Он всё еще не может определиться, в чем именно его житейское счастье, не может сделать выбор между своим парнем-интеллектуалом Марко и взбалмошной Альбой, сотрудницей макаронной фабрики.

Само собой разумеется, что подобную пьесу, состоящую в основном из внутренних переживаний героев и тонких диалогов, невозможно было бы воссоздать без талантливой актерской рати. В обойме у Эзпетека нашлось место чуть ли не для всего цвета итальянской кинематографии. Проникновенно исполнили роли братьев Кантоне актеры Риккардо Скамарчио (Томазо) и Алессандро Прециози (Антонио). Им удалось избежать одного из самых распространенных клише фильмов о геях — показной жеманности. Обычные люди, такие же как все остальные, со своими вкусами и манерой поведения, их отличие от остальных мужчин кроется лишь в ориентации. Словно в противовес им ставятся друзья Томазо из Рима, типичные гомосексуалисты в представлении большинства обывателей. Эти образы исполнены не менее мастерски, будто на роли ребят специально подбирали людей с нетрадиционной ориентацией. Невероятно эмоциональной вышла и роль Николь Гримаудо. Её Альба типичный социопат, которому необходима поддержка, дружба и, возможно, любовь. Из всех сцен с её участием больше всего запомнился эпизод, в котором Альба, со спокойствием душевнобольного, уродует автомобиль, припаркованный на её стоянке. Ну и наконец, Илария Оккини в роли бабушки, персонажа, на первый взгляд второстепенного, но существенно влияющего на развитие этой истории. Мудрый взгляд, добродушная улыбка и полные понимания речи — на первый взгляд и не скажешь, что этот человек многое в жизни упустил. Роль мудреца исполнить крайне нелегко, нужно быть либо гениальным актером, либо непосредственно мудрецом. Не суть важно, к первой или второй категории принадлежит Илария, но роль исполнена великолепно.

Фильм лёгок и смотрится на одном дыхании. Классическая, для фильмов последних лет, операторская работа, приятная уху музыка, утонченный итальянский юмор — истинный подарок для поклонников неглупого, но и не излишне перегруженного идеями кинематографа.

Вывод: Фильм о семейных ценностях, мечте и нетрадиционной ориентации без показухи.

8 из 10

9 мая 2011

Mine vaganti

Семейство Кантоне до невозможности патриархально: отец, мать, эксцентричная тетя Лучана и не менее впечатляющая демократичностью взглядов бабушка, дети — старший Антонио, сестра Элена, вышедшая замуж за придурка, и младший Томмасо. Кантоне уважаемы всеми жителями своего небольшого итальянского городка. Но вот наступает день великого торжества: из Рима должен вернуться младший сын Томмасо, изучавший там экономику, и присоединиться к руководству семейного предприятия по изготовлению пасты, которое на данный момент возглавляет старший брат Антонио. Но Томмасо вовсе не желает вливаться в семейный бизнес, он мечтает о карьере писателя. Кроме того, Томмасо — гей, о чем он и решает сообщить на торжественном обеде в надежде на то, что отец его выгонит и никогда не позволит заниматься семейным делом. Но планы Томмасо рушит Антонио, опережающий брата: оказывается, Антонио тоже предпочитает мужчин. Отец моментально отказывается от старшего сына и выгоняет его. Кроме того, от стыда и шока у главы семейства случается сердечный приступ. Теперь у Томмасо нет иного пути, кроме как возглавить макаронный бизнес, ведь признаться в своей нетрадиционной ориентации означает добить отца. А между тем в Риме его ждет его возлюбленный Марко…

Фильм снят, как и любое хорошее италокино, красиво. Сюжетная линия, описывающая злоключения Томмасо, переплетается с историей трагической любви бабушки к брату ее мужа. Именно бабушка служит организующим началом всей ленты, она как бы наблюдает за всем со стороны, но вместе с тем принимает активное участие в происходящем, она резонирует, она скрепляет семью.

Озпетек снял на редкость легкое, летнее кино. Каждый герой — колоритный персонаж, реалистичный и неповторимый. Чего стоит отец, подозревающий, что все знают об ориентации его сына, и пытающийся сделать хорошую мину при отвратительной игре. А его престарелая любовница? А яркая тетя Лучана, которая не прочь приложиться к бутылке? А бесконечно великолепная бабушка? И усталая прислуга?..

И не могу не отметить, что герои-мужчины вопиюще красивы. Настолько красивы, что ты сидишь в кинотеатре и думаешь: «Почему же столько красавцев в этом фильме — геи?!»

9 из 10

19 марта 2011

Холостые выстрелы (плавучие мины) Ферзан Озпетек

Для чего снимался фильм холостые выстрелы?

Если исходить из положения о том, что главный поступок на экране совершает все-таки бабушка, то главную мысль картины следует искать именно в ее словах и действиях. А что же она говорит? Она говорит, прежде всего, об индивидуальности. О необходимости оставаться собой, не считаясь с общественным мнением

Ведь даже самый гомофобствующий персонаж этого повествования — глава семейства и тот, похоже беспокоиться не столько о том, что гомосексуальность это плохо или хорошо, а о том, что об этом скажут соседи.

Вот кстати, интересно, как бы он отнесся к ориентации своего сына, если бы с уровнем толерантности в городе все было бы порядке? Я думаю, его реакция была бы гораздо спокойнее.

И действительно, одна из сцен посвящена этой типичной людской страсти к сплетням и желанию побольнее уколоть ближнего своего. Хотя, кто в этом городе не без греха? И на одно обвинение в аморальности кладется другую. И кто тут более аморален еще мы будем посмотреть.

Однако не только о самостоятельности и смелости совершать только свои ошибки говорит этот фильм. Ведь в конечном счете, замыкание на себе называется эгоизмом. А свое отношение к эгоизму режиссер высказывает однозначном: в фильме есть такие слова «эгоист всегда остается один!»

Что же получается? С одной сторона надо наплевать на чужое мнение, а с другой стороны, не стать при этом эгоистом? Кажется мы столкнулись с противоречием. Однако режиссер предлагает свой вариант решения этой проблемы.

Задача будет решена, если вспомнить о другом важном качестве. И это второе качество, которое как мне кажется, прославляет бабушка — ответственность, а мера его — человеческая жизнь. Ведь Томазо не говорит отцу новость, которые вполне могла бы его прикончить. Почему? Ответственность за жизнь отца.

Ответственность и, быть может, милосердие. И об этом он говорит своему брату!

Томазо принимает решение и соглашается на приглашение отца, отринув все свои аргументы, которые в самом начале фильма говорил Антонио. Ради чего? Ради отца, наверное.

Кстати, отдельно позволю себе сказать несколько слов об главе семейства. Он, представляется мне самой трагической фигурой. По сути он ничего плохого не делал. Он просто мирно жил своей жизнью, впитав те ценности, которые существовали в этом городе. И тут выясняется, что эти ценности, по меньшей мере, спорны. Под угрозу ставится его репутация. И что толку, что его сыновья ничего плохого не сделали, ведь скажут.. скажут.. Эдакий Фамусов.

Однако к чести этого человека надо сказать, что он, став ареной борьбы между общественным мнением, которое для него между прочим очень важно (он ведь коммерсант, для которого потеря репутации может обернуться потерей всего) и родительскими чувствами, принимает верное решение.

Завершение фильма отдельное замечательное произведение — немного грустное, но светлое. Бал в голове писателя, который готов писать даже для самого себя.

18 февраля 2011

как человек, стремящийся к счастью

Режиссура Ферзана Озпетека стала для меня открытием, даже откровением, после просмотра «Окно напротив». Этот фильм оставлял своеобразное длительное послевкусие, что для меня является одной из главных характеристик хорошего кино. Следующим открытием стал «Сатурн в противофазе». Повесть о любви и дружбе, жизни и смерти, раскрытая на 100%, какой бы заезжанной не казалась эта тематика. И вот «Холостые выстрелы». Улыбка сквозь слезы. Тончайшее чувство юмора. Переплетение историй, эмоций, слухов, иллюзий. Зеркало итальянской души. Пожалуй, один из лучших фильмов виденных мною в последнее время.

Соперничество братьев пронизывает весь фильм. Это и история бабушки и история главного героя. Хотя можно ли сказать, что главным героем является именно Томазо, младший брат, любящий сын, внук, любовник? Главным героем этого фильма является семья. Земля и дерево. Родители и дети.

Мозаика, которую по кусочку складывает режиссер, не забывая заставлять зрителя и смеяться и плакать, в результате оказывается потрясающей красоты картиной. Главное, этот фильм учит жить. Точнее это призыв — живите, живите, не оглядываясь ни на кого, живите, вдыхая и чувствую каждое ускользающее мгновение, бегите, смейтесь, стремитесь к счастью, любите.

Потрясающая работа оператора. Сцены на пляже, история бабушки, сцена перед зеркалом… Музыка, переплетающаяся и сливающаяся с сюжетом в единое целое… В целом вся атмосфера фильма… Именно та встряска, которая так необходима…

10 из 10

4 февраля 2011

Большой итальянский coming-out

Итальянский режиссер турецкого происхождения Ферзан Озпетек решил поговорить с обществом начистоту, сняв вольную, почти серьезную комедию о том, что «если жить так, как говорят другие, то тогда лучше вообще не жить». Сколько уже снимали фильмов о геях, но зачастую они оказываются лишь для «тусовки», лишь ей интересные и понятные. «Холостые выстрелы», напротив, обращены к людям по ту сторону, к тем, для кого камин-аут родственника может приравниваться к его погребению.

Можно было бы утверждать, что эта картина в целом о том, как важно остаться самим собой, но Озпетек иронично и смело высмеивает людские предрассудки, связанные с отношением к гомосексуалам, на примере уважаемой консервативной итальянской семьи, в которой оба сына по нелепой случайности оказываются геями («холостыми выстрелами»), и для отца признание лишь одного сына становится ударом и навязчивой идеей, будто все в округе прознали об этом позоре. Что же будет, когда, преодолевая скованность и неуверенность, решится открыть правду младший сын Томмасо, на плечи которого неожиданно свалились и все отцовские надежды, и семейный бизнес?

Помимо развивающейся паранойи главы семейства Кантоне и моральных дилемм Антонио и Томмасо, здесь находится место для массы ярких, по-итальянски колоритных персонажей, вырисованных актерами и режиссером с особой тщательностью и любовью. Миллионы мелочей определяют поведение и стервозных дамочек и умудренной опытом бабушки, оказывающейся самой понимающей и либеральной. У них всех есть и личные сложности и небольшая история, будто маленькая фреска дополняющая основной сюжет, но Озпетек старается больше показать их отношение к скандалу. Причем позиции ни у кого изначально не претерпевают изменений. Кто-то оказывается понятливее, а кто-то из-за своей косности оказывается в дураках. Намечается свистопляска, почти бал-маскарад, где каждому будет отведена своя роль, а кто-то из ключевых персонажей появится чуть позже, чтобы все расставить на свои места под развеселые апеннинские мелодии.

В этом сочном, семейном фильме, кажется, все стоит на своих местах и разыгрывается по нотам. В сложносочиненном сценарии на протяжении двух часов не наблюдается ни одного огреха, а красивые, эксцентричные итальянцы не устают радовать взгляд. Пылкая Италия вот-вот влюбит в себя, и едва досмотрев «Холостые выстрелы», ты помчишься собирать чемоданы в страну, где даже служанка умудряется не теряться на общем фоне кипения жизни. Но все эти мысли навевает темперамент, с которым снята данная картина. Истинно средиземноморский, в духе и Альмодовара, и «Моей большой греческой свадьбы».

Кажется, Ферзан Озпетек не боится ничего, и говорит громко и вслух о том, о чем говорить не принято, при этом умудряясь сохранять необходимый такт. Правда у него есть существенное преимущество — «Холостые выстрелы» способны понравиться исключительно всем, кто будет готов причаститься к занятной, по-своему глубокой и трогательной, но несколько сумбурной истории одной итальянской семьи.

7 из 10

24 января 2011

Холостые выстрелы

Оригинальное название фильма — «Ходячее минное поле». Или я еще встречал в других источниках такие варианты как «блуждающая мина» и «дрейфующая мина». Однако в кои-то веки я не виню, а даже похвалю наших отечественных локализаторов за данное ими название «холостые выстрелы». Возможно это просто совпадение и прокатчики действовали наобум, но мне кажется именно эти слова отражают дух фильма.

К черту политкорректность! Отбросим маски фальши и лицемерия нынче модно именуемые толерантностью. Я ненавижу и презираю геев! Их количество во всех сферах общественной жизни неуклонно растет и это не может не настараживать. Однако прочитав синопсис данного фильма, я нисколько не смутился, не рассердился из-за очередного фильма про голубых. Скорее напротив, судя по описанию фильм обещал быть невероятно свежим и оригинальным, ироничным и с изрядной долей уместного драматизма — и разве можно пропустить такое кино?!

Провинциальная Италия наших дней. Здесь всё еще сильны консервативные взгляды на жизнь и патриархальные нравы и устои. Именно сюда, к своей семье, приезжает главный герой — Томмасо. Он возвращается после учебы в университете, из Рима, который в отличие от провинции уже затронут прогрессивным либерализмом и богемной свободой. Томмасо хочет раскрыть свою тайну, сообщить «страшную» новость. Но его опережает родной брат (человек который по сути является полной противоположностью совему брату). Отец в бешенстве, в гневе! Они изгоняет сына из дому, а сам попадает в больницу из-за потрясения. В такой ситуации Томмасо придется повременить со своим откровением. Ему ничего не остается кроме как работать на ненавистной работе и слушать гомофобные речи родственников и соседей. Так начинается эта удивтельная и нетривиальная комедия!

Отцу конечно не позавидуешь: 2 сына и оба геи! Однако и другие члены его большого семейства отличаются поразительной взбаломошенностью. И потому я не оцениваю фильм как нраувочительная комедия о нелегкой доле геев. Идея фильма в другом, но об этом позже.

Фильм буквально наводнен интересными и уникальными персонажами. Все герои: и главные, и второстепенные, и даже эпизодические — невероятно колоритны, обладают потрясающе-непревзойденными характерами. Живые, импульсивные, эмоциональные, страстные — они придают фильму еще больше красок, еще больше буйства, еще больше иронии, еще больше эмоций! Блестящая, искренняя игра актеров лишь еще более подчеркивает их индивидуальность.

Я очень люблю в фильмах детали. Непродолжительные эпизоды, кадры, которые придают фильму особую атмосферу и душу. Сплетни и смех соседей, трапеза Томмасо с сексуальной красоткой, танец друзей на пляже — фильм мог бы и обойтись без этих сцен?! Нет, иначе он бы потерял очень многое.

Сплошных лестных слов заслуживает музыкальное сопровождение фильма. Потрясающая, чувственная, яркая, цепляющая — музыка удачно гармонирует с творящемся на экране, создавая нужное настроение фильму. Оседая на дне мозга, всё что остается после отзвучавших аккордов и нот, так это приятные словно сновидения впечатления.

Ферзан Эзпетек, который насколько мне известно является бисексуалом, очень удачно изображает как представителей нетрадационной ориентации, так и их ярых недоброжелателей и простых обывателей. Автор сознательно эскплуатирует мифы и стереотипы, подчас развенчивая, а порою и укореняя их.

Идея фильма невероятно многранна и глубока. Чтобы добиться счастья надо быть самим собой. И дело касается не только ориентации и сексуальных предпочтений. Но еще и черт характера, вкусов и надежд, желаний. Персонажи нередко говорят очень правильные, мудрые слова. Говорят очень поэтично и возвышенно, но отнюдь не пафосно. Нравоучительный посыл автора удался — и мое отношение к представителям сексуального меньшинства заметно улучшилось. Цитировать слова несмотря на огромное желание я не буду — лучше посмотреть самому. И обязательно без перевода (я хоть и отношусь к дубляжу положительно, но итальянский язык, интонации и страстные эмоции аткеров нельзя озвучить, нельзя удачно перевести, не потеряв души фильма).

Немного портит впечатления концовка фильма. По мне, она получилась излишне хэппи-эндовской, приторно-сладкой. Финал способен разрушить весь посыл создателей. Я знаком с патриархальным укладом жизни. Не тесно, но и не шапочно. И потому могу заявить с твердой уверенностью, что финал фильма не больно правдоподобен.

И все же несмотря на концовку, фильм оставил после себя лишь отличное настроение и приятные впечатления. Моя память хранит воспоминания о самых интересных моментах, и эмоции захлестывают с неувядающей силой. Фильм вызывает подлинное восхищение, смех и даже заставляет задуматься над счастьем и свободой.

Включаю фильм в 50 самых моих любимых кинотворений! Пересматривать буду однозначно!

18 января 2011

Нечаянная радость…

…Именно так я могу охарактеризовать свое общее впечатление от просмотра этого фильма. Честно говоря, не была раньше знакома с творчеством Ферзана Озпетека, но следуя добрым советам и положительным рецензиям, я не могла не познакомиться с последней работой этого режиссера и сразу же пожалела, что не видела предыдущие.

То, что я ошибочно представляла себе как легкую комедийную мелодраму, произрастающую из плодородной, и повсеместно используемой в последнее время темы однополых отношений (против которой я ни в коем случае ничего не имею против, просто не каждому дано правильно и изящно выразить ее на экране), оказалось в итоге сложной, многослойной и довольно-таки глубокой семейной драмой, ироничной, умной и подкупающе искренней.

В центре повествования — большое и самое что ни на есть итальянское семейство, в котором, конечно же, не может не быть проблем. Томмасо, живущий и учащийся в Риме, приезжает к родителям в пригород, чтобы сделать несколько откровенных заявлений, под грузом которых ему нелегко живется. Но, будучи готов к семейному скандалу, весь масштаб катастрофы он понимает тогда, когда его старший брат Антонио, надежда и опора семьи, совершает аналогичное признание, спровоцировавшее сердечный приступ у отца и, и сделавшее невозможным все запланированные откровения младшего брата. А ему есть что сказать. И это только начало…

У них есть сестра, молчаливая, но довольно проницательная, а у нее есть недалекий и глуповатый муж, а еще есть мать, в свете последних событий разрываемая противоречиями, есть отец, консервативный и непреклонный, есть тетка с довольно интересным прошлым и странноватым настоящим и, наконец, есть великолепная бабушка, чья сюжетная линия пожалуй затмевает все остальные. И вся эта вереница людей, жизней, воспоминаний и надежд выстраивается в этакий причудливый калейдоскоп и преподносится зрителю последовательно, искусно, красиво и в нужной для восприятия пропорции.

Этому способствуют великолепное музыкальное сопровождение, которое местами завораживает, метами поднимает настроение, местами ввергает в уныние, в общем, умело манипулирует чувствами зрителя; замечательная и искренняя актерская игра абсолютно всех участников действа, и многим из них, чтобы донести нужную информацию вовсе не обязательно говорить, а достаточно просто выразительно посмотреть; и, конечно же, отличная режиссура, благодаря которой повествование подобно течению реки, плавное, органичное, и в тоже время местами неожиданное и увлекающее в неизведанные глубины человеческой души.

Можно долго перечислять достоинства этого фильма — он практически из них одних и состоит, но здесь, пожалуй, пора прерваться и плавно закруглить этот поток словесных излияний.

Добавлю только, что это кино — как глоток свежего воздуха, несмотря на всю его драматичность и серьезность, живое, искреннее, в которое хочется верить. Вот именно такое ощущение осталось у меня. Чего и вам желаю…)

9 из 10

9 января 2011

Итальянское кино

Данная картина является образчиком классического итальянского кино с манящими пейзажами, узкими улочками, маленькими итальянскими городами, хранящими очаровательное обаяние, безудержным итальянским темпераментом, непоколебимыми традициями. И, по моему мнению, этническая принадлежность режиссера-турка ни в коей мере не отложила отпечатка на эту типичную итальянскую картинку (единственным восточным мотивом в данной картине являются пара турецких композиций, звучащих в фильме). Проблема, которая с одной стороны и по мнению многих является центральной, т. е. гомосексуализм, по сути не является таковой — это лишь крик души автора, открытого гея, который не раз обращался к теме взаимоотношений между мужчинами в своих работах.

На самом деле суть и главная тема фильма — это большая итальянская семья с различными персонажами, каждый из которых уникален, но в то же время каждый из нас может в ком-то из них найти себя.

В картине «Холостые выстрелы» нет безудержных латиноамериканских страстей, нет убийств, выстрелов и погони. Есть только семья, где на первый взгляд все гладко и хорошо, как у всех, а по сути множество всяких подводных камней, и каждый персонаж является глубоким, завершенным и четко продуманным.

Замечательно, что есть возможность посмотреть сие творение на языке оригинала, потому что только так можно на сто процентов ощутить весь колорит, всю неповторимую атмосферу, все изящество диалогов, тонкость юмора и, конечно же, лучше понять характер каждого персонажа.

Не соглашусь с теми, кто приписал фильму жанр мелодрамы, т. к. зачастую это понятие ассоциируется у нас с чем-то слезливо-плаксивым, и порой даже пошлым, а ничего этого нет в этой киноленте. Но и однозначно определить жанр фильма очень сложно, поэтому назовем его просто Итальянское кино.

Рекомендую посмотреть этот фильм всем любителям итальянского кино, а также всем тем, кто устал от типовых коммерческих фильмов и просто хочет получить свою капельку счастья после просмотра доброго фильма.

1 января 2011

Самое что ни на есть итальянское кино от… Ферзана Эзпетека

Не могу сказать, что являюсь знатоком творчества Ферзана Эзпетека — видел только его первый фильм, «Хаммам», после которого остались двойственные впечатления: с одной стороны, ощущение некоторой фрагментарности и затянутости, с другой — какое-то грустное, но скорее приятное послевкусие. Поэтому никакого энтузиазма в поисках его следующих фильмов я не испытывал.

Но на днях, совершенно случайно, «пришлось» посмотреть его последний фильм — особого желания не было в виду определенных сюжетных пикантностей (ожидаемых быть банальными) и факторов, описанных в первом абзаце. Мой скепсис был жестоко обманут, потому что картина «Ходячее минное поле» (или «Холостые выстрелы», совсем неподходящий перевод названия, что у наших прокатчиков стало пугающе клиническим синдромом) оказалась, по-моему, настоящим украшением этого киногода.

Не буду останавливаться на сюжете, достаточно стройном, органичном и динамичном — его восприятие будет сильно зависеть от интеллектуально-нравственной позиции зрителя, от его культурного уровня и свободы от предрассудков. Хотел бы отметить те аспекты, которые оставили меня неравнодушным.

Во-первых, это потрясающая атмосфера Италии, в духе славных традиций апеннинского кино времен Феллини, Бертолуччи, Пазолини (в этом году нечто подобное можно было увидеть в «Баарии» Джузеппе Торнаторе) — эти узкие переулки глухих провинциальных городишек, где сегодня красуются роскошные современные автомобили, звонкие голоса и непередаваемые интонации персонажей, их неиссякаемая энергия источать остроумные сентенции, сплетничать, кричать на всю улицу. Меня это подкупает невероятно.

Во-вторых, это сочные портреты героев картины, и не только главных, но и чуть ли не третьестепенных! Колоритность, завершенность образов, пусть даже в мимолетных эпизодах, придают кружевной комический флёр происходящему, отчего еще забавнее наблюдать за перипетиями этих семейных историй, этот постоянный вынос сора из избы на глазах у зрителей. В русле этих рассуждений даже не хочется специально выделять кого-то из актеров, кроме, пожалуй, исполнительницы роли бабушки — феноменальной Иларии Оккини.

Талантливо прописаны диалоги, сцены-ситуации — узловым моментом многих из них является соседство серьезного с комическим. Прямолинейность, жанровая определенность (а точнее, однобокость) здесь отсутствуют напрочь: вас то поразит глубокая мысль, то осенит улыбка, а то и охватит безудержный смех. Но если и классифицировать фильм как трагикомедию, то беспросветного трагизма вы здесь не найдете — да его и по определению тут не бывает, — но реализация этого на практике часто становится камнем преткновения для режиссеров, вынужденных впадать из одной крайности в другую. Эзпетек решает проблему изящно и вдохновенно: он использует метафорический язык для передачи трагических сюжетных поворотов. Тактично и вкусно!

Ну и конечно, музыка. Блестящая иллюстрация происходящего, полемика с мыслями героев, смех над их действиями, или даже поддержка и поддакивание — это только некоторые из достоинств саундтрека.

Итак, за 13 лет, прошедших после выхода «Турецких бань», Ферзан Эзпетек проделал громадный путь, став по-настоящему частью итальянской культуры. Его манера снимать обрела цельность, естественность, простоту, исчезли шероховатости и непонятные восточные намеки с самодовольным оттенком национального превосходства (режиссер по происхождению — турок). Вот теперь-то у меня появился интерес к другим его фильмам, надеюсь в ближайшем будущем расширить в этом смысле свой кругозор.

6 декабря 2010

Лабиринт страстей

Одна из лучших мелодрам года — итальянские «Холостые выстрелы» — выйдет в нашем прокате лишь в феврале, но это не мешает уже сегодня расписаться в безоговорочной любви к этому фильму.

Младший сын благородного и большого семейства Кантоне — чернобровый красавчик Томмасо — приезжает из столичного Рима в отчий дом, что в неаполитанской провинции, где семейный бизнес и патриархальные порядки. Томмасо приезжает с четким желанием рассказать о себе всю правду на торжественном семейном обеде. Правда заключается в том, что вместо экономического, он поступил на литературный и собирается стать писателем, а не помогать отцу в развитии производства. Кроме того, молодой человек решительно настроен совершить камин-аут, поведать всем, что он гей и живет с парнем. Таким образом, он не только будет честен перед семьей, но и надеется на то, что отец отстанет от него с просьбами о возвращении на родину и работе в общем деле. Накануне торжества Томмасо делится своими планами со старшим братом Антонио, который все это время являлся правой рукой взбалмошного отца. Антонио спокойно воспринимает признания своего брата, но явно не в восторге от возможного скандала. На следующий день, за обеденным столом Томассо звонко чеканит ножом о бокал и просит присутствующих выслушать его, но Антонио, совершенно неожиданно, прерывает брата и сам признается в своей гомосексуальности, призывая отца отнестись к этому с пониманием. Взбешенный отец выгоняет старшего сына из дома и тут же валится с сердечным приступом. Обалдевший от такого поворота событий, Томмасо вынужден молчать и сносить дальнейшие гомофобные речи всего семейства (за исключением мудрой бабули и непросыхающей тети), исполнять по бизнесу просьбы отца и даже крутить фальшивый роман с одной местной фурией. Ситуация еще больше выходит из под чьего-либо контроля, когда на пороге дома Кантоне появляется бойфренд Томмасо с целой компанией своих римских друзей, по поведению больше похожих на подруг. Дальше начинается такая альмодоварщина, что не веришь собственным глазам.

Режиссер Ферзан Озпетек, прославившийся «Турецкой баней» и целым рядом гей-мелодрам, пожалуй, снял, на сегодняшний день, свою лучшую картину. «Холостые выстрелы» (в оригинале «Ходячее минное поле») — то самое итальянское кино, какого мы ждем последние пару десятилетий: яркое, бескомпромиссное, до неприличия смешное и лиричное, безгранично светлое и живое. При этом, Озпетек абсолютно избегает скатывания в «мрачные философские размышления о нелегкой ноше гомосексуалов в современном мире». Эта картина близка и понятна каждому, эта история не оставит равнодушным любого зрителя, наделенного мозгом и чувством юмора. А, проходящая тонкой красной линией сквозь весь фильм, история любви бабушки, которую иначе как стержневой и не назовешь, на мой взгляд, просто выдающаяся по исполнению. И вроде бы ничего ведь сложного и заумного, — большая семейная заваруха с обыденными проблемами и вполне предсказуемым финалом. А вот поди ж ты и сними так! Тонко, страстно, в альмодоварской динамике новых поворотов и при этом, сохраняя фильм свободным от пошлости. Говорят, сложнее всего рассказывать о самом простом. У Озпетека получилось блестяще и за это, собственно, мои отдельные поклоны. Но, в первую очередь, — за два часа форменного безумия душевных порывов.

После такого кино очень хочется есть, молиться и любить. Короче говоря, — жить. И, желательно, в Италии.

9 из 10

21 ноября 2010

Однажды в семье Кантоне…

Новый итальянский фильм режиссера-турка Ферзана Озпетека «Блуждающие мины» легче всего будет представить, как легкую версию ранних работ испанца Педро Альмодовара, также в ироничной форме затрагивавшего гомосексуальные темы и высмеивая отношение к ним общественности. Однако если страсть и секс для молодого испанца стояли на первом месте, то Озпетек подходит к вопросу лишь с социальной стороны, не демонстрируя зрителю отношений, заходящих дальше легкого флирта. Более того, самые убежденные гомосексуалисты у него представлены веселой компанией столичных друзей-метросексуалов, поющих в ванной и носящих обтягивающие наряды, складывая о себе положительное впечатление даже консервативных родственников.

Однажды в семье Кантоне обед прерывает страшное известие: старший сын, оплот и надежда из молодого поколения, наследник общего дела, публично заявляет, что он гей. Отец, приверженец традиционных взглядов, хватается за сердце и изгоняет негодяя из дома, после чего сам, от сильнейшего психологического удара, слегает. Теперь вся его надежда — младший сын, которому он всячески пытается доказать важность роли будущего главы семьи, и, разумеется, больше ничего не желает слышать о всяких гомосексуалистах, порочащих славный род Кантоне. А младший сын, Томмасо, теперь находится в глубоких раздумьях: пытаться ли убедить отца-консерватора, что человек волен выбирать себе жизнь, или же забыть об инциденте. Однако, он прекрасно понимает, что рано или поздно, ему придется вот также ошарашить свою семью новостью, что он, в общем-то… тоже гей. А ведь скоро к ним погостить приедут друзья Томмасо, в которых ничего странного не заметит только слепой. Собственно, на этих занятных противоречиях и расхождениях во взглядах построен весь фильм — яркий, комедийно-романтичный фарс в стиле «однажды, в одной большой семье».

Все герои фильма — персонажи положительные, а атмосфера солнечной итальянской провинции, без слов, говорит о легкости и ненавязчивости этой картины, чего, конечно нельзя сказать для тех зрителей, кто вовсе не приемлет гомосексуализм. Уж чего-чего, а переубеждение точно не цель этой простенькой истории в ярких тонах, замкнутой на одном семействе. Режиссер, к тому же, очень неплохо использовал то обстоятельство, что все герои и события так или иначе находятся исключительно в кругу семьи, и мира за его приделами как будто не существует и вовсе. Поэтому, когда старший брат уходит из дома, даже не совсем ясно, куда именно уходит, да и это не важно, ведь мы прекрасно понимаем, что он вернется. Нет даже малейшего сомнения, что закончится все в высшей степени хорошо, хотя тема трагедийности и проскользнет «под занавес», но окажется настолько естественной, что даже похороны не помешают всему закончиться дружной пляской. Такой вот, этот веселенький фильм.

16 октября 2010

Бац-бац! И в точку!

Уроженец Стамбула, снимающий в Италии. Режиссер, подаривший миру «Турецкую баню». Ферзан Озпетек. Думаю, комментарии будут излишни.

«Холостые выстрелы» — его новый подарок человечеству. Очень щедрый и неожиданный подарок. Во время просмотра, а это добрых полтора часа экранного времени, я ловила себя на мысли, что сижу с не покидающей лицо блаженной улыбкой.

В «Холостые выстрелы» невозможно не влюбиться с первого взгляда. Фильм чудо как хорош! Яркий, эмоциональный, экспрессивный, немного сумбурный, динамичный. Как сказка Шахерезады, рассказанная на новый лад. Как сплав из персональных историй одной большой итальянской семьи, переданный по-восточному тонким и вдумчивым рассказчиком. Констатирую факт, что пока ляпаю по клавиатуре, пытаясь хаотичность мыслей направить в нужное русло, снова улыбаюсь. Что это за магия кино такая, которую сотворил Озпетек?! И какое кино на суд зрителей в результате вынес режиссер?

Это фильм о большой итальянской famiglia, переживающей не самые лучшие времена, поскольку наследник макаронной империи признался на досуге, что он гей. И это в ортодоксальном итальянском семействе, с непоколебимыми устоями традиций и с распятием Христа над каждой кроватью в каждой комнате?! Вопросы типа «Как с этим жить дальше?» и «А что люди скажут?» становятся ключевыми, чтобы довести мнительного отца семейства до больничной койки. И чтобы подарить зрителям полтора часа фееричного трагикомичного зрелища.

По старой озпетековской традиции «Холостые выстрелы» вновь на гомосексуальную тему. Что в общем-то немудрено для режиссера, не скрывающего того факта, что он открытый гей. Фильм определенно не для гомофобов. Несмотря на то, что Озпетек ограничился только мужским поцелуем, объятиями и знаковым танцем троицы мускулистых геев под легкую песенку Baccara «Sorry I am a lady». Все остальное остается за пределами зрительской досягаемости. В кадре только тонкие, трепетные и целомудренные отношения. А также много-много итальянской музыки и позитивного настроения.

Персонажи фильма, вплоть до служанки, колоритны все до одного, начиная от трогательной рыжеволосой тетушки-пропойцы и заканчивая престарелой бабулей, этаким фамильным оракулом, глаголящим прописную истину для всех окружающих, слова которой «Если всегда делать то, что хотят другие, то вообще не стоит жить» можно вынести как лейтмотив фильма.

Кино просто изобилует шикарными пейзажами городка Лечче, остроумнейшими диалогами во время семейных застолий под бутылочку красненького и красивыми мужчинами. Хотя из всего присутствующего в фильме великого множества лиц мужского пола, немногие из них традиционной сексуальной ориентации! Таков он, бросающий вызов Ферзан Озпетек!

О чем этот фильм? О свободе в первую очередь. О свободе выбора. Кем быть и какой ориентации. С кем целоваться, спать, жить. В фильме каждый делает свой выбор. Правильный ли, неправильный. Зато свой. Пускай это и будет стоить кому-то жизни.

15 октября 2010

Комедия Холостые выстрелы в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Ферзан Озпетек. Главные роли в фильме исполняют: Риккардо Скамарчо, Николь Гримаудо, Алессандро Прециози, Эннио Фантастикини, Илариа Оккини, Бьянка Наппи, Кармине Рекано, Массимилиано Галло, Паола Миначчони, Джанлука Де Марки, Мауро Бонаффини, Джорджио Маркези, Маттео Таранто, Джеа Мартире, Даниэле Печчи.

В то время как во всем мире собрано 15,340,429 долларов. Страна производства - Италия. Холостые выстрелы — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.