Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заправка |
английское название: |
Garage |
год: | 2007 |
страна: |
Ирландия
|
режиссер: | Леонард Абрахамсон |
сценарий: | Марк О’Халлоран |
продюсеры: | Эд Гвини, Питер Карлтон, Эндрю Лоу, Катрин Маджи |
видеооператор: | Питер Робертсон |
композитор: | Стивен Ренникс |
художники: | Майкл Мойнихэн, Соня Леннон |
монтаж: | Изобель Стефенсон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $972 491 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
В «Заправке» режиссёр и актёр, сыгравший главного героя, настолько сильно и глубоко передали тему бессилия и изоляции, что фильм прочно засел в памяти. Если спросят, в каком фильме страшнее всего передано ощущение безысходности и бессилия — я в первых рядах назову «Заправку».
Джози — не просто глуповатый простачок. У него то ли врождённая умственная патология, то ли он рос в таких условиях, где не смог сформировать полноценную личность. Он тот, кого у нас в деревнях принято называть «дурачок» — без собственной воли, без адекватного понимания происходящего, без умения налаживать и поддерживать контакты с другими, без умения ставить цели. Он — особый. Как большой ребёнок. Его нельзя судить «на общих основаниях». Но никто не присматривается, он никому не интересен и не нужен — ни хозяину заправки, ни полицейскому, ни своему «новому другу». Все живут по своим сценариям: хозяина интересует прибыль и репутация, полицейского — буква закона и план, подростка — девочки. И ни у кого нет места и времени для «дурачка». Он ни для кого не ценен. По большому счёту, его нет.
А Джози в глубине страстно хочет «быть как все», полноценным, дружить, общаться, радовать и радоваться, быть нужным. И он пытается это делать, неуклюже, глупо. Ищет близости. Но он такой — неинтересен. Не нужен. Никому. Его не принимают в «люди».
Под неторопливым, скучноватым и безэмоциональным сюжетом скрывается глубокая трагедия, переживаемая главным героем. Очень точная игра Пэта Шорта. За вежливыми словами и натянутой улыбкой Джози — боль, несчастье, немой, может быть им самим неозвученный вопрос: почему со мной всё «не в порядке»? Непосильный для него вопрос…
8 мая 2017
Своей второй работой Леонард Абрахамсон меня разочаровал.
«Заправка» рассказывает про Джози — тихого, неприметного и слабого духом работника заправочной станции. Он волочит в маленьком городке абсолютно скудную, обыденную, безынтересную жизнь, а люди вокруг считают его за дурачка, который вроде как и является частью общества, но скорее условной, чем обязательной.
Неспешное, размеренное, неровное по накалу развитие сюжета (который иногда будто вообще отсутствует) беспрерывно крутится именно около Джози, потому что режиссёру, видимо, хотелось зациклиться только на нём. Среди невыразительных второстепенных и эпизодических персонажей главный герой, несмотря на всю свою наивность и простоту, всё-таки выделяется больше прочих, что говорит о том, насколько все в этом городке скучны и безлики (как и сам фильм). И конечно, если нам в рассмотрение достаётся такой хороший, хотя и слабохарактерный герой, что с ним дальше будет? Правильно: испытание, которое его сломит либо возвысит. Увы, Джози настолько прост и слаб, что вряд ли ему выпадет второй вариант.
Положительность главного героя можно и нужно оспорить. На мой взгляд, этот «рубаха-парень с заправки» — всего-навсего глупец, а никакой не простодушный добряк. Вспомнить, например, хладнокровную сцену расправы с щенятами, в которой Джози без труда, без всяких усилий мог проявить своё милосердие, но предпочёл по-прежнему быть безвольной «тряпкой» для своего окружения, руководствуясь безответной любовью к людям. Конечно, ведь они всегда правы, они лучше тебя, они авторитетнее и им во всём нужно помогать и быть товарищем. Джози не достоин истинного сожаления в виду уж слишком ярко выпячивающейся наивности, принимаемой большинством за отзывчивость, от которой становится и смешно, и грустно, только никак не больно на душе (хотя здесь всё зависит от уровня сентиментальности восприятия у зрителя).
Но если задуматься над судьбой этого человека, над тем, почему он стал таким, то приходишь к выводу, что безразличие людей друг к другу рождает самых разных монстров, в том числе и тех, что зовутся Роковой Случайностью или Дурацкой Ошибкой (отсылка к кульминационному моменту в «Заправке»). Ведь таких дурачков в маленьких и немаленьких городках найдётся минимум двое-трое, и как мы относимся к ним? С лёгким пренебрежением, спрятанным под маской «дружеского участия» и «вселенской доброты». В сущности, нам плевать на тех, кто ниже нас по рангу и чину, кто не вырос интеллектом до нашего Великого Мозга, кто моет нам машину на заправке и чистит ботинки при выходе. Нам вообще на всех плевать, и на себя в том числе.
Что не делает фильм лучше. Подобная истина могла быть преподнесена в более качественном контексте, с более сильным драматическим уклоном. Абрахамсон по привычке решил ограничиться минимализмом: фильм о простых людях в простом до боли месте, где жизнь, окутанная ядовитой скукой, создана для того, чтобы её медленно прожигать. Даже несмотря на то, что главный персонаж здесь колоритный, а актёр, сыгравший его, не соврал ни в одном жесте и ни в одной реплике — присутствие характеров у героев не спасает от отсутствия прописанного, логично выстроенного, доведённого до ума сюжета. Ведь он по ходу дела превращается лишь в очередное жизнеописание-наблюдение о человеке, призванном быть самым маленьким и слабым среди людей таких же маленьких и слабых, но как минимум пытающихся вести себя не очень глупо. Где здесь кроется спасительная правда — не важно. Она всё равно не убережёт утопающего от его собственных рук, которые, хватаясь за волосы, опускают его всё глубже в пучину неизбежности, противостоять которой настолько сложно, что единственный выход — поспешно и трусливо прервать затянувшееся мучение.
4 из 10
14 октября 2014
Начнем с того, что данный фильм очень сложно посмотреть в кинотеатре. Его можно увидеть или скачав с интернета или посмотреть на фестивалях. Такие сложности связаны в первую очередь с отсутствием русской звуковой дорожки у фильма.
Не смотря на то, что фильм достаточно долгий, он не насыщен действиями. Весь сюжет крутится вокруг простой автомобильной заправки в маленьком городе и его главного обитателя — заправщика Джози. Хоть он и не наделен особым умом, он старается жить, как и все, в то же время выполняя свою незатейливую работу. Казалось бы, ничто не может нарушить размеренный ход его жизни, но в один день его босс приводит 15-летнего подростка на подработку. Не то чтобы в жизни Джози наступают сразу большие перемены, просто она становится чуть более насыщенной и главное, что у него появляется новый друг.
Весь распорядок дня, да и всей жизни, Джози в фильме описан максимально полно. То, как он гуляет, ходит в магазин, что ест, как моется, с какими людьми общается и как они к нему относятся. Так же в фильме показана его любовь к одинокой лошади, которую кто-то оставил посреди леса. Эта лошадь является одним из ключевых персонажей, хоть ей посвящено и не так уж много экранного времени. Она олицетворяет собой отношения главного героя с остальным миром, особенно четко это можно увидеть в последних кадрах фильма.
Поскольку картина существует только в оригинальной озвучке, то можно заметить особенности ирландского английского, который, безусловно, очень похож на британский, но в то же время у него есть некоторые свои произношения слов, а порою и замена их на свои собственные, из-за чего создается впечатление просмотра совсем не европейского кино. Говоря о языке, не могут не броситься в глаза простые, односложные предложения главного героя и его добрые ответы «да» и «понимаю» на любую реплику остальных персонажей, будь она положительной или отрицательной.
Многим зрителям фильм может показаться слишком затянутым, возможно, это так и есть, но чтобы показать всю «насыщенность» жизни простого ирландского работника заправки этих полутора часов может даже не хватить. Зрители даже зная, что они идут на такой специфический фильм, все равно после первых 15 минут фильма начинают уходить из зала. Да, «Гараж» не блещет насыщенностью событий и ярким сюжетом, он просто показывает жизнь такой, какая она есть.
Довольно хорошее и жизненное ирландское кино, но совсем не для всех.
19 марта 2011
Обычная жизнь одинокого человека. Тысячи таких примеров вокруг и лишь пару-тройку из них мы замечаем. Данный фильм именно о такой ситуации — одинокий работник на заправке по имени Джосси ведет одноообразный рутинный образ жизни, к чему он уже привык. Но он остается неунывающим человеком, часто улыбается, хотя видно, что в душе он не такой радостный. У Джосси нет ни друзей, ни врагов, хотя знает он всех, так как живет в маленьком городке. Это хоть и одинокий, но крайне добродушный и отзывчивый человек. И вот он находит не родственную душу, но собеседника в образе обычного подростка, что наполняет его черно-белую жизнь оттенками, не очень яркими, но относительно цветными.
Несмотря на всем понятную и, вроде бы, «обкатанную» тему об одиночестве, фильм снят ну как нельзя просто и приземленно, из-за чего многим может показаться скучным. Но режиссер, видимо, хотел показать жизнь как она есть, без каких-либо лишних посторонних эффектов, красок и масштабности. Ничего сверхнеобычного, ничего кульминационного, никаких криков (разве что души), никакой запутанности и накала страстей. Ничего, чтобы могло привлечь зрителя пойти в кино. Просто картина о том, что такое одиночество во всех ее бесцветных красках. Конец фильма, который представлен в виде большого намека, не делает его более красочным, но еще более обыденно-страшным.
Что касается игры актеров, то надо отдать должное главному исполнителю роли — актер почти на 100 процентов прожил жизнью героя. В фильме почти отсутствует саундтрек, который мог бы придать фильму большую внешнюю привлекательность, но на излишек глянцевости нельзя пожаловаться.
Драма не шедевр, но однозначно стимулирует на раздумья, задевая вечные темы, отражения себя в которых может найти любой человек. Не рекомендую к просмотру лицам, которые привыкли смотреть красивую картинку и захватывающий сюжет на экране. Но фильм не скучный, так как постоянно прокручиваешь разные мысли в голове во время просмотра. Хотя тоже под настроение, так как кино немного (а может быть кому-то и много) депрессивное. Должно понравиться всем, кто любит бытовой и, наверное, «европейский» кинематограф
9 из 10
6 февраля 2011