Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 8.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хадерсфилд |
английское название: |
Hadersfild |
год: | 2007 |
страна: |
Сербия
|
режиссер: | Иван Живкович |
сценаристы: | Dejan Nikolaj Kraljacic, Ugljesa Sajtinac |
продюсеры: | Небойша Глоговац, Горан Шушлик, Лилиана Джуричко, Александр Тодорович |
видеооператор: | Владан Павич |
композитор: | Ирина Дечермич |
художник: | Ненад Параносич |
монтаж: | Марко Глушац |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Что это за фильм такой «Хадерсфилд», жизненная драма нескольких героев, трагедия несчастной Сербии или притча о том, что из любого жизненного мрака есть выход к Свету? Пожалуй всё это здесь присутствует.
Все герои, представляют людей с различными ценностями и взглядами на жизнь. Один (Игорь) покинул Сербию в годину искушений и строит своё благополучие в Англии. Другой (Дуле) изо всех сил старается добиться материального благополучия на родине, и прячет душевную пустоту. Третий (Раша), персонаж более сложный. Талантливый парень, несостоявшийся писатель, находится в бездействии. Нигилист, показывающий презрение к материальным ценностям, высмеивающий ценности духовные, приверженец «теории распада». Надломленный и пребывающий в унынии, ненавидящий окружающий мир, его язык общения с этим миром — сарказм. Четвёртый (Иван) — психически больной сосед Раши. Псих, какое ёмкое и лаконичное определение. Но за этим ярлыком скрывается самый сложный, самый трагичный, и в тоже время самый светлый персонаж в этой истории.
После выпитого спиртного и выкуренной травки, разгорится конфликт взглядов в котором Раша будет откровенно издеваться над мещанскими ценностями Дуле, но главное впереди. Стёба ради, Раша, с присущим ему цинизмом, вызовет на откровенность доверчивого и незлобивого Ивана. И всем собравшимся предстоит услышать историю одного сумасшествия.
Мне не хотелось бы раскрывать дальнейшие события, так как на мой взгляд здесь очень важна интрига. Скажу лишь что этой ночью ужасный цинизм, издевательство и полная нравственная дезориентация встретятся с кротостью смирением и незлобием. Далее фильм приобретает невероятный эмоциональный накал и зрителя непременно ожидает катарсис. Иногда нужно сойти с ума, чтобы найти самое ценное в жизни. А мир в душе, кротость и смирение способны разрушить демонскую гордыню и растопить оледеневшее сердце.
В такого рода фильмах, где мало действий и декораций, необходим мощный сценарий, хорошо продуманные диалоги, и качественная актёрская игра. Всё это есть. Все актёры грамотно подобраны и прекрасно справились, но игра Небойши Глоговаца (Иван), это что-то совершенно невероятное. Пронзительный фильм, не только о Сербии но и нас, а типовые характеры легко позволяют смотрящему самоидентифицироваться. Кино которое долго не выходит из головы, и которое я настоятельно рекомендую.
10 из 10
20 октября 2013
Что мы знаем о сербском кинематографе? Пожалуй, только Эмира Кустурицу припомнит зритель — и будет весьма удивлен, когда узнает, что не одной цыганской разудальщиной живет это богатое на таланты кино. Сербские кинематографисты иногда даже обижаются на своего прославленного собрата, говоря о том, что теперь их кино ассоциируется исключительно с одним именем. Не хотелось бы вдаваться в долгие дискуссии, заслужил ли Кустурица таких лавров (потому как сама люблю его творчество), однако судить о Сербии по его фильмам, это все равно что узнавать Америку по Тарантино. Стильно, забавно — но далеко от реалистичности. К тому же, существует огромное количество иных замечательных фильмов, об одном из которых я сейчас расскажу.
Я не зря называю «Хадерсфилд» чем-то вроде Реквиема по мечте Аронофски. Только сам фильм несколько более приземлен и приближен к реальности, оттого складывается впечатление, будто смотришь в замочную скважину за посторонними людьми. А за кем наблюдаем? Четыре одноклассника (друзьями их назвать сложно) встречаются после 10 лет разлуки. Уже давно чужие друг другу люди, их объединяет только бывшая принадлежность к одной школе. Умный ход сценариста: мы можем внимательно посмотреть, чего смогли добиться за 10 лет четыре мальчика, которые изначально находились в одинаковых условиях.
Раша (Горан Суслжик)
Самый талантливый из всех четырех, в своих мечтах — писатель, он живет в квартире с алкоголиком-отцом (блистательно исполненным Иосифом Татичем), потому что ему попросту не хочется менять собственную жизнь. И существовать в таком мире ему не комфортно, а скорее всего — даже больно. Тем не менее, приверженец теории распада мира, он все так же будет жить без всякой инициативы (как живется) и прикрывать это псевдосвободой (хочу — работаю, хочу — отдыхаю). Его девушка — глупая нахальная школьница (Сюзана Лукич), которую он не любит, и которая в последствие, станет единственной героиней фильма, глядя на которую возникает надежда на что-то хорошее.
Дуле (Войин Четкович)
Противоположность Раши, который в отличие от него добился определенных успехов в жизни. Конечно, если успех — это «сидеть по выходным дома, есть шоколадки и смотреть Симпсонов». Опять-таки, не могу не отметить сценаристскую удачу — в основном, конфликты будут проходить именно между ними, такими разными и непохожими друг на друга. Все, что для Дуле — добро, воспринимается Рашей как «потребительские радости». И впрямь, как может писатель-неудачник относиться к человеку, для которого величайшим горем становится испачканная кетчупом рубашка? Однако, Дуле — такой же несчастный человек, которого нельзя называть пустым — он просто прикрывает пижонской маской собственное отчаяние и потерянность в жизни.
Игор (Дамъян Кецоевич)
Если Раша и Дуле варились в собственном соку у себя на родине (и даже успели побывать на войне), то Игор благополучно уехал за границу, чтобы искать счастья там. Нашел ли он его, стоит судить только зрителям, однако то, что мы называем «благополучием» он явно обрел. В чужой стране, с чужими людьми, он жил только ради того, чтобы у него был собственный дом, чтобы его кто-то ждал. Фактически, он жил ради собственной малой родины, которая в результате все равно остается чуждой и непонятной. Хадерсфилд — название британского городка, из которого приехал Игор, и аллегорически можно сказать, что даже из рая хочется сбежать, если не чувствуешь себя там достаточно комфортно.
Иван (Небойша Глоговац)
Самый трагический герой, в котором, по сути, отражается вся судьба несчастной раздробленной Югославии. Когда-то сильный и здоровый (бывший спортсмен), он за несколько лет теряет и физическую мощь, и моральные силы вследствие душевной болезни. Жизнь на таблетках, единственный друг (Раша) и суровая мать — вот и весь мир этого человека, которому есть что сказать, но только слушать его никто не станет. Он просто душевнобольной, и все, что он скажет, одноклассники воспримут исключительно как шутку. Разумеется, до поры до времени. Четыре пути — и ни один не оказался верным, что заставляет задуматься и серьезно пересмотреть собственные жизненные позиции.
Касательно самого фильма могу сказать только одно — его стоит смотреть. Он тяжелый, местами слишком правдивый, чтобы радоваться ему, однако в нем есть неоспоримые плюсы — великолепный глубокий сценарий и тонкая актерская игра. Кино поставлено по пьесе, некоторые актеры знают свою роль еще с подмостков, потому каждое их движение естественно, и вы удивитесь, увидев новые лица настолько яркими и цельными. Актеры для этого кино невероятно важны, но и операторскую работу могу похвалить: аналогичное русское кино было бы полно «черных» кадров, здесь же фильм снят достаточно красиво, несмотря на малое количество декораций (театральное прошлое сценария обязывает).
Сразу должна предупредить, что «Хадерсфилд» — это кино, где ненормативная лексика введена в ранг «разговорного языка», однако если вы хотите получить полное впечатление от фильма, то его стоит смотреть исключительно на языке оригинала с субтитрами. Это поможет и смысл фильма уловить, и не морщиться от бесконечных русских матюков.
Если Вам интересны фильмы, которые трудно потом забыть — то это кино определенно для Вас. Тяжелое, но сильное — равнодушным не останется ни один зритель, пусть даже до слез и внутренней боли.
10 из 10
27 октября 2012