Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Днепр |
год: | 2010 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Александр Шапиро |
сценарий: | Александр Шапиро |
продюсеры: | Антон Комяхов, Александр Ампилогов |
видеооператор: | Борис Литовченко |
композитор: | Сергей Озерянский |
художник: | Алина Дианова |
монтаж: | Александр Анпилогов, Антон Колтыков |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
«Днепр» — типичная лавстори. Официальный синопсис от авторов фильма:
«Главный герой Кот расстается с девушкой, эксцентричной юной особой, напрочь не разделяющей его взглядов на жизнь. После вспышкообразной и изматывающей ссоры она высаживает его из автомобиля прямо на ходу, обстоятельства приводят Кота в гостиницу. В поле его зрения оказывается незнакомка. Единственное объединяющее их — река…»
Шапиро, который снимает некоммерческий, андеграундный, артхаусный et cetera продукт, конечно, постарался напичкать в фильм побольше скрытых смыслов и значений. Так, «Днепр» — это не только (и не столько) фильм «о любви» между мужчиной и женщиной. Если брать героев, то между ними нет даже намека на какие-то чувства или хотя бы невольное увлечение. Скорее, это фильм об отношениях между полами в целом. О «любви как таковой». О любви, посредством которой происходит жизнь. О любви, которая проявляется в миллионе чувств вплоть до равнодушия через ненависть. В том числе здесь речь идет и о любви к алкоголю, тактильной чувствительности и роскошной жизни.
Но этот фильм в значительно большей степени не о героях, а о самом режиссере. Это фильм о любви Шапиро:
• К своей профессии. Четверть фильма закадровый голос рассказывает как это классно — наблюдать за людьми и списывать с них характеры, а из ситуаций — сценарные ходы.
• К философии. Когда-то Шапиро носился с идеей снять серию фильмов о великих философах. Идея, кажется, так и нереализованная, по крайней мере, мне встречался только один такой фильм. Между тем в «Днепре» главный герой все время философствует. Его собеседнице это не очень интересно, нам, к чести режиссера, немного интереснее. Но мы, идя на фильм, были готовы к обилию не слишком содержательных диалогов, правда?
• К кинематографу. Чувствуется, что Шапиро с особым настроением ставил эпизод в кинотеатре отеля, где герои с бутылкой текилы наслаждаются прекоитусными удовольствиями. При этом в зале показывают «Кабинет Доктора Калигари». Не знаю, при чем здесь именно этот фильм, однако стремление Шапиро его показать само по себе показательно. Этакая годаровская вставка, которая ни к чему не обязывает, в определенной степени разрывает нарратив, но позволяет сказать то, что пришло в голову именно сейчас. А «именно сейчас» Шапиро почувствовал нежность к кинематографу.
• К Днепру. Не секрет, что Шапиро является наиболее киевским из более или менее известных украинских режиссеров. Как любят писать критики, город у него — полноценный герой, персонаж, характер. На этот раз Киев для него — город на Днепре.
Последнее — основной лейтмотив картины, Днепр как река жизни. Опять же, режиссер о фильме:
«Днепр» рассказывает историю случайной встречи пары, которая по всем жизненным стереотипам никогда бы не встретилась. Одна ночь из жизни эксцентричной девушки и загадочного мужчины втиснута в 75 минут экранного времени. Каждый эпизод их общения перемежается кадрами натурных съемок величественной реки. Сюжет развивается в ритме течения Днепра. Зарождающийся интерес героев друг к другу сопровождается кадрами истоков реки на Валдайской возвышенности. Накал страсти подобен бурным днепровским порогам. Кульминация и развязка сюжета рифмуется с впадением реки в Черное море. Днепр представлен здесь основным философским лейтмотивом, метафорой жизни».
Вот как это выглядит в фильме:
• «Зарождающийся интерес героев друг к другу сопровождается кадрами истоков реки на Валдайской возвышенности». — Герой Кот «присел на ухо» незнакомке. Она его максимально игнорит. «Интерес» начинает зарождаться, когда он делится с ней спиртным.
• «Накал страсти подобен бурным днепровским порогам». — Пьяные обнимашки и монологи о «навязчивой идее — последнем в жизни сексе». Легкий поверхностный петтинг.
• «Кульминация и развязка сюжета рифмуется с впадением реки в Черное море». — После поедания овощей-гриль и мороженого, а также очередной порции философии, герои, наконец, раздеваются. Секс будет после окончания фильма.
Кадры хроники, которыми Шапиро перебивает сюжет, действительно показывают величественную реку и именно поэтому параллель между рекой и «накалом страстей» выглядит интересной и удивительной одновременно. В сюжете нет ничего «величественного». «Страсти», бушующие между героями, не имеют в себе ничего возвышенного, чего-то, выходящего за пределы обыденности. Ночь принесла им случайный секс и ничего больше.
Гораздо важнее в фильме не кадры хроники с Днепром, а Днепр, который снял сам Шапиро. В картине очень много спокойной и тихой речной воды. Именно она и является той рекой жизни, которая несет героев. Сегодняшний Днепр — эрзац той реки с хроники. «Страсть» между героями фильма всего навсего показывает: окружающая действительность, которую так любит наблюдать носитель закадрового голоса, способна предложить сценаристу сюжеты далеко не шекспировские.
Днепр Александра Шапиро давно не «величественная река». На его Днепре находится отель «Баккара».
7 из 10
16 сентября 2015