Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чертовы понедельники и клубничные пироги |
английское название: |
Bloody Mondays & Strawberry Pies |
год: | 2008 |
страна: |
Нидерланды
|
режиссер: | Коко Шрайбер |
сценарий: | Коко Шрайбер |
продюсеры: | Саша Деес, Хармен Ялвинг, Митхке Леманс, Й.Б. Макрандер |
видеооператор: | Мартейн ван Брукхёйзен |
монтаж: | Гис Зевенберген |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
«Чертовы понедельники и земляничные пироги» удивительный фильм в плане показа обычной жизни в, кажется, необычном ракурсе. Но ведь, чем необычнее и неправдоподобнее, тем ближе к реальности и заурядности.
В фильме нет главных героев, хотя судя по названию, одним из них могла бы стать молодая девушка. Она любит красоту, прогулки в парке, игру на гитаре «Perfect day», убеждая себя, что каждый день именно совершенный, несмотря на мысли о том, что она тонет в однообразии, охладевает ко всему интересному, что есть в жизни и увязает в рутине, хотя столько всего должна и хочет узнать. Мне кажется, многие, если не все из нас, начиная работать, и вступая тем самым во взрослую жизнь, верят, что вырвутся из рутины и уже совсем скоро не будут работать, а будут делать то, что им действительно нравится, постоянно будут помнить о разнообразии каждого из Божественных дней. Другой главной героиней может явиться рыжая девчонка, которая начала стрелять по ученикам в школе в первый день недели, потому что она не любит понедельники, а ее поступок скрасил день. Кто-то предлагает людям вкладывать деньги в инвестирование, кто-то желает поведать о настоящем и бренном, есть даже такие, у кого родилась идея рисовать время, и стоило лишь начать с единицы, как большой процесс осознанности, медитации и, следовательно, блаженства, был запущен. Можно еще перечислять героев фильма и жизни и даже упомянуть о той, которая сейчас, эффективно используя свое рабочее время, умудряется стучать по клавиатуре с огромным желанием поделиться с просмотренным, и о том, кто наверняка в обеденный перерыв успевает прочесть и, может даже, задуматься.
Не может быть, чтобы люди понимали данный фильм одинаково, т. к. в нем нет ярко выделенной идеи, экшна и юмора. В нем жизнь, показанная с разных ракурсов, высмеивающая нас, винтиков системы, желающих своего, но следующих по чужим следам и за чужими целями. И даже если мы собираемся в пустыню послушать тишину, то мы делаем это в большой и шумной компании друзей и родственников, даже если хотим просто иметь крышу над головой нашей семьи, нам нужно вертеться в суете как белка в колесе, порой даже забывая переворачивать листы календаря при смене месяца. Наверное, суета это наш налог на существующую жизнь, мало кому удается обходить его, законно ли незаконно. Лучшие молодые годы уходят на то, чтобы обеспечить себе зрелость и взросление детей. Жизнь проходит быстро как в кино и, просматривая «Чертовы понедельники и земляничные пироги», созданный специально в неспешности, чтобы дать возможность думать между строк, фраз, расслабляться, оценивая свой путь, цели, фильм, тешущийся над спешкой, не дает нам покоя и покоя нашему уму, почему же так уныло и замедленно все показано? Мы успеваем подумать о чем угодно, кроме главного, не концентрируясь ни на фильме, ни на себе, а ведь он требует этого, мы не используем его задумку для замедления оборотов своего ума.
Порой нужно радоваться, когда в жизни ничего не происходит, именно это время «застоя» дается для внутренней работы, но мы до того отвыкли от нее, что меняем работу (ведь нам уже там все известно и скучно), ругаемся с соседями (чтобы было что обсудить с друзьями). Необходимо сейчас, именно в этот момент, научиться чувствовать жизнь, радоваться своей живости, не откладывая, другой такой жизни не будет, другого такого же дня не будет, это мгновение уже никогда не повторится.
1 апреля 2012
Если Тодд Хейнс в своей гениальной депрессивной «Отраве» дробил всё на кусочки, в итоге места живого на человечестве не оставив, то Коко Шрайбер в документальной ленте, не лишённой своеобразной художественности, из частностей почти что соткала портрет великого мира в его поразительном многообразии. Ведущий Владимир Хотиненко в рамках передачи «Смотрим, обсуждаем» на канале «Культура» позволил себе ограничить темы данной картины, рассматривая одну только скуку, что, конечно же, несправедливо по отношению к многогранности увлекательной истории с её обычными, но от сего не теряющими уникальности, героями. Сама Шрайбер призналась, что создавала фильм от нечего делать, но в стремлении внезапном она открыла зрителям, возможно, истину старую, тем не менее, по-прежнему жизнеутверждающую: нам всё ещё нравится этот странный, странный мир, потому что он такой необъятный, интригующий, местами опасный, местами столь ласковый, что, даже ненавидя порою его, нельзя удержаться от того, чтобы ежедневно не влюбляться в него, постоянно всё новое и новое открывая в, казалось бы, очевидных явлениях, культовых и обыденных личностях, одиноких ухмыляющихся зданиях и мелких хищных вещах. Под комментарии, озвученные меланхоличным голосом Джона Малковича, на осколки с беспощадностью монтажа разбивая людей и события, операторская работа в стиле Гаса Ван Сента представляет зрителям — сталкивая меж собой Запад и Восток — мир, в котором к утру ночь в сумасшедшем кураже растворяется, не переставая при этом шептать загадочные числа «пять миллионов пятьсот сорок семь тысяч триста девяносто три…». Эта картина обо многом и в то же время об одном — о восприятии действительности. «Я просто имитировал реальность», — произносит за кадром актёр Малкович.
Фильм, как нескончаемый лабиринт. Сперва мы встречаем Лену, что раскладывает клубнику на тортах, распевая песенки в своей квартире, где царит хаос. На улице дождь, и девушка грустит. «Наверное, всем молодым кажется, что они проживут удивительную жизнь». Затем мы окунаемся в реальный кусочек «Гленгарри Гленн Росса», мир деловых людей, где тишина может длиться часами, прерываемая терзанием клавиатурных клавиш, или же может торжествовать неутихающий монолог «…речь об инвестициях свыше 60 тысяч…», в надежде на крючок подсадить клиента. Продолжая питаться одним тунцом, в удивлении искреннем эти люди-акулы на вопрос «Вам нравится ваша работа?» немедленно отвечают «Я об этом не думал», «Зачем останавливаться?». Они всегда в движении, в охоте за достижением цели. В контраст им, заточенным в офисах, гид в величественной пустыне. Другая Вселенная: синяя и жёлтая. Этот парень понятия не имеет, какой сегодня день, но чистый, заразительный, такой живой смех раздаётся, и улыбка столь чудесная, что ты поневоле расположен к этому незнакомцу. Не пытали у него в детстве, кем он хочет стать, и доволен он своим положением сейчас, полёживая на песке, окидывая взором пустыню, в которой, как считает он, «всего слишком много». Иронично замечает гид, что туристы приезжают сюда, чтобы вслушиваться в безмолвие, но сами же нарушают его беспрестанной болтовнёй. А вот и художник, рисующий само время — «Я создаю бытие. Небытие трудно создать». Мы, вероятно, никогда не поймём творца, посвятившего жизнь занятию, какое его близкие и друзья считают бессмысленным. Может быть, и фразы его, например, «Мёртвые не сознают, что они мертвы» и «Время смерти — это огромная величина», покажутся напыщенными и глупыми. И всё же нечто чудное кроется в старике, и мы наблюдаем за его действиями, всматриваемся в его морщины, в слегка отстранённый взгляд. Он любит время, рисует его, день ото дня старея. Эндрю Бэрри же в свои сто лет до сих пор приходит на работу, мыслит вполне отчётливо, отсекая лишнее в разговоре. Для него время прошло быстро. Боится ли он смерти? Нет. Но ему страшно, если однажды погрузится он в тоску. Все эти времена, меняющиеся эпохи, он работал, работал, работал. И вспомнить-то нечего. Как же полна была у Нэнси Уэйк приключениями её молодость! Разведчица во Вторую Мировую войну, с кодовым прозвищем «Белая мышь» — сейчас ей 96 лет, она в доме престарелых, уже не та красавица, как раньше, но с тем же лукавством. Память её подводит, она не может вспомнить имена людей, с которыми встречалась в те года. Занятно получается: первый отлично всё помнит, но в жизни его не было ничего значительного, вторая же прошла сквозь не одну военную тайну, но уже не в состоянии сказать, как всё было. Вот такие разные судьбы. Разные мирки в едином мире. Суета и покой. Творцы и простые исполнители. Пять миллионов пятьсот сорок семь тысяч триста девяносто четыре, пять миллионов пятьсот сорок семь тысяч триста девяносто пять…
Среди всех этих историй особенной является та, с которой Коко Шрайбер начинает фильм и ею же заканчивает: Бренда от скуки, как она позднее объясняла в полиции, расстреляла своих одноклассников в школе; спустя много лет, при слушании изменения приговора убийце Бренда в письмах рассказывает будничным тоном «годовщина моего преступления вгоняет меня в меланхолию». Она говорит о своём садике в камере, о цветах, о смене очков («мои первые бифокальные очки»), что соседка, заполняя пустоту, много болтает, и о прочем, и о прочем. Завершая письмо «С любовью, Бренда». Так о чём же эта лента? «Многие люди боятся впадать в состояние скуки», — говорит Коко Шрайбер. Но это замечание, такое удобное для ведущего Хотиненко, разглядевшего в фильме одну лишь скуку, единичное, и вовсе не утверждающее, что документальное кино было посвящено изучению скуки как феномена. Вспомните небрежно-тоскливый голос Малковича, лабиринт, творца с его поклонением времени, которого не понимают родные, поющую в дождливые деньки Лену, забытую разведчицу, всех этих брокеров с семейными фото на офисных столах, и, если вы смотрели передачу Хотиненко, комментарий женщины из студии об убийце Бренде — «Это клинический случай». Всё наоборот. Это не Бренда застрелила людей от скуки, а она сама казалась окружающим до этого скучной личностью, никем не замечаемой. Она убила, и её заметили, она перестала жить в забвении. Это не события и люди скучные, а мы сами так на них смотрим, решая, что они скучные. И лента эта не о скуке, но об интересе, о разнообразии необъятного мира, о том, что в нём так много всего прекрасного, во что легко влюбляешься.
«Каждый человек — это расширяющийся мир». Тодд Хейнс создал «Отраву», Коко Шрайбер — противоядие.
21 ноября 2010