Гибель империи. Византийский урок
7.2
2008, документальный, история
Россия, 1 ч 11 мин
В ролях: архимандрит Тихон
Византия была, без преувеличения, одной из самых грандиозных цивилизаций в истории человечества. Ни одна другая империя не прожила столь долго. Византия просуществовала 1120 лет. Баснословные богатства, красота и изысканность столицы империи — Константинополя — буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого варварства. Византия была единственной в мире страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией, — уже эта география во многом определяла ее уникальность. Очень важно, что Византия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одно из своих высших личных ценностей. Так почему же стало возможным, что это великое и необычайно жизнеспособное государство с какого-то момента стремительно стало утрачивать жизненные силы? В фильме мы будем говорить именно о том внутреннем враге, который появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа, сделав его беззащитной жертвой тех вызовов истории, на которые Византия уже не смогла ответить.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Гибель империи. Византийский урок

год: 2008
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин
композиторы: , ,
жанры: документальный, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 11 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, история

Видео к фильму «Гибель империи. Византийский урок», 2008

Видео: Фрагмент (Гибель империи. Византийский урок, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Гибель империи. Византийский урок», 2008

Прошлый опыт намекает

В целом, публицистический фильм мне понравился и произвел впечатление хорошо продуманного и последовательно изложенного исторического материала, за что стоит поблагодарить архимандрита Тихона Шевкунова.

На мой взгляд, основная идея, которая была заложена в этот фильм — это показать на историческом примере Византийской империи, что происходит с государством, когда в нем перестают работать необходимые институты власти. Такие, как централизованное управление, преемственность в руководстве, контроль за своей экономикой, передача государственных функций в другие структуры, внутреннее разложение социальных связей, прямое влияние зарубежных (недружественных) государств на религиозную и внутриполитическую ситуацию в стране.

Но, тем не менее, Византийская империя просуществовала дольше других империй — это исторический факт. Несмотря на то, что ее расцвет — увеличение состава входящих в нее территорий, единство Церкви и власти, подъем экономики, успешное решение социальных вопросов, развитие образования и науки приходится на небольшой по историческим меркам период, что не достаточно полно раскрыто в фильме, но это и не было его основной задачей. А окончательное крушение происходило, когда империя, раздираемая внутренними конфликтами и противоречиями, не играла значимой стратегической, религиозной, политической и экономической роли в Мире и занимала достаточно скромное географическое положение, в отличие от того, что было ранее.

Из всего этого материала, я думаю, можно сделать вывод о зеркальности процессов, которые происходят в человеческом обществе и в Мире в целом, и увидеть многочисленные параллели с ситуацией в нашей стране, как в недалеком прошлом, так и в настоящем, и понимая это, формировать свое мировоззрение, руководствуясь им в жизни.

8 из 10

1 февраля 2020

нож в спину, шило в стенку

В непременном историческом разделении и сложении всякого общества, в зарождении новой цивилизации, при падении последней, появилась Византия, Ромейская империя. С заложения нового города, на месте древнего греческого, где начиная с 330г. оказалось так тесно и мистично переплетено в одно античность, римское право и христианство, что на долгие столетия стало олицетворением (но, не примером) развития и цивилизованности современного мира. И как ничто не вечное, под натиском времени и перемен, также пришедшее в упадок, о причинах которых собственно и расскажет нам отец Тихон, вызывая тем далеко не святой гнев от случайных прохожих. И только казалось, не надо бы ничего отрицать, потому как — так уже сложилось, и это был наш принятый путь, и таким должно быть наше представление в крайнем примере, и что именно Третий Рим Москва в итоге, как преемница Константинополя, замкнула на себе после, многие его идеологические потоки, и «вся христианские царства снидошася въ свое едино». И важно, об этом знать и помнить.

Только надо добавить, что главная оценка событий построена здесь действительно крайне однозначно, выведена прямая аналогия с событиями российской истории; и тем, кто с открытым ртом смотрит сейчас на запад, и уже готов освободиться от всякой морали и от принадлежности своего собственного прошлого, видеть это будет сложно. И всё же, при просмотре должна проявляться мысль: насколько изложенное соответствует действительности, и почему по всей истории, по большому счёту, идёт замалчивание о византийском периоде влияния, как будто такого влияния и не было. И насколько? теперь уже мы, наследники тех варягов и греков, добрососедствующие с маврами и османами, станем ещё более оторваны от истинных заложенных корней в будущем, и окажемся ли способны дальше понимать происходящее правильно, чтобы не повторить уже совершённых ошибок, дабы сохранить саму жизнь, смысл жизни, быт, традиции, культуру, наследие, ремёсла, и разные другие свои установления.

Но даже при всём своём понимании, и именно такого подхода к истории, у меня всё равно возникал вопрос. А так ли? жива и злободневна параллель, соответствующая ко времени императора Юстиниана, Константина Багрянородного, Василия Болгаробойца; и кто на поверку лучше послужил своему народу, не замечая тягостей суеты и праздности жизни, потому как понимал, само значение божественного промысла. И в завершении, лично для меня, кириллицей ответ был прописан, в разумном основании которого нет, и не должно быть никакого ложного сомнения или подоплёки. Как и в недавнем обращении, но уже нашего государя ко всему сознательному народу, когда было сказано: «… никто нам не поможет, ни бог, ни царь и не герой…» никто.. и где тоже, «нет ни еллина, ни иудея, ни скифа».

18 апреля 2016

Урок в назидание

Империям, подобно живым организмам, свойственно рождаться, развиваться, достигать апогея своего расцвета, дряхлеть и исчезать, будь-то они языческие, православные, мусульманские или какие-нибудь беспрецедентно глобальные. Не стала исключением и Восточная Римская империя, называемая Византией.

Вышедший в 2008 году фильм архимандрита Тихона, повествующий о трагедии Византийской державы, стал своего рода назиданием духовной наследнице Византии — Святой Руси. Отличительное свойство фильма — проведение автором аналогии между византийской историей и современными российскими реалиями. Данное сравнение вполне имеет право на существование, однако и здесь далеко не всё идентично. Рассуждая о захвате византийской экономики олигархами, архимандрит Тихон отмечает, что иностранные торговцы навсегда остались полными хозяевами и в экономике, и на византийском рынке — эрэфкинский же олигархат, как нам прекрасно известно, в своей основе хотя и не русского, но и не зарубежного происхождения.

В другом месте архимандрит Тихон говорит, что cмыслом существования и душой Византии было Православие. Но так ли было на самом деле? До конца ли светские и духовные власти Византии боролись за его чистоту? Вопреки канонам и справедливым обличениям ревнителей веры византийское священноначалие порою сквозь пальцы смотрело на многобрачие православных василевсов. Палеологи, во второй половине XIII века победоносно положив конец шестидесятилетнему пленению Царьграда латинянами-крестоносцами, воссоздали Византийскую державу, но тут же наступили на те же грабли, перечеркнув свои освободительные усилия реверансами в сторону Запада: богословами-филокатоликами, схоластикой, униями…

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).

16 марта 2016

«Басилевс», говорите ? — Нет, не слыхал…

В одном интервью профессионального историка, которое я читал несколько лет назад, он говорит приблизительно следующее: «Никто из нормальных людей, не имея профильного образования, атомную физику, высшую математику, химию одноуглеродных молекул в здравом уме и трезвой памяти обсуждать не возьмётся. Но почему-то, когда речь заходит об истории, то здесь компетентными становятся все. От математика и физика вплоть до уборщицы бабы Маши. Да, что там компетентными — иногда даже видишь книгу, изданную за авторством такого человека. Достаточно уважаемого в своей области. Но, когда откроешь такое издание, это вызывает чаще всего как минимум лёгкое недоумение…»

Любое документальное кино, в моём представлении, это не научная диссертация, это изложение автором своего видения вопроса и, может быть, но далеко не всегда, решения на него и ответа. Пытаться писать в комментарии своё согласие или несогласие с позицией режиссёра на тему документального, тем более — исторического фильма, на мой взгляд нелепо. За фактами и объективностью надо обращаться всё-таки к академическим и архивным источникам.

Недаром архимандрит Тихон по своему светскому образованию «киношник» и писатель. Зная, что мультипликаторы не любят, когда их творчество называют «мультики», всё же напишу именно так. Просто колоссальное удовольствие доставляет слышать его выступления, пусть и по Интернету, читать его статьи, а тем более смотреть, то его к сожалению немногочисленное очень, но такое гармоничное и талантливое творчество. И писательское, и режиссёрское. И данный фильм — не исключение. Обязателен к просмотру всем кому интересно серьёзное документальное кино. Фильм в любом случае намного интереснее и глубже по содержанию, чем любой комментарий написанный к нему.

8 из 10

4 июля 2015

Псевдоисторическая поделка…

В последнее время стало практически общим местом снимать разные псевдоисторические фильмы, в которых неискушенной аудитории предлагаются размышления авторов на темы, так или иначе связанные с делами давно минувших дней. Все раскладывается по полочкам, очень доступно объясняется и выводится мораль. Все неудобные факты замалчиваются или искажаются, удобные часто преувеличиваются, добавляется «перчик» в виде прозрачных аналогий с современностью — и вот блюдо готово. Данный фильм из этой категории.

Натяжки или откровенное искажение встречаются в этом фильме на каждом шагу. Меня сразу же насторожило заявление, что Рим, якобы, рухнул через 800 лет после его основания. Да, оно не критично для восприятия фильма, но хочется отослать авторов к справочникам учить матчасть, а потом уже заявлять что-то в камеру.

Поскольку детальный разбор ляпов, искажений и передергиваний явно в рамки рецензии не поместится, я просто предложу зрителям подумать над некоторыми вопросами. В 5 веке нашей эры Византия была, без всякого сомнения, наиболее развитым и культурным государством. Пока остальные европейцы, за редким исключением, бегали в шкурах по лесам и разграбляли бывшие римские провинции, в Византии существовала развитая наука, культура, медицина и т. д. Все это она унаследовала от великой Римской Империи. Даже сама территория, на которой располагалось государство, была обильно полита кровью легионеров Эмилия Павла и Сципиона Азиатского, Суллы и Лукулла, Помпея и Цезаря, которые присоединили ее к Римскому миру. Так образовался синтез римской военной мощи и эллинистической культуры, равного которому не было еще очень долго. Когда Римская империя, так и не приспособившись к своим размерам, распалась пополам, именно Византия, т. е. Восточная империя, получила наиболее богатые земли, благодаря чему и сумела отбить натиск варваров.

Как же так получилось, что, имея такое превосходство на старте своей истории, Византия шаг за шагом утратила его, а затем и вовсе пала под внешней агрессией? Возможно, здесь не стоит делить византийских исторических деятелей на «патриотов» и «западников», относя к первым все симпатичные автору фигуры, а ко вторым — несимпатичные? Возможно, стоит приглядеться к тому, как принимались решения в Византии и как — в Европе, какой механизм работал четче, правильнее и давал меньше сбоев, вне зависимости от личности первых лиц государства? История показала, что европейская цивилизация выжила, а византийская — нет. И не стоит кивать здесь на дураков-императоров и злонамеренную и слишком независимую знать. Идиотов, транжир и слабаков на европейских тронах было ничуть не меньше, а феодалы уж точно не были менее независимы, чем в Византии, но европейцы постоянно усиливались, а византийцы слабели.

И вот вместо взвешенного анализа этого, безо всякого сомнения интереснейшего исторического вопроса, зрителям предлагают насквозь конъюнктурную, политизированную и исторически неточную (мягко говоря!) интерпретацию византийской истории. Чего стоит хотя бы внимание к вопросам поиска преемника (а фильм вышел, напомню, в 2008 году, начало медведевского срока). Здесь тоже позволю себе небольшое отступление, что все использовавшиеся в Византии механизмы смены власти (наследование от отца к сыну, от брата к брату, усыновление императором подходящего на его взгляд кандидата в преемники, военные перевороты, отравления, убийства и прочее) были не один раз опробованы еще в Римской империи. Не стоило бы акцентировать на этом внимание, если бы не смена президента в России…

В общем, за пропагандистский и антиисторический характер фильма:

3 из 10

10 сентября 2014

Кто в клетке зачат — тот по клетке плачет, и с ужасом я понял, что люблю ту клетку, где меня за сетку прячут, и звероферму — родину мою «Монолог голубого песца на аляскинской звероферме»

Любопытно все-таки наблюдать за тем, как подобная имперская пропаганда 2008 года приносит свои плоды в виде новых войн нашей «федерации» с соседями, легитимируя подобные злодеяния великой целью и верой.

Исходя из тех посылов в демонстрации «византийских» реалий, становится ясно, что лейтмотивом «урока» будет нагнетание истерического страха перед ужасным Западом и восхваление прелестей вертикали власти, бюрократии и уникальной духовности, но обо всем по порядку.

Главные герои предстают в заведомо искаженном и упрощенном образе. Михаил III был далеко не бездарным правителем. Арабские источники о нем отзываются, как об активном, часто успешном полководце, хотя он был якобы склонен сорить деньгами, в его правление стабилизировалась экономика и с каждым годом увеличивались государственные доходы, окончательно побеждена иконоборческая ересь, что привело к возрождению в изобразительном искусстве (называет ли нам рассказчик Тихон хоть три имени великих художников или писателей?). Империя добилась больших успехов во внутренней организации и религиозной сплоченности, что было жизненно важно в противостоянии с халифатом Аббасидов. Важно и то, что при Михаиле Болгария превратилась в верного религиозного и культурного спутника Византии. Однако басилея убил «хороший» Василий, летописцы которого смешали с грязью и вычеркнули все достижения последнего правителя Аморейской династии.

Кардинал Виссарион, которого нам представляют как олигарха, был одним из выдающихся ученых — гуманистов XV века, способствовал пробуждению в Европе интереса к древнегреческому языку и культуре, основал в Риме академию, посвящённую изучению наследия Платона.

Лука Нотара будучи мегадуксом отважно защищал столицу при последнем штурме, вместо того, чтобы сбежать в Европу, где у него хранились сбережения в генуэзском банке Св. Георгия. Его старшие сыновья пали в бою, младший был казнен вместе с Лукой за то, что последний отказался передать своего мальчика в гарем Мехмеда.

«Византия всегда была жестко централизованным бюрократическим государством, и это было отнюдь не ее слабостью, а напротив, ее исторической силой».

«Конечно же, в Византии были и очень сильные императоры. Таким был, например, Василий. Он в первую очередь жестко выстроил вертикаль власти».

«…Провинция все больше нищает. Постепенно в ней острее стали проявляться центробежные тенденции».

Может, централизация не является таким уж великим благом (особенно для федерации)?

«Империя простиралась от Гибралтара до Евфрата и Аравии. В Византии было около 1000 городов — почти столько же, сколько в современной России»

В таком состоянии (6 век н. э.) нам зафиксировали страну вплоть до ее уничтожения турками, чтобы губительнее смотрелось влияние гнилого Запада и актуальнее были бы сравнения с современной Россией.

В негативном контексте говорят про реформу армии — это совсем незнамо что, ибо стратиотское ополчение набирали в ранне — и средневизантийский период, когда крестьян было много, а в XIV веке толком никого не осталось, потому и появилась профессиональная армия.

Варварский Запад завистливо и алчно взирал, мечтая об одном: захватить и ограбить, ограбить и захватить.

Безусловно, в 10—12 веках и близко не пахнет никакими западными ценностями, но в 1215 году в Англии принимается Magna Charta, Великая хартия вольностей, а в 1265 году созывается парламент с палатой общин — для простолюдинов. Вот и начинается бурное развитие. Фаустианское христианство создавало конкуренцию светских и церковных властей.

В фильме не раз повторяют, что крестоносцы разграбили Константинополь, который после этого сотни лет не мог оправиться. Самое интересное то, что и первый их поход, и последующие заказали византийские басилевсы, являвшиеся основной организующей силой: как минимум 5 Алексеев из династии Комнинов и Ангелов. Кому-то нужна была помощь в борьбе против арабов, сельджуков, кому-то — скинуть предыдущего претендента и занять его место. Заключались оферты, брались обязательства по оплате подобных авантюр. Но — не платили. Ко всему этому добавились воспоминания о резне латинян в Константинополе в 1182 году, когда 60 тысяч католиков были уничтожены, тысячи выживших были проданы в рабство не кому-нибудь, а туркам. В результате лиходействующие крестоносцы «тоже, признаться, не отличавшиеся в то время изысканным воспитанием», отправились за долгами, разграбили по пути к Византии абсолютно «католический» город Задар, а потом уже захватили Царьград и облупливали это золотое яичко в счет старых договоренностей.

«Новая уния в какой-то уже совсем безумной надежде на помощь Запада, подписанная во Флоренции, ничего не изменила. А для самих византийцев это был новый моральный удар огромной силы».

«Запад вынес свой приговор: все это должно быть уничтожено».

«Мстительная ненависть Запада к Византии и к ее преемникам, совершенно необъяснимая даже для них самих, на каком-то глубочайшем генетическом уровне».

Батюшки-светы, почему Запад после Унии мечтал об уничтожении Византии? Наоборот, василевсов с должным почтением и сочувствием принимали при западных дворах и посылали объединенные европейские войска на выручку — только уж больно сильны были оттоманы. Вот демонстрируют курящего на травке в Стамбуле молодого турка и говорят, что султан, захвативший Новый Рим, был такого же возраста, «совсем еще мальчишка» и действительно понятно, что взять с турок нечего.

«Приближался роковой 1453 год».

«Обещанной помощи из Европы, конечно же, так и не пришло».

Вообще-то в 1444 г. полным разгромом европейцев закончился последний в истории крестовый поход на Варну, а в 1337—1453 гг. шла Столетняя война. В фильме нет ничего о том, что венецианцы, генуэзцы, каталонцы, провансальцы, анконцы и др. пришли на помощь. Папа Николай V еще с того момента, как из Константинополя пришло роковое известие, рассылал свои послания, призывая к активным действиям. 30 сентября 1453 г. он разослал всем западным государям буллу с объявлением Крестового похода. Каждому государю предписывалось пролить кровь за святое дело, однако ничего не получилось. Фридрих был беден и бессилен, не обладал действительной властью над германскими князьями; ни с политической, ни с финансовой точки зрения не мог участвовать. Король Франции Карл VII был занят восстановлением страны после долгой войны. Англии, которая пострадала от Столетней войны даже больше Франции, турки казались еще более отдаленной проблемой. Король Генрих VI не мог сделать ничего, поскольку только что лишился рассудка, страна погружалась в хаос войн Алой и Белой розы. Арагонский король Альфонс, удовлетворился тем, что осуществил несколько оборонительных мероприятий. Он был стар и хотел только сохранить свою гегемонию в Италии. У венгерского короля Владислава были плохие отношения со своим командующим армией, а без него и без союзников он не мог отважиться на какое-либо предприятие.

Сдается мне, если и дальше будут извлекаться подобные агитпроповские «уроки», то Россия вновь и вновь будет с грохотом чебурахаться, раскалываясь на куски, которые снова судорожно будет собирать, засыпая пресловутый «алтарь победы» горой трупов своих и чужих, как это было с николаевской, сталинской и как это может произойти с медленно, но уверенно оскаливающейся путинской «базилией».

1 июля 2014

Так пуcть же это фильм станет новым камнем в фундамете возрождения Великой России.

Люди ждут с нетерпением очередного киношедевра цивилизованной и культурной Европы и Америки, вроде «Людей ИКС», (рекламный постер сейчас передо мной, во всё окно сайта), причём в качестве и с русским переводом. Они без ума от «Доктора Хауса», «Сверхъестественного» и «Дневников вампира». Они пишут тонны рецензий на эти фильмы. Но… о чём эти фильмы? Может быть, они напоминают им о их любимой молодости? Или, может быть, они позволят сделать выводы из настоящей жизни и как-то изменить их будущее к лучшему? А, может быть, помогают им расслабиться в уютном кресле перед монитором на часок-другой и забыть об этой жизни, такой скучной и утомительной. Когда работаешь 11 месяцев ради 1 месяца отпуска, радуясь от души праздникам и выходным, которые так быстро кончаются и мечтая о конце рабочего дня. Ах, как же повезло героям этих фильмов, в жизни которых так много приключений и романтики!

Но, собственно, эти люди никогда не прочитают эту рецензию. А прочитают её только истинные патриоты или атеисты/сектанты, бережно и старательно собирающие в свою копилочку материалы для шельмования РПЦ. Ах, какой же коварный фантазёр этот отец Тихон (Шевкунов)! Ну да ладно, им я ничего писать не буду, обойдутся, ведь я человек верующий. Пусть лучше минусанут и свалят отсюда. А остальным напишу.

Много сказано о том, что этот фильм можно рассматривать как пример «подхалимства» РПЦ к государственной власти (в основном, нынешнему президенту). Ведь ясно видны параллели, которые проводит автор фильма, между Византией и современной Россией. Из этого делается вывод, что фильм — псевдо научная сказка и ложь и ни о какой ценности фильма, как документального и речи идти не может. Но… почему церковь не имеет права поддерживать нынешнюю власть? Имеет, скажете вы, но если так, то фильм — это политическая пропаганда. Это заведомо предвзятая точка зрения, конечно же. Когда этот фильм смотрел я, то конечно, очень чётко видел проведённые параллели с Россией, но мне и в голову не пришла мысль о том, что фильм снят именно с целью поддержать нынешнюю власть. В фильме я увидел обращение лично к себе. И это было отнюдь не «голосуй за Путина и Единую Россию». Опустим разговор о политике и моём отношении к власти и поговорим о фильме.

Понравился ли мне фильм. Этот вопрос некорректен, я склонен оценивать этот фильм как документальный и назидательный, а не развлекательный.

Что можно сказать о качестве информации, приподнесённой в этом фильме. Я верующий человек, поддерживаю РПЦ как прямую наследницу апостолов и первых христиан.»… И на сем камне, Я создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют…». К этой Церкви, про которую говорил Господь, я и отношу РПЦ. И пастыри этой церкви — люди образованные, источником знаний которых служит не гугл, ютуб и википедия, но Священное Писание. Они проводят досуг совсем не за теми «киношедеврами», о коих я упомянул в самом начале. Очевидно, что история и России, и Византии тесно связана с христианством. Вспомнить хотя бы Сергия Радонежского, благословившего полки великого князя Димитрия Ростовского на смертный бой с ордой Мамая. И о равноапостольном императоре Константине, созвавшим первый Вселенский Собор. Так неужели пастыри тщательнейшим образом не изучили русской и византийской истории? Причём совсем не по опусам западных профессоров и нобелевских лауреатов, в которых русский народ со своей историей так щедро облит грязью. Стали бы они пастырями такого народа, будь то, что там написано, правдой? Может, они лгут нам каждый день? Думать так, это значит отвергаться от церкви. Поэтому для меня всё, что сказано отцом Тихоном — правда. Я ему верю. Да, могут быть какие-нибудь малые неточности и огрехи, но они не имеют никакого значения.

Что можно сказать о мысли, которую пытался донести до меня автор фильма. За множеством причин гибели Византии хочется найти что-то одно, что объединило бы их. Я думаю, империя погибла потому, что византийцы забыли Господа Бога, перестали надеяться на Него и на себя, конечно (на Бога надейся и сам не плошай). Перестали надеяться и перестали любить Его. И за это Господь их оставил, навсегда. Воистину, великое горе тому народу, который Господь оставляет. Но народ состоит из человеков, и каждый человек строит свою жизнь и судьбу сам. Эта мысль в фильме присутствует («жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь»). Чёткая параллель с современной Россией говорит, что эта мысль обращена к нам, россиянам. Всё остальное — не столь значимо. Так пусть же это фильм станет новым камнем в фундамете возрождения Великой России.

23 мая 2014

Очередное откровение от Министерства Правды

Яркое, стильное и по-нашему душевное православное фэнтези! Содержательная сторона этого кинца не особо важна — она лишь подспорье для благовидной идеологии. Поэтому я решил лишь очертить целевую аудиторию для подобной «фольк-хистори»:

Для тех, кто знает историю в рамках советского и постсоветского школьного образования. Для тех, в ком жива память о славном советском прошлом. Для тех, кому надоел царящий медиа-олигархический хаос, устранимый только Батей и колючей проволокой (как состоянием ума). Для тех, кто настойчиво пытается сублимировать провал своей личной жизни посредством погружения в благозвучные традициобразные образы и штампы. Для тех, кто не признаёт «искусства ради искусства» и считает, что культуротворчество непременно должно быть идейно-ориентированным. Для тех, кто верит, что в медиакратическую эпоху, чтобы стать православным, не нужно забирать детей из детсада, жену с работы, уходить на землю, создавать общину и т. д. — достаточно создать православные сайты, православные рок-группы, православные ночные клубы, а как венец — православную президентскую монархию (слава ей!). Для тех, кто считает, что манипуляция сознанием ради благих побуждений и благородна, и благотворна. Для тех, кто верит в Православного Царя как Искупителя, Спасителя, Катехона, Миротворца и т. д. — в рамках модернистского неоправославия («никонианства») XVII-XVIII вв. (ничего, что пишу римскими цифрами, ещё умеете их читать?). Для тех, кто Империю боготворит, то есть считает, что синодальная Церковь (застолбившая за собой бренд «православие»), и светская Империя с богозаменяющим (боговытесняющим?) государем тождественны друг другу. Для тех, кто верит, сидя в железобетоне за монитором, в единство особо освящённого Русского Народа. Для тех, кто считает СССР особой редакцией Византии, а Сталина — преемником базилевсов (державостроителем!). Для тех, кто против «права народов на самоопределение»: сиди у своей кормушки и мастери спокойно табуретки. Покормят как-нибудь, но вовремя. Для тех, кто, не зная истории, не знает о претензиях иных стран на византийские духовные амбиции. Для тех, кто легко распрощался с марксистскими бреднями про рабовладельческий строй, феодализм и «азиатский тип хозяйствования». Для тех, кто считает всё происшедшее после 1913 года недоразумением и происками врагов; для тех, кто хочет реанимировать Державу, какой она была до «жыдовского заговора».

Всем прочим смотреть не нужно: не доросли. У них нет в кармане Бога.

Слава России — Евразии — Пятому Риму — Новой Византии — Другому Израилю — Настоящей Европе — Истинной Ктулхуании!

3 из 10

30 марта 2014

Боль за Византию. Боль за судьбу Р…

Очень редко документальные фильмы включают в себя такое огромное количество драматизма.

Точные исторические формулировки, факты двух мнений о которых не может быть — вот чем насыщен фильм.

Красочное повествование архимандрита Тихона рассказывает нам о небывалом падении культурного, экономического и духовного величия Византии.

Прямых выводов и сравнений в фильме нет, но автоматически понятно, что каждая предпосылка, каждая причина уничтожения Великой Империи имеет зеркальное отражение в нашем государстве.

6 ноября 2013

Экстремально нужный для просмотра фильм!

Мне совершенно не понятно, кто и каким смыслом руководствуется, выделяя государственные деньги на съёмки двести тридцать четвёртого продолжения про ментов, уголовников и прочих любителей и транжир бабла.

Мне совершенно не понятно кто и каким смыслом руководствуется, выделяя государственные деньги маститым русским режиссёрам на изготовление «так нужных стране» русских блокбастеров, одна реклама которых занимает несколько бюджетов «Гибели Империи». Без сомнений, эти маститые в привлечении денег проблем не испытывают.

Мне совершенно не понятно кто и каким смыслом руководствуется, НЕ ВЫДЕЛЯЯ государственные деньги на фильмы, подобные этому, и который в силу невысокого бюджета НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ фондов сделан технически весьма просто и с точки зрения картинки, я бы сказал, серенько.

Идея этого замечательного фильма такова, что полностью наглядно и глубоко можно изложить её исключительно в гораздо более ёмком и по времени и по задействованному в подготовке фильма научному совету. На сегодняшний день мы имеем простую попытку автора донести до людей, что стоящие ныне перед нами проблемы совсем не новы, уже имели место, и уже есть их исторический результат.

Хочется верить, что таких нужных фильмов будет много больше, что они будут показываться по ТВ вместо семечек, заполняющих ныне телепрограммы всех каналов. Такие фильмы нужны, такие фильмы востребованы, такие фильмы учат нас избежать печальной участи.

А теперь по-существу фильма. Этот замечательный с исторической, с философской, с культурной, с просветительно-разъяснительной точек зрения документальный фильм я по праву отношу к маленьким шедеврам, увиденным мною за последние несколько лет.

Описание: Византия. Величайшая цивилизация в истории человечества и единственная в мире страна, простиравшаяся между Европой и Азией. Что послужило причиной гибели великой Империи? Об этом — в новом фильме Архимандрита Тихона (Шевкунова).

Византия была, без преувеличения, одной из самых грандиозных цивилизаций в истории человечества. Ни одна другая империя не прожила столь долго, как Византия. Она просуществовала 1120 лет. Баснословные богатства, красота и изысканность столицы империи — Константинополя — буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого варварства. Византия была единственной в мире страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией, — уже эта география во многом определяла ее уникальность. Очень важно, что Византия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одно из своих высших личных ценностей. Так почему же стало возможным, что это великое и необычайно жизнеспособное государство с какого-то момента стремительно стало утрачивать жизненные силы? В фильме речь пойдет именно о том внутреннем враге, который появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа, сделав его беззащитной жертвой тех вызовов истории, на которые Византия уже не смогла ответить.

Параллели, которые проводят историки между нынешним развитием России и Трагедией Византии абсолютны, поскольку абсолютно духовно-нравственное наследие, переданное Великой Империей нынешним славянам.

Ошибки византийских правителей так похожи на ошибки современных российских политической и бизнес-элиты.

Разобщённость интересов политических кланов, управляющих великой державой, разнообразие разномастных олигархов гребущих исключительно под себя и готовых в любой момент «если будет необходимо для личной выгоды» распрощаться с обогативших их страной, нехватка воли и искусства госуправления у чередующих друг за другом правителей, проблема преемников, проблема удаления элиты от своего народа, трудности во взаимодействии с внешними угрозами (торговые и экономические вопросы, политическое давление, религиозные интриги), сложная ситуация в военно-оборонном комплексе, распоясавшиеся губернаторы и мэры — казнокрады-нувориши.

Всё это проблемы нынешнего этапа развития Великой России. И всё это — проблемы, стоявшие перед Великой Византийской цивилизацией.

Сможет ли Россия распутать клубок опутавших её нынешних трудностей и воспрять великим Государством?

Смогли ли правители тысячелетней Византийской империи распутать клубок таких похожих проблем почти тысячу лет назад?

Сумеет ли Российское государственное управление воспользоваться Великим Уроком, преподанным всему миру Великой Византийской Империей?

История не ставит оценки своим ученикам, за плохо выученные уроки те расплачиваются своей жизнью.

9 из 10

16 марта 2009

Документальный фильм Гибель империи. Византийский урок в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Ольга Савостьянова. Кто снимался в кино, актерский состав: архимандрит Тихон.

Страна производства - Россия. Гибель империи. Византийский урок — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2023 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.