Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неприкаянный клинок |
английское название: |
Samayou yaiba |
год: | 2009 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Сёити Масико |
сценаристы: | Сёити Масико, Кэйго Хигасино |
продюсеры: | Мотоки Исида, Дзюнъити Кодзуки, Масако Нагасава, Кэндзи Ямада, Тихару Накасонэ |
видеооператор: | Ван Минь |
композитор: | Кэндзи Каваи |
художник: | Юдзи Фукудзава |
монтаж: | Томоки Сандзё |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
После смерти жены, единственной радостью в жизни пожилого мужчины была его дочь-старшеклассница. Но беда не приходит одна. И вот уже, убитый горем, отец в морге на опознании тела. А через несколько дней таинственный голос в телефонной трубке сообщает герою имена убийц его дочери, и где их найти…
И снова экранизация романа, популярнейшего в Японии автора, Кэйго Хигасино. Традиционная завязка дает множество вариантов к развитию, от классического детективного триллера до драматичной истории о мести и справедливости. Вот только режиссер-дебютант Соити Машико (сценарист фильмов «Ребята возвращаются: Воссоединение», «День на планете», «Закрытая боль») сделал все слишком уж старательно и по учебнику, словно боялся оступиться. Картина гармонично сочетает элементы саспенса и трагизма, но при этом не делает акцент, ни на первом, ни на втором. Удивительно, ведь даже на таком банальном и при этом выигрышном сюжете при должном умении можно было разгуляться вволю. Но Машико пошел по пути наименьшего сопротивления, являя зрителю весьма пресное повествование, вследствие которого и без того клишированные сценарные решения становятся смертельно скучными. В драматических моментах ленте остро не достает боли, а в напряженных моментах катастрофически не хватает самого напряжения.
Конечно, легендарный композитор Кендзи Каваи пытается изо всех сил скрасить историю фирменными музыкальными темами, но без режиссерского нажима эти усилия тщетны. Актерские работы хороши, но при этом зажаты в общей фактурности и выше общего стандарта не прыгают. Дуэт следователей «Жеглова и Шарапова» в исполнении Ютаки Такэноути («Годзилла: Возрождение», «Король извинений», «Оба: Последний самурай», дорамы «Падающая звезда» и «Мой голос для тебя») и 72-летнего ветерана Сиро Ито («Люпен III», «Убийцы в театральных масках», «Говори, говори») работает строго в жанровых рамках. Акира Тэрао («Любимое уравнение профессора», «Легион», «Письмо с гор», «Эсминец без цели»), напротив, эмоционально проживает горе своего персонажа, постепенно проводя его от катарсиса к искуплению.
Подытоживая: пресная и абсолютно невыразительная режиссура в данном случае поставила крест на попытках вывести готовое произведение за рамки обыденного канона. Излишне ровная и академичная картина, которая в руках крепкого постановщика могла бы выстрелить. Но, не в этот раз…
6,5 из 10
22 мая 2018
У пожилого Сигэки Нагаминэ раздается телефонный звонок. Звонит дочь и сообщает, что скоро придет домой. Однако наступает ночь, а ее все нет и нет. Потом выясняется, что два молодых человека затолкали ее в машину, изнасиловали и убили. Нагаминэ обращается в полицию, надеясь на скорейшее расследование, но потом выясняется, что этого и не требуется — на связь с ним выходит знакомый убийц, не принимавший участия в преступлении, и сообщает ему имена и адреса преступников. Нагаминэ приходит в квартиру убийцы, находит видеокассеты с записью убийства и вне себя от ярости убивает насильника, едва тот появляется в доме. Затем он с помощью подсказок таинственного незнакомца начинает охоту на второго преступника. Но и полиция не дремлет. Ее задача — поймать убийцу живым и не дать разъяренному Нагаминэ его убить.
«Неприкаянный клинок» — типичное жанровое кино, не избегнувшее некоторой присущей жанру стереотипности. Однако весьма нестандартным ходом в нем является опрокидывание присущих детективам правил построения сюжета, согласно которым имя преступника должно до последнего сохраняться в тайне. Здесь все наоборот — имена преступников становятся известны уже по истечении четверти экранного времени, так что даже гадаешь, чему же будет посвящена оставшаяся часть фильма. Поэтому авторы несколько сместили акценты, и интрига фильма заключается не в установлении личности преступников, а в успехе их преследования.
Драматизм фильму придает то обстоятельство, что преступники несовершеннолетние, а потому могут избежать сурового суда за свои деяния. Тем не менее сказать, что фильм на протяжении всего времени держит в напряжении, тоже нельзя. Это качественная криминальная драма, но по сюжету и средствам художественного выражения — вполне среднестатистическая. Сюжет подан так, что зритель непременно встанет на сторону Нагаминэ, который любой ценой хочет убить ублюдка, изнасиловавшего его дочь. Но главной в фильме является банальная для триллеров мысль о том, что несмотря на весь ужас преступления, преступников следует предать суду, чтобы он определил меру наказания. Ни в коем случае нельзя заниматься самоуправством. Поэтому в глазах полиции Нагаминэ, убивший одного из обидчиков, является таким же преступником.
Жестокое убийство дочери Нагаминэ не воспринимается как следствие порочности японского общества, не способного воспитать полноценных граждан. Это преступление находится целиком на совести частных одиозных лиц, от которых никакое общество не застраховано. Поэтому нельзя сказать, что в «Неприкаянном клинке» представлена какая-то социальная тенденция. Так что фильм не назовешь социальным. Это типичный триллер, лишенный, впрочем, элементов динамичного боевика, и обращенный к теме возмездия, которая в образе страдающего, навсегда покинутого дочерью Нагаминэ вполне может пользоваться симпатией зрителя.
7 из 10
4 февраля 2015