Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нелегал |
английское название: |
Illégal |
год: | 2010 |
страны: |
Бельгия,
Люксембург,
Франция
|
слоган: | «A Fascinating Study Of Perseverance.» |
режиссер: | Оливье Массе-Депасс |
сценаристы: | Оливье Массе-Депасс, Маттье Рейнарт |
продюсеры: | Оливье Бронкар, Антонио Ломбардо, Изабель Мадлен, Николас Стейл, Арлетт Зильберберг, Жак-Анри Бронкар |
видеооператор: | Томассо Фиорилли |
композиторы: | Андре Дзезюк, Марк Мержен |
художники: | Магдалена Лабуз, Патрик Дешен |
монтаж: | Дамиен Кейю |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $651 |
Мировые сборы: | $290 108 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
— Не воспринимай меня плохо, но вам на самом деле так страшно возвращаться в свою страну? Вы согласны жить в таком вот дерьме?
— А что ты думаешь? Ты думаешь, что мы мазохисты?
© Цитата из фильма
Бельгийский режиссёр Оливье Массе-Депасс снял несколько тревожных драм, прежде чем попробовать себя в приключенческой франшизе «Ларго Винч», но заметнее всего блеснул экранизацией романа Барбары Абель «Материнский инстинкт», получившей голливудский ремейк от Бенуа Деломма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях. Отличительной, хоть и во многом традиционной в творческой среде особенностью Оливье стала тенденция продвигать из работы в работу свою супругу Анн Косенс, как в абелевской адаптации, так и в дебютных «Клетках» (ленту, к сожалению, не удалось найти на просторах интернета, но общая осведомлённость есть) представшую в крайне мрачных, жестоких образах. В «Нелегале» Анн выступает совсем не антагонисткой: злоключения молодой россиянки (по сюжету) способны вызвать подлинное сопереживание у среднестатистического зрителя, прекрасно осознающего безжалостность механизма государственной системы — тем паче в отношении «белых ворон», коим заслужить гражданство либо чудовищно сложно, либо попросту не суждено.
В самонадеянной перспективе одной фразой обозначить атмосферу картины совершенно точно подойдёт: «застревание в лимбе неопределённости». Героиня, находясь и без того в шатком положении, бежав с сыном из России в Евросоюз (вроде как от войны), спустя энное количество лет на чужбине из-за роковой ошибки оказывается в пункте содержания мигрантов. Ей грозит депортация или тюрьма, шансов выйти на волю с каждым днём всё меньше, а снаружи остались ребёнок и подруга, аналогично маячащие в зоне риска. Боязнь раскрыть личность, потерять крохотную крупицу стабильности, превратиться из человека в бесправного раба и увидеть, как кто-то родной испытывает то же самое, на глазах лишаясь будущего, преследует несчастную по пятам, пока в комнатах, похожих на тюремные, ютятся такие же бедолаги, как она сама.
Ряд испытаний, через которые пройдёт Таня, является досконально узнаваемым для всех, кто уже бывал в подобной ситуации. Допросы, досмотры, неблагодарный труд, мерзкая еда, пренебрежительная враждебность и никакой уверенности в завтрашнем дне. Как наиболее реалистично и сбалансированно иллюстрировать сию вынужденную каторгу? «Плавающая» ручная камера; неназойливые, но вселяющие беспокойство аккорды; отлично подобранный кастинг; профессионально сделанный монтаж; сценарий, предполагающий в равной степени событийность и погружение в состояние, в чётко выстроенный мир, нетерпимый к побегу. Конечно, обстоятельство, столкнувшее женщину в логово к бескомпромиссным представителям власти, могло бы и не взбрыкнуть чересчур удобным «богом из машины», но это, кажется, чистой воды придирки. Как и похвально-умилительные попытки Косенс чисто да складно говорить по-русски: нет сомнений, что некоторые другие её коллеги действительно демонстрируют навык, будучи носителями языка, и в данном контексте даже малейший акцент, при всех стараниях, не даёт должной меры достоверности. Однако актриса столь органично пробует себе его присвоить (учитывая в целом очень достойное исполнение), что скептицизм поневоле отступает куда-то на задний план, очерчивая интересное наблюдение сугубо в качестве заметки на полях.
Радует осознанный отказ автора от соблазна помазать всё лишь чёрной краской: несмотря на трудности и безнадёгу, в этой истории есть и светлые, воодушевляющие моменты вроде бунта в столовой или ничем с виду не выдающейся, но такой очаровательной игры в футбол. Контрапункт необходим, чтобы впустить воздух в повествование: болезненная тема не может эксплуатироваться только за счёт очевидных, опознаваемых маркеров. Впрочем, и их тоже хватает: в стремлении противостоять несправедливости изгои как примиряются с участью, так совершают радикальные поступки, расплачиваясь непосильной ценой. Правила в борьбе за свободу — те же, что и всегда: упорство умножает телесные раны, но пробивает стены; отрицание истины ведёт к неизбежному столкновению с ней; слишком яростный протест оборачивается пагубными последствиями; разбудить равнодушие может только жертвенная потеря души; придать огласке чьё-то насилие — самая верная тактика для возмездия над ним.
Исходя из слагаемых, финал выглядит чертовски предсказуемым и оттого весьма скомканным, очередным «роялем в кустах», но если разум приторно вздыхает, то сердце, вот уж правда, претензий не имеет.
7 из 10
7 июля 2024
Это первая и, скорее всего, последняя моя рецензия на этом сайте, для чего я специально тут зарегистрировалась. Случайно наткнулась на этот фильм и удивилась что нет ни одного мнения о нем, учитывая актуальность темы в рамках повального стремления соотечественников изменить страну и место жительства…
Так вот мои впечатления: фильм очень сильный и не для просмотра «ради убить время» или если нечем заняться.. Тяжелый и ужасающий своей реальностью и жестокостью, точно не рекомендовала бы его натурам впечатлительным, ранимым. Я лично проревела добрую половину фильма, для меня он в какой-то степени родной, тк. сама находилась в такой же ситуации, как главная героиня. Ну за исключением самых мрачных моментов только. Мне кажется, они все же несколько преувеличены — не может быть настолько диким то, что они с ней творили при попытках депортации (сорри за небольшой спойлер..). Все-таки Бельгия — не Босния или Албания какие-нибудь, где подобных выродков пруд пруди, там должны быть более цивилизованные люди, даже при всем желании «очищения» своей страны от потока нелегальных иммигрантов. Выходит, что нет.
Поразила сила главной героини и ее стойкость (дальше спойлер): не только в начале фильма когда она через нереальную боль удалила все отпечатки пальцев, но и потом, когда в конце вроде бы уже адвокат сказал «Все ок, есть все шансы для хэппи энда», — она все равно ушла искать сына, превознемогая боль и унижение. Ее огромная тяга к свободе и жизни с сыном, материнский инстинкт он, конечно, самый сильный.
Не знаю. Было столько мыслей после просмотра, а сейчас кажется: ЧТО еще можно написать когда нужно просто увидеть фильм и самим сделать выводы? СтОит ли такой кошмар призрачной счастливой жизни в другой стране? Даже когда знаешь язык и не надо учить детей (главная героиня была учительницей французского языка в РФ, а сын был маленьким когда они только переехали, адаптировался быстро и легко); даже если там есть какое-то жилье, работа и друзья, — есть ли шанс, одной (не выходя замуж — это легче легкого!), устроить свою жизнь там, найти счастье и обрести спокойствие?.. Это ключевой момент, мне кажется, всего фильма.
В одной сцене смотрительница центра спрашивает Татьяну: «Не обижайся, но неужели это все стОит того, чтобы только не жить в своей стране? неужели там все ТАК плохо??», на что Татьяна ей отвечает: «Как ты сама думаешь? Мы же не мазохисты…'.
Если Вы смотрите этот фильм по той же причине, что и я (много общего с героиней и сюжетом), но еще не сделали главный шаг, — выезд из своей страны, — подумайте сто раз и подготовьтесь основательно. А если уже сделали, пересекли черту (сознательно или по случайному стечению обстоятельств) и попали под такую же статью «нелегал», — сил и удачи, и терпения. Потому как все плохое забывается, а рано или поздно будет только лучше.
Извините за сумбур.
29 декабря 2014