Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Солнечная буря |
английское название: |
Solstorm |
год: | 2007 |
страны: |
Швеция,
Финляндия
|
режиссер: | Лейф Линдблом |
сценаристы: | Клас Абрахамссон, Джимми Ланефорс, Оса Ларссон |
продюсеры: | Лена Ренберг, Пер Бувенг, Пер-Эрик Свенссон, Томас Эскильссон, Birgitta Holmar, Хенрик Ларссон, Сюзанна Лундквист, Аса Сьоберг, Брита Сохлберг, Петер Надерман, Нива Вестлин, Petri Lundn, Тор Ёквист |
видеооператор: | Олоф Джонсон |
композитор: | Джимми Ланефорс |
художники: | Мария Сольман Викман, Джаана Фомин |
монтаж: | Кристин Грундстрём, Михал Лещиловский |
жанры: | триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 ноября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Северная Швеция. Заснеженные холодные равнины, и снегоходы не роскошь, а средство передвижения. Вязаные свитера со снежинкой, свечи в стеклянных стаканах и охотничьи домики, занесенные по окна, и северное сияние, поднимающееся откуда-то из дальнего сугроба. Все это не рождественская открытка, а всего лишь антураж, фон событий, разворачивающихся в картине. Чтобы навести нас на мысль, что и в шведском королевстве «прогнило что-то», и таким расчудесным пейзажам не чужды темные детективные истории.
Ребекка (Изабелла Скорупко) работает адвокатом в налоговой службе. Внезапно она получает известие о том, что в ее родном городке Кируне убит молодой пастор местной протестантской секты, а в убийстве обвиняют его сестру Санну, давнюю подругу Ребекки. Она отправляется в Кируну, чтобы помочь подруге и найти настоящего убийцу. Однако отцы секты, в которой состояла когда-то и сама Ребекка, пытаются помешать расследованию. В церкви скрыты неприглядные тайны, и, распутывая их, Ребекка оказывается в смертельной опасности.
Перед нами добротно сделанный и не претендующий на звание интеллектуального кино детектив, но вместе с тем не лишенный вкуса и стильности. Цветовая гамма, сдержанное музыкальное оформление, нарочито малоэмоциональная игра актеров (кроме, пожалуй, пылкой проповеди отца Виктора, которая повторяется в записи) — все подчинено эстетике скандинавского минимализма. И в тоже время все выражает и авторский взгляд, настроение, отчасти любование и меланхолию, отчасти погружение в атмосферу, а значит, и в само действие.
За это прощаешь фильму некоторую сумбурность временнЫх откатов, кажущихся чересчур иллюстративными (это как если бы кто-то рассказывал историю и прерывался бы на отрывистые и не слишком понятные пояснения) и то, что развязка, в принципе, предсказуемая. Впрочем, и здесь найдутся свои непредсказуемые повороты.
Не получается простить создателям лишь пренебрежения актерской игрой. По многим причинам к европейскому кино предъявляются гораздо более высокие требования, чем ко всему мировому вместе взятому. Даже к фильмам ужасов и детективам. И это касается едва ли не в первую очередь актерской игры: именитый соотечественник Линдблома Ларс фон Триер просто-таки выкачивает из актеров эмоции, эмоционально опустошает их (недаром на съемочной площадке «Догвилля» ставили кабинку с камерой, чтобы актеры могли выговориться, когда напряжение зашкаливает).
В данном фильме актерскому составу явно дали поблажку. Акценты смещены на искреннюю игру детей, которые, как известно, не фальшивят. Довольно убедительна в своей роли Изабелла Скорупко, впрочем, роль особых эмоциональных усилий не предполагала. Наконец, Микаэль Персбрандт, за чьим творчеством Скандинавия следит с 1997 года, здесь играет как будто через силу, с натяжкой. Мы-то знаем, как он может играть, как он умеет балансировать на грани психоза (взять хотя бы его инспектора Гунвальда Ларссона в «Беке» и переломную, серьезную роль в «Dag och natt»). А поэтому в «Солнечной буре», совершенно неэмоциональный, даже без привычной для сектантов маски благочестия, его герой вызывает у зрителя растерянность и недоверие.
Между тем явная заслуга этой картины — затронута довольно нечастая для Европы тема сект (в данном случае речь идет о протестантских сектах, а не о сатанистах и прочей нечисти). Особенно ярко просматривается мысль о том, что религия может происходить вовсе не от бога (интересна параллель с северным сиянием, которое кажется героем вратами в рай, но так и остается причудливым природным явлением).
Истории известны случаи, когда секта, прикрываясь благими намерениями, преследует цели, далекие от идеала. Правящая верхушка секты манипулирует религиозными фанатиками в корыстных интересах, в том числе и теми, кто в ослеплении провозглашает себя мессией и верит в свою безнаказанность. Религия давно стала прибыльным бизнесом, в котором, как ни парадоксально, не осталось ни покаяния, ни пощады. Даже в благочинной и правовой Швеции, в которой, кстати, число фашистских организаций перевалило за двести.
16 июня 2010