Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лучшее время года |
год: | 2007 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Светлана Проскурина |
сценарий: | Иван Вырыпаев |
видеооператор: | Олег Лукичёв |
композитор: | Андрей Сигле |
монтаж: | Сергей Иванов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 января 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Бывают истории трогательные, а бывают горькие. Весь фильм пронизан горечью странных отношений между мужчиной и двумя его женщинами. Странные, бессмысленные поступки, совершаемые героями, похожи на поступки не совсем здоровых людей. Впрочем, кто сказал, что любовь не болезнь?
Каждую из героинь играют по три актрисы — девочку, женщину и почти старуху. Это напомнило идею пьесы Эдварда Олби «Три высокие женщины» о взаимопроникновении возрастов, когда ответы перманентно сменяются вопросами, выходы — тупиками, и наоборот.
Взаимная ненависть двух соперниц выжгла их изнутри. Пустые глаза. Невнятная речь старух. Они разучились нормально разговаривать, но почти овладели искусством читать мысли друг друга, и смотреть одинаковые сны под дряблыми веками, давно забывшими, что такое слезы.
Все действие вращается только вокруг них — мы ничего не узнаем ни о родственниках, ни о детях или друзьях. Так получилось, что под конец жизни у этих женщин никого не осталось, кроме друг друга. И кроме воспоминаний о любви к человеку, которого давно нет. А был ли он? Он и в фильме запомнился ничем, в чем особая заслуга актера Евланова.
Но если кто-то хочет насладиться философией любви, красивыми пейзажами и многослойностью смыслов каждого кадра, то это не Тарковский.
19 марта 2012
Какое время года является лучшим? Если не пытаться буквально ответить на этот вопрос, то ответ напрашивается один: «Лучшее время года ли, жизни ли, то, во время которого правит любовь». И это так, потому что именно любовь делает мир вокруг прекраснее, преображая унылые плиты разбитого пирса и грязный пляж, убогую спортплощадку и замызганную коммунальную квартиру. Именно любовь наделяет обычного, ничем не выдающегося и даже более того — весьма примитивного мужчину, чертами того Единственного, о встрече с которым мечтает любая. И насколько сильно преображение, если даже спустя многие годы, этот, уже канувший в Лету, Единственный остается яблоком раздора двух женщин.
Картина Светланы Проскуриной, снятая по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день» рассказывает нам именно об этом.
О чувствах, которые порою переплетаются так сильно, что разобраться где заканчивается ненависть и начинается любовь невозможно. О власти эмоций, способных заглушить доводы разума и инстинкта самосохранения.
Вот они, две сильные женщины… Живут, доживают свой век, хотя закончился он давным-давно, в тот день, когда не стало того, кто был их смыслом жизни. И с этого дня соперницы — вместе. Им нечего больше делить, разве что — память, которая снова и снова возвращает их в прошлое, в их лучшее, как выясняется в конце жизни, время.
Действие фильма, разбросанное не в пространстве, но во времени, оставляет страшное ощущение потерянности. Как будто и не было жизни как таковой, не было долгих лет, не было ничего. Были они счастливы, заклятые подруги, посвятившие себя чувству к тому, кто был наполовину миражом? Стоило ли тратить ту малую толику отпущенных лет в погоне за призраком?
Не найти ответы на эти вопросы. Возможно ли поверить алгеброй гармонию Любви? Да и нужно ли?
Им веришь, этим поразительным актрисам, которые внешне совсем не похожи друг на друга, но так одинаковы психологически. Странно было услышать после мнение, мол, данный режиссерский ход примитивен и невыразителен. Позволю себе не согласится. Пригласив на две роли шесть актрис (Дана Агишева, Яна Есипович, Александра Куликова, Наталья Седых, Ирина Евдокимова, Елена Левинская) Светлана Проскурина, не только предоставила нам возможность в очередной раз убедится в том, что не переводятся у нас в стране талантливейшие актрисы, но и лишний раз подчеркнула — это не отдельно взятая лав-стори. На месте этих двух женщин могли оказаться и другие. Жизнь закручивает сюжеты и посложнее, только всегда ли мы способны увидеть нечто высокое среди повседневности?
Удивительно и то, что при минимуме слов, несущихся с экрана, на тебя обрушивается шквал эмоций и переживаний. Череда крупных планов — и тебе уже ничего не нужно объяснять.
Мужские персонажи словно в противовес женским принижены. Мужчина Их Мечты, сыгранный Михаилом Евлановым, безволен и невыразителен. Любопытно, что он не меняется внешне на протяжении всего фильма, словно подтверждая мысль о том, что в глазах любящей женщины ее избранник всегда идеален. Сосед Вася Сапер, бывший фронтовой мародер — Виктор Сухоруков — ярок, как обычно ярок Сухоруков.
Мужчины «Лучшего времени», незатейливы, предсказуемы и примитивны. Почему они такие в фильме? Можно, конечно, углубится в психоанализ и докопаться до некой причины, но, кажется мне, не так уж это и важно. Просто фильм о женщинах… Но только ли для женщин?
5 марта 2010
Очень тихое и сложное кино в прекрасной зелёной цветовой гамме.
На первый взгляд, всё просто и понятно. Элементарный любовный треугольник. Две женщины, один мужчина. Избитый и до боли знакомый сюжет. Но в течение этих 93 минут ты иногда перестаёшь понимать, что происходит, хотя всё,в сущности-то, крутится вокруг одного и того же.
Это медленный фильм. Невероятной красоты пейзажи, потрясающая испанская музыка, которая хоть как-то добавляла жизни фильму, и тихие редкие разговоры героев. На самом деле я очень сентиментальный человек. Но как же я согласна с Александром Гарриевичем!Этот фильм подобен стене, вроде хочешь сопереживать, но никак. С моей стороны не было вообще никаких эмоций. Где вкус и ощущение жизни?Его даже нащупать-то никак.
Если собрать всё,и сказать в двух словах, то:
Фильм красив. Но к героям не испытываешь ничего. Нет жалости, нет симпатий и антипатий.
Манекены да и только. Как будто картон жуешь, и тебе говорят — ты что, да это же вкусно!
Только из-за музыки, пейзажей и символов
7 из 10
23 мая 2009
Фильм снят в удивительно мягких серо-голубо-зеленых тонах и поразительно тихо сыгран. Мы не видим каких-то ярких красок моря, буйства зелени и сочных закатов. Мы не слышим криков и ссор героев. Они на взводе, в них бушуют чувства, а они даже не повышают голос друг на друга, истерика у них внутри, и зритель видит и чувствует ее, благодаря великолепной актерской игре. За что отдельное спасибо Михаилу Евланову. Одни глаза этого актера передают всю гамму чувств его персонажа.
Фильм полон символов.
Два патрона в двуствольном ружье: один — холостой, другой — с пулей, характеризуют двух женщин в жизни Валентина: Катю и Валю. Колесо обозрения показывает нам круг жизни героев. Кабинки героев поднимались по этому колесу вверх, в своему апогею счастья и достигли его. И на самой вершине Валентин предпочел сойти и прыгнуть вниз, зная, что лучшего уже не будет. А Валя и Катя поехали дальше, теперь уже вниз, медленно и спокойно, и теперь они сидят на одной скамье. Еще понравилось то, что каждую женщину играют три актрисы, символизируя их юность, зрелость и старость. А мужчину, которого обе так любят, играет один Евланов. Это говорит нам о том, что как бы ни менялись эти женщины, что бы в их жизни не происходило, сила их любви в нему была неизменна.
Я любила.
И даже если больше никогда в жизни не смогу этого испытать, я знаю, что это было, и это было прекрасно. Поэтому я могу понять героев. Понять их чувства, их мысли, их желания, их любовь.
Этот фильм оставляет ощущение тихой грусти и того, что все сделано правильно: герои не могли, да и не должны были поступать иначе.
Любите.
Потому что любовь всегда красива, всегда счастлива, какой бы жестокой и несправедливой она ни была.
10 из 10
23 мая 2009
Если найдете себя в эпизодах или в картине в целом, сюжет захватит, утащит, проглотит. Он просто заставит Вас не только досмотреть с интересом фильм до конца, но и, как минимум, даст пищу к размышлению: сравнению, сопоставлению идентичности, ретроспективному моделированию своего бытия.
А как же остальные?! Все остальным хочется пожелать при просмотре испытать чувство радости за то, что в их жизни нет и не будет таких противоречивостей, трагических эпизодов, ненужных стрессов и переживаний. Безусловно, в картине присутствует проблематика морального выбора, но выбора сделано не было. Смерть? Это не выбор:все гораздо прозаичнее-это всего лишь данность, данность присущая всем и вся. Порадуйтесь тому, что у вас впереди или на данный момент есть своеобразный шанс — возможность выбора, то, от чего отказался главный герой.
Картина (и в этом ее огромнейшая заслуга) просит подумать зрителя, над тем, что Вы знаете?, что Вы можете сделать?, на что Вы можете надеяться? И если произойдет ответная реакция: ответы поступят, значит фильм не будет восприниматься как пейзаж безысходности, а окрасится в новые, неведомые ранее краски, которые способны на многое.
… ищущий путь да найдет его…
23 мая 2009
Грустно. Все пронизано безысходностью. Во всем ощущение предстоящей трагедии. Мне грустно и завидно, ведь это была Любовь. Та, что обязательно должна быть трагедией.
Почему-то вспомнился «Гранатовый браслет» Куприна.
И мне совсем не жалко Валентина, он сам выбрал свой путь, точнее, его окончание. Мне всегда жалко тех, кто остается ПОСЛЕ. Труднее тем, кто остался; тем, кто тебя любит.
Непоправима только смерть. Об этом нельзя забывать.
Я не думаю, что жизнь этих женщин разбита. Уверена, что и Катя, и Валентина по-настоящему счастливы. Они в своей жизни испытали настоящую Любовь, которая — Одна, и на всю жизнь. Кто-то сказал, «лучше два года с ним, чем пятьдесят без него». Думаю, что если бы у этих женщин был шанс вернуться в прошлое, ни одна из них не стала бы ничего менять.
У А. Сент-Экзюпери есть прекрасные строки:
«Ты знаешь, чего они ищут — простора, без которого газель еще не газель. Они хотят стать газелями и предаваться своим пляскам. Хотят мчаться по прямой — сто километров в час! — порой высоко взлетая, словно вдруг прямо из-под ног взметнулось пламя. Не беда, что есть на свете шакалы, ведь в том истина газелей, чтобы пугаться, от страха они превзойдут сами себя в головокружительных прыжках. Не беда, что есть на свете лев, ведь в том истина газелей, чтобы упасть на раскаленный песок под ударом когтистой лапы! Смотришь на них и думаешь: их сжигает тоска. Тоска — это когда жаждешь чего-то, сам не знаешь чего… Оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом.»
Он ведь не о животных говорил, а о жизни, о любви, о том, что мы не можем свою судьбу изменить… Катя и Валентина любили его, а его сжигала тоска…
Мы ищем свою любовь, может, даже и не зная об этом, и часто проживаем свою жизнь, так и не найдя ее… Какие же они все счастливые…
10 из 10
30 января 2009
Удивительный фильм. И редкий своей непредсказуемостью. В фильме много диалогов и поступков. И совершенно непонятно, что будет через мгновение. Сценарий настолько затейлив, что понемногу привыкаешь и предугадывать не пытаешься. Потрясающее ощущение.
Безусловно, можно восхищаться жемчужиной фильма в лице Даны Агишевой, но для тех, кому удивительной внешности одной из героинь — мало, еще раз напомню о непредсказуемости всего фильма в целом.
А потому — романтикам, эстетам, любителям фильмов с душой, — рекомендуется. Тем, кто в сей список не попал — вполне можно посмотреть. Ради Даны Агишевой.
12 мая 2008