Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.4 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страна игрушек |
английское название: |
Spielzeugland |
год: | 2007 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Йохен Фрейданк |
сценаристы: | Йохан А. Буннерс, Йохен Фрейданк |
продюсеры: | Йохен Фрейданк, Давид К. Буннерс, Кристоф-Чико Николайсен |
видеооператор: | Кристоф-Чико Николайсен |
композитор: | Инго Френцель |
художники: | Майя Зогг, Катрин Бертольд |
монтаж: | Анна Каппелманн |
жанры: | драма, короткометражка, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 августа 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 14 мин |
Неделя просмотра мирового короткометражного кино. Фильм 4-й. Германия.
На самом деле этот фильм, был самым первым из списка выпавших мне короткометражных фильмов мирового кино. И посмотреть мы его хотели первым. Но потом прочитав аннотацию, решили, что оставим его просмотр на памятную дату 22 июня, дату начала самой страшной войны за всю историю человечества. Сегодня как раз такая дата, прошло ровно 80 лет со дня начала ТОЙ войны, перевернувшей жизнь и сломавшей судьбы многих сотен миллионов людей нашей планеты.
И может даже к лучшему, что этот тяжёлый фильм длится всего 13 минут 50 секунд, потому что будь он длиннее, думаю посмотреть его полностью могли бы не все зрители. Очень страшно осознавать, ту витающую в воздухе жестокость, которую пережили люди в концлагерях. А здесь за эти коротенькие 13 минут 50 секунд (хотя основного действия всего на 11 минут 12 секунд, остальное — музыка), показана целая жизнь, и целая сломанная судьба двух детей одного возраста.
Сильный фильм. Впечатлительным или эмоциональным людям лучше всего его не стоит смотреть. Ведь это короткий эпизод из жизни германских евреев, которых решили отправить в дальнее путешествие. Прочь от «чистокровной расы».
Фильм откровенно мрачный. В нём просто нет светлых сцен, и даже фрагмент, когда несчастная женщина выбегает на улицу найти своего сына затемнена. Я надеюсь что такова задумка режиссёра. Показать внутреннюю тьму несчастных людей, которые вынуждены каждый день проводить в страхе перед будущим. Каждое мгновение может прозвучать приговор «еврей». И человек прекрасно понимает где он окажется после него.
А история. История про две семьи. Точнее, двух детей. Один — будущая гордость немецкого народа, истинный сын арийской крови. А вот второй мальчик, тот самый «пресловутый» еврей. И его семью собираются перекидывать из города в специальные лагеря, известные своей печальной историей, и жестокими надругательствами над людьми.
Молодая женщина, которая боится за своего ребёнка, и не хочет, чтобы он слишком рано познакомился с… не всегда справедливыми миром, решает обмануть сына. Она рассказывает ему про то, что его друга с семьёй отправляют в страну игрушек, где им будет очень хорошо. Разумеется, что мальчик тоже хочет туда. Но ему нельзя, ведь страна находится слишком далеко от дома. И мама будет переживать и плакать. Ну как тут ослушаться? Представьте что вам около семи лет. И вы счастливы. Вы играете на пианино, общаетесь с лучшим другом, просто живёте. В детстве, ребёнок чист и лёгок, как воздушный шар и кажется, что никакая грязь мира не может его запятнать. Но потом, потом свой ход делают взрослые. А взрослые вечно всё портят. Они говорят, что избранные дети отправляются в «страну игрушек». Всем остальным же — придётся влачить обычное, жалкое существование. Есть. Пить. Просыпаться по утрам. Интересно, кто делит нас на достойных и не очень?
Сразу хочется сказать, что тема безумно сложная, испачканная слезами, кровью и пеплом. Стремительный темп картины, поочерёдно кидает в нас то одну, то другую часть рассказа, смешивая прошлое с будущим. Вот две обычные семьи (немецкая и еврейская) в буднично-домашней обстановке наблюдают за фортепианной игрой своих детей. А вот уже еврейскую семью запихнули в поезд смерти, словно скот. Мать с сыном незатейливо болтают на кухне. А через пару секунд, мать мечется в поисках своего ребёнка.
Конечно, за прошедшие годы созданы десятки более зрелищных и впечатляющих картин на ту же тему. Но как тут судить? По количеству показанных мучений? Хочу отметить достойную игру Юлии Ягер в роли Марианны, не громкий, но великий героизм поступка этой женщины. Ибо все достойны жить и дышать.
Безумно жаль, — маленьких, взрослых, и наших, и ваших, жаль — все народы и страны, которые затронула война. Никогда не иссякнет беззвучный вой Земли по своим детям. В гуле проводов на ветру, жасмина за окном, скрипа снега под нашими ногами — в каждом мгновении сегодняшней жизни до сих пор отголосками звучат Те голоса. Выбор есть всегда. Есть что-то в нашей груди и голове, отличающее нас от уподобления диким животным. Нужно помнить об этом.
Атмосферный, сильный, короткометражный фильм, который заставляет задуматься. Даже и не знаю что больше заворожило меня в фильме. Сама идея, и самоотверженность героев, которая показывает одну простую как сама жизнь истину — не все немцы были фашистами. Не все фашисты ненавидели евреев. Были среди них и честные люди, которые действительно верили в величие своей страны. Которые мечтали о том дне, когда Великий Рейх сможет дать им великое будущее. О, эти замашки Империи. Пожалуй, что немцы как никто другой из европейских народов способны понять имперские замашки славянского мира. Наши народы всегда тянутся к величественному, и масштабному. К тому, что будет захватывать дух.
За эти короткие минуты фильм не просто погружает нас в эту атмосферу ненависти и презрения к еврейскому народу. Он показывает нечто большее. Глубокое. Сильное. Когда мать ищет взором своего ребёнка в поезде, где несчастные люди стоят прижавшись к друг другу, я невольно осознала, что это всё неправильно. Не должно так быть. Неправильно это. Не по-человечески. И не может один человек возвышаться над другим, так как все мы равны в этом мире.
Жуткий фильм. Ошеломляющий. Бьющий в самое больное место человека — в его душу. Заставляет испытать ужас от того, что некогда пережили наши предки. Прочувствовать в полной мере то, как выглядели и вели себя палачи, уверенные в своей безопасности и безнаказанности. Считающие, что творят праведное дело. Офицер в военной форме, целующий руку матери, и говорящий, что её сын такой же прекрасный, как и его мать. Который отправляет людей на верную смерть. Хладнокровно, и уверенно. Это страшно.
Я рада, что посмотрела этот фильм именно сегодня, в эту страшную для России и всего мира дату. Есть над чем подумать, есть что анализировать, и поискать литературу на эту тематику. Как точка отрыва фильм очень хороший. И в очередной раз доказывающий то, что порой короткометражка способна передать намного больше, нежели полноценный фильм на 2,5 часа, когда порой ты уже думаешь только об одном — да когда же всё это закончится.
К просмотру — обязателен…
10 из 10
22 июня 2021
Очень пронзительный фильм, задевающий самые тонкие нотки души. Как МНОГО смыслы в таком маленьком фильме.
Стандартный сюжет о второй мировой войне, геноциде еврейского народа и то как эту войну видит ребенок. Интересна структура фильма, одновременно показывающая сюжет сейчас и что было до. Зритель начинает погружаться в историю происходящего и невольно начинает переживать каждому, кто хоть как-то был причастен к трагической части этой истории.
Отдельный момент в фильме заслуживает музыка, пронзающая до мурашек.
После данного фильме у вас гарантированно будут глаза на мокром месте, вы точно станете добрее к людям и даже возможно осознаете смысл жизни. Хороший фильм, после которого переполняют именно такие эмоции. Конечно десять из десяти!
26 октября 2017
Тяжкий выбор
Мы ищем спасение во лжи,
Ведь правда счастье не всегда приносит,
Спасение, спасение ищи во лжи!
Перед каждым родителем однажды предстает выбор, говорить ли своему ребенку правду, которая впоследствии может оказаться разрушительной для его сознания. Такой выбор был и перед героиней (Матерью Генриха) короткометражной ленты «Страна игрушек», говорить ли горькую правду сыну о том, что его еврейского друга, а также его маму и папу, забирают в концлагерь или же воспользоваться спасительной ложью.
Дети же ничего не ведали о глобальной жестокости диктаторов, во всяком случае Генрих, которому не грозили «лагеря пыток» лишь потому, что ему якобы повезло с национальностью.
Еще будучи неготовыми к жизни, эти дети крепко сдружились, да, именно так рождается настоящая дружба с самого детства. Но политика Гитлера в годы фашисткой Германии диктовала свои правила, в этих правилах не было места дружбе и состраданию, колесо «военной машины» закрутилось, и под ударом были все. Начало жестокой войны, а перед германской женщиной Марианной Мейбнер стоял тяжкий выбор, ведь вероятно что ее сердце дико трепетало от одной мысли: «дружба Генриха и Давида будет прервана таким образом, когда еще будучи детьми они бы познали гнев ужасного тирана, которого мотивировало желание господства над всем миром».
Страна игрушек или ложь-ложь-ложь
Не стоит осуждать Марианну за то, что она как волчица из повествования Киплинга хотела защитить чужого ребенка, многие матери поступили бы также. Режиссер Йохен Фрейданк показывает Марианну Ракшой-сатаной, сильной женщиной в мире жестокости. Такая незамысловатая идея послание тысячам, нет миллионам матерей, чтобы в них вечно жило материнское чувство, а следующий посыл в том, чтобы не было различий между национальностями, чтобы национализм не путали с патриотизмом. Эти и многие другие факты кинокартины дают пищу для размышлений, дают правильную мотивацию — быть человечнее, ведь люди рождаются людьми, а становятся монстрами, выбирая путь монстра. Страна игрушек и декорации одетые в фашистскую Германию всего лишь фон, ширма, за которой многое можно разглядеть.
Что до Генриха и Давида, то фильм после жестокого вступления, возможно порадует во время эпилога, который вы посмотрите со слезой на глазах.
2 февраля 2017
Минимум времени максимум художественных образов. Сюжет про сказку, придуманную для детей в военное время, для сглаживания неадекватной реальности уже не раз встречался в кинематографе. Но раскрытие его в этой ленте удивительно образное и точное. В поведении немки выражена обычная обывательская позиция, мы молчим, пока непосредственно нас не касается тот или иной вопрос. Но все-таки наступает момент, когда нужно определиться: с кем ты, и тогда от ответа не уйти.
Достойное произведение, атмосферное и глубокое.
10 из 10
29 марта 2016
Испытания просвечивают душу, так же как рентген — тело, безжалостно обнажая скрытое, чаще дурное — подлость, жадность, трусость. Но именно в испытаниях иногда проявляется подлинный героизм — бескорыстный, подчас незаметный, дарящий жизнь. В канун Второй Мировой соседями по лестничной клетке были две семьи, немецкая и еврейская. В каждой подрастало по сыну. Мальчики дружили. Однажды за еврейской семьей пришли… 14-минутная короткометражка Йохена Фрейданка получила в 2009 году «Оскар», на мой взгляд, не только потому, что лаконично и бескровно продемонстрировала чудовищную бесчеловечность дискриминации, но и потому что подарила надежду. Немецкий мальчик хочет уехать со своим еврейским другом, семью которого депортируют из города. И взрослые в попытке защитить ребенка придумывают Страну игрушек, в которую якобы отправляются родные мальчика.
Фильм кристально прозрачен, в теплых коричневых ретро тонах недвусмысленно выражена идея недопустимости ущемления прав человека; одновременно история не линейна, целостность восприятия в ней создают флешбеки. В кадре нет ни боли, ни смерти, но обреченностью пропитаны даже мирные сцены вроде игры на фортепьяно двух мальчиков, сопровождаемые грубыми криками соседей: «Заткнись, еврейское отродье!» Впечатляет значимость мелких второстепенных деталей: жильцы, глубокомысленно заявляющие, что «евреям лучше уехать», сломанный инструмент как символ безвозвратно ушедшего. И мощным аккордом, неслышным за задумчивым перебором клавиш, но вполне ощутимыми, нарастает напряжение, когда молодая немка бежит к станции, надеясь найти среди увозимых евреев своего сбежавшего сына. Мамы везде одинаковы — беспокоятся за своих детей и желают им блага. Хорошие матери рискуют ради своего ребенка жизнью. Хороший человек рискнет и ради чужого.
На фоне спокойного течения всего фильма бросается в глаза вязкость последних минут, их определяющее значение — инстинктивный панический ужас матери, потерявшей ребенка — и осознанное мужество женщины, решившей спасти чужого… И две пары рук, которые все еще лежат на клавишах рядом, и музыка, которая все еще звучит, дарят надежду, что настоящий героизм еще встречается в этом мире.
26 июля 2015
Заметным достоинством короткометражных проектов является, как не трудно догадаться, их скромная продолжительность, которая может послужить лакмусовой бумажкой, если у вас есть сомнения относительно знакомства с конкретным жанром. Все-таки тема Холокоста евреев во время Второй Мировой «не для всех», поэтому пятнадцатиминутный экскурс может оказаться очень интересным человеку непосвященному. Страна игрушек не заменит вам качественные документальные проекты, но как художественное произведение, способно побудить к калейдоскопу мыслей.
Начать обсуждение проекта хочется с того, что это довольно скромный проект, от которого не стоит ждать художественного размаха «Списка Шиндлера». Действие разворачивается в бытовых условиях, в том числе на городском вокзале немецкого городка. Расовая нетерпимость к евреям здесь подана в непривычной завуалированной, до определенной степени, форме. В то время, когда на Востоке уже функционируют лагеря смерти, нацистский режим решает вопрос оставшихся негодных элементов. Нам наглядно показывают двойные стандарты и избирательность солдат и полицейских, которые подстраиваются под поступившую информацию. К немецкой матери относятся с почтением и спешат с извинениями, на фоне того, как людей с другой кровью запирают в тесные вагоны дл скота.
Как я уже сказал выше, такие проекты очень важны для развития «большого» кино, как своеобразный аперитив. Вместе с этим, как человек, многие годы увлеченный тематикой, я не нашел в «Стране игрушек» ничего выдающегося. Я скорее вижу эти сцены в качестве части чего-то большого, например набора миниатюр, чем как проект, самобытный настолько, чтобы дать фору коллегам по жанру. Эта история вызывает эмоции, а после появления финальных титров, придаешься размышлениям, но она не затрагивает за живое, чего очень не хватает.
7 из 10
30 июня 2015
Фильм Йохена Фрейданка «Страна игрушек».
Короткий фильм на очень серьёзную тему. Геноцид евреев во время второй мировой войны.
Непростой фильм, всего на четырнадцать минут экранного времени ушло четыре года подготовительных работ. Никаких дорогих декораций, никаких спецэффектов, только работа режиссёра и актёрская игра на уровне обнажения нервов. И, как по мне заслуженный «Оскар» 2009 года за лучший короткометражный фильм.
Итак, нацистская Германия 1942 года. Два мальчика, два друга Генрих Мейснер и Давид Зильберштейн, не только живут по соседству, но и оба, увлечены музыкой. А за окнами происходят неприятные вещи, то чего детским умом не осмыслить, /как по мне такое и в взрослых мозгах не очень то укладывается/. Генрих немец, Давид еврей. А что было с евреями в нацисткой Германии мы знаем. Чтоб не травмировать психику ребёнка мать Генриха придумывает страну игрушек, куда в скором времени должна переехать семья Давида.
Да не так всё просто. В нашем мире.
Потому как игрушки то разные бывают. Кто играет оловянными солдатиками. Кто настоящими солдатами.
И придумал великий диктатор страну игрушек, свою страну. И разделил он жителей своей страны на низшую и высшую расы, на сверхлюдей и быдло, которое подлежит уничтожению. Но ему показалось своей страны мало, и он пошёл с войной на другие страны. Дабы и там навести свои порядки.
Мы забежали вперёд, этого в фильме не было, это уже история, вот только без понимания истории невозможно настоящее. Потому как иногда история повторяется.
Говорят, история повторяется в виде фарса. Не верь. История повторяется в первозданном своём виде, в виде боли и крови. Почему? А только потому, что мы люди не учимся на своих ошибках, и человеческое общество не учится на своих ошибках.
А Генрих решил поехать с другом в страну игрушек. Ведь они братья по крови. Духовные братья по крови.
Скажешь, не бывает? Бывает. Должно быть. Потому как все мы дети одной земли. И кровь у нас одного цвета и боль мы чувствуем одинаково. И для счастья нам всем не так уж много надо.
Только не спрашивай, что нужно для счастья. Я же сказал не так уж много.
Не было б войны, а там разберёмся.
Только не было б войны.
3 июня 2015
Обычно не принято писать негативные вещи о трогательных военных фильмах, но после просмотре немецкой короткометражки «Страна игрушек» мне действительно захотелось написать свое мнение.
Плюсы: Плюс здесь только один- это сам сюжет, а вернее то как история заканчивается.
Минусы: А вот минусов будет побольше. Во-первых, не понравилось актерская игра мальчика играющий по сюжету сына главной героини. Конечно, от ребенка нельзя многого требовать, особенно если в кадре он всего несколько минут, но допустим смотря «Малыша» Чарли Чаплина, ощущения, что маленький актер не доигрывает не появлялось, хотя по возрасту он был младше. Во-вторых, совершенно обескуражила история про страну игрушек. Поначалу, прочитав описание я подумала, что будет, что то на подобии «Жизнь прекрасна» где герой Роберто Бениньи на всем протяжении пребывания в Освнциме, рассказывал сыну, что это такая игра где победитель выигрывает танк. Здесь же, мать называет смертные камеры куда отправляют семью лучшего друга мальчика, страной игрушек тем самым вызывая желание у малыша поехать туда. Это факт показался мне ужасным, так как вместо того, что бы отбить у сына всякое желание поехать туда, она наоборот рассказала ему детскую фантазию всех детей. Конечно, что бы не пугать сына отъездом друга в ужасное место, она могла и не говорить страшных вещей, но мать могла просто сказать, что его друг переезжает в другой город.
А в-третьих, разве нацистский охранник не видел, что у друга мальчика была приклеена желтая звезда на груди? Ведь перед тем как ее сорвали, мальчик минуту стоял к ним лицом.
В итоге, потенциал у картины однозначно был, но отсутствие логики в том, что мать назвав Освенцим страной игрушек и вызвав тем самым желанием у мальчик любой ценой попасть туда, чуть не потеряла его, заставляют принимать «Страну игрушек» не как военно-трагический фильм, а как картину о человеческой глупости, пусть даже и с замечательным концом.
6,5 из 10
9 марта 2015
Как же хороши короткометражные фильмы! За 10—15 минут можно получить такую же порцию эмоций, узнать такую же историю, как и за полновесные 1,5—2 часа классического кино. Вот и здесь зритель знакомится с историей одной немецкой семьи, одним днем из её жизни, который, несомненно, стал переломным.
Ключевая идея всей работы — это добро. Нужно уметь делать добро, не бояться совершать хорошие поступки несмотря ни на что: на опасность, на моду времени, на политику государства. Ведь у главной героини был выбор: поступить формально правильно и унести с собой тяжкий груз на душе или поступить по совести и взять на себя ответственность и страшный риск. Возможно, многие бы в то время выбрали на её месте первый путь, и нельзя их судить за это — уж слишком страшными были эти годы в Германии… Однако характеристика настоящего человека — гуманизм без границ: политических, религиозных, страновых и национальных. Возможность помочь нуждающемуся в помощи человеку должна всегда претворяться в реальную помощь — вот девиз этого фильма.
Наверное, нет необходимости судить о том, могла ли произойти такая история в реальности, была ли она единична или нет — политика Третьего Рейха создавала ужасные условия, в рамках которых люди не могли существовать, поэтому и совершались порой действительно невероятные героические поступки. Именно о таком героизме в масштабе одной семьи, добром поступке, основанном на материнской любви к человеку и братской дружбе, рассказывает нам этот фильм!
10 из 10
3 января 2015
Фильмы о событиях второй мировой войны при должном уважении к истории просто обречены на успех у зрителя и широкий отклик. Потому что тема слишком всеобъемлюща. Хочешь ты того или нет, хотя даже не застал не времена, все же это побочно касается каждого, своя страшная история есть у каждой семьи. В голове не укладывается, как такая мировая трагедия могла произойти, и как люди смогли найти в себе силы пережить войну и мужество жить дальше после её окончания. В то же время режиссер, понимая важность поднимаемой им темы, относится к её воплощению на экран с почтением и тактом. В итоге, как правило, получается весьма качественный продукт.
И вроде бы, ввиду всех этих фактов фильм «Страна игрушек» просто не мог оказаться плохой работой. Однако… Однако ж он сделан недобросовестно настолько, что этого просто невозможно не заметить. Как бы ни была возвышена идея короткометражки, форма слишком очевидно провисает в угоду содержанию, а действительно хорошая картина должна быть гармоничным и слаженным организмом, где идея и её воплощение живут в мире друг с другом. И если историю матери сыну о путешествии друга-еврея в страну игрушек можно ещё списать на растерянность и увидеть в этом необдуманную глупость, то финал истории является ничем иным, как грубой ошибкой режиссера. Просто не могло быть такого поведения матери, если она не знала о местонахождении своего сына. Вначале появляется недоумение, как же так произошло, а потом разочарование от понимания, что это банальный прокол.
Увы, все эти огрехи мешают воспринимать в общем-то неплохой фильм. Идея короткометражки кристально ясна и благородна. Сохранение человечности и милосердия даже в самых трудных и опасных ситуациях. Спасение чьей-то жизни в обход политики государства. Крепкая наивная дружба без оглядки на национальность, социальное положение, идеологию и все эти глупые взрослые предрассудки. Задумка снять об этом картину на 14 минут сама по себе хороша, но почему же так некачественно её исполнение?
Психология человека так устроена, что судьба частных лиц будет волновать зрителя куда больше, чем судьба миллионов. К двум-трём лицам проще привязаться, их узнаешь, с ними переживаешь их беды и радости, их любишь, в то время как миллионы таких же — это слишком обезличенно, это масса. На этой психологической особенности и строится «Страна игрушек» — сосредоточение внимания на одной вымышленной истории с двумя милыми пареньками, отчаявшейся матерью и обреченной еврейской парой. Складывается ощущение, что режиссер просто манипулирует на свойстве людей сопереживать и настолько уверен в беспроигрышности своего метода, что принимает решение даже не напрягаться на выстраивании более-менее сносного сюжета.
Хорошо, если фильм вдохновит зрителя на просмотр более глубоких и продуманных работ на схожую тематику, а возможно и на расширение познаний в жуткой истории мировой войны. Например, на прочтение биографии какого-нибудь праведника мира, ведь история любого из них будет, уж поверьте, куда интересней, поучительней и правдивее, чем увиденная «Страна игрушек».
5 из 10
3 октября 2014
Подумать только, всего 14 минут, а настолько сильные эмоции. Я не смогла удержаться от слез. Столько мыслей и переживаний сейчас со мной. Теперь понятно, что у этой короткометражки ни одной отрицательной рецензии — ни у кого рука не поднимется написать.
Для начала это без сомнений напомнило картину «Мальчик в полосатой пижаме». Но финал иной. История абсолютна самостоятельна, и ни одного лишнего слова или движения. Здесь есть ни на что не похожая развязка. Сильный фильм с огромной человеческой душой.
Мать, которая заменяет и отца для ребенка настолько самоотверженна и верит в прекрасное будущее. Ее сын, как и любой здоровый ребенок, любопытен и желает приключений. Года Второй мировой войны не счастливое время, нет сил радоваться жизни. Но эти мальчишки верят в чудо, а главное — в чистую и крепкую дружбу.
24 апреля 2014
В 13 минутах этой чудесной картины поместилось не меньше, чем в лучших кинофильмах длинною более часа.
Короткометражная драма Йохена Фрейданка учит нас в первую очередь любви к ближнему и способности на самопожертвование. Все мы братья, а значит, все мы чьи-то дети. И не важно, какие у нас имена, фамилии, происхождения, главное, что все мы братья по нотам, или книгам, или разуму. И если кто-то в мире и понимает это, так это дети, еще способные любить каждого всем сердцем, бежать, неизвестно куда за другом, не бояться ничего и, не желая давать кому-то в обиду близких, отважно бороться за них. Вопрос только в том, как быстро придет понимание жестокой реальности, когда дети перестанут верить в волшебные страны, увидев грязный вагон, ехать к котором придется долго и стоя.
«Страна игрушек» вселяет нам уверенность в то, что если захотеть, можно изменить мир к лучшему даже в одиночку, стоит только начать. И когда каждый признает всех детей мира своими, когда в своих соседях по дому или стране мы увидим братьев, тогда в Мире станет куда меньше зла, непонимания и гонения.
Однозначно, шедевр!
Однозначно
10 из 10
2 января 2014
Прежде всего, стоит сказать то, что этот короткометражный фильм является тяжелым и цельным произведением про немецкий режим 40-х годов, затрагивающим такую тему как холокост. И его успех совершенно понятен, ибо фильм цепляет за живое, многие писали про это, поэтому я хотел бы остановиться на другом, малозаметном, аспекте данного фильма, из-за чего возможны спойлеры, прошу быть осторожным.
Фильм повествует о дружбе мальчиков из двух семей (еврейской и немецкой) во времена Гитлера в качестве вождя национал-социалистической партии Германии. Мальчики дружат, играют вместе на пианино, пока не приходит приказ о насильственном выселении евреев из этого дома в специальные лагеря. Естественно, мама немецкого паренька Генриха понимает, что эта поездка плохо закончится для их соседей, но не в силах помешать, она просто пытается объяснить сыну, что все хорошо, и его друг с семьей отправляется в «Страну игрушек».
Честно, давайте признаем, что говорить маленькому ребенку, что кто-то едет в «Страну игрушек», тем более, если это лучших друг, плохая идея. Конечно, ребенок еще не понимал, что творится в это время, но две-то вещи он осознавал: игрушки и дружба. Оба аспекта важны для маленького и наивного ребенка. Не нужно быть гением, чтобы понять, что он захочет сбежать в такое прекрасное место вместе со своим другом. Фильм, собственно, и начинается с того, что она ищет своего сына, который пропал после отъезда автозака с евреями. Она бежит его искать, спрашивает то у одного офицера, то у другого, пока не прибывает на вокзал, где убеждает немецких офицеров открыть вагон, где, скорее всего, находится ее сын, но на деле там лишь ее соседи со своим ребенком. Тогда она решает спасти ребенка, сказав, что это ее сын Генрих, которого она и искала. Родители молча отдают своего сына, понимая, что это единственный способ спасти его от ужасов концентрационных лагерей, немецкие офицеры передают его матери Генриха, а когда она приходит домой, нам показывают как Генрих сидит и ждет их в квартире.
И тут, собственно, возникают подводные камни у данного произведения. Если мать знала, что ее сын не пропал, то все ее манипуляции с выспрашиванием у офицеров, куда увезли евреев, можно списать либо на гениально проработанный план по созданию прикрытия, либо на попытку сценаристов схалтурить, прикрываясь такой темой как холокост, и создать необходимое напряжение среди зрительской аудитории. Либо она не знала, где ее сын, хотя его же не пустили в автозак, а, следовательно, он остался во дворе ее дома. Но тогда решение спасти еврейского мальчика является непродуманным и спонтанным, что заслуживает уважения, но одновременно и критики, ибо она своим поступком подвергает собственного ребенка опасности, чему, лично я, не поверил, так как, ни одна мать, тем более, которая носится по всему городу в поисках сына, не станет рисковать своим чадом, которое бы, в случае менее удачного исхода обстоятельств, в лучшем случае бы попало в интернат, так как мать бы стала врагом народа, а в худшем стало бы членом «Гитлерюгенд».
Но небольшие несосытковки в сюжете это не самое страшное. Страна, снявшая этот фильм — Германия. И, несмотря на благородную тему, неверно с точки зрения немцев снимать такое кино. Поясню, если мы можем снимать фильмы про храбрость советских разведчиков, жестокость гитлеровского режима, то для них такое кино автоматически становится признанием ошибок своей истории, неправильности политического строя, критикой в адрес своих дедов, а также, что немаловажно, попыткой оправдаться через кинематограф, что является, по сути, изменой, ибо да, историю пишут победители, то бишь СССР, Великобритания, США и другие, но зачем самим сознательно унижаться и признавать политику своей страны в определенный период ошибкой? Или у них отсутствует такое понятие как «патриотизм»? Сам факт существования фильма и показанные в нем события заставляют задуматься, что отсутствует.
Посмотрим с точки зрения не морали, а закона того времени, что нам показывают в фильме. Предательство, сокрытие особо опасных для общества элементов, обман офицеров и многое другое. Все это, как минимум, непатриотично, а, как максимум, тянет на предательство интересов государства, пусть и из благих убеждений. Вдобавок, раз правительство такое ужасное, то почему же тогда Гитлер смог стать вождем и ввергнуть мир во Вторую Мировую Войну? Да, у него была сила убеждения, это стоит признать, но этого мало. Значит, граждане страны хотели видеть у руля такого лидера, коли пошли на те зверства, про которые мы все прекрасно знаем: геноцид, создание концентрационных лагерей, вера в арийское происхождение своей нации. И если взглянуть на все это с этой точки зрения, то мать Генриха обычная предательница, которая пошла против своей страны и власти, этакий невидимый бунтарь. И все бы ничего, если бы фильм не заставлял восхищаться ее поступком. Поясню, своим поступком она поставила интересы одного человека выше интересов государства, каким бы «плохим» оно не было.
В общем, фильм является хорошим и плохим одновременно, ибо все зависит от точки зрения, с которой смотреть на показанные события. Если с точки зрения морали и человечности, то фильм отличный: он цепляет, заставляет сопереживать главным героям и уважать поступок женщины, которая спасла, хотя бы, одну жизнь из лап правительства, верящего в предрассудки. Но если посмотреть на этот фильм с точки зрения патриотизма (в данном случае немецкого), гражданина страны, то фильм сразу заиграет другими красками. Перед нами предстанет картина, которая показывает взгляд на события, который скорее свойственен для стран «Антигитлеровской коалиции», нежели для «Страны нацистского блока». Немцы показаны злыми, жаждущими крови варварами, евреи — гнобимым из-за комплексов одного человека народом и так далее. Такой взгляд на события должен быть у стран противников, а не у Германии. Неправильно оправдывать поступки своей страны через кинематограф, правда, и забывать их тоже не стоит. Самый верный путь просто принять свою историю такой, какая она есть, со всем что было, и если не гордиться некоторыми эпизодами, то хотя бы не пытаться их оправдать, конечно, есть «грехи отцов», но к ним, хотя бы самим стоит относиться без оценочных характеристик, ибо даже спустя почти 70 лет с окончания войны немцы все еще никак за эти самые грехи не расплатятся. Поэтому в конце хотелось бы задаться вопросом о наличии у немцев, снявших это кино, чувства собственного достоинства, которое определенно было у их предков, и закончить цитатой настоящего патриота своей страны Вильгельма Кейтеля: «Я прошу всемогущего Господа быть милосердным к народу Германии. Более двух миллионов немецких солдат погибли за отчизну до меня. Я иду за моими сыновьями — во имя Германии».
1 сентября 2013
За 14 минут так много сказано. Даже не сказано, а показано. Нет дружбы для Холокоста, есть только граница неравенства, бесчеловечная задача затолкать в вагоны как можно больше евреев. Для детей же не существует понятие национальной ненависти, взамен им придумывают «страну игрушек». Правда, страну, где игрушки не делают, а утилизируют. В каком-то смысле можно назвать детей, увозимых на пытку, игрушками, которыми так позабавилась жизнь, произведя их на свет и бросив (показав мимолётом радостные и светлые моменты) в огонь ненависти.
За что?
Дети — это ещё даже не нация. Не нация, не народ. Это особая категория, это маленькие люди, сами подобные ещё свои игрушкам, не понимающие и не приемлющие зла. Они недостойны преследования и жестокости.
Показано то немногое счастье, которое было возможно и в 42-м. Музыка — вечность, любовь — вечность, дружба — вечность. Всё прекращается лишь с жёсткой рукой человека со свастикой, но прекращается формально. Сколько таких случаев было, дружбы между людьми, обыкновенными людьми, не разделяющими себя на высших и низших.
Не думаю, что понятие «страна игрушек» хоть сколько-то выручило малыша. Ведь она отняла у него друга.
19 марта 2013
Я смотрела достаточно много фильмов и короткометражек о евреях в годы Второй Мировой войны, о еврейских детях, страдающих ни за что, о семьях, разлученных навсегда, так что к этому отнеслась с недоверием — неужели я увижу что-то новое.
Небольшая ложь навеяла на меня мысли о «Жизнь прекрасна», мальчишеская дружба — «Мальчик в полосатой пижаме», интеллигентная еврейская семья — «Герника» Кустурицы. Но, наверное, этим картинам просто нельзя перестать сострадать и сопережевать. Я каждый раз открываю в них что-то новое. Вот и тут… обычно подобные фильмы акцентируют внимание на страданиях еврейского народа, но это не совсем тот случай. В фокусе обычная немка, сын которой близко сдружился с соседским еврейским мальчиком, поэтому когда пришло время евреям ехать в «страну игрушек», она готова на многое, чтобы ее маленький мальчик не убежал с ними. А ему очень хочется. Ведь что для него соседский мальчик? Враг народа? Жиденок? Еврейское отродье? Дети не мыслят такими категориями. Он его брат «по крови». Они поклялись быть вместе, а значит, Генрих будет сопровождать Давида в эту страну игрушек. Только вот ее не существует. Что значили эти национальные категории для обычных немцев? Ничего. Пустые слова. Ведь даже немецкий офицер, поверив, что еврейский мальчик — немец, называет его «красавцем».
И для меня это история о простых немецких людях, не повинных в кровавых преступлениях режима. Простых людях, матерях и детях, готовых подвергнуться риску, чтобы спасти соседского мальчишку, который виноват только в том, что он еврей.
Музыка тонко подобрана. Она и печальная, и тревожная, и гнетущая, она берет за душу и не отпускает.
10 из 10
10 января 2013
А смогли бы Вы поступить как Генрих? Этот маленький мальчик, любящий своего друга, готов бежать за ним не смотря на холод и запреты. Он невольно изменил жизнь Давида и свою собственную. Дружба жива. Вопреки войне, вопреки злу, вопреки… И эта дружба сильнее всего оружия на Земле.
А смогли бы Вы поступить как Марианна, мама Генриха. Она воспитывает ребенка в нелегкое время, пытается оградить его от жестокости и слез. Да, она врёт про несуществующую страну игрушек, чтобы уберечь сына. Она бросается как львица на его поиски и не замечает унижения фашистов. Она находит вагон и видит семью соседей, видит их глаза, полные отчаяния и безнадежности. Она совершает подвиг и дарит жизнь Давиду, а с тем и спокойствие и надежду семье Сильберштайн, что Давид будет жив. Этот момент настолько трогателен, печален, до боли в сердце. Нет слов… Это невозможно выразить.
Немногие способны на такое… А Марианна смогла, став в одночасье матерью двоих детей.
Давид, бедный мальчик, потерявший многое и нашедший многое. Сколько свалилось на его хрупкие детские плечи. А сколько таких, обездоленных и брошенных, искалеченных войной. Наверное, Давид с годами ощущал еще большую печаль..
Но и еще большая любовь была с ним. Любовь друга, любовь брата.
И как маленький лучик света в этот проклятом мире зла звучит мелодия, которую неуверенно играют мальчишечьи пальцы, и которая становится в исполнении всё тех же, но повзрослевших пальцев все громче и яснее, как память, как надежда, как вера.
10 из 10
6 ноября 2012
Очень глубокая работа.
Буквально считанные минуты на экране. Минимум слов. Гнетущая музыка.
Зато сколько чувств.
Любовь, дружба, надежда, непонимание.
А так же злость и ненависть. Очень точно показано поведение нацистов, в одном кадре он кричит на героиню, в следующем, целует руки. Ведь она немка. И сын красавец — весь в нее. Тонко. Одно только это подчеркивает несостоятельность антисемизма. Еврейского мальчика фашист называет красивым.
Доброе кино. Оно вселяет надежду. На то, что может это и правда было. И может даже это был не единичный случай.
28 января 2012
13 минут. Так мало, но так глубоко. Так мало порой нужно времени, слов, чтобы показать дружбу, выразить любовь своих близких, милосердие. За эти несколько минут мы видим настоящую дружбу двух мальчиков, Генриха и Давида, которую они сохранили на протяжении всей жизни; любовь родителей, готовых отдать своего ребенка и никогда с ним больше не видеться, чтобы спасти ему жизнь; понимание и сострадание со стороны немки, спасающего еврейского мальчика.
Так мало, но о многом… На последних секундах у меня выступили слезы.
8 января 2012
Очень тонкий фильм.
Сначала у меня возникли ассоциации с «Мальчиком в полосатой пижаме». В них действительно есть общее: дружба.
Дружба, которая жертвует. Дружба, которая прощает.
Бруно и Шмуль, Генрих и Давид — все эти мальчики, так или иначе пострадали от войны.
Как объяснить детям, что кто-то должен умирать? За то, что просто родился в семье другого народа?
Но если мать Бруно лишь пыталась сбежать из этого кошмара, не в силах видеть его, то мать Генриха сделала поистине великий шаг.
В одном взгляде можно передать все. Я никогда не забуду взгляд отца и матери Давида, которые поняли, что мама Генриха хочет спасти их ребенка. Крошечная надежда, обреченных на погибель людей, стала, наверное, их последним утешением в жизни.
На последнее, хочется сказать о музыке. Очень тонкая, лиричная, грустная с пронзительными нотами, ведущими в само сердце. Музыка вечна, она не стареет, не меркнет с годами, как и дружба. Дружба Генриха и Давида.
8 октября 2011
Что, если твой друг не может быть рядом? Ты не захочешь это слышать и пойдешь за ним следом. Он твой друг, и плевать на все законы и запреты. Что может быть важнее вас двоих?
Короткие 13 минут, рассказывающие о неравенстве детских судеб и показывающие зрителю насколько велика разница отношения к людям, всего лишь от того, что ты родился не в такой семье «как надо». В чем они провинились? Не в чем. Это их судьба. Судьба каждого из них…
10 из 10
26 июня 2011
Показано всего 13 минут, а я увидела целую историю о судьбах. Это сродни пьесам великого Островского, что-то отдаленное, но похожее, мы не видим всю картину жизни героев, но мы ее понимаем, знаем, что ожидало семью Зильберштейнов и этих двух друзей, для которых не имеет значения кто ты: еврей, немец, ариец, славянин. Они дети и видят людей настоящих. Для одного война не существует, есть пианино, ноты и солнце, а для другого она есть, и это потрясающе показал актер, который играл Давида, в одном его взгляде было сказано все. А героизм женщины, он не громкий, но поистине великий, на такое способны немногие. А самоотверженность мальчика, который всей душой верит, что его друг едет в далекую и потрясающую Страну игрушек, но не собирается отпускать его.
Это потрясающий маленький, но великий фильм о преданности, мужестве и чуть-чуть о жестокой войне и людях, начавших холокост и приветствующих его.
10 из 10
29 апреля 2011
Казалось бы, сюжет довольно простой, не оригинальный. Многие родители врут детям дабы уберечь их от плохого, но правильно ли это? А может ли человек пойти против идеологии его страны и сделать ради ребёнка что-то, что никто бы не посмел? В этом фильме всё не так просто, как кажется.
С самого начала фильм показался мне интересным, но концовка превзошла все мои ожидания!
Мне очень понравилось то, что мать не запрещала сыну дружить с евреем. Она сама знала, что лучше для ребёнка. Очень поразили сцены, где главную героиню перепутали с еврейкой.
Актёры подобраны хорошо. Качество съёмки замечательное. Дополняет всю обстановку.
Этот фильм однозначно надо смотреть. Словами просто невозможно передать своё впечатление.
10 из 10
17 августа 2010
Это короткометражка, поэтому много не напишу. Этот фильм нужно видеть, чем читать рецензии. В 12 минут фильма режиссер показал обычную ложь родителей детям, верность дружбе среди детей (взрослые, а вам поступить подобным образом слабо?), принятие нестандартного решения. Насчет последнего. Я правда не знаю, знала ли героиня фильма о том, как все было на самом деле или нет. Но это никак не влияет на фильм. Если бы не знала — значит приняла решение за 15 секунд. Если знала — тогда это был огромный риск. О чем я говорю? Смотрите фильм. Он не займет много места на компьютере, он не займет много вашего времени. Это как бы концентрация «Мальчика в полосатой пижаме» в 12 минут. С другим сюжетом.
29 июня 2010