Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Косово: Можете ли вы представить? |
английское название: |
Kosovo: Can You Imagine? |
год: | 2009 |
страна: |
Канада
|
слоган: | «Can you imagine all this in the heart of Europe at the beginning of the 21st century?» |
режиссер: | Борис Малагурски |
сценарий: | Борис Малагурски |
композиторы: | Борис Малагурски, Кевин Маклауд, Filip Borac, Михаэла Кристина Истрате |
монтаж: | Борис Малагурски |
жанры: | документальный, короткометражка, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 30 мин |
«Несправедливость, где бы то ни было — это угроза справедливости повсюду». (Мартин Лютер Кинг)
Мое знакомство с творчеством режиссера Бориса Малагурски началось с его последнего фильма «Белград». Мне стало интересно посмотреть и другие работы этого необычного серба с канадским паспортом. «Косово: Можете ли замислити?» — его первая серьезная короткометражка, вышедшая на международный уровень.
Эта документальная лента, на мой взгляд, прежде всего пытается внести альтернативный взгляд на косовский вопрос. Альтернативный он именно для США и стран ЕС, для всех стран из блока НАТО, которые бомбили Югославию в 1999 году, а потом признали независимость Косова в одностороннем порядке, без каких-либо попыток сделать это легитимно. Понятно, что тех людей, которые отдавали приказы и выполняли эту грязную работу, уже не переубедить. Работа Малагурски предназначена именно для простого западного зрителя, который, оказавшись в пекле информационной войны, расставил акценты в этом конфликте именно так, как ему преподносили с экрана: исторические права на Косово и у сербов, и у албанцев одинаковые, права косовских албанцев нарушали жестокие сербы и кровожадное югославское правительство, а потом прилетел вдруг волшебник в голубом НАТОвском вертолете и навел порядок. Злодеи наказаны, герои поощрены, все счастливы. Торжество демократии. Занавес.
Борис Малагурски намеренно кратко освещает сами события 1999 года, не останавливаясь подробно на том, что было тогда, потому что здесь уже никому ничего не докажешь. Он изображает в большей степени современное Косово и его немногочисленных жителей-сербов, которые живут, как в тюрьмах, за железной решеткой на окнах, чтобы никто не бросил в их окно камень или бомбу. Эти несчастные люди живут без элементарных удобств, без электричества, продукты им приносят греческие добровольцы ООН. Они не выходят из дома, потому что их могут похитить или убить. Это и есть равенство? Это и есть соблюдение прав человека? Ради этого бомбили Югославию?.. В чем виновата старая бабушка, в чем виноваты многодетные семьи, пожилые пары, которые остались в своих домах? Только в том, что они сербы и не захотели уйти с родной земли?
То, что творилось в то страшное время, невозможно даже себе представить. Даже те немногие страшные кадры, которые вошли в короткометражку, шокируют — оскверненные кладбища, публичное разрушение храма и надругательство над ним, разрушенные дома, фотография албанцев в военной форме с отрезанной головой серба… И это все совсем недавно, каких-то 15 лет назад. Для чего все это было? Почему в правительстве Косова сидят убийцы и головорезы, имеющие судимость, а все делают вид, что там восторжествовала справедливость? Почему тогда в 1999 году всех волновали права албанцев — а сейчас никого не волнуют права оставшихся на этой территории сербов?
В этой истории больше ответов, чем вопросов. Малагурски показывает наглядно, что стоит за красивыми словами о демократии, правах человека, справедливости. Вспоминается знаменитая цитата «Все звери равны, но некоторые звери равнее других». Албанцы в этом конфликте и тогда, и сейчас, равнее сербов, и о жизни и правах последних по сей день никто не беспокоится.
Очень талантливая работа Малагурски. Прямая, смелая, четкая. Каждый борется с несправедливостью так, как может. И, даже находясь в другой стране, человек все же может бороться за то, что дорого ему и его соотечественникам.
Поймут ли только его посыл западные зрители? Смогут ли поверить, что в наше сытое и, как им кажется, стабильное свободное время в самом сердце Европы сидят дети за железной проволокой и лишены права просто выйти во двор под страхом смерти? Можете себе такое представить?..
10 из 10
8 ноября 2014