Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пока свет не заберёт нас |
английское название: |
Until the Light Takes Us |
год: | 2008 |
страна: |
США
|
слоган: | «Music. Arson. Murder. Art. Black Metal.» |
режиссеры: | Aaron Aites, Одри Юэлл |
продюсеры: | Aaron Aites, Одри Юэлл, Гилл Холлэнд, Фредерик Ховард, Тайлер Броди |
видеооператоры: | Одри Юэлл, Одд Рейнхарт Николайсен |
монтаж: | Эндрю Форд |
жанры: | документальный, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $130 441 |
Мировые сборы: | $130 441 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
История зарождения Норвежского блэк-металла, жанра экстремальной музыки, тесно переплетенного корнями с историей родного края мифологией норвежцев и прочими этническими атрибутами. Повествование о вспыхнувшем черном пламени ненависти, протесте, преобразованном в музыкальный жанр. Той отдушине, в которой себя нашли тогдашние юные исполнители, зачинщики черного пламени, что станут впоследствии отцами-основателями жанра и кузнецами основ его идеологии. Стиль зародился в заснеженных норвежских фьордах. Блэк-металл это ныне культурная составляющая Норвегии, такая же, как и лютефиск.
Черный металл преподносят в разных аспектах, от традиционно музыкального, до изобразительно — показушного, в изобразительном, художественном, авангардном, искусстве, фотопроектах. О нем спорят в дискуссиях, поднимая из могил мертвецов пыльных, могущественных, былых лет. И при этом как то не спешат сходить с родимых черных троп.
Хороший, достаточно плавный переход от мифологии с «отцами» музыкального стиля к волнующим до сих пор вопросам взаимоотношений внутри круга музыкантов, их отношений с обществом. И нанесенный, тогда, ему, (обществу) материальный ущерб, и урон. Вроде поджогов церквей. Норвегия помнит те пожары и не прощает.
Но это не углубленное расследование. А приятное рассуждение с углублением в общеизвестные памятные воспоминания. С покрытого мхом камня стерли наросты и теперь отцы стиля, улыбаясь, а то и серьезно рассуждают о былых временах и последствиях. Варг Викернес, он же Гришнак идеологически верен принципам войны, в то время как его соратник по блэк металлическому цеху Фенриз более близок к той традиционной норвежской мифологии вплетенной в музыку злобой для искусства, а не для разжигания войн и конфликтов. Фенриз смотрит на вещи проще. Варг точен, и четок. В высказываниях. Но повествование все равно начнется с находящегося на свободе Гюльве, основателя коллектива Дарктрон.
С долями язвительных вставок от Варга Викернеса, националистического и около того толка. И подобными долями алкогольно -раздолбайских юморесок от другого отца основателя Гюльве, он же Фенриз. Он также, аналогично язвит, и поясняет зрителям и желающим — «Мы не так ужасны и опасны, какими нас обрисовала тогдашняя норвежская пресса. Но и темным принципам мы не изменяем.» СМИ очернили и без того черный образ музыкантов, хотя у норвежских металлистов всегда было странное чувство юмора. Мы вспомним былые времена зарождения легендарных музыкальных коллективов, взглянем на документальную видео хронику тех лет. Послушаем мнения участников — отцов основателей в настоящее время.
Лишний здесь, на мой взгляд, разбор того самого конфликта Варг-Евронимус, это ка кто нелепо и скучно, притянуто в фильм за уши. Викернес ведь уже достаточно описывал те события в своих откровениях из «речей» и на официальном сайте. Так зачем вновь поднимать эту тему? Ворочать кости покойного Евро. Чтобы вновь увидеть глумливое лицо Варга? Оставим это на совести создателей фильма. Который получился сонным и неторопливым как норвежских туман окутавший древние леса, здесь все как будто застыло в сыром как музыкальный стиль ожидании, и повествование ведется не спеша, но ничего нового здесь нет, все кусочки отголосков о черном металле просто воссоединили. Добавив из нового годные работы художника и перфоманс барабанщика группы Сатирикон. Мораль которую выдают зрителю музыканты предельно понятна и такова: «Мы ковали андеграунд для своих внутренних кругов, но, внезапно, стал брендом. «Внезапно? Не совсем, скорее это жизненная закономерность. Фильм с уставшими металлистами старой школы, которые вспоминают былые времена и охотно делятся этими воспоминаниями.
10 октября 2017
Зарождение и становление блэк-метал. «Я отвергаю свою причастность к превращению всего этого андеграундного движения в моду», — Фенриз. Холодный, мрачный, укутанный тьмой чёрный метал, восставший против музыкальной структурности, дэт-металического тренда и ковер-артов, восставший по факту, освобождающий, оппозиция, безобразный, первозданный, сакральный и личный, превратившийся ныне в моду и достояние масс. Группа музыкантов, сконцентрировавшихся вокруг магазина Helvete, в тихой и религиозной Норвегии устраивает в начале 90-х поджоги церквей, что было со всей мощностью пропиарено и извращено СМИ и музыкальными издательствами, повлекло большое количество подражаний, позёрства и повсеместную известность. И стоит задуматься, имел бы блэк-метал нынешнюю позицию и повсеместность, не будь этого бума в СМИ ? Граф Гришнак получает максимальный срок размером в 21 год за убийство Евронимуса из Mayhem и доказанные три поджога, Дэд кончает жизнь самоубийство выстрелом из дробовика в голову, Фауст на этой волне за убийство гомосексуалиста приговорён к 14 годам. Газеты пестрят ярлыками «сатанист», фотографии и съёмки горящих церквей по телевидению, фото Дэда в крови с выпавшими мозгами на обложке Mayhem.
Данный фильм концентрируется именно не на музыкальной составляющей жанра, а именно на околомузыкальных событиях, о которых так любят говорить и которые так любят обсуждать люди. Большая часть картины состоит из тюремного интервью Варга Викернеса и философских повествований угрюмого Фенриза. Кроме того, некоторое время будет уделено и Хэллхаммеру из Mayhem, Аббату и Демоназу из Immortal, Гарму из Ulver, тому же Фаусту и Фросту из Satyricon, перемежаясь с кадрами деятелей современного искусства, как-то Bjarne Melgaard (интересно сравнивает кричащие образы обложек Darkthrone с «Криком» Мунка), для которых блэк-метал стал своеобразным импульсом для творчества. Из слов музыкантов становится вполне понятно, что они, в той или иной мере, вполне поддерживают эти события 90-х. Гришнак практически точечно и очень подробно рассказывает об убийстве, Фенриз кажется постоянно угрюмым и пресытившимся, пересытившимся жизнью философом, похожим на старца, а Мельгаард неплохо отозвался о Фросте, как о тёмном, потерянном во Вселенной ангеле. Много слов, много историй, фотографий, взгляд на события прошлого ракурсом действующих лиц.
Что хорошо преподано и мне понравилось — блэк-метал и контекст современного искусства, о любви к которому говорит Фенриз, а зритель видит специальную выставку, основанную на образах и идеях жанра, шоу самоуничтожения в миланской галерее с участием Фроста, кадры прогулки Фенриза в лесу, из которых Мельгаард сделал совершенно замечательное видео.
11 апреля 2013
Норвежский блэк-метал не первый раз (и, наверное, не последний — нам ведь скоро и голливудскую историю жизни г-на Викернеса обещают) становится объектом пристального внимания кинематографистов. Уж слишком много с его развитием связано скандального, «жареного», экстремистского — словом, того, что могло и может привлечь внимание аудитории, не ограниченной исключительно кругом любителей и фэнов весьма специфичного музыкального жанра. Фильм американцев Аарона Эйтса и Одри Юэлл, кстати, на последних вообще не рассчитан. Ну, разве что на совсем уж пещерных персонажей, готовых глазеть на своих кумиров в любом виде и по любому поводу. Для остальных — в многочисленных интервью, разбросанных по «Until the Lights Takes Us», не найдется никаких откровений, большинство его героев повторяет слова, которые они неоднократно произносили ранее (пусть и для печатной прессы), а появление на экране Варга Викернеса после его освобождения уже не является сенсацией. Вот если бы на пару-тройку лет раньше… Впрочем, услышанная из собственных уст Варга версия смерти Эвронимуса (дескать, если б не я его, так он бы меня) остается весьма и весьма сомнительной. Да и норвежская юстиция по этому поводу все уже сказала…
Музыкальная составляющая блэка у авторов фильма вообще никакого интереса не вызывает. Ради проформы они задают пару подобных вопросов Варгу и Фенризу, акцентируя внимание на «примитивности», «плохом звуке» раннего блэк-метал, но не более того. Правда, упрекать их в этом рука не поднимается. В конце концов, уж столько обо всем этом сказано и написано… С другой стороны, поджоги церквей и убийства тоже заполнили собой столько печатных страниц и профессиональных видеокассет, что ими можно было бы укомплектовать весьма приличную свалку. И как бы ни щеголяли Аарон и Одри козырем в лице самого Варга, никаких новых и интересных фактов к общеизвестной картине добавить им не удалось.
Чуть лучше обстоит дело с показом «человеческого» лица блэк-метал, иллюстрацией которому служит Гюльве Нагель (ака Фенриз) из DARKTHRONE (последние три альбома которого, кстати, к блэку имеют отношение весьма опосредованное). Именно его фигура (наряду с Викернесом) стала для создателей «Until the Lights Takes Us» центральной. Зрители имеют возможность посетить крохотную квартирку Фенриза, прогуляться с ним по улицам Осло, посетить бар… Ну и послушать мысли о прошлом и будущем блэка одного из тех, с кем этот музыкальный стиль ассоциируется. Мысли усталого и в какой-то степени разочарованного человека на пороге сорокалетия. Человека, который всегда занимался только музыкой, и который во всей той криминальной истории оставался сторонним наблюдателем. Фенриз действительно добавляют фильму человечности, которой явно не хватает сухим кадрам интервью прочих персонажей и делает его чуточку глубже. Но этого все-таки недостаточно… Так или иначе, но после финальных титров остается впечатление, что авторы картины так сами и не поняли, ради чего затеяли свое грязное дело. Разве что, ради возможности снять Варга в обстановке Тронхеймской тюрьмы. Остальное превратилось в набор обтекаемых фраз и словесных штампов, не раскрывающих и одного процента такого противоречивого явления как блэк-метал. Впрочем, до сих пор подобным страдали все виденные мной ленты, посвященные становлению и развитию блэка. По сравнению, например, с «Black Metal Satanica» фильм американских режиссеров так вообще видится просто верхом совершенства.
Другое дело, что до сих пор никто из кинематографистов не попытался посмотреть на проблему более широко: ведь на рубеже 80—90-х годов очаги, подобные норвежскому, вспыхивали независимо друг от друга практически во всех странах мира, разные по музыкальной форме, но идентичные по идеологическому содержанию. Почему? В чем глубинные корни появления антихристианских течений в музыкальном сообществе Греции и Италии, Колумбии и Перу, Польши и США?.. Причем, отнюдь не только в хэви-металлических кругах. Но это тема уже совсем другого разговора. А «Until the Lights Takes Us» запомнится усталым взглядом Фенриза и… пожалуй, больше ничем.
5 из 10
4 августа 2010