Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грязные святые |
английское название: |
Los santos sucios |
год: | 2009 |
страна: |
Аргентина
|
режиссер: | Луис Ортега |
сценаристы: | Луис Ортега, Emir Seguel, Алехандро Урдапильета |
продюсеры: | Диего Корсини, Игнасио Рей, Гастон Ротшилд, Паула Масса, Диего Дубковский |
видеооператор: | Билл Ниэто |
композитор: | Леандро Чьяппе |
художник: | Анна Карновале |
монтаж: | Луис Баррош |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Фильм — не боевик, а арт-хаус в рамках жанра пост-апокалисис.
Дальнейший текст навряд ли будет интересен тем, кто не увлекается и тем и другим жанром. Много спойлеров.
Описание фильма в сети очень скудное:
«Во время войны, человечество беспокоила не возможность спасения, а уверенность в катастрофе. После ее окончания многие остались в живых благодаря тому, что их не убили. Были и те, кто спаслись благодаря силам порядка. Единственная надежда для спасения их теперь — пересечь великие воды.»
Описание, кроме своей литературной корявости, не очень соответствует действительности и, наверное, написано человеком, пролиставшим фильм за 5 минут.
Во-первых, в самом фильме не упоминается война. Говорится лишь, что «Даже солдаты уже ушли».
Во-вторых, некая катастрофа произошла, но это могло быть что угодно — от мировой ядерной войны, коснувшийся краем местности, где происходит действие, до локальной эпидемии или жестко подавленного народного бунта.
В-третьих, о всем человечестве можно говорить только метафорично, так как все действие происходит в одной небольшой городской локации. Из места действия зрителю покажут разрушено-заброшеный (судя по всему задолго до катастрофы) завод и жилой (до катастрофы) квартал рядом с ним, храм с колокольней, хижину Немого и дорогу. Все действие фильма происходит в этих декорациях, за исключением дороги к реке, берега, самой реки и пустынной местности, которая находится на другом берегу, на которые приходится где-то 15 минут из 1,5 часов.
В фильме всего 6 персонажей, каждого из которых сложно назвать обычным представителем человечества.
Самые «нормальные» из них Рей и Брайан. Brian — уже не подросток, но еще и не мужчина, от лица которого начинается повествование в фильме, привязанный к Рею толи чувством потерявшегося в незнакомом мире ребенка, то ли нестандартной любовью. В фильме не показано никаких проявлений любви между ними, но спят они вместе (именно спят, в одежде, но в обнимку — может так и теплее), молодой Брайан явно ревнует Рея к Monito. Собственно Рей — мужчина сильно за 40 в деловом, неплохо сохранившемся костюме.
Дальше по степени неадеквата — Немой, который живет в одноэтажном доме без крыши недалеко от города, играет на раздолбанном полуразвалившемся пианино, поит чаем заходящих к ему остальных персонажей. Ну и идет впереди на пути к реке — вроде как предводитель, хоть и не признанный официально.
Затем Berry. Это довольно престарелый латинос с морщинистым лицом, как у Мачете, но куда более хрупкого телосложения. Заботится о гигиене, принимаю душ, спит на белоснежных простынях и ходит в белоснежном костюме и ковбойских начищенных полусапогах — и все это когда вокруг пыль, грязь и мусор. Живет в храме, каждое утро поднимается на колокольню и звонит в колокол.
Далее Монито — девушка около 20 лет, с привлекательной внешностью. Она то добивается любви Рея, то крушит металлическим прутом остатки автомобилей, то прыгает и лазает по конструкциям завода. То крутит с престарелым Бери, то отталкивает его. А на дальние расстояния перемещается исключительно бегом вприпрыжку и с обезьяньими криками. Частая и кардинальная смена настроения дополняет клиническую картину.
Ну и последний, не столько по адекватности поведения, сколько из-за образа — мальчик Mudo. Ему лет 6—7, с очень крупной головой, телом, руками (кулаки кажется больше, чем у взрослых), но маленькими, кривыми и какими-то больными ногами. Отсюда очень странная даже не походка, а способ передвижения, жесты и прочее, из-за чего он мне кажется даже не человеком, а неким пришельцем. Притом умное лицо не по годам много понимающего и знающего человека, от чего он еще меньше походит на обычного человечского ребенка.
Еще раз хочется упомянуть «фактор» постапокалипсиса. Определить срок давности катастрофы в фильме достаточно сложно, а вернее авторы намеренно делают это почти невозможным.
Факты, свидетельствующие, что катастрофа произошла недавно: часть персонажей, как уже говорилось, ходят в исключительно чистой и будто новой одежде; сами они не грязные; из разорванных газовых труб на улицах вырываются факелы пламени — давление еще достаточное; из некоторых водопроводных труб течет вода; тела целой семьи, которые находит в одном из домов Немой, абсолютно свежие, не подвергнутые не только разложению, но и окоченению; Рей собирает ценные вещи, причем не только ювелирные украшения, но и деньги, бесполезность которых в мире после апокалипсиса становится очевидной очень быстро.
С другой стороны, есть факты и косвенные свидетельства того, что после катастрофы прошло достаточно времени. Все герои, хоть и находятся в посттравматическом шоке разной степени, уже приспособились к новым условиям жизни, у некоторых успел образоваться «новый быт». Часть персонажей грязные и носят то, что добыли, или в чем были на момент катастрофы — явно поношенное и не новое. Решение идти к реке и перебираться через нее у большинства из них зреет давно, просто никак не могут решиться и идут, когда уже нет вариантов — либо умереть здесь, либо утонуть в реке. Семья, найденная Немым, совершила коллективное самоубийство в своих постелях — это решение отчаявшихся или понимающих безвыходность ситуации людей, то есть обдуманное решение.
Теперь немного о сюжете. Кроме персонажей, этот фильм можно отнести больше к арт-хаусу, чем к фантастике, еще и за счет сюжета. Внешне в течении фильма мало что происходит. Зрителя знакомят по очереди со всеми персонажами, с образом жизни каждого: это Рей и Брайан, они мотаются по разрушенным кварталам и не могут решить, толи им идти к реке сейчас, толи подождать еще. Это Немой, он живет в хижине и играет на пианино. Это Бери, он живет в храме и бьет по утрам в колокол. Это Монито, она бегает, прыгает и лазает по заброшенному заводу. Причем все персонажи обитают на этой локации давно и знают друг друга.
Весь остальной сюжет до похода к реке — это общение между героями, зачастую не совсем понятное, и их действия, зачастую совсем не понятные, никак не влияющие на финал. В какой-то момент все персонажи наконец собираются, идут к реке (кроме Монито), с немалыми усилиями по очереди переплывают ее и прямо перед титрами и во время них мы видим, что они шагают уже по какой-то пустыне. Видимо, переплыли. На этом все. В сюжете много недосказанностей, незавершенностей, дыр и вопросов, ответы на которые мне, как любителю научной фантастики вообще и постА в частности, было бы любопытно узнать. Но у автора толи не было ответов, то ли они посчитали, что ответить на них себе должен сам зритель, а скорее всего просто не заморачивались подобными мелочами. Ну, собственно, потому и арт-хаус.
30 ноября 2013