Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гранит науки |
английское название: |
Rocket Science |
год: | 2007 |
страна: |
США
|
слоган: | «Life is easier done than said.» |
режиссер: | Джеффри Блитц |
сценарий: | Джеффри Блитц |
продюсеры: | Эффи Браун, Николь Коломби, Шон Уэлш |
видеооператор: | Джо Уиллемс |
композитор: | Эф Барзелай |
художники: | Рик Батлер, Галина Гебаровиц, Эрнесто Мартинес, Джей Клейн |
монтаж: | Яна Горская |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6000000 |
Сборы в США: | $714 943 |
Мировые сборы: | $755 774 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 января 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Хэл Хефнер- безнадёжный заика и он боится сказать лишнего слова, поскольку знает, что его ему не сказать. Испробованы многие средства, но лучше от них не стало. Легче смириться и замолчать, однако, предложение честолюбивой девушки мобилизует паренька на сражение. Поначалу, кажется, что за голос, но позже выяснится, что за своё будущее, где ставка — его счастливая жизнь.
Конкурсное пространство дискуссионных битв является лишь насыщенным контекстом для иных взаимоотношений, которые возникают между юношей и девушкой, зазвавшей молодого человека в клуб спорщиков, вбив в голову мысль о способности заговорить, что оказалось жалкой уловкой, когда она, разбивая пару, бросила недотёпу, оставив переживать несбывшуюся любовь.
Отчаяние от обмана рождает у мальчика собственный план, цель которого то ли месть за измену, то ли завоевательный поход за сердцем изменницы, побуждающий нашего героя идти на подвиг публичной риторики, попирая собственную обречённость уверенностью в победе, доказывая свою верность любви.
О да, пусть болтовня никого не обманывает — этот фильм о любви и о целеустремлённости. Слов, действительно много, но за ними стоят решительные действия: после долгих лет совместной жизни отец Хэла расходится с его матерью, а на его ещё не остывшее место напрашивается настырный кореец — сосед, родители приятеля — вуайериста скрепляют трещины брака музыкальной терапией — любовь кругом и её гримасы окрашивают личный опыт очаровательного подростка, досадующего на свою жизнь и судьбу.
Неуклюжесть комичных положений на некоторое время оставляет в тени первого напарника зазнавшейся Дженни, возвращаясь к нему вместе с отважным заикой, поднимая того в последний и решительный бой, где лёгкость застенчивого юмора, спадая, выдаёт душераздирающие волнения школьника, грызущего гранит науки под названием жизнь, окончательно определяя своё место в её широком поле, отказываясь от смиренного принятия своей участи, чтобы делать её самому.
Мудрость вместе с моралью сей повести заключены в финальном диалоге отца и сына, очевидно, крайне важном для тех, кто решает, кем и как быть, отчего удивителен недетский возрастной рейтинг, неведомым образом присвоенный этой картине, аудиторий которой должна быть подрастающая молодёжь, хотя, некоторым выпускникам смотреть её ещё не поздно.
13 мая 2014
Семейная пара отправилась в самостоятельное путешествие. Карты, путеводители и все-такое…
Находясь какое-то время в пути, жена, обеспокоенная тем, что они еще не добрались до пункта назначения, раскрывает карту и с неподдельным ужасом и изумлением восклицает:
— Дорогой, кажется мы движемся не в том направлении!?!
Муж, продолжая целеустремленно рулить, не повел и бровью, напротив, с довольной улыбкой на лице он поворачивается к супруге и спокойно отвечает:
- Дорогая, какая разница в каком направлении мы движемся? Главное, что мы делаем это с максимально возможной скоростью!
В этом, любимом мною, анекдоте раскрывается вся суть навязываемой миру американской/западно-проамериканской культуры, видения жизни если хотите.
Скорость, скорость и еще раз скорость…
И фильм «Rocket science» полон зарисовками того, на чем зиждется современный дядя Сэм, а вместе с ним и остальная прогрессивная и не прогрессивная часть человечества, пытающаяся шагать в ногу с хромающим на обе конечности временем.
Это подчеркивает само начало фильма, он начинается со слов! по стилистике напоминающих речь любого американского президента или политического лидера: «Significance, harms, inherency, topicality, solvency».
Кратко, резко, быстро, а главное ужимисто и непонятно…пусто!
И лишь через несколько мгновений, под символичный аккомпанемент банджо, появляется первая картинка — пара подростков, также резко и второпях жимкающих друг-друга на последних рядах того-же конференц-зала.
Говорим об одном, а хочется совсем другого? Не изменяя стилю.
И каково же было мое изумление, что столь пламенные слова, достойные умов пылких и революционно настроенных мужей, произносит оратор-подросток, выступающий перед почтенно-скучающей публикой на конкурсе дебатов.
Смысл которого заключает в том, хмм, а есть ли смысл? В общем заключается в том, чтобы победить любым способом; переспорив, обескуражив, задавив и как итог пробив броню условного, условного-ли?, противника;
получив заветный трофей-пустышку, не имея при этом собственного мнения, согласно слепому жребию готовясь выступать как «за», так и «против» — третьего не дано.
Кстати о банджо, а этот инструмент появится в фильме еще раз, элегантно и иронично подчеркивая, дополняя и обогащая идею фильма.
Так вот банджо, как и мандолина, является прямым потомком африканской лютни, но главное отличие — это звук. У банджо он более резкий и звенящий, привлекающий внимание и бьющий точно в цель — по ушам (по моим точно), что незамедлительно выделяет его среди любых других инструментов.
И для того, чтобы овладеть мастерством игры на банджо, порой требуются незаурядные способности и прилежание, что само по себе является истинным «rocket science».
Кстати, на просторах интернета можно обнаружить одноименный сайт «RocketScienceBanjo».
На фоне всего этого картонного конкурсно-бутафорного безумия режиссер животворит жизнь Хэла, на первый взгляд едва заметными штрихами бледных оттенков.
И похоже, что в этой жизни его искренне любит и одаривает теплом лишь одно по настоящему живое существо — Шарлотта.
Но шажок за шажком, Хэл растет и раскрывается, словно цветок, прошедший все стадии от семени до цветения…неспешно, неторопливо, внимая мудрости внутреннего голоса, доносящегося из глубин: «Всему свое время».
На самом деле любовь струится в нем самом и получая невразумительный ответ отца на вопрос: «What are you thoughts on love?», отвечает сам: «You know, it shouldn’t be…shouldn’t be like rocket».
За год Хэл действительно повзрослел, не стал старше, а именно повзрослел, сотворил себя сам и за него совершенно не страшно, теперь он точно справится со всем, потому как такой опыт бесценен и постичь такую глубину дано действительно не многим.
Мне вспомнилась великолепно сыгранная, звонкая, но пустая речь подполковника Слейтера из фильма «Scent of woman» и вот проводя параллели между Хэлом и Чарли можно точно сказать, кто есть кто.
В фильме Бреста однобокое «добро» защитило «агрессивно-слепое зло», Чарли по сути так и не вырос, не окунулся в грязь с головой, со всех сторон оставшись в белом, и даже в финальной сцене по сути не смог отстоять себя, прогнувшись и пролетев весь лестничный пролет на спине полковника…
Хэл же, ступенька за ступенькой, прошел сквозь огонь и воду, от любви до ненависти, от поверхностного к глубинному, сквозь множество слоев и вышел победителем — поворотная сцена в ванной с разгневанным братом, разговор с отцом, сладость отмщения при помощи всемогущего «FCUK».
Вы спросите победителем чего? Победителем самого себя, не смотря на все приложенные усилия он победил лишь сдавшись, но не просто выбросил загодя приготовленный белый флаг, а собственноручно соткал его.
И как итог — трофей, заслуженная пицца!
Интересно перекликается ли имя героя с «Hell»?
Вообще фильм наполнен американским юмором, не высмеивающим, а задорно смеющимся. Пожалуй это первая, увиденная мною, американская картина в которой юмор столь тонко вплетен в сюжет…
И еще из параллелей, для меня этот фильм стал младшим братом «Магнолии» Пола Томаса Андерсона.
Не знаю почему, может потому что ноги растут из того же места. Только «Rocket science» чуть топорный и мило неуклюжий, словно неоперившийся юнец, но при этом живой и задорный.
И однажды, через много лет, о преодолевшем все испытания Хэле, некий голос наблюдателя с уважением скажет:
«…он достиг определенной чистоты сердца, потому что прошел через желания и увидел, что все желания ведут к разочарованию. Эти желания — воспоминания прошлого. Он жил во всевозможных отношениях и увидел, что любые отношения становятся адом. Он прошел через все темные ночи души. Он достиг определенной отстраненности — чистоты наблюдателя. Его больше не интересовало участие ни в какой футбольной игре…»
8 из 10
(Не потому что фильму чего-то не хватает, а потому что есть куда расти)
П. С
Для меня лично фильм и cool tribute композиции «The Final Countdown» от «The Social Services» сплетаются воедино… не просто полны надежды, они живы:)))
23 декабря 2013
К граниту и к науке фильм конечно никакого отношения не имеет.
Зато у него много общего с фильмом «Король говорит», который был обласкан кинокритиками. Возможно именно после просмотра «Гранита науки», создатели «Короля» вдохновились на съемки.
Главный герой — умный мальчик, который заикается. Мальчик наделен хорошим интеллектом и эрудицией, однако выразить свои мысли красиво и лаконично неспособен.
Влюбившись в девочку-оратора, мальчик решается принять участие в школьных дебатах. (кстати прекрасная форма, развития детей, которая к сожалению отсутствует в наших школах)
Развод родителей, проблемы в семье, любовь и дефект заикания максимально осложняет задачу.
Одним словом «Гранит науки» подростковая драма.
Хорошим понятным киноязыком, рассказывается о чувствах подростка, который делает первые шаги в жесткий и порой жестокий взрослый мир.
Рассказ получился трогательный, и поучительный.
Фильм к сожалению прошел достаточно незаметно, не был обласкан кинокритиками, и солидными сборами в прокате, однако от этого он теряет своей очаровательности. Рекомендован к просмотру всем, кому понравились фильмы уровня Король говорит, Маленькая мисс счастье и т. д.
10 августа 2011
Соревнования, о которых идет речь в данном фильме, в России не пользуются большой популярностью, однако вследствие очевидного влияния западной культуры кое-где и в нашей стране появляются очаги данного увлечения. О чем речь? О соревнованиях под названием High School Debates в оригинале, в переводе на русский — межшкольные дебаты, если хотите. Упрощенно суть этих соревнований можно описать следующим образом: есть две команды, есть предмет дебатов, по результатам жеребьевки каждая из команд должна представить аргументы либо «за» предмет дебатов, либо «против» него. Частота слов, вылетающий с языка конкурсантов, сравнима с частотой вылета пуль из дула пулемета. Победа, само собой, достается более искусным спорщикам.
Название этого фильма в оригинале звучит как Rocket Science. В английском языке это идиоматическое выражение употребляется в основном в негативной форме (it`s not rocket science) и означает нечто не очень сложное для понимания или исполнения, т. е. если убрать отрицание, то получается наоборот — что-то, требующие значительных умственных/физических усилий для понимания. Поэтому «Гранит науки» — это не совсем точная (если не сказать больше) адаптация англоязычного названия этого фильма.
Главное качество, которое отличает топового спорщика от всех остальных, — это отсутствие собственного мнения по вопросу дебатов, ибо спорщик должен быть готов приводить аргументы как «за», так и «против» предмета дебатов — тут уж как распорядится жеребьевка. Так считает Джинни — звездочка школьных дебатов из команды школы Плэйнсборо. Видимо, другое мнение было у Бэна, другой звезды команды из Плэйнсборо, — иначе, как можно объяснить то, что посередине своей речи он вдруг замолк, задумавшись над словами, которые произнес за мгновение до этого? В итоге место для кубка за первое место на соревнованиях штата Нью Джерси, которое Джинни уже подготовила для желанного трофея в своем шкафчике для наград, так и осталось пустующим.
В то же самое время, когда Бэн Вексельбаум потерял дар речи на межшкольных дебатах, в домике на другом конце Нью Джерси также воцарилась тишина, хотя за несколько минут до этого здесь имела место быть ссора между родителями двух подростков Хала и Эрла, которая завершилась развалом семьи — их отец был вынужден уйти. Это событие лишь добавило масла в огонь проблем Хала, главной из которых, несомненно, была его речь: в отличие от ораторов из команды школы Плэйнсборо из-за заикания он не мог даже и двух слов связать. Однажды, когда Хал и Джинни возвращались домой в одном школьном автобусе, последней пришло в голову подсесть к заикающемуся подростку и в ходе беседы завербовать его в школьную команду спорщиков, убедив Хала в том, что его мозг идеально подходит для такого рода соревнований.
Уверенности, которую вселила в него Джинни, Халу хватило надолго: несмотря на неудачи он продолжал испытывать судьбу и пытаться овладеть искусством красноречия. Его не сломили ни предательский выход из команды его рекрутера Джинни, ни исключение его самого из команды школы Плэйнсборо. Жанр этого фильма — не сказка, а драма, поэтому чуда не произошло и звездой этих соревнований Халу стать было не суждено. Однако как минимум одну важную победу он все-таки одержал: пусть и не с первой попытки, но ему удалось-таки выговорить слово «пицца» и получить законную награду — не один, а аж три кусочка этого лакомства, которое долгое время для него оставалось недоступным по той причине, что он никак не мог выговорить его название.
В общем, фильм о тараканах в голове каждого из нас: о том что они есть в голове у каждого — сомневаться не приходится, потому что именно эти насекомые делают каждого из нас по-настоящему особенным и не похожим на других. Схожие чувства у меня в свое время вызвал просмотр фильма «Дурная привычка» (Thumbsucker), несмотря на то, что какого бы то ни было внятного мостика между этими фильмами я проложить не могу.
11 марта 2008