Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
День шахтера |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Андрей Грязев |
сценарий: | Андрей Грязев |
продюсеры: | Виталий Манский, Наталья Манская |
видеооператор: | Андрей Грязев |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 56 мин |
Работы Андрея Грязева (коих всего четыре, несколько из которых короткометражные) пользуются феерическим успехом на международных кинофестивалях, являются обладателями достаточно громких призов и за пределами России. Второй фильм режиссера «День шахтера» получил звание лучшего фильма современности на фестивале «Текстура» в Перми. Если в славном городе Пермь все настолько печально с современным с кинематографом, то звание его, пожалуй, вполне оправдано… Нет, не оправдано! Попробую объяснить почему.
В отличие от игрового кино, концепция документального заключается в сухой и не всегда приятной правде, то есть в подлинном изложении чьей-то пресной действительности. Другой вопрос — есть ли вообще какой-либо смысл в данном действе? Ответ: безусловно, есть. Но лишь в том случае, если из фильма возможно что-либо вынести для себя, получить ценную информацию, если он способен вызвать эмпатию, восхищение, отвращение, да что угодно — главное пощекотать эмоции и не оставить зрителя равнодушным. Из 5 главных задач документалистики (средство обучения, исследование, пропаганда, хроника, публицистика) «День шахтера» относится хронике. К той самой вязкой хронике, которая по сути называется лишней тратой времени, поскольку представляет из себя слепок из промозглой очевидности, фальшивой жалобности и авторского (а следовательно и зрительского) заблуждения относительно жизненных тяжб своих персонажей.
Фильм рассказывает историю семьи, живущей в шахтерском поселке-призраке. 15 лет назад здесь была работа и счастливая жизнь, но только не у этой призрачной, как и место их пребывания, семьи; каждый персонаж которой чуть ли не с упоением смакует свою жизнь, подобную баланде, в которой начинаешь выискивать так называемые плюсы изначально утвердившись в том, что лучшего хавчика уже не светит в тюрьме под названием «Жизнь». А если быть точнее — в своей собственной тюрьме, за решетками которой герои были заточены уже при выходе из утробы, а в сознательном возрасте добровольно пренебрегали возможностью освобождения. Не секрет, что человек привыкает ко всему. Не всегда смиряется, но привыкать-привыкает. Данной семье не к чему было привыкать, поскольку рожденный ползать летать не хочет, хоть и вполне может попытаться расправить крылья, но его наследственная недосамооценка(а она, поверьте, играет огромную роль в формировании личности и требует отдельного «воспитания») и простая лень-матушка заставляют ссылаться на жизненные обстоятельства, что отчетливо демонстрируется в данной работе, однако почему-то вышедшей под девизом «Не мы такие — жизнь такая».
Смысл жизни всех членов отчасти деклассированной семьи уже с момента осознания его поиска тихо притаился на дне бутылки. Искренне непонятно, с какой стати рядовое интервью (с последующим сливом на конкурсы) у незатейливых колдырей, нравственные границы которых (как и смысл) не сформировались изначально, присвоило себе звание лучшего фильма современности, пусть и в Перми. Ведь чтобы понять нулевую ценность фильма не нужно заниматься глубокими раскопками, ибо все на поверхности. А поверхность, как бы сие тавтологично не звучало, более чем поверхностная. После просмотра вспоминаешь об одной из главных заповедей киномана: Никогда не доверяй синопсису. «День шахтера» — очередной облыжный рывок к оправданию самозаключенных, срывающих увядшие цветы удовольствия с прогнившей клумбы своего жития.
Главная героиня декламирует о своем жалком существовании со спокойствием богини, глупостью ребенка и улыбкой слабоумного, совсем не стесняясь выворачивать грязное белье в микроскопических подробностях, слушать, а тем более наблюдать которые не столько мерзостно, сколько «нафик не надо». С таким же успехом можно взять камеру (телефона будет достаточно), купить бутылку дешевой водки и отправиться в ближайший двор интервьюировать местных выпивох, чтобы в дальнейшем номинироваться на получение какой-нибудь неформальной премии в виде позолоченной фекалии. Вот и идею бесплатную подкинула. Поторопитесь, будущие мастера документального кинематографа!
25 февраля 2015