| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.5 |
IMDb
|
5.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Застава |
| год: | 2007 |
| страна: |
Россия
|
| слоган: | «...мы на своей земле и с нами Бог...» |
| режиссер: | Игорь Климов |
| сценарий: | Владимир Брагин |
| продюсеры: | Валерий Закутный, Алексей Земский, Наталия Будкина |
| видеооператоры: | Ильшат Шугаев, Федор Ордовский |
| композиторы: | Ефим Файфман, Дмитрий Толстов |
| художники: | Николай Терехов, Зебо Насирова, Негмат Джураев |
| монтаж: | Владимир Зимин, Дмитрий Борзенко |
| жанры: | драма, военный |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Фильм, как повод к осмыслению
Время - 1993 год, июль. Телевизор показывал многое, интерпретировал по-разному. Наученные советским строем, люди мотали на ус, но выводы делали сами. Хронику, которая идет в конце фильма, я узнала сразу. И только в этот момент все связалось. А киноистория про погранзаставу на восточной границе, в меру динамичная, крепко сделанная вдруг приобрела дополнительную, возможно не совсем заслуженную глубину.
Действительность подчас подбрасывает такие сюжеты, перед которыми любое кино бледнеет. А случается, что совсем простая история рассказана так, что сутки ходишь на нерве, и говорить не получается. В «Заставе» все на месте; интрига, сразу несколько линий, характеры, съемки, но нерва не хватает.
Возможно, потому, что игровой фильм по реальным событиям находится в заведомо уязвимом положении относительно документального. Киноистория проигрывает «кошке на сцене», не дотягивая до скупых документальных кадров в финале. Сделанных военным журналистом Дмитрием Коняхиным, который был настолько потрясен увиденным, что снимал практически на автомате.
Место - 12 застава Московского погранотряда на Афгано-Таджикской границе. Боюсь, сейчас уже требуется более подробно обрисовывать ситуацию, в результате которой российские пограничники оказались между двух огней – таджикской вооруженной оппозицией и афганскими моджахедами. Причины происходящего – политические, но в фильме все несколько упрощено и основной упор сделан на наркотрафике.
Шпионская линия придумана прекрасно, но слабо снята, начиная с эффектно расположившейся на склоне горы «тайной» хижины и заканчивая стремительной смертью персонажа Угольникова, который, если судить по диалогу, «крови не пожалел», чтобы оставить след к реке. Вот разведчик прямо совсем не в курсе, как быстро надо кровь остановить и не потерять при этом боеспособности.
Репортер-международник грешит многими заблуждениями, от которых избавится к концу фильма. Но он по сценарию человек умный и вроде как не должен орать в темноту, зная, что их разыскивают моджахеды. В хижине с дырками вместо окна и двери ночью горит огонь и это тоже никого не смущает. Про то, что «тайных» от местных хижин в этих местах нет и быть не может, я уже молчу. Жаль. Но приятно было видеть Игоря Угольникова в этой роли, у них с Владимиром Ереминым получился отличный дуэт. И снова жаль, что недолгий.
То, что происходит на заставе до нападения, напоминает 'Таежный роман' и естественно, не имеет отношения к действительности, но в этом случае непонятно, зачем нужны отсылки к прототипам, которые прототипами по сути не являются. «Железный Евлан» - это прозвище конкретного, реально существующего человека, 'Железным дровосеком' называют в фильме Жердёва, вопрос, зачем?
Каким-то заметным бессердечием или напускной суровостью герой не отличается, поэтому обыгрывать там нечего. Лейтенанта Жердёва сыграл Сергей Жарков, который откровенно молод для своего персонажа, по крайней мере, пока его герой не отпускает усы. А сыграно хорошо. Особенно, если забыть о всех совпадениях с реальными прототипами раз и навсегда, - они случайны!
Вот начальник заставы Мансур в исполнении Фархада Махмудова - заведомо вымышленный персонаж, он очень хорошо прописан и сыгран, и это только в плюс всему фильму. Присланный на исправление московский мажор лейтенант Ратников (Александр Пашков) выходит героем не только из боя, но и успешно справляется с вызовом другого плана.
В фильме несколько женских ролей и даже звучит сакраментальная фраза 'все беды - от баб', хотелось бы как-то опровергнуть эту фразу по ходу сюжета, но, видимо, не сложилось. Самой загадочной из них для меня оказалась Катерина Клемёнова (Любовь Толкалина), женщина настолько добрая и отзывчивая, что в какой-то момент перестаешь понимать, к кому у нее чувства, к кому сочувствие, а кому просто водички принести. Нельзя так со зрителем.
Очень колоритен Мюллер (Геннадий Венгеров), одна фраза «Дурак – хуже моджахеда» в его исполнении чего стоит! Вообще, весь актерский состав очень сильный, поэтому фильм все-таки состоялся, не смотря на то, что есть вопросы.
Опоздал этот фильм лет на 10-15, те самые, когда стране было не до кино. Когда стоял вопрос что считать страной, где ее границы, в чем ее святыни… И кто ее герои. С развала Союза, с 90-х это началось, когда мы внезапно перестали понимать, кто он – герой нашего времени. И все это время мы отчаянно нуждались в герое, которого нас лишили сознательно и с далеко идущими планами.
Искусство – действенная часть медийного поля, которым в нашей стране никто не занимался начиная с 90-х, вернее, им управляли умело и мотивированно, но не мы. По факту мы в большой мере потеряли поколение наших детей и внуков. А герои нашего времени все эти десятилетия были рядом, жили среди нас, глушили, кто чем мог птср, решали свои житейские проблемы, с разной степенью успешности встраивались в мирную жизнь и героями не считались.
О том, как уходили русские из бывших союзных республик – мирные и военные, как защищали дальние рубежи пограничники, какие-то более-менее внятные высказывания появились только в 2000-х, «Застава» - один из них. Спасибо, что этот фильм есть.
«Заставе» вполне подошел бы слоган «Я не могу уйти с Востока, я сам - Восток», его можно экстраполировать намного дальше, вытащив из генной памяти «…да, скифы мы, да, азиаты мы…» и далее по тексту. По факту, сиюминутно и жестко – «С границы уйти нельзя: граница пойдёт за тобой». Но авторы в итоге выбрали лучший: «...мы на своей земле и с нами Бог...».
17 июня 2025
«С границы уйти нельзя: граница пойдёт за тобой»
Как это было. 1993: После развала Советского Союза на таджикско-афганской границе осталась группировка войск бывшего Краснознамённого Среднеазиатского пограничного округа (КСАПО) КГБ СССР. В сентябре 1992 года на её базе была создана Группа Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Российским пограничникам в Центральной Азии пришлось нести службу в условиях дестабилизации военно-политической обстановки в регионе. В 1992 году в Таджикистане развернулась гражданская война. Напряжённой оставалась и сложившаяся после свержения режима Наджибуллы обстановка в соседнем Афганистане. С весны 1993 года боевики таджикской оппозиции при поддержке афганских душманов (моджахедов) неоднократно пытались совершить прорыв границы. Акция против 12-й погранзаставы «Сари-гор» была спланирована как возмездие за предыдущие неудачные нападения на пограничные заставы Московского погранотряда.
Нападение было совершено в ночь на 13 июля 1993 года. Около 4 часов утра наряд на юго-восточной окраине опорного пункта заметил боевиков, пытавшихся подобраться к позициям пограничников под прикрытием темноты. Поняв, что их обнаружили, боевики начали штурм заставы при поддержке огня из пулемётов, гранатомётов, миномётов и установок реактивных снарядов, заранее размещённых на высотах вокруг заставы. В результате сильного обстрела загорелась казарма и другие постройки, была подбита единственная БМП. Начальник заставы погиб в первые минуты боя, и командование принял его заместитель лейтенант Андрей Мерзликин. К середине дня оборонявшиеся понесли большие потери, боеприпасы были на исходе, и Мерзликин принял решение прорываться к шедшей на помощь резервной группе погранотряда.
Отход был проведён успешно, и вышедшие к своим пограничники были эвакуированы на вертолёте. Резервная группа, усиленная бронетехникой, продолжала продвигаться в направлении заставы и к исходу дня заняла её. Из 48 человек, находившихся на заставе в начале боя, 18 бойцов во главе с лейтенантом Мерзликиным прорвались к группе, шедшей на помощь; 1 был найден на заставе после ухода боевиков; 4 вышли к заставе на следующий день; 25 погибли. Приказом министра безопасности Российской Федерации N 413 от 1 ноября 1993 года 12-я пограничная застава получила именное наименование «имени 25 героев». Указом Президента Российской Федерации N 1050, от 19 июля 1993 год, за мужество и героизм в бою на 12-й заставе шесть пограничников были удостоены звания Героя России.
Как это сняли. 2007: Так уж вышло, что история этого подвига оказалась в тени новейшей российской истории. Причины понятны: с одной стороны — общая экономическая и военная неразбериха в стране, а с другой — обилие «горячих точек» на окраинах бывшего СССР. Неудивительно, что серьёзных и хороших фильмов о таджикско-афганской границе долго не появлялось. В сериале главный положительный герой — начальник заставы капитан Мансур Аскеров. Его играет Фархад Махмудов. На реальной 12-й заставе начальником был старший лейтенант Михаил Майборода. Он погиб в первые же минуты боя. Но в группе российский погранвойск в Таджикистане служило множество офицеров-мусульман, в том числе и таджиков. И в боях они проявили себя ничуть не хуже. Главный «злодей» — афганский полевой командир Надир-шах. Он недавно захватил власть в приграничной провинции, отмежевался от связей с «Аль-Каидой» и активно ищет поддержки у США и России. Но в конце оказывается банальным наркобароном и террористом. Разместился Надир-шах во дворце, построенном по заказу Голливуда. Это не выдумка, а быль. Съёмки проходили в том числе и в Казахстане, а там незадолго до этого американцы снимали фильм «Кочевник». Авторы сериала использовали голливудские декорации для съёмок резиденции террористического босса.
В жизни руководили бандитской вылазкой, по данным спецслужб, лидер Исламской партии Афганистана Кари Хамидулло и командир 55-й пехотной дивизии Исламского государства Афганистан Кази Кабир. Одним из отрядов руководил Хаттаб — тот самый, уничтоженный впоследствии в Чечне. Стоит упомянуть ещё об одном полевом командире. В советские годы Абдурахим Каримов работал трактористом в колхозе. Потом началась перестройка, и он стал муллой. В неспокойные годы сколотил отряд и ушёл в Афганистан. Затем в Таджикистане начался процесс примирения. По договору между правительством и объединённой оппозицией Каримов занял пост… начальника Таможенного комитета Таджикистана. Через некоторое время Каримова сняли с должности и перевели в агентство по контролю за наркотиками.
Заодно на него повесили обязанность участвовать в агитационной работе с религиозным населением. В итоге Абдурахим Каримов ездил вместе с российскими пограничниками в агитационные поездки по приграничью, и даже участвовал в памятных мероприятиях, посвященных годовщине нападения на 12-ю заставу. Такой вот неожиданный поворот. Вряд ли у какого-либо сценариста поднялось бы перо описать что-то подобное. Его бы сразу раскритиковали, мол, не знает жизни, придумывает глупости. Но те сценаристы, которые плетут нити судьбы где-то там, наверху, видимо, критики не боятся. Или нет у них никакой критики? (Владислав Куликов)
Написал сценарий к сериалу Владимир Брагин. Вот что рассказал он корреспонденту «РГ»: «Когда-то лично меня потрясла история 12-й пограничной заставы. Я видел хронику и в ней — лица вышедших из боя пограничников. Потом приходила различная информация о том, что происходило на таджикско-афганской границе. Я считаю, что об этом надо рассказывать. Принципиальная особенность проекта в том, что главный герой — начальник погранзаставы Мансур Аскеров — мусульманин. Настоящая мужская дружба свяжет его с другим героем сериала: лейтенантом Володей Ратниковым. Ведь подлинные человеческие ценности не знают границ ни по национальному, ни по религиозному, ни любому другому признаку. Мы не делали конкретных параллелей. В чём-то эта история и притча. Мы не придерживались исторической хронологии: события происходят в наши дни, когда в Афганистан уже вошли американские войска».
Процесс съёмок подчас не менее интересен, чем сам фильм. Не обошлось без казусов и на «Заставе». Например, однажды съёмочную группу чуть не перестреляла бдительная охрана водохранилища под Ташкентом. «Это стратегическое водохранилище, его очень строго охраняют, — рассказала генеральный директор кинокомпании «Талан» Наталия Плаксина. — Мы заранее предупредили охрану, что в такой-то день будем снимать боевые сцены недалеко от водохранилища. Всё было согласовано, но по смене почему-то не передали. А мы как раз начали снимать нападение на заставу. Представьте: несколько десятков моджахедов с оружием в руках начали бегать недалеко от режимной зоны. Охрана тут же поднялась в ружьё и чуть не перестреляла всю нашу группу. Но в итоге всё прояснилось».
Можно соглашаться или не соглашаться с авторской трактовкой тех событий — это право зрителя. А право режиссёра и сценариста — никогда не забывать о тех, кто до конца выполнил свой воинский долг.
«Обелиски горят на родимом просторе, нам они говорят про великое горе… Не согнёт нас беда, у кого не спроси я: никогда, никогда, не погибнет Россия!» («Расстрелянная застава» слова В. Сорокина, музыка Ю. Алябова)
13 марта 2018