Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
И не было лучше брата |
год: | 2010 |
страны: |
Россия,
Азербайджан,
Болгария
|
режиссер: | Мурад Ибрагимбеков |
сценаристы: | Павел Финн, Мурад Ибрагимбеков |
продюсеры: | Мурад Ибрагимбеков, Александр Швыдкой, Дэвид Шуфутинский |
видеооператор: | Иван Гудков |
композитор: | Алексей Айги |
художники: | Анна Лазарева, Олеся Ворона |
монтаж: | Светлана Гуральская, Анджела Петросян |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $1 396 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 сентября 2012 г. |
на DVD: | 21 января 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Согласно «Лекциям по введению в психоанализ» (1916—1917 гг.) в детстве находятся корни всех сексуальных перверсий. А следуя мнению Александра Олимпиевича Бухановского, в том числе составлявшего психологический портрет всем известного серийного убийцы Андрея Романовича Чикатило, в возрасте от 45 до 50 лет наиболее часто эти сексуальные перверсии развиваются. Если же заглянем в пятое издание книги Paraphilic Disorders. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, изданную Американской психиатрической ассоциацией, то в качестве определения «парафилического расстройства» (сексуальной перверсии) можем обнаружить следующее — это парафилия, которая причиняет дистресс или нарушения в важных сферах функционирования человеку с ней, либо вред другим. Ко всему ко этому мы можем добавить такое понятие в психологии, как «запечатление» или «импринтинг», когда в критические моменты формировании личности определённый раздражитель глубоко запечатлевается в психике, имея необычайную яркость и стойкость по сравнению с другими раздражителями. И это запечатление в дальнейшем сильно определяет поведение человека в тех или иных ситуациях.
Азербайджан, 70-годы XX века, мирная, тихая в своих устоях улица Баку, где все друг друга знают, помогают и практически сообща стараются выходить из проблемных ситуаций. Джалил (Сергей Пускепалис) — уважаемый в этом обществе человек, работник отделения почты, любящий сын и брат, имеющий кроткую и скромную красавицу жену. Джалил словно некий общественный столп, решающий вопросы и наставляющий на путь истинный. Выше него в этой своеобразной иерархии только всезнайка прокурор Гасанов. Его размеренная жизнь полна забот и присмотров за моральной и нравственной составляющей улицы. Однако, как и всякого человека, стресс не проходит и его стороной. А снимает он его посещением бани, пчеловодством и тайным знанием стояния на земле босиком, когда вся негативная электрическая энергия уходит в оную. Симург (Евгений Цыганов) — младший брат Джалила, неугомонный, бойкий до приключений и острых ощущений молодой человек, рубаха-парень. Если работать, то водителем на Крайнем Севере, где температура достигает минус 38 градусов, или на нефтяной вышке в море. Гулять, так с друзьями стилягами по кабакам. Зарабатывать, так контрабандой чёрной икры в преступной группировке. При этом у зрителя не складывается ощущение того, что герой Цыганова преступник или «плохой парень». Несомненно, оба брата любят друга друга и стараются следовать обоюдному мнению и слушать обе стороны.
Симурга все ждут домой, греются перепиской и воспоминаниями. Но, к сожалению, появление младшего брата в Баку совпадает со смертью матери. В это время развивается и нагнетается параллельная линия указанных выше необычайно ярких и стойких запечатлений Джалила, которые он нашёл в соседской девушке, вот-вот закончившей школу. В детстве мама водила маленького Джалила в женскую общественную баню, полную обнажённых тел разных форматов, размеров и конфигураций, оставляя на попечение молодой и прекрасной девушке, которая его мыла и приглядывала. Когда Джалил встречался с ней, он растворялся в своём счастье, непременно желая припасть к соску. Джалил вырос и, как ни странно, мама перестала водить его в баню… зато он стал наблюдать за женщинами в специальное окошко сверху — вкушать запах духов, мытья и женских тел. Приметивший его за этим делом мужчина глубоко осудил мальчика, пристыдив перед именем и честью семьи. С тех пор Джалил полюбил баню и стал этим самым именем и честью улицы, на которой живёт и работает. И вот Дильбер пробуждает к жизни его детские воспоминания — он помогает ей устроиться на работу, тайком подглядывает за ней, думает и вспоминает эти волшебные беззаботные банные дни. Линия приобретает трагический и постепенно нагнетаемый характер, когда Джалил узнаёт, что его младший брат Симург влюбляется в Дильбер и начинает за ней ухаживать. Любовь братьев даёт трещину и готовится к серьёзному испытанию…
Ибрагимбеков последовательно показывает как сексуальные проявления в детстве (так называемая инфантильная сексуальность) совместно с запечатлённым объектом впоследствии отождествляется и находят своё пристанище в период наиболее частого развития сексуальных перверсий в стороннем объекте, приводя к неврозу, дистрессу и фатальной развязке, когда объект становится не его достоянием и детским счастьем, а стороннего человека, тем более брата. История приобретает весьма трагический характер, и размеренный последовательный семьянин, уважаемый в обществе человек постепенно теряет голову, спокойствие и практически сон, хотя в картине это показано достаточно мягко. Юная Дильбер сводит с ума двух мужиков, один из которых хочет прижаться губами мальчишкой к нежному соску её груди и чтобы она его помыла. Пристыженный за подглядывание Джалил борется со своими фетишами, общественным мнением, семейным положением, статусом старшего брата и тайным желанием, постепенно перерастающим в маниакальность. Глубоко запечатлённый неудовлетворённый сексуальный раздражитель из детства настигает Джалила и превращает его жизнь в пагубное морбидальное психическое мучение в соперничестве с братом за обладание детским образом.
С такой фрейдистской психологической подоплёкой вполне можно было бы снимать напряжённый психологический триллер, однако режиссёр совершенно не акцентирует внимание на указанной перверсивности влечений Джалила, её пагубности, за исключением конечно финала. В фильме обе любовные линии практически соразмерны друг другу, а влечения Джалила вызывают даже светло-грустный характер и сочувствие. Сам же Цыганов, мне кажется, никогда не выходит из своего, как было хорошо подмечено в одной из рецензий, сумрачно-пофигистического образа. Наконец множество плюсов необходимо поставить операторской работе в целом и Ивану Гудкову в частности, музыке Алексея Айги и какой-то восточной красоте с её расписными банями, перемежающейся антитезой с белыми пустынями холода и снега.
4 августа 2016
История жизни коренного Бакинца, Джалила, начинается во время Великой Отечественной войны и заканчивается в семидесятых годах ХХ века. Это история азербайджанской семьи, история взаимоотношений двух братьев, трагическая в своей неразрешимости. Это трагедии человека, которому не дана возможность понять ближнего, ближнего в самом высоком понимании этого слова.
Джалил искренне любил своего младшего брата Симурга, и не было для него человека роднее. Непонимание этого, нежелание понять, приводит к разрушению целого мира, который строил Джалил долгие годы в соответствии со своими принципами и законами своих предков.
11 августа 2013
Фильм очень красивый.
Завораживает зрелище неспешной и размеренной восточной жизни, яркие краски дворца и двориков. Баня — здесь особое место, она оказалась так важна для главного героя, что детские впечатления от посещения бани в прямом смысле слова оказались решающими в формировании его вкуса и философии.
Сергей Пускепалис стал для меня открытием. Он сыграл очень цельного человека, уважаемого человека, но при определенных обстоятельством его крепкая броня из нравственных качеств раскололась как яичная скорлупа. Мне очень жаль его. Возможно, имей главный герой своих собственных детей, ничего бы не произошло.
Евгений Цыганов как всегда был на высоте, он не вышел из своего сумрачного пофигистического образа (да простят меня его поклонники, к коим я причисляю и себя). Он не смог стать поддержкой и опорой мечущемуся брату, он и не пытался разобраться в подсознательной борьбе брата между любовью к брату, и эфимерными чувствами к девушке, так похожей на прекрасную девушку из его детства.
Прокурор здесь также крайне оригинальная личность- он энциклопедически образован и почитаем жителями города, но это не мешает ему брать взятки в любом их виде. Как это современно…
Очень много здесь пчел и о пчелах, и все правильно говорят про них, и они же становятся карающим мечом для человека, который забыл про все правила, погруженный в черноту своих мыслей. Интересный оборот!
Операторская работа достойна восхищения. Очень к месту и спецэффекты.
Фильм мне очень понравился. Здорово, что снят он азербайджанским режиссером для российских зрителей (как мне кажется), что наконец-то россияне смогли увидеть жизнь современного Востока глазами профессионала, которому его Родина так близка и понятна. Побольше бы таких интересных и вдумчивых фильмов.
Я ставлю
10 из 10
27 октября 2012