| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дерьмовый год |
| английское название: |
Shit Year |
| год: | 2010 |
| страна: |
США
|
| режиссер: | Кэм Арчер |
| сценарий: | Кэм Арчер |
| продюсеры: | Даллас Бреннан, Чарльз Ледли, Джэми Мэй, Йен МакГлойн, Рабиндер Сира, Ник Кейс, Ларс Кнудсен, Джей Ван Хой, Эллен Баркин, Крис Джиллигэн, Тори Леноски |
| видеооператор: | Аарон Платт |
| композитор: | Мик Тернер |
| художники: | Элизабет Биркенбуэль, Стефани Фолькмар, Лиза Чено, James Obed, Стэйси Баттат |
| монтаж: | Мадлен Райли |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
200000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
15 мая 2010 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 35 мин |
В 2025 году это выглядело бы примерно так: «Люськ, Памелка-то Андерсон в кино камбэкнулась». - «И что, кого сыграла?» - «Шоугёрл». - «Чавой?» - «Да стриптизершу, считай». - «И что, хорошо сыграла?» - «Да не, так себе...». Сейчас в моду вошла практика воскрешать карьеры актрис из 90-х посредством съемки оных в разного рода мозгодробительных артхаусах. Эллен Баркин сделала это 15 лет назад, когда это еще не было мэйнстримом, но за 15 лет этого так никто и не заметил. Почти. Shit happens, что называется. Эллен Баркин многие помнят по комедии «Подмена». Это где дяденька превращался в тетеньку, а потом рожал ребенка от своего лучшего друга. Вот эту самую тетеньку (в которую он превращался) и играла Эллен. Надо сказать, что в фильме «Дерьмовый год» Эллен сыграла в похожем ключе (сам фильм, кстати, не лишен юмора): она взъерошенная, нервная и классная.
Возвращаясь к теме «регенерации» карьер актрис 90-х: в чем все-таки разница между Памелой из 2025-го и Эллен из 2010-го? Ну наверное в том, что Эллен это хорошая актриса. Хорошим можно назвать и сам 2010-ый год. Почему? Хотя бы потому, что Эллен дали сыграть главную роль в стильном и нетривиальном проекте. Естественно, снято это все за сущие гроши (200 тысяч баксов), но играет Эллен с азартом и очевидно, что с азартом снимает режиссер Кэм Арчер (по совместительству - фотограф и клипмейкер), который с того самого 2010-го больше ни одной игровой полнометражки не состряпал. В фильме идет речь о завершающей карьеру киноактрисе, которая параллельно с этим расстается и с любовником: актером и коллегой по пьесе «Star witness». В фильме нелинейное повествование: отрывки из интервью актрисы перетасованы с ее фантазиями и снами, флэшбеки сменяются флэшфорвардами. Присутствует и некая «научно-фантастическая» линия, связанная с героиней, пытающейся при помощи симулированной реальности вернуть назад своего любовника, с которым рассталась (эти сцены могут являться той самой пьесой «Star witness»).
Фильм закономерно стильный, наполненный рядом выразительных кадров. Это своего рода ожившая инсталляция: ожившая благодаря Эллен. Есть подозрение, что Арчеру запал в душу образ Эллен из фильма Джармуша «Вне закона» (подружка Уэйтса), потому что он буквально повторяет этот образ (растягивая стильный укрупняющийся под музыку кадр): черный пеньюар на месте. «Дерьмовый год» само собой так же черно-бел, как многие фильмы Джармуша (только начальный кадр девочки, бегущей к огню - цветной)... На финальных титрах заиграла какая-то чрезвычайно любопытная песня Sarabeth Tucek - Don't Look Back (Арчер сделал на песню клип, используя кадры из фильма) с чрезвычайно хорошим текстом: Don't look back to the days of yesteryear. You cannot live on In the past... Ну и так далее. Очень хорошая песня. Тут я понял, что меньше 7-ми поставить мне не удастся, чему я и не стал сопротивляться.
7 из 10
14 июня 2025
Не изменяя собственному стилю, Кэм Арчер предаётся визуальным изысканиям, превращая изображение в трансформирующийся цвето-световой ряд из полузастывших чёрно-белых сцен, составляющих растянутые эпизоды монолога-исповеди одинокой актрисы, в одночасье лишившейся работы и последней любви, коротающей тяжкие дни, удалясь от мира, в окружении смертной тоски.
Взгляд Арчера долог и нетороплив, а речь героини Элен Баркин неспешна и полна долгих пауз, заполненных душераздирающей болью страдающей души, безмолвно изливающей наружу свой внутренний надрыв, улыбкой бесконечной грусти проступающий сквозь пелену набежавшей слезы, медленно скатывающейся по холодной щеке, боясь сорваться в зияющую пустоту небытия.
Фильм Арчера необычайно гнетущ и депрессивен, его разреженное действие сродни размытому сознанию сумасшедшего, проваливающегося в бесконечную пустоту, чтобы отзвуком глухого эха долететь до чистых небес, из глубин донося, будто стон, страдальческий выдох разбившейся надежды.
Терпеть все это муторно и туго, как тяжело бороться с жуткою тоской, топящей мысли в пучинах настойчивого сна, прося их мимо саркастической иронии автора, вложившегося в монотонные диалоги бесперспективных сцен, акцентированных на лице и теле, оставляя перспективе мрачные декорации зияющей темноты.
Искусная актриса — гениальный стимул для таланта, но в отрешенном от мира стиле Кэма Арчера энергетическая мощь Элен Баркин обращается в прах унылого сюжета, погруженного в светотени модифицированных кадров, поддерживающих традиционный для этого режиссёра клиповый эффект, который стал достопримечательностью авторской манеры, но этот фильм так и не спас.
12 октября 2010