Еврей Зюсс
Jud Süss - Film ohne Gewissen
6.1
6.1
2010, драма, военный, биография
Германия, Австрия, 1 ч 54 мин
18+

В ролях: Тобиас Моретти, Мартина Гедек, Мориц Бляйбтрой, Юстус фон Донаньи, Армин Роде
и другие
Взлет и падение актера Фердинанда Мариана, который ухватывается за возможность и снимается в антисемитском фильме «Еврей Зюсс».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Еврей Зюсс

английское название:

Jud Süss - Film ohne Gewissen

год: 2010
страны:
Германия, Австрия
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Карл-Фридрих Кошник
композитор:
художники: Изидор Виммер, Томас Олах, Клаудия Ульрих
монтаж:
жанры: драма, военный, биография
Поделиться
Финансы
Бюджет: 30000000
Дата выхода
Мировая премьера: 18 февраля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, биография

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Еврей Зюсс», 2010

Видео: Тизер (Еврей Зюсс, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Трейлер (Еврей Зюсс, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Еврей Зюсс», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Еврей Зюсс», 2010

Метод Геббельса

Еще со школьной скамьи размера «самая маленькая», многие помнят аксиому о взаимном уничтожении слагаемых. Пример простейший — но един принцип, и так же как электрон и позитрон, его античастица, в комбинации дают новую форму материи, взаимоисключающие параграфы, сталкиваясь, убивают смысл обоих. С восприятием массовым сознанием культурных феноменов схема абсолютна идентична.

Это хорошо понимал Доктор Геббельс, министр пропаганды Третьего Рейха, которого можно считать крестным отцом манипулятивного пиара и вообще важной персоной в процессе формировании актуальных кинематографических методик. В 1940 году, снятый по его указу «Еврей Зюсс», поднял пропагандистское кино на новый художественный уровень. Геббельс был уверен, что именно завуалированное культурным эффектом воздействие наиболее продуктивно.

Тот фильм придавал совершенно новую интерпретацию вообще-то гуманистическому роману писателя антинациста Лиона Фейхтвангера. Зюсс в нем вышел жутким, алчущим не столько наживы, сколько чужих страданий, отвратительным существом, не дать ни взять, еще один монстр Universal. Фильму удалось пережить своих создателей, избежать уничтожения и ныне оказаться в свободном онлайн-доступе.

Где, очевидно, его нахождение кто-то счел потенциально деструктивным — доказательством тому становится одноименный фильм немецкого же производства, снятый с сохранением Геббельсовсокого аутентичного духа психологического воздействия. В центре сюжета — актер Фердинанд Мариан, жизнь которого навсегда изменилась, когда тот согласился сыграть Зюсса.

Перво-наперво удивляет выбор актера на роль Геббельса — Мориц Бляйбтрой скорее похож на любого вашего знакомого, чем на министра пропаганды. Но мысли о физическом несоответствии улетучиваются, стоит только понаблюдать за его манерой игры. Геббельс по версии создателей фильма — эдакий развязный молодчик, что-то среднее между Аль Пачино в Лицо со Шрамом (вот где портретное сходство!) и персонажем Стива Карелла (тоже близко) из сериала «Офис».

Геббельс выведен нарочито нелепой фигурой, даже его хромота в гротескной манере игры Бляйбтроя выглядит буффонадой, сродни потешной походке бродяжки Чарли Чаплина. Этот министр пропаганды будет носиться, размахивая руками, тыкать собеседника пальцем и непрестанно хохоча, расточать скабрезные остроты. И это когда доподлинно известно о безупречно утонченных, в по-немецки педантичной вариации, привычках этого хоть ужасного в своих деяниях, но впечатляющего полетом мысли человека.

Казалось бы, именно интеллектуальной прозорливости министра создатели отдают должное. Но и тут не все то, чем кажется. Упомянутое бурлеск шоу, которым, к слову, выглядит все происходящее, прерывается Геббельсом на несколько точных ремарок относительно грядущего фильма. Тут как раз и заложен по-Геббельсовки тонкий интертекст.

Лучший аспект этого чрезвычайно небрежно снятого, рваного нарративно и психологически умозрительного фильма — тщательно восстановленные сцены оригинального фильма. Наиболее сильные моменты его были смонтированы с участием современных актеров, как-бы создавая единое пространство, уничтожить которое призвана, во-первых, незавидная судьба протагониста. И, внимание, — образ Геббельса, рифмующийся в определенный момент с персонажем оригинального Зюсса, демоническое обаяние которого лишь усиливается. Так же как и, Зюсс 1940 года, Геббельс-2010 хитроумен, зловещ и неподражаемо смехотворен. Создатели решили сыграть на действительно ярком характере, дабы произвести историко-персональную деконструкцию реального человека, реального фильма и реальной эпохи и свести все перечисленное к аляповатой карикатуре. Точно так же, как нацистский Зюсс поступал с романом-первоисточником. Апофеозом китча, к слову, становится сцена, в которой Геббельс, заявившись на съемочную площадку, дает актерам урок профессиональной игры.

Но вот незадача — цель оправдала бы средства, будь в арсенале режиссера что-то еще, помимо желания нивелировать оригинал. Это если вообще допустить, что история заслуживает такой грубой интерпретации, а нацистские техники воздействия — столь очевидных реминисценций. Драматургия «Зюсса-2010» хромает, в отличие от Геббельса, не на одну, а на обе ноги — и перемещается в своеобразном кресле-каталке. Создатели, воспроизводя формулу Геббельса, забыли о главном, лишив кино художественной значимости и исторической достоверности. Зюсс выглядит шуткой, пересказанной на свой лад кем-то, кто слышал ее давным-давно и забыл самую соль. А ведь в проект были вложены серьезные деньги, ушедшие, вероятно, на реквизит, в ущерб труду сценаристов. Возможно, фильм рассчитан на публику, не знакомую с историей. Это многое объяснит, но никак не оправдает создателей, в итоге проваливших свою миссию и даже близко не подобравшихся к художественным достоинствам фильма 80-летней давности.

2 из 10

25 октября 2016

Раставление приоритетов

Фильм интересен, прежде всего, как художественная интерпретация реальных событий, произошедших с актёром Фердинаном Марианом, сыгравшим в пропагандистском антисемитском фильме «Еврей Зюсс» 1940 года. Режиссёром, взявшим якобы за основу одноимённый роман Лиона Фейхтвангера, стал Файт Харман. В последствии, после того, как стало ясно, что Германия терпит поражение в войне, Харман утверждал, что сделал этот фильм под нажимом со стороны нацистского руководства, а в открытой переписке с Фейхтвангером защищал художественные достоинства фильма.

Итак, из всей этой истории главными действующими лицами фильма становятся актёр Фердинан Марион, режиссёр Файт Харман и Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии.

Пожалуй, первым делом на ум приходит другой фильм, так же рассказывающий о взаимодействии нацистской Германии и искусства, а именно «Мефисто» 1981 года Иштвана Сабо, так же корнями уходящий в реальную историю Густафа Грюнденса, игравшего Мефистофеля «Фауста». К этой истории и к фигуре Мефистофеля несколько раз обращаются герои фильма «Еврей Зюсс». Стоит отметить, что сравнить мы можем только художественные интерпретации, то есть фильмы, для сравнения исторически имевших место событий мы не обладаем достаточными фактическими данными.

Тем не менее, в обоих случаях мы видим, как легко оказывается сыграть власть имеющим на тщеславии актёров, давая им то, чего каждый из них желает — признание, известность и роль его жизни. Для героя Иштвана Сабо это становится Мефистофель. Для Мариона Рёлера это сначала роль Яго, затем же — роль еврея Зюсса. Роли великих злодеев, кажется, становятся пророческими для обоих актёров, и скоро словами Мефистофеля и Яго будет говорить тщеславие внутри них.

Вообще, Марион самого начала предстаёт перед нами как не очень порядочный человек: он изменяет жене даже в их доме, с горничной, для него любовь и измены, по-видимому, никак не связаны. Эта двойственность переходит на всё: он так же любит своего друга-еврея, искренне сочувствует ему и укрывает у себя, но так или иначе всей своей деятельностью поддерживает антисемитизм. Мы видим, как тяжело даётся ему это решение, как не хватает у него силы духа решительно сказать «нет» и как выдумывает неразрешимые дилеммы: «если я сыграю плохо все будут думать, что у меня нет таланта, если хорошо — все будут думать, что я и правда еврей!». Как он, под влиянием порыва, даже решается воспротивиться Геббельсу и устраивает сцену с битьём посуды и как потом легко попадается в расставленную министром ловушку. Возможно, для него это облегчение: отказ от профессии, который грозил Мариону, казался ему бОльшим предательством себя, нежели участие в том, что направлено против его друзей и любимых — потому что оно было не прямым. Такое участие прячется в мнимой убеждённости, что у него не было иного выбора, что он может силой своей игры превратить пропаганду в высокохудожественный фильм. Вместо этого он превратил это в высокохудожественную пропаганду, наделив страшную идею антисемитизма всей силой художественного высказывания. Он слишком поздно понял, насколько хорошо справился с заданием, и чувство вины раздавило его. Трудно сказать, что стало наибольшим испытанием: то, что он сыграл самую постыдную роль из всех возможных, и на нём навсегда осталось клеймо, или же то, что он помог тем, кто убил его жену.

Марион не плохой человек. На самом деле, он добрый малый, фанат своего дела, и, в отличие от Хендрика Хофгена, персонажа фильма «Мефисто», не пытается спрятаться от мира в фразе «я всего лишь актёр, что они хотят от меня?». Напротив, он остро ощущает свою причастность и вызывает сострадание. Он тоже жертва войны, потому что мирное время не поставило бы его перед столь сложной дилеммой, не сделало бы из него предателя. Но и делать его невинной жертвой обстоятельств мне кажется неверным. Аргумент «так поступил бы каждый» тоже кажется несостоятельным, во-первых, потому что мы не можем этого знать и не можем отвечать за каждого, во-вторых, речь не о всех и не о каждом, а о вполне конкретном человеке. Даже мысль, что на его месте я бы, возможно, поступила так же, не снимает ответственности с героя (а будь на его месте я — с меня).

Вина Мариона не в сотрудничестве с нацистами — это в той или иной мере были вынуждены делать все, кто хотел выжить. Не будучи приверженцем нацистской идеологии и зная наверняка, что она не ограничивается лозунгами и от неё страдают его коллеги и друзья, он всё желал бы оказаться среди её элиты, он был рад принять славу, популярность и признание, которое она давала. «Снимаются все наши звёзды, такой шанс выпадает раз в жизни! Чем я хуже других?!» — и в этих словах Мариона раскрывается всё его видение ситуации и основная мысль, которая движет им.

21 мая 2016

Кино про кино

Фильм вышел неплохой, но очень уж неровный — весьма хорошие моменты в нём чередуются с откровенно слабыми, либо откровенно же надуманными. Бляйбтрой сыграл классно (я и кино-то это смотрел, прежде всего из-за него родимого), Геббельс у него вышел действительно как живой, только вот линия с ним оказалась совсем неоконченной — просто пропал из фильма в какой-то момент — и всё. Удивило меня то, что при показе кадров оригинального фильма часть из них была зачем-то переснята с современными актёрами, но при этом часть оставлена как была. Что это за режиссёрский ход? Непонятно.

Ну и не порадовала откровенно скомканная концовка, вернее не собственно концовка, а то, что было перед ней. Ведь до последних минут 25 фильма повествование разворачивалось постепенно и планомерно, а тут вдруг — бах! — ни с того ни с сего сразу после строительства Освенцима мы внезапно переносимся сначала на 5 минут в 44-й год (причём эта сцена в Праге в фильме вообще не нужна и зачем она там — опять-таки непонятно) а затем аж в 46-й, где всё и заканчивается. Вот это заметно смазало впечатление от картины.

P.S. В фильме далеко не всё «основано на реальных событиях». Так, персонаж Мартины Гедек — абсолютно вымышленный. И «мн. др.» тоже.

7 из 10

23 апреля 2014

Драма Еврей Зюсс в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Оскар Рёлер. Главные роли в фильме исполняют: Тобиас Моретти, Мартина Гедек, Мориц Бляйбтрой, Юстус фон Донаньи, Армин Роде, Анна Унтербергер, Хериберт Зассе, Ральф Бауэр, Мартин Файфель, Паула Каленберг, Милан Пешель, Эрика Марожан, Фанни Альтенбургер, Рольф Цахер, Роберт Штадлобер.

Расходы на создание кино оцениваются в 30000000. Производство стран Германия и Австрия. Еврей Зюсс — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.