Русский крест
5.6
2010, драма, военный
Россия, 3 ч 2 мин
16+

В ролях: Кирилл Нагиев, Дина Корзун, Артур Богданов, Лев Дуров, Сабрина Данченко
и другие
В июле 1941 в городишке Гдов Ленинградской области в НКВД содержится священник отец Александр, попавший туда за свои проповеди, в которых он рассказывал верующим о своем видении. Святые, якобы, молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию в начавшейся войне, но Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно больше терпеть эти беззакония, и война есть справедливая кара забывшей о Боге России. Из-за этих проповедей капитан госбезопасности Яковлев и обвиняет отца Александра в пособничестве наступающим немцам, что в тех условиях было равносильно смертному приговору.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Русский крест

год: 2010
страна:
Россия
слоган: «Когда не остаётся надежды - спасает вера!»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Александр Шубин
композитор:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
на DVD: 7 октября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 3 ч 2 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Отзывы критиков о сериале «Русский крест», 2010

В лесу с немцами

О фильме «Русский крест» я узнал от одного нашего интернет — обзорщика, который в одном из своих обзоров на фильм «Служу Советскому Союзу» сказал, что «Русский крест» относиться к разряду гнилых фильмов о войне, очерняющий память ветеранов. И когда я прочел, о чём фильм, о том, как один священник заявляет, что война это кара России за её бездуховность и за это ему грозит расстрел, я был уверен, что обзорщик прав и фильм действительно представляет собой антисоветскую, религиозно-трэшовую чушь.

Но после просмотра я резко поменял своё мнение, я не помню когда в последний раз меня смог так сильно приковать к экрану какой-либо фильм. Мне фильм очень понравился. В нём нет никой антисоветчины, религиозного фанатизма или бредовости. Фильм очень классный и напряжённый и рассказывает как тот самый священник вместе с другим заключённым со странным именем — Красный Октябрь сбегают из тюрьмы и прячутся в сельском доме, где встречают своего бывшего надзирателя, раненого.

И вот в этом особенность фильма. Он происходит в одном лесу, практически в одном помещении, локаций мало и меняются они редко. А весь фильм строиться на качественных диалогах. О том, что надо оставаться человеком, о том, что значит обещяние, об иконах, о много чём ещё. Причём в этом и особенность, что диалоги и разговоры не имеют под собой особой какой-то философии или морали, они ведуться на самые очевидные и злободневные темы, но от этого их всё равно приятно слушать, приятно смотреть фильм, приятно наблюдать за персонажами и их поведением.

Кстати о персонажах. Мне очень понравился этот отец Александр — главный герой, причём мне он понравился без бороды, без неё он выглядит реально обаятельно и харизматично, а вот с бородой нет, с ней он похож на юродивого. И мне он понравился тем, что он храбрый, честный, не боится опасностей, умеет прощать, вообщем наблюдать за ним одно удовольствие.

А вот персонаж Нагиева конечно полная противоположность. Он — НКВДшник и потому терпеть не может Александра, и вообще он по ходу фильма злобный. Но если кто-то думает, что здесь их противопоставляют, мол, священник добрый, а чекист советская сволочь, то это не так. Да Нагиев в этом фильме неприятен, но его можно понять, он всё таки чекист, на дворе злые времена и то, что он пытается арестовать свщенника, тоже можно понять, это же 1941г. когда церковь ещё была вне закона. К тому же он тут всё таки не весь фильм сволочь, он тоже меняется.

Парнишка Красный Октябрь и эта женщина селянка тоже понравились, особенно я сочувствовал женщине. Ну и хорошо сделанными получились нацисты, как и подобает жестокими и грозными, при этом создатели не стали их делать вообще отпетыми уродами, пускаясь в абсолют. Особенно на меня впечатление произвёл русско гоговорящий нацист, который с шарфом был, реально, настолько же харизматичен, насколько и омерзителен.

Вывод: «Русский крест» это хороший фильм про персонажей, оказавшихся в начале войны в оккупированной деревне, и в этом фильме все показывают свои человеческие качества, фильм очень интересно смотрится, буквально на одном дыхании, и заставляя восхищаться прекрасными диалогами.

10 из 10

19 мая 2016

И да и нет…

Очень двоякое впечатление… С одной стороны явные ляпы (о них уже слишком много сказано в предыдущих рецензиях, повторяться не буду), с другой — слишком напряженная атмосфера, не дающая замечать их, если просто смотришь фильм впервые и следишь за сюжетом.

Идея не нова, но тем не менее не плоха сама по себе. Что-то в этом фильме есть, хотя, это что-то практически убито работой режиссера.

Подбор актеров — и хорош и непонятен одновременно. Дуров в виде монаха еще менее убедителен, чем в костюме мушкетера. Туда же — Сидихин. Возможно, в современных боевиках про крутых священников, уничтожающих преступные группировки в отдельно взятом селе, одной левой, он и уместен, но не тут. Из него прет сила духа десантуры, а не служителя Божия. Хотелось бы посоветовать создателям фильма прочесть книгу «Волною морскою» св. Димитрия Дудко. Да и всем могу посоветовать. Это не религиозная литература как таковая, а просто повествование о жизни одного священника в период гонений. Прочтите и попробуйте представить Сидихина…

Жители деревни тоже не убеждают. Хорош Шерстнев. Взгляд с радостью за него цепляется, когда показывают толпу, поскольку смотреть на остальных — теряться во времени и пространстве. Остальные, включая Корзун, — не из этой оперы.

Но некоторые главные герои «выносят» фильм на себе.

Просто идеально сыграл Кирилл Нагиев — и стыд, и животный ужас, отчаяние. Это стереотипный образ уже, молодой солдат, стиснув зубы стойко переносит пытки… Да, такие были, их было очень и очень много… Но еще были и такие вот мальчишки, вчерашние школьники, которые боялись смерти, ненавидели себя за слабость, но не могли совладать с желанием остаться в живых! И Кирилл блестяще сыграл, даже можно сказать, прожил, такого парня.

Что касается Дмитрия, то я, как ни парадоксально при его «фактурности» вообще не воспринимаю его в ролях «крутых», будь то злодей или положительный герой. Для меня он убедительнее смотрится именно в харАктерных образах. Отличный комедийный актер, откровенный паяц из «Осторожно, модерн!», ироничный парень из «Каменской»; или наоборот — Иуда в «Мастере и Маргарите», психологически перерождающийся персонаж тут, в «Русском кресте».

Богданов очень неплохо смотрится в своей роли. Один из немногих тут персонажей, которому веришь.

Но более всех меня лично «дернул» довольно второстепенный персонаж. Это единственный проблеск, «находка» — немец, говорящий на русском. Даже не потому, что хорошо сыграно. Дело в акценте. Когда он говорит, все становится настолько реальным, что становится страшно. Наверное, потому, что акцент настоящий, сам актер, скорее всего, прибалт и не говорит на русском чисто (а то и вообще не говорит). И не надо говорить «фу, акцент-то не немецкий!» — все знают, сколько и русских, и прибалтов, и других национальностей попадали по разным причинам на службу в немецкие войска. И их как раз активно использовали в общении с местным населением. Прочие немцы в картине как-то в большей или меньшей степени показаны дурачками, а этому в определенном смысле повезло, т. к. его видим только в сценах контакта с жителями деревни вследствие чего его миновала эта повальная «недалекость», которой режиссер наделил его сослуживцев. Поэтому его презрительный ненавидящий взгляд, издевательская ухмылка в сочетании с натуральным акцентом то и дело заставляют поежиться от неприятного ощущения реальности происходящего. И в этот момент не замечаешь, что густой лес — на самом деле жиденький скверик, а вокруг туманом парИт жидкий азот…

15 января 2013

Фильм замечательный!

Фильм замечательный! Очень глубокий и ценный. Когда и где, как не на войне и в эти тяжелые годы люди приходили к вере, к осознанию безбожной жизни, чувствовали нужду в Боге, в Его помощи. Россия не умирала и православие тоже всегда было живо, только советская власть со своей идеологией подавила это в людях, перевернула все ценности с ног на голову. Но Русь и наши предки испокон веков жили с Богом, побеждали с Богом. И последние поколение не стало умнее, а обнищали люди духовно и утратили мудрость, которая невозможна без духовного начала.

В глубине души человека всегда оставалась вера. Работа режиссера заслуживает высоких оценок. Поднимаются насущные, очень серьезные вопросы. Глубину фильма не каждый увидит, кто-то вообще может махнуть рукой. Всегда есть люди, которые привыкли не задумываться, а жить и смотреть на все поверхностно, меняются ценности, да и предвзятое отношение. А попробуйте снять лучше? И на ваши «фильмы» найдется «критик». Я восхищена фильмом!! Очень хорошо подобраны актеры! Замечательно играют свои роли! Даже имена героев даны не просто. В фильме каждый момент имеет смысл, что присуще далеко не всем фильмам. Его можно и нужно пересматривать не раз. И, главное, основан на православной вере. Я очень рада, что такие фильмы еще снимают!

19 октября 2011

В последние годы снимают много фильмов о войне. Поднимаются разные темы. «Поп» с Маковецким в главной роли, священник из «Штрафбата» — картины о вере и войне. Это положительное. Возможно буду зацикливаться на многих деталях. Но сильно заметно в этой картине, что буквально все, кто общается со священником хорошо осведомлены о персонажах Библии, Нового Завета… так, солдат Мустафа держит крест и протягивает его батюшке, просит благословения… Какое благословение может быть в уме простого солдата и миллионов таких же ребят и девчат, рожденных в 20-е годы… годы борьбы с «мракобесием», идеологии атеизма.

Признаюсь, Новый Завет мне руки попал лишь в 1990 году. Где до этого времени мы, рожденные уже в годы «оттепели» могли прочитать эту книгу? Купить в церкви? Чтобы потом исключили из комсомола? А в те годы можно было и под 58 статью загреметь. Сильно удивляет положительное отношение почти всех персонажей к священнику… А ведь это начало войны, 1941 год… Когда еще Сталин не дал разрешения открывать церкви и привлекать священников. Так, кагэбэшник прекрасно знает Библию, историю Каина и Авеля, и даже принимает ее на свой счет.

Сцена когда собрали «всех жителей деревни» (3 взрослых и 2 детей, это вся деревня?) заканчивается ЦУ немецкого офицера солдатам… офицер с ними разговаривает как с равными… говорит о своих намерениях… Ни один офицер не будет посвящать солдат в свои цели — для этого нужно просто отдать приказ и все… нет, надо показать что он намерен делать… Ну покажите диалог его с унтер-офицером… зачем солдатам все рассказывать. И самое смешное, что после этого все солдаты расходятся, оставляя русского пленного в страхе озираться по сторонам… вот-вот он скажет «ушли, забыли… ушли, Слава Богу, забыли про меня». У солдата даже не связаны руки… Все сцены с фашистами явно отстают по режиссуре от остальных. У гауптама даже нет погонов на плаще, в котором он выглядит как лесник, нацепивший зеленый плащ. Эти мелочи заставляют «прокручивать» фильм далее, останавливаясь лишь на диалогах.

Сцена с появлением из ниоткуда схим-монаха. По словам монаха (Л. Дуров), он 20 лет жил в пещере, однако одет он в абсолютно новую, без единого пятнышка, или следа 20-летней нОски, накидку схим-монаха, будто купленную вчера в Сергиевом-Посаде. Сам монах выглядит прекрасно и свежо, с абсолютно чистыми седыми волосами. В таком обличье он точно похож лишь на актера провинциального театра, играющего монаха, которого сразу после спектакля пригласили сняться в сцене в лесу, или на доброго старичка-лесовичка. Однако игра актеров — Нагиев, Сидихин, Корзун (вдова) не вызывает особых нареканий Понравилась находка режиссера с двойником кагэбэшника, которого играет Нагиев… раненый он ползет по лесу вслед за своим двойником, вышагивающим впереди, вероятно являющимся его душой… и кается.

Обожаю актера Юрия Шерстнева, который сыграл простого жителя деревни. Его появление в эпизоде любого фильма всегда яркое и запоминающееся. Я поставил 9 из 10 за хороший сценарий и работу актеров. Режиссерская работа не заслуживает таких оценок.

9 из 10

21 апреля 2011

Неужели так надо снимать фильмы о вере?

Война. Немцы. Оккупированная деревня. Простой народ. Все в платочках. Много детей. Все аккуратно одеты, все куда-то идут. Видимо, прячутся в лесу. Идут медленно, спокойно, как за грибами, будто гуляют по парку. Да и леса как такового нет. Так, парк какой-то, открытое пространство с воткнутыми кое-где молодыми сосенками да елочками. Но все идут с суровыми выражениями лиц, потому что режиссер сказал им, что так надо. Это же дикий, суровый лес.

Еще в лесу туман. Ах, нет, не туман, а клубы жидкого азота, согретого до такой степени, что его испарения теперь напоминают пар закипевшего чайника. Сквозь листву светит солнце, но задумка режиссера такова, что сейчас вовсе не день, а сумерки. Потому пускаем туман.

По лесу идет горстка немцев из человек двадцати. У них задание: найти людей, сбежавших в лес. Немцы тоже идут по открытому пространству так, словно двигаются по непроходимым джунглям. Их гламурные стрижки скрывают какие-то разнокалиберные каски, в их руках — оружие вовсе не времен Второй Мировой войны. На их загорелых юных лицах (да-да, отряд состоит сплошь из юнцов лет двадцати, во главе с таким же командиром!) не читается никаких эмоций. Разве что, иногда проскальзывает мельком шаблонная перекошенность, как у злодеев из комиксов.

Они идут и идут. Переходят болото и половина из них тонет. На лицах тот же ужас злодеев из комиксов. Как же это случилось? Шли-шли по болоту, вдруг — на тебе, утопли. Режиссер как бы намекает нам, что без божественной силы тут не обошлось.

Впрочем, он даже не намекает, а говорит прямым текстом, словно читает лекцию о вреде неправильного питания для учеников младших классов. Зачем же режиссеру понадобилось показывать нам это настолько «в лоб»? Неужели фильмы созданы для того, чтобы у зрителя не оставалось пищи для размышлений?

Посмотрите фильм «Штрафбат». Да, там есть герой-священник. Но он не ходит и не молится картинно, чтобы вышибить слезу у зрителя. Он просто говорит о нравственности. Он благословляет солдат перед боем. Но не делает этого навязчиво, солдаты сами идут к нему за благословением и молитвой. Николай Досталь умело подвел зрителя к вере, показал ему Бога так, чтобы он сам к Нему пришел.

Что же делает Григорий Любомиров? Он делит героев на положительных и отрицательных. Немцы — плохие. Все остальные — хорошие. Еще есть «мегахорошие» — это священник в исполнении Евгения Сидихина и отшельник в исполнении Льва Дурова. Сидихин — явный плагиат. Любомиров явно вдохновился ролью Дмитрия Назарова из «Штрафбата». Впрочем, Дуров тоже. Но с ролью Дурова просматриваются даже две аналогии. Первая — монах Легонт, живший некогда отшельником из «А зори здесь тихие» (хотя как персонаж он не существует ни в книге, ни в фильме), вторая — столпник в исполнении Золотухина из «1612», персонаж более современный. Надо заметить, что Дерову приклеенные седые волосы и борода идут так же, как и Золотухину, а именно — никак. Да и в роли святых отцов смотрятся они так же, как и их бороды. Искусственно, сухо, безынтересно. Отшельник Дуров — упитанный, загорелый монах. Впрочем, режиссеру было важно не это — главное, чтобы на нем костюмчик сидел, да борода приклеенная…

Скажу еще пару слов об актерской игре, которая больше подошла бы для экранизации западных комиксов, нежели для серьезного фильма о Боге и вере. Немцы — «машины-убийцы», стреляют с оскаленными лицами, как и полагается «плохим парням». Женщины и дети — невинные создания с лицами фанатиков. Священники — молчаливые праведники, знающие все и вся. Диалоги заучены и приторны до предела. Эмоции — картинные охи-ахи с заламыванием рук.

Вывод один: тема, за которую взялся режиссер — потрясающая, глубокая. Но, как я и ожидала, режиссер и продюсер таких фильмов, как «Рублевка live», не может и не способен снять действительно качественное кино с глубинным подтекстом.

Нельзя так снимать фильмы о вере.

1 из 10

5 апреля 2010

Драма Русский крест в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Григорий Любомиров. Главные роли в фильме исполняют: Кирилл Нагиев, Дина Корзун, Артур Богданов, Лев Дуров, Сабрина Данченко, Марат Гибадуллин, Дмитрий Архангельский, Василий Солодков, Арам Караханян, Сергей Никитин, Федор Старых, Николай Глебов, Александр Першин, Сергей Баринов, Сергей Заботин.

Страна производства - Россия. Русский крест — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.