Гнездо жаворонка
La masseria delle allodole
7.8
6.5
2007, драма, история
Италия, Франция, Испания, 2 ч 2 мин
12+

В ролях: Пас Вега, Мориц Бляйбтрой, Алессандро Прециози, Анхела Молина, Арсинэ Ханджян
и другие
1915 год. Два армянских брата Арам и Асатур не виделись друг с другом 20 лет и мечтают о встрече. Один из них — успешный доктор, эмигрировал в Венецию, и женился на итальянской графине, другой — землевладелец в маленьком городе Анатолии, где он уважаем и любим не только влиятельным армянским сообществом, но и местными властями Турции. Асатур и его семья собираются выехать из Венеции в Анатолию. Арам готовится к торжественной встрече брата. Он реставрирует старую виллу, под названием Гнездо Жаворонка. Там они родились и выросли, играли, взрослели и учились противостоять жизненным трудностям. Но их встрече не суждено случиться. Начинается Первая мировая война. Италия закрывает свои границы, а турецкие военнослужащие получают приказ уничтожать армянские семьи.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гнездо жаворонка

английское название:

La masseria delle allodole

год: 2007
страны:
Италия, Франция, Испания, Болгария, Германия
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Джузеппе Ланчи
композитор:
художники: Андреа Кризанти, Лина Нерли Тавиани, Лаура Казалини, Румьян Дмитров
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 10000000
Сборы в России: $110 239
Мировые сборы: $1 563 640
Дата выхода
Мировая премьера: 14 февраля 2007 г.
на DVD: 26 июня 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 2 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Гнездо жаворонка», 2007

Видео: Трейлер (Гнездо жаворонка, 2007) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Гнездо жаворонка», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Гнездо жаворонка», 2007

Этот фильм заинтересовал меня сюжетом. Я подумала, что на примере отдельно взятой семьи, нам покажут драму целого народа. Тем более, что, в отличие от широко распространенной темы геноцида еврейского народа, тема геноцида армянского народа не поднимается в художественном кино.

Но с самого начала просмотра «хотелось титров в конце». Только из-за уважения к данному безумно трагическому историческому факту, я досмотрела фильм. Очень жаль, что данная тема «не досталась» Спилбергу или на крайний случай Михалкову (в первом случае получился бы «Список Шиндлера-2», а во втором — «Утомленные солнцем-следующий по счёту»).

Здесь мы имеем какую-то мелодраму. Только умом понимаешь весь ужас происходившего в реальности, а на экране это передать, к сожалению, не удалось…

Надеюсь, будет ремэйк или другие художественные произведения рассказывающие широкому зрителю об этой трагедии.

Этот фильм можно порекомендовать к просмотру исключительно из-за поднятой в нём темы.

6 из 10

29 августа 2016

Гнездо жаворонка

«Гнездо жаворонка» — экранизация братьями Тавиани романа Антонии Арслан о геноциде армян в Османской империи, выполненная в стилистике телесериала с обилием средних планов и педалированием сентиментальных акцентов. Интерьеры выглядят несколько вызывающе своей искусственностью, дизайнерской декоративностью, что отстраняет зрителя и мешает его идентификации с персонажами и погружению в повествование.

Визуально эффектный выбор на главные роли либо этнических армян (например, жены А. Эгояна А. Хэнджян), либо чрезвычайно похожих на них итальянцев, делает изображение гламурно-усредненным, приглажено-красивым. Представление о художественной несостоятельности картины можно составить себе в первые двадцать минут: помимо телеэстетики и бьющей через край сентиментальности сильно отталкивает прямолинейный идеологический пафос и показ варварства и национализма турок тех лет посредством прямолинейных прокламаций, которыми наполнены диалоги.

Тема геноцида диктует моральную однозначность, даже ригоризм формулировок, но в отличие, скажем от «Списка Шиндлера», в «Гнезде жаворонка», как и в «Арарате» Эгояна, она никак не компенсируется богатством психологических характеристик и палачей, и жертв. «Гнездо жаворонка» — тайм-аут в режиссерской карьере Тавиани перед художественным триумфом «Цезарь должен умереть», оправдавшем их многочисленные эстетические неудачи 90-х.

31 декабря 2015

Нестираемая страница истории

У меня на работе должность системного администратора одно время занимал армянин по имени Норайр. Однажды нам вместе нужно было отправиться по рабочим вопросам и тогда разговор зашёл о геноциде его народа. Он рассказывал истории, а сам я понимал, что эту беду он воспринимал как свою личную. После ещё несколько раз мы заговаривали об этом и Норайр всё также с болью пересказывал те страшные дни из жизни армян. А как-то в сериале «Универ» герой актёра Арарата Кещяна Майкл сказал своему недалёкому другу Кузе, что он хоть и армянин, но ездит отдыхать в Турцию. Геноцид армянского народа наложил огромный отпечаток на этот этнос, сделав их более сплочёнными. На примере же этого можно смело утверждать, что национализм — это большая беда, которая рано или поздно приводит к трагическим последствиям, влияющим на всю мировую историю.

Страшную историю беды в Турции на основе одной семьи показали итальянские братья-режиссёры Витторио и Паоло Тавиани в фильме «Гнездо жаворонка», выбрав для фундамента сюжета книгу Антонии Арслан. Молодая девушка-армянка Нуник (Пас Вега) встречается с солдатом-турком. Нуник понимает то, что такие встречи вызовут крайнее недовольство со стороны семьи, слишком уж у армян проявляются внутриэтнические ценности. Да и сама Нуник не уверена в выбора. Возможно, если бы она согласилась уйти с турком, то смогла бы спасти хоть кого-то, но никто ещё не знал, что новая турецкая власть ненавидит армян и готовит им ужасную участь. И вот уже Нуник в обществе тех, кому ещё оставили жизнь, идёт по дороге, не зная, когда их настигнет смерть, ведь убийство армянина не являлось преступлением. Дорога к месту, названному «Гнездо жаворонка», стало дорогой не жизни, а смерти.

Братья Тавиани не стали нагружать и без того душещипательную историю многочисленными эпизодами насилия, но и те, что всё-таки оказались в фильме было достаточно, чтобы понять насколько было великим зло, родившееся в умах турецких националистов. Фильм разбит на несколько частей, точнее ответвлений от основной движущей силы картины — изгнание армян — кто-то всё ещё пытается спасти хоть кого-то, таким образом очиститься от своего предательства, кто-то не может уже смотреть на издевательства, которые сплошь и рядом случались по дороге изгнания, кто-то же совсем опускает руки, не веря, что шансы на выживание ещё есть. От этого от фильма веет безысходностью, скорбью, мрачностью — и это самые лёгкие слова, которые удалось подобрать, чтобы выразить свои ощущения от увиденного в ленте. Братья Тавиани действительно не стали усугублять свой фильм насилием, за что им отдельное спасибо, потому что и так было понятно, что даже они показывают всё в весьма ослабленных цветах.

Пс Вега, игравшая главную героиню, действительно похожа на армянку, хоть сама она испанка. Но это обе экспрессивные, весьма эмоциональные нации, так что получилось принять Пас Вегу как армянку. Долгое время её героине Нуник удавалось избегать трагического исхода турецкой ненависти, но история геноцида армянского народа такова, что рано или поздно должно было произойти нечто ужасное. Но если бы это был только миг, к тому, что произошло сопутствовали страшные события, которые напрямую вытекали из того страшного периода истории. Среди знакомых зрителю актёров можно отметить немца Моритца Бляйбтроя и французских актёров Чеки Карио (кстати, сам он родился в Стамбуле) и Андре Дюссолье. Я их выделаю только потому, что их может узнать зритель, а так каждому из них уделён свой фрагмент фильма, каждый нёс свою ношу в нём, что, в свою очередь, делали и другие актёры, которых достаточное количество, но, поверьте, Вы не запутаетесь, если решите смотреть «Гнездо жаворонка», каждый персонаж, каждая сюжетная нить — это как частичка единого целого, ставшего народным трауром целого этноса.

«Гнездо жаворонка» — это не только фильм, основанный на трагических событиях, случившихся в истории человечества, это ознакомление с тем, как националистическая ненависть к нацменьшинствам приводит к таким последствиям, что многие хотят перевернуть эту страницу истории и заставить позабыть о ней, но такое забывать нельзя. Фильм не изобилует ужасающими моментами, но и те, которые есть в нём, могут заставить человека содрогнуться.

8 из 10

7 сентября 2015

Слезы жаворонка

Я давно уже собиралась посмотреть эту картину, но меня все время что-то удерживало. И вот. Я это сделала. Никогда еще я так не плакала из-за фильма, слезы струями текли из моих глаз, и я не могла остановить их. Думаю, ни один человек не останется равнодушным после просмотра этого потрясающего фильма.

Я безмерно благодарна всем людям, которые работали над этим фильмом, за то, что у меня была возможность посмотреть эту картину. Конечно, в фильме есть маленькие недочеты, но они никак не искажают главную мысль, которую до нас хотели донести, не стоит винить за это режиссеров и сценаристов, ведь они старались преподнести все как можно более реалистичней: мы слышим армянские мотивы и песни, видим армянский танец — кочари(возможно, не совсем правильно показанный, но всё же).

Авторы показали нам мирную красивую армянскую семью, члены которой никогда никому на причиняли вреда, а наоборот, даже помогали бедным, насколько могли. Но даже их настигла турецкая рука. Она никого не пощадила.

Это история лишь одной семьи пострадавшей во время Геноцида армян, но как много она значит. Сейчас уже прошло много лет со времени этих ужасающих слитый, но этот фильм ранил меня в самое сердце.

10 из 10

29 декабря 2014

Гнездо жаворонка

Ну что, перед нами зарисовка известных печальных событий. Авторы фильма стараются показать все вдохновенно и академично, последовательно сгущая атмосферу ужаса убийств ни в чем неповинных граждан собственной страны. Известные актеры дополняют ленте значимости. Пас Вега, Чеки Карио, Андре Дюссолье, Анхела Молина — как будто своим участием в этой ленте подписываются под осуждающей гражданской позицией. По сути, перед нами ведь яркая зарисовка определенной трактовки произошедших событий. Благо дело, гуманисты братья Тавиани жалеют зрителя не выпуская большую часть визуальных джинов насилия на кинопленку. Несколько убийств и несколько подробностей. Не более. Куда точнее все безумство передадут голодающие дети.

Увы, но односложность сюжета и некоторая заведомая трагичность служат негативную службу — слишком уж много в этом фильме прагматичного. Создатели ленты, как будто не фиксируют свое внимание на истории, а спешат зафиксировать единственно верную точку зрения. Стоп. «Последний король Шотландии», «Отель Руанда», «Майриг» — это все фильмы о личных трагедиях, заодно весьма подробно раскрывающие вопросы происходивших на планете геноцидов. Эти ленты гораздо более многозначительны, чем обычные визуализации прошедших событий. Наверное именно такого креатива и не хватило «Гнезду жаворонка». К сожалению, зритель, которому вся эта проблематика неизвестна скорее всего узнает из фильма просто о резне беззащитных. Вот и получается, что европейский зритель получает односложную картину с неубедительной Пас Вегой в главной роли. А ведь можно было бы и рассказать о том самом процессе, в котором собственно слово «геноцид» и было изобретено.

6 из 10

24 июля 2014

Слезы Армянского народа

«Гнездо жаворонка» — историческая драма 2009 года, снятая итальянскими режиссерами Паоло Тавиани и Витторио Тавиани. Фильм получился очень сильным и невероятно трагическим. Его история шокирует, и без слез ее смотреть невозможно. Перед нами смутное время 1915 гола, когда Италия закрыла свои границы, а турецкие военнослужащие получили приказ уничтожить все армянские семьи. Мы видим главных героев — армянскую семью, которая прячется в поместье под названием Гнездо жаворонка. Здесь и случится страшная трагедия и прольется кровь…

После просмотра этого фильма у меня был неприятный осадок, ведь мне было очень и очень жаль несчастных героев этой трагической истории. Мы видим слезы Армянского народа, и то что виновники за свое преступление вины никакой не понесли и справедливости не было, а от этого эта история становится еще печальней. Все армянские мужчины были сразу же убиты, а женщины долго шли и страдали, а кто пытался убежать, того ждала страшная смерть. Ужасная история. Было страшное время, и мне очень жаль этих несчастных людей.

Режиссерская и операторская работа в этой драме неплохая, и при просмотре чувствовался европейский стиль. Актеры все играли четко и чисто, и смогли передать всю ту большую драму, превращенную в трагедию тех людей. Ранее мне неизвестная актриса Пас Вега после этого фильма хорошо запомнилась. Она играла шикарно, а ее героиня была настоящей личностью. Концовка же меня просто убила, и ее героиню было жаль больше всех. Немецкий актер Мориц Бляйбтрой весьма талантливый и интересный европейский актер, и я его давно знаю. В этой драме он играл неплохо, и составил красивый дуэт с Пас Вегой. Также мне запомнилась после этой драмы Арсинэ Ханджян. Она сыграла очень хорошо: драматично, трогательно и душевно. Сцена с обезглавливанием ее мужа, меня просто обескуражила и шокировала…

История этого фильма одна большая и долгая драма, которая была на самом деле, и перед нами грустная история Армянских семей, которые были уничтожены во времена Первой мировой войны…

8 из 10

15 апреля 2014

Так уж сложились, что тема холокоста (геноцида евреев во время Второй Мировой войны) в кинематографе получила столь большой культурный размах, что многие западные фильмы о самой войне стали сводиться непосредственно к описанию и осуждению холокоста, а сама война является как бы фоном для сюжета. Бессчетное количество фильмов о холокосте привело к тому что историчность ужасных событий тех лет померкла на фоне их «кинематографичности», и о преступлении нацистского режима против еврейского народа люди узнают в основном со слов западных режиссеров, а не историков. В той или иной степени, можно говорить о том что холокост в кино сформировался в некоторый собирательный универсальный образ со своими архетипами, типичными сюжетными линиями и моральными выводами, следующими по завершению. Снимающему фильм о холокосте режиссеру остается выбрать лишь художественные средства и степень интегрированности того самого образа в сюжете, ибо вопрос о выборе стороны конфликта не стоит изначально, а моральные выводы сделаны уже давно.

Но еще более удивительно, что тот сам «кинематографический холокост» стал шаблоном для ряда фильмов вообще о геноциде и расовых притеснениях. Вот например лента «Гнездо жаворонка» должна повествовать о геноциде армян турками во время Первой мировой войны, а рассказывает… снова о холокосте. Точнее сказать, о том холокосте евреев, который все привыкли видеть в кино и к которому волей-неволей так сильно привязались авторы, погрузив в эту сюжетную и художественную среду события совсем других лет и другой страны. Османская империя была большей частью азиатской страной с азиатскими обычаями, вестернизированна она была лишь отчасти и в просвещенных слоях. В фильме такой страны нет и в помине, нет пульсирующей в агонии мировой войны азиатской империи, а создается впечатление что все события происходят где-то в пригороде Италии или Испании, среди благоухающих поместий, окруженных, улыбающей своей уютной простотой, крестьянскими домиками. Нет в фильме и собственно азиатов, коими большая часть армян и турок в то время безусловна была в своей ментальности, европейским актерам играющим их катастрофически не достает темпераментности и чувств! Культурные солдаты и офицеры в опрятной форме пытаются изображать «младотурок» — свирепых и фанатичных азиатских националистов, но на экране мы видим даже не эсесовцев, а в лучшем случае испанских франкистов и то где-то 50—60ых годов, которые приходят по наводке в подпольный коммунистический кружок и с холодно-протокольным выражением лица арестовывают его членов. Вообще солдаты османской армии в этом фильме будто бы выдавливают из себя жестокость, словно их заставили делать что-то странное и непривычное, в то время как резня царившая в то время, творилась в атмосфере полнейшей безнаказанности и подогревалась религиозными и национальными чувствами, стоит почитать хотя бы отрывки из воспоминаний людей которые пережили геноцид, чтобы это понять. Или хотя бы вспомнить образ турецкого офицера из «Лоуренса Аравийского»!

Помимо вышеописанного, в фильме наличествуют типичные недостатки, связанные с посредственной игрой актеров — матерей и жен будто бы заставляют плакать и кричать, когда убивают их сыновей и мужей, и большую часть времени они находятся в каком-то странном нерешительном ступоре. Пас Вега абсолютно не подходит для каких-либо исторических ролей, в этом фильме всё в ней как и всегда прямо кричит о современной девушке, и играет она в первую очередь персонажа любовной драмы.

В общем и целом фильм не удался. Получился неубедительным, не зрелищным и не цепляющим за душу, несмотря на все старания авторов и явного уважения к выбранной теме. Но превратив турецких армян начала века в европейских евреев-интеллигентов, а младотурок в подобие европейских нацистов, авторы уже изначально поставили крест на потенциале «Гнезда Жаворонка», как крепкой художественно-исторической ленты.

5 из 10

17 октября 2013

Армянский народ

Фильм не особо впечатлил меня, но понравился режиссерский и актерский состав, так же существуют несколько моментов в этом фильме, которые мне понравились, великая армянская трагедия распространяется среди других народов на экранах телевизоров и кинотеатров, но не совсем дав понять через, что прошел армянский народ. Фильм достаточно слабо отражает ту реальность, которая присутствовала в дни резни армянского народа. В фильме мы в основном видим жизнь богатой семьи, их отношения с турками. На этой картине я увидел лишь малую часть того, что описано во многих учебниках истории. В тех моментах, которые пережил бедный народ, каждый из вас увидел только одну, две семьи, перед которыми в основном кружится сюжетная линия, а теперь представьте себе, если бы сюжетная линия крутилась над каждой жестоко вырезанной семьей, к чему я клоню, фильм нужно было снять более жестоко, не нужно было скрывать некоторые сцены насилия над женщинами и убийствами мужчин. На одних фотографиях все выглядит ужасающе, но фильм к сожалению не смог передать этого.

Каждый человек должен понять посмотрев этот фильм, какая же потеря для армянского народа была в кровавую дату 1915 года! Сопоставив это к населению Армении, можно ужаснуться ибо 1,5 миллиона армян для Армении — это бОльшая часть населения, плюс 2,5 миллиона депортированных армян. Что касается выдуманной любви между турком и армянкой — посмотрите правде в глаза, он ее не любил, все это страсть, я не увидел той истинной любви, неужели у него не хватило мозгов спасти свою любовь? Другая сторона фильма, больно любящая турецкая женщина и ее муж, якобы хорошо относились к армянской семье, спросите себя сами, почему они не сумели спасти их, неужели это так трудно? Но я не против таких фильмов, они дают вспомнить красные страницы Армении и черные страницы Турции.

5 из 10

9 февраля 2012

Жаворонок — птица ранняя

Судьба моего народа интересовала меня с самого детства. И, наверное, нет ничего, что смогло бы так больно вонзиться в сердце, как история геноцида армян 1915 года. И когда сейчас, спустя почти столетие, страна — агрессор пытается перевернуть прошлое с ног на голову, показать, что виною тем событиям были сами армяне, или вовсе не признать произошедшего, становится до боли обидно от вопроса, а для чего все это было нужно, и возможно ли это оправдать.

Однако я помню момент, когда мне захотелось взглянуть на кровавые события несколько по-иному. Мне посоветовали картину Паоло и Витторио Тавиани «Гнездо жаворонка», основанную на книге итальянской писательницы Антонии Арслан.

Фильм повествует о маленькой деревне в Турции, заселенной армянами.

… Они жили в согласии как между собой, так и с турками. И не было ничего, в чем зритель заподозрил бы неладное. Однако суровое предзнаменование разрушает мирный уклад. Дед, умирая, видит кровавое пятно на окне и, едва успевая предупредить внука об опасности, умирает. С того момента в глазах ребенка Аветиса появляется непреодолимый страх — за себя, семью, народ.

Этот страх разгорается с двойной силой на похоронах деда, когда мальчик видит только вошедших турок, которые пришли проститься с умершим. Необходимо признать, что презрение армянского народа к туркам в данном эпизоде возрастает, так как с давних времен известно, что кавказские народы особо сплочены не столько в радости, сколько в горе. И даже в такой трагичный символический момент жизни армян, когда умирает дед, турки не боятся брать на себя такой грех, как убивать последнюю надежду людей на мирное сосуществование.

Главной сюжетной линией, пронизывающей фильм красной нитью и нагнетающей волнение зрителя с каждой минутой все сильнее, становится история любви, разгоревшейся в душах Нуник и солдата. Любовь, которая не имеет никакой перспективы, связавшая турка и юную красавицу армянку, оказавшуюся на распутье, меж двух огней, очаги которых — родной народ и любимый человек.

В воздухе пахнет дурным предзнаменованием, а в семейной усадьбе жаворонков (автор дает именно такое название) пробегают последние дни спокойной размеренной жизни. Антония Арслан не случайно называют свою книгу именно так. Жаворонок — ранняя птица, подобно армянам, которым было суждено рано улететь, кому-то даже не прожив ни одного дня. Эта картина также обрисована в фильме. Мать рожает ребенка, волочась по пескам к неминуемой смерти, а турки запрещают оставлять в живых рожденных мальчиков. И женщине приходиться убить своего малыша. И в знойных песках, меж спинами двух женщин, хранительниц армянской гордости, боли, слез и отваги, находит покой новорожденный, едва глотнув воздуха.

Зритель может застать всю большую армянскую семью за завтраком. Большой стол со вкусными блюдами, приготовленными умелыми женскими руками, овеянный теплом и заботой, уже ждет своих едоков. Однако вместе с ними в дом приходят нежданные гости. Турки окружают семью, рассматривая стол. А один из них даже набирается наглости и нарочито разливает стакан сока на стол, говоря этим: «Мы испортим вашу идиллию, и все будет так, как пожелаем мы». Увидев вошедших турок, Аветис залезает под стол. И там, под его покровом и в окружении всей семьи ему все равно нет защиты.

Фильм «Гнездо жаворонка», до краев полный тяжелыми рассказами о жизни армян в Турции, стал моим любимым потому, что автор не ставил целью вызвать ненависть к туркам, а старался лишь еще сильнее приблизить нас к своему народу, сделать так, чтобы мы сквозь столетие, живо почувствовали ту же самую боль, которую испытали наши предки.

Автор показывает, что то, что имело место, было необходимо только правящей элите Турции, что ни один обычный турок этого не хотел. Как тяжело было мужчине, полюбившему Нуник и вынужденному убить ее собственноручно. Как горестно было жене полковника турка, знавшей о том, что произойдет с армянским народом. Ведь именно эти же самые армяне пригласили ее на их домашний праздник. Как мучительно было турецкому солдату убить врача — армянина, некогда спавшего ему жизнь. И тот же ребенок, принявшей смерть от собственной матери, не позволил турку поднять на него оружие. А вернее, турок этого не позволил. В душе каждого из них стоял вопрос, как избежать всего этого. Но, к сожалению, вопрос так и не получил ответа, обрываясь лишь жутким страхом.

Повинуясь приказу, они истребили и обрели на вечные гонения несчастных людей. Для чего они это делали? Просто боялись, однако это их все же не оправдывает.

Ведь страх тогда жил в каждом. Просто в ком-то он пересилил порядочность и чистоту, не оставив места совести. А кто-то смог превратить его в отвагу, с которой уже не страшно было смотреть в глаза смерти, уносившей самых близких.

Фильм`Гнездо жаворонка» подобен галерее образов и палитре человеческих чувств. Здесь мы видим непреодолимую любовь к своему народу, к своей семье, к своему дому, к женщине; отвагу, с которой люди смотрели в глаза смерти; мужество такое, какое способно подвигнуть мать на убийство ребенка; самоотверженность, давшая возможность юным девушкам продавать себя за кусок хлеба, который разрывали изголодавшиеся дети.

Конец фильма неоднозначен. На скамье подсудимых сидят турецкие офицеры, при первой возможности напевающие гимн своей страны, свидетельствующие тем самым о лжепатриотизме, и свидетель — турок, нож в руке которого нанес холодный удар в сердце Нуник, но на то была лишь ее воля. Подобное противопоставление говорит о том, что всегда найдутся люди, считающие, что геноцида не было. И в то же время, память о пострадавших армянах всегда будет жить. Остается признать лишь одно. Как бы современники не называли происходящее сто лет назад бесчеловечное преступление против всего армянского народа, признавали или вовсе бы отрицали — оно имело место. В истории. А значит, никогда не исчезнет и не забудется.

5 февраля 2012

Этот фильм невозможно просто смотреть

Вот читаю здесь рецензии к фильму и удивляюсь. Как можно осуждать сценарий этого фильма??? Здесь 70 % сценария сделала история! Остальное основано на романе.

Нельзя говорить что плохо то, что было на самом деле. Вдумайтесь только! Скоро уже будет век со дня этой трагедии, но каждый год 24 апреля каждый армянин встает утром с долгом пойти в церковь и на митинг! Народ не забудет этого как бы не старались!

Очень надеюсь что факт геноцида до 100-летия официально примут большинство стран и это будет первым глобальным шагом к миру! А пока… Пока только ненависть и чувства несправедливости!

Фильм «Гнездо жаворонка» показал историю только одной семьи, а ведь таких как они были миллионы.

Я не мог просто посмотреть этот фильм, так как во мне перемешалось столько чувств. И самый трогательный момент в фильме, это когда мать убивает собственного ребенка, которого только что родила только из-за того, чтобы его не убили турки, ведь тогда убивали абсолютно всех мужчин! В этот момент, думаю, плакали почти все!

Когда посмотрел фильм в первый раз, он оставил на меня большое впечатление, и второй раз посмотрел только через 3 года, но ни один эпизод не был забыт.

Пусть справедливость восторжествует…

10 из 10

9 августа 2010

Об этом стоит говорить!!!

Ура! Ну наконец-то нашел время и посмотрел фильм с лирическим названием «Гнездо жаворонка» и мягко сказать разочарован, ожидания как всегда сыграли со мной злую шутку.

Но обо всем по порядку! Первое что бросается в глаза это театральность и фальшивость всего происходящего, знаменитый возглас Станиславского о неверии, десятки раз проносился гулом в моей голове, что весьма странно, вспоминая о былых ролях и заслугах актеров, задействованных в фильме. И если это обвинение весьма субъективного рода и на него можно не обращать внимание, памятуя о известном(на вкус и цвет товарищей нет), то следующее мое замечание куда более объективное и достойное большего внимания.

Фильм, как произведение искусства, должен (и я на этом «должен» настаиваю), воздействовать на человека двумя способами, эмпирическим и рационалистическим, это тандем двух дополняющих друг друга противоположностей, инь и янь познания. Эмпирический образ воздействия оперирует визуальными эффектами и апеллирует к нашим человеческим чувствам, будь то жалость, презрение или же ненависть, в свою очередь рационалистический метод, обращается к нам, посредством возникающих вопросов и последующим за ним, поиском ответа! Так вот чего я не увидел в фильме, так это второго составляющего! Рационалистического метода воздействия! Моментов заставляющих нас переживать всем сердцем за героев картины, безмерное множество, кровь на стенах комнаты, бездыханное тело маленького мальчика и в конце концов сцена умерщвления младенца, только безумца может не тронуть до глубины души, но на этом вся картина и заканчивается. Нет ни одного поставленного вопроса! Ни одного! Фильм похож на бессвязный набор ужасных сцен насилия, коллаж лишенный идеологического стержня.

Любовная линия в фильме, настолько скудна и не прочувствованна, что о ней не стоит даже и говорить!

И еще много того, что можно с видом интеллигентного брюзги, охарактеризовать со знаком «минус». Но в чем действительно фильм меня порадовал, так это в исторической справедливости. Проблеме геноцида армян посвящено ничтожно малое количество исторических очерков и работ и еще меньшим вниманием ее(эту проблему) обделил кинематограф и литература. А ведь удели, тогда мировое сообщество, больше бы времени разбору этого злодейского акта насилия над целым народом, может мы сейчас бы и не знали, что такое НСДАП, Освенцим и газовые камеры!

Поэтому, мое мнение

6 из 10

30 августа 2009

Для начала я хотел бы поблагодарить режиссёров данной картины Паоло Тавиани и Витторио Тавиани за создание картины, столь точно воспроизводящей события тех времён, по крайней мере события, указанные в исторических источниках армянского народа.

Я смотрел этот фильм со своими друзьями, и я не видел, чтобы хотя бы один из них имел безразличие к данной картине. Даже пересматривая её, я снова и снова остаюсь под впечатлением. Лица героев выглядят так, как будто эти люди прошли через все те муки, через которые проходил армянский народ… Здесь есть то, что в остальных фильмах, к сожалению, большая редкость: искренность, сочувствие, подлинные чувства, правдивость и откровенность. Актёры по-настоящему вжились в свои роли.

Я благодарен тем людям, которые работали на этой картиной, и благодаря таким людям многие народы чтут и не забывают своей истории!

10 из 10

14 августа 2009

Фильм совершенно художественный, в нем нет документализации событий или черно-белых или же каких-то приглушенных хроник, как, например, в других фильмах о страшных событиях мировой истории: «Список Шиндлера» или же «Пианист» или «Отель Руанда». Но от этого его правдивость и важность не становятся нисколько меньше. Вообще, такие фильмы просто необходимы, люди должны знать, должны помнить, должны осознавать, что такого не должно больше повторяться никогда!

Начало фильма очень символично, видение главы семьи — зеркало, залитое кровью. Старик-отец, умирая, увидел в зеркале страшную судьбу своего народа. Он, который был против, чтобы его дети разбрелись по свету, для которого самым главным было сохранить семью, семейные традиции, тихо прошептал из последних сил: «Бегите отсюда, спасайтесь!» В распахнутых глазах ребенка, его внука, отразился страх.

В фильме очень много невероятно тяжелых моментов. Не стоит их описывать, но почти в каждом из них присутствует мужество женщин, сочетаемое с их покорностью своей страшной судьбе. Покорность ли это? Может ли что-то чувствовать женщина, на чьих глазах отрезали голову ее любимому мужу? Возможно, на этом жизнь кончается, а дальнейшее существование если и возможно, то только ради кого-то другого и недолго. Может ли что-то чувствовать женщина, которая своими руками должна убить своего ребенка? Наверное, с этим заканчивается все.

Музыка в фильме красивая, трагичная. Народная армянская песня, прекрасная печальная мелодия, она проходит сквозь весь фильм.

Про трагическую историю армянского народа, наверное, очень сложно снять фильм, вряд ли в наши дни остался кто-то живой из тех, кто это пережил, кто бы мог рассказать об этом сейчас. На вопрос, почему такое происходит, сложно найти ответ, и самое страшное, что после геноцида армян в 1915 году спустя какое-то время был Холокост. Человечество не извлекло никакого урока из истории, и эта невероятная жестокость, убийство мирных людей, встречается и в современном мире. И самое странное, что в мире находятся те, кто не признает эти страшные события, у которых есть множество свидетельств, вообще это странно, что есть такие, кто утверждает, что ничего этого не было.

Очень важно, что есть такой фильм. Потому что это нужно знать. И еще важно то, что в фильме участвовали актеры из разных европейских стран, которые в большинстве не сильно похожи на армян, а сам фильм снят итальянскими режиссерами, и получается, что сами создатели фильма довольно далеки от этой темы, но раз им пришла идея создать такой фильм, значит их трогает эта страница истории, значит мир не равнодушен, по крайней мере, не весь. Очень хочется на это надеяться.

9 из 10

6 августа 2009

Как это бывает, авторское кино очень часто рискует потерять свою художественную ценность только по той причине, что режиссер отчетливо понимает, что помидорами его не закидает, а просто скажут: «Слабая картина. Ожидал большего.» А тем более когда кино анонсируется как однозначный арт-хаус. Исходя из последнего становится несколько неясным, почему братья Травиани, общепризнанные мастера антимейнстримового кинематографа, так нелепо напоминают нам об истории геноцида армянского народа, словно сомневаясь, знает ли зритель про это и хорошо ли все помнит. Ведь здесь надо точно понимать, что даже если не помнит — то это не так важно для художественной составляющей — твори, рисуй лица своих героев охваченных страхом разъярённого Везувия, а потом твой зритель сам узнает про то, где находятся Помпеи и в каком году было действие.

Но проблемы не только в подаче материале, а и в некоторых сюжетных несостыковках. В первой половине фильма одной из интересных линий является мелодраматическая история о двух влюбленных, режиссеры много «эфирного времени» посвящают этому моменту, но потом в одночасье, практически не объясняя, почему герой решают отказаться от своей возлюбленной, сворачивают лавочку. И во второй половине, пытаясь создать «встречу сюжетных линий», режиссеры не смогли это сделать идеально.

Конечно, творцы несколько старомодны и несколько примитивны в выборе художественных средств, но не отметить что порох в пороховниц еще остался нельзя. Даже в страшные моменты расправы над армянами, когда воспаленный разум сценариста мог бы отказать, перед нами рисуется образ из Библии: голова мужа, верного своей любимой всю свою жизнь, на коленях жены.

Характеры героев показаны несколько странно, ибо они не могут быть аморфными во время страшных событий. С одной стороны, это облегчает восприятие, но тем самым нельзя полностью уловить дух времени.

«Гнездо жаворонка» фильм который потрясает и не может тебя оставить равнодушным. Этот фильм — о людях, оказавшись не в ту эпоху, в которую бы хотели оказаться. Поэтому не пострадать за них нельзя. Но, к сожалению, фильм сделан, скорее как историческое напоминание и предупреждение, а не как масштабное художественное полотно.

Оценка: 6 из 10

23 июля 2009

Истребление неверных

Тема геноцида армянского народа турецкими властями на территории бывшей Османской империи-нынешней Турции в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков считается своеобразным табу: всем сколько-нибудь разумным людям об этом историческом периоде известно, но принято культурно умалчивать, а то и вовсе отрицать его как факт. В современном кинематографе выделяют два главных фильма, касающихся указанной проблемы, — «Арарат» канадского режиссера Атома Эгояна и чуть менее титулованный, но не менее остро освещающий вопрос, «Майрик» («Мать») Анри Вернея. Картина «Гнездо Жаворонка» итальянцев Паоло и Витторио Тавиани должна была, по всей видимости, стать очередным значительным вкладом в копилку игровых лент-размышлений по поводу, однако на поверку смотрится куда слабее и «Арарата» и «Майрика», взятых что вместе, что по отдельности.

Гнездо Жаворонка — вилла на окраине турецкого города Анатолии, построенная когда-то главой семьи Авакян, отбывающим в лучший мир в стартовом эпизоде одноименного фильма. Здесь братья Арам и Асатур провели свое детство, хотя последний еще мальчишкой покинул дом, поругавшись с отцом, и эмигрировал позднее в солнечную Венецию.

Гнездо Жаворонка — место, где родным и соотечественникам Арама предстоит укрыться от турецких солдат, в начале Первой мировой войны получивших приказ об уничтожении армянского населения Турции.

Тавиани рисуют свою версию многолетнего национального конфликта нарочито жирными мазками — вот, умирая на руках у внука, старик медленно разжимает ладонь, выпуская на пол крупную зеленую виноградину, вот жена генерала, заранее знающая о предстоящей бойне, с тоскою смотрит в глаза улыбающейся армянской девочке, вот солдатские сабли вспарывают воздух, через секунду оставляя на золотых гобеленах родового имения бурые брызги крови, не останавливаясь отсекая неверным мужского пола головы, руки и причинные места. Авторы знают визуальные способы эмоционально надавить на зрителя, и первая половина картины с ловко вплетенной в заглавное послание романтической линией, смотрится более, чем просто здраво.

Локальная трагедия, местечковая резня должна ожидаемо перерасти в тотальный, беспросветный, отталкивающий ужас, создатели же вопреки здравому смыслу пускаются во все тяжкие, раз за разом используя вышеописанные приемы, которые не столько усиливают, сколько перенасыщают картинку, придавая ей характер искусственной.

Главная героиня — писаная красавица и народная мученица, а значит должно ей погибнуть от руки честного, отзывчивого турецкого конвоира Юсуфа, успевшего за несколько дней влюбиться в девушку до беспамятства. Паз Вега время от времени врет, Мориц Бляйбтрой безупречен. Хороши, к слову, Мохамед Бакри и Христо Шопов. Однако, замыкаться подававшему в начале большие надежды эпическому слепку одного из самых значимых околовоенных событий в мировой истории, следует все же чем-то весомее монолога из серии «у попа была собака».

Познавательное, местами действительно сильное кино, но с ненужным блеском и постепенной потерей идейных ориентиров.

8 из 10

31 января 2009

«Давайте представим человека, с подозрением относящегося к любым проявлениям любви и доброты, считающего все чувства фальшью, кроме боли. Только боль реальна — любой может видеть ее результаты».

Л. Форбс

«Гнездо жаворонка» — опустошающий фильм. Кино на разрыв сердца, передающее атмосферу безысходности и ощущение полного бессилия. Приговор будет приведен в исполнение, а состав вины — неугодная национальность. Работа братьев Тавиани становится в один ряд с фильмами о Холокосте. Историческая наука субъективна, на оценку ее фактов не может не влиять настрой изучающего ее. Кино и его восприятие субъективны еще в большей степени. Но это не повод фальсификаторам от истории ставить под сомнение или открыто отрицать гибель свыше 1,5 миллионов армян и 6 миллионов евреев.

«Гнездо жаворонка» — фильм, в первую очередь, о женщинах. Он не оставляет мужчин за кадром, как «Женщины», собравшие внушительную коллекцию голливудских звезд. В «Гнезде жаворонка», с такими актерами, как Мориц Бляйбтрой и Чеки Карио, мужские образы запоминающиеся, но они же — источник гнетущей безысходности. Это и попытка Назима, предавшего своих благодетелей, искупить вину, назвавшись армянином; и испанский посол, располагавший средствами для освобождения женщин, но не предпринявший никаких шагов, пока его не расшевелила гречанка.

Мужчины в фильме горько раскаиваются и занимаются перекладыванием вины. Каждый турок готов признать ответственность только за ближайший к нему фрагмент событий, приведших в итоге к гибели армян. Единственный, кто не прятался за приказами и старшими чинами, — Юсуф, но кто, как ни он — воплощение обреченности?! И, когда все кончится, он будет страдать больше других, бездумных и нестыдящихся. Этот переход по пустыне убил не только армянских женщин, но и веру турок в самих себя, место в своей стране и ее истории.

Кощунственно выделять в «Гнезде жаворонка» отдельные сцены. Как можно сказать, что потрясло больше, — рождение и смерть ребенка Забел или сваленные у дома трупы хозяев и гостей поместья? Но два эпизода, мне кажется, врезаются в память, и в значительной мере именно с ними у меня будет ассоциироваться фильм «Гнездо жаворонка». Это прощание Нуник и Юсуфа и дети, поколотившие Нуник наутро после того, как она принесла им хлеба. Эпиграф, выбранный мной к рецензии, иллюстрирует впечатление от этих сцен.

Не могу сказать, в какой степени движение турецкой интеллигенции, выступившей с призывом признать перед армянами и всем миром вину за геноцид, питается переживаниями от фильма «Гнездо жаворонка». Но думаю, в появлении в Турции сайта, зайдя на который каждый турок может извиниться перед армянами, а главное, в том, что этот сайт посещают, какую-то роль сыграл фильм. Посмотрев его, нельзя остаться равнодушным, и зрители почувствовали его искренность и трагизм. Возможно, придет день, и власти Турции откликнуться на призыв своих граждан и сделают первый шаг к раскаянию — признают геноцид. А пока информационные агентства цитируют следующие слова премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана:

«Неприемлемо оказывать поддержку кампании, которую развернула группа турецких интеллигентов в интернете с извинениями перед армянами. Мы не совершали преступления и, следовательно, не должны извиняться».

Литит, Тамаре и Вардануш — мои подругам.

10 из 10

29 декабря 2008

У каждого народа своя трагедия!

Всё ещё под впечатлением от фильма. Понравился! Безумно! Фильм проникновенный и завораживающий! Он не садистский: в некоторых боевиках резни и крови больше, чем в этом фильме о геноциде! Главный упор был поставлен на то, чтобы показать не кровавые ошмётки и изуверства, а людей, которые это все совершали. Столько лет турки и армяне жили бок о бок, а потом соседи турки убивали соседей армян.

Признаюсь честно — плохо осведомлена о событиях тех дней в Турции. Меня всё больше занимали вещи, которые творились у нас в России. Не была шокирована увиденным: наши режиссеры сняли довольно много гениальных фильмов о фашистском плену в Великую Отечественную, о голоде в оккупированных городах и селах и о более ужасных вещах, которые русскому народу пришлось пережить. Не смогла оценить всего масштаба трагедии, потому что прежде всего стоят перед глазами русские голодные дети, женщины и старики, которые пострадали сначала от революции, продразверстки, Великой Отечественной войны, последовавшего голода!

Фильм прежде всего заинтересовал меня актерами: очень люблю Морица Бляйбтроя! Тем более, что актеры все интернациональны! Этим режиссеры хотели показать, что фильм затрагивает всех и вся. Но для меня главным в фильме все же стали герои, а не трагедия как таковая. Всех жалеть невозможно! Но кругозор расширять надо для того, чтобы не допускать такого в будущем. У каждого народа своя трагедия!

18 августа 2008

Шедевр

Это один из самых сильных фильмов последнего времени. Сильных не только благодаря страшной теме, но и по высочайшему художественному уровню. Главная и удивительная загадка этого фильма — то, как ему удается «перевернуть» жуткий сюжет и оставить в душе зрителя не столько ужасы геноцида, сколько восхищение достоинством и мужеством героев, до самого конца сохраняющих умение страдать молча, без жалоб, без слез. Вместо умирающих на экране женщин и детей кричит и плачет великая армянская песня «Ов, сирун, сирун». И ее музыку невозможно забыть.

В некотором смысле это очень простой фильм, сделанный по канонам старого доброго реализма. В нем нет спецэффектов, компьютерной графики и планов, сделанных с вертолета. В нем есть искреннее чувство. И поразительное умение нагнетать ощущение ожидания беды. И еще великолепная музыка.

Хорошо ли играют актеры? А я не знаю. В тот момент, когда смотришь на экран, нет возможности думать о деталях. Есть лишь боль — и парадоксальная гордость. Потому что героям фильма удается одержать парадоксальную победу надо Злом — даже за гранью смерти. Эта победа и остается в душе — навсегда.

10 из 10

29 июля 2008

Шедевр

Это фильм, авторы которого осмелились быть искренними и без черного юмора, без спецэффектов, без псевдофилософских рассуждений на тему о сложности бытия показать трагедию как она есть. Но выдающимся этот фильм стал не только благодаря своей честности. Это выдающийся фильм, потому что, несмотря ни на что, в нем есть Свет. Показать который — задача практически невозможная на фоне диких сцен геноцида. Но свет — есть. Фильм не ввергает в глухое отчаяние по одной простой причине: его герои прекрасны. И, даже умирая, они делают это с таким высоким достоинством, что им удается невозможное: им удается не дать Злу торжествовать.

Есть трагедии, о которых вспоминают не только с болью, но и с гордостью. История, показанная нам в этом фильме, — из разряда последних. Поскольку происходящее на экране способно не только заставить сжаться от боли, но и вызвать искренне восхищение мужеством. Женщины и дети, умирающие от голода и жажды, будут умирать молча, без стона, без звука. В этой молчаливой смерти — их безмолвная победа и торжество.

Это безмолвное страдание переворачивает сюжет, делая фильм не столько рассказом о человеческой мерзости и жестокости, документальным свидетельством преступления (от подобных рассказов не остается ничего, кроме боли), — сколько преданием о мужестве и стойкости. И вместо тупого беспросветного отчаяния и ощущения бессилия перед убийцами у зрителя возникает парадоксальное ощущение победы. Это победа того же рода, что и торжество христианских мучеников. Не случайно в картине возникает вполне реальный образ распятия — спустя две тысячи лет за христианскую веру страдают так же, как во времена, когда она родилась.

Если говорить о чисто художественных достоинствах фильма, невозможно не отметить мастерство, с которым с самых первых кадров нагнетается ощущение тревоги, ожидание неотвратимого кошмара. Предчувствие беды медленно разливается в воздухе, нагретом беспечным южным солнцем. Турок, влюбленный в юную армянскую красавицу, вдруг проговаривается о том, что должен ее спасти. «От чего спасти? От чего?» — настойчиво добивается она.

Она еще ничего не знает — но она уже чувствует. Она не хочет верить. И она не получает ответа, — это ее как бы успокаивает… И маленький мальчик, внезапно увидевший своим шестым чувством прообраз будущего кровопролития и убедивший себя в том, что это была лишь галлюцинация, — тоже старается просто забыть. И даже взрослые зрелые люди, глава семьи и его жена, услышав вполне отчетливо, как в бреду жена турецкого полковника проговаривается о чем-то уже совершенно невозможном, — о том, как ей нравится мебель в этом армянском доме, и куда ее можно было бы пристроить в их с мужем особняке, — даже они стараются сделать вид, что это — так, ничего, просто бред… Надо забыть об услышанном и идти танцевать.

Ведь бежать этим людям некуда. Они обречены. Всё, что им остается, — накрыть стол в свой последний ужин лучшей в доме скатертью. Что они и делают. Жена (Арсине Ханджан) просто скажет спокойно: «Если это последний раз, когда нам суждено поужинать вместе, я хочу, чтобы все было красиво». И скажет это негромко, между делом, девушке, которая помогает ей накрывать на стол.

Есть фильмы, которые надо обязательно посмотреть в жизни. «Гнездо жаворонка» — безусловно, из их числа.

10 из 10

29 июля 2008

кино по-итальянски cinema

Рекламный ролик этого фильма заставил меня воскликнуть: «Ай да братья Тавиани!». Роскошное зрелище как итальянская живопись, красивая женщина в главной роли.

Не знаю, какие гонорары у Морица Бляйбтроя, но я пойду на любой фильм с ним. И буду ждать убедительно положительного от него героя, играй он хоть Кащея. Достаточно подкупающе невинного лица Морица и мерзавец-герой авансом получает умиление зрителей. И «Беги, лола, беги», и «Достучаться до небес», и «Принцесса и воин» тому подтверждение. Ведь кроме игры Морица, ничего милого и симпатичного в героях актера нет. Или могло бы не быть.

Ролик на редкость оправдался. Фильма красивее и роскошнее я не мог бы себе представить. Музыка волшебная. Режиссура братьев Тавиани, я с ней познакомился, чему рад, выше всех похвал. Спасибо за хороший фильм его создателям!

13 июля 2008

Не очень уместно говорить об игре актеров, о качестве фильма, когда затронута такая тема, когда фильм пронизан болью за свой народ…

Кино способно проникать до глубины сердца, и немаловажная роль в этом отведена «техническим» средствам: игре актеров, работе режиссера, оператора — это все очень важно, для того, чтобы фильм смог оставить после себя то впечатление, которое должен!

В «Гнезде жаворонка» нет ничего, кроме народной трагедии. Плохая, неубедительная игра актеров. Несколько удивительных находок режиссера, душераздирающих сцен сводятся на небесталанной игрой актеров.

5 из 10

10 мая 2008

Скорбь великого народа!

Кто это плачет под дверью в мороз?

-Странник, сестра, отвори…

Уж не скелет ли там, хриплый от слез?

-Голод, сестра, отвори…

В щепы топор мои двери разнес!

-Это резня, отвори…

24 апреля — День памяти жертв геноцида армянского народа, первого глобального геноцида ХХ века. За опытом к нему обращались фюреры…число жертв Геноцида армян превышает 2 млн.

Очень много читала о геноциде армян, так как сама являюсь армянкой!!! то что творили младотурки в армянских поселениях-это страшно!!! целая нация была под угрозой!!!

На пути к созданию фильмов о этих страшных событиях стояло немало преград со строны многих государст, которые и по сей день не презнают геноцида армян!

К теме крестного страдания армянского народа в ХХ веке обращались не только писатели, художники, музыканты многих стран, но и кинематографисты. В 1915-м были сняты игровые фильмы «Кровавый Восток» и «Под властью курдов». Они не сохранились. В 1922 году киностудия «Метро Голдвин Майер» выпустила фильм У. Уайлдера «Распродажа душ».

В 1934 году компания «Метро Голдвин Майер» приглашает классика Рубена Мамуляна экранизировать роман Франца Верфеля «40 дней горы Мусса-дага». Съемки прервались под давлением Турции и американских дипломатов, испугавшихся скандала. Турецкий посол в Вашингтоне выразил признательность властям США за мудрое решение.

Поединок экрана и политики продолжился и в XXI веке. Об «Арарате» канадского мастера Атома Эгояна писали как о детонаторе очередного «атомного взрыва негодования на турецком политическом полигоне».

«Это вопрос достоинства, — ответит Эгоян. — Работа над фильмом помогла мне полнее понять, что такое честь. Это фильм о чести! И, наконец, дух великого Рубена Мамуляна должен умиротвориться». Защищать честь и достоинство самого Эгояна пришлось уже канадским дипломатам. А «Мирамакс», приобретшая право на показ «Арарата» в США, получит более 2000 обращений из Турции с требованием разорвать контракт.

Ответственность взял на себя продюсер Харви Вайнштейн, заявивший, что «…Вашингтон устал от турецкого лобби, отрицающего Геноцид, как некоторые отрицают Холокост. Выпуск фильма — моя большая личная победа».

Параллельно была организована мощная кампания по запрету проката фильма в Италии. «Иль Джорнале» признает: «В нашей стране почти никогда не говорилось о первых этнических чистках ХХ века, пример которых воодушевил Адольфа Гитлера на массовое уничтожение евреев».

Новая волна протестов захлестнула интернет после известия о том, что Сильвестр Сталлоне планирует фильм о героической обороне Муса-лера (гора Муса) во времена геноцида армян 1915 года в Османской Турции. Очередная попытка экранизировать роман Верфеля снова сорвалась.

Известно, что Омара Шарифа, сыгравшего в лучшем из фильмов, посвященных этой теме, — «Майрик», в Турцию не пускают. Впрочем, это никак не мешает легендарному «Майрик» Анри Верноя с Ришаром Берри, Клаудией Кардинале, Омаром Шарифом оставаться фактом искусства. А с эстетической аргументацией политикам спорить трудно. Что противопоставишь Арсению Тарковскому:

«Вся в крови моя рубаха,

Потому что и меня

Обдувает ветром страха

Стародавняя резня.

И опять Айя-Софии

Камень ходит предо мной,

И земля ступни босые

Обжигает мне золой…».

«Гнезду жаворонка» не подняться до высот «Майрик», до строф Мандельштама или Тарковского. Фильм-покаяние, еще одна попытка пробиться к исторической справедливости. Но, видимо, сказывается возраст режиссеров. При всей кинематографической культуре их пристрастие к живописности киноизображения выглядит неуместным. В картине ощутимо влияние эстетики Параджанова, но волшебного параджановского превращения этнографии в мифологию и зримую философию не происходит. Наряды женщин показательно изысканны, краски эпизодов каторжного пути армянских женщин чрезмерно ярки, сцены резни подчеркнуто эффектны. Как библейский образ: голова любимого мужа Арама на коленях чернеющей от горя жены Армине Авакян.

Иллюстративны характеры героев, старомоден киноязык. Кровь на стене — жди резню. Виноградинка падает из рук старика — смерть входит в дом. И конечно же, песня-плач, песня-гимн «Ов сирун, сирун». Кино пылкое и пыльное, декоративная иллюстрация к трагической странице истории, пригодная больше для показа по телевидению.

Возможно, осознавая эту недовыраженность, один из актеров на встрече с журналистами в Берлине говорил, что для него не очень важно, чтобы «Гнездо жаворонка» понравилось. «Мы обязаны не только плакать. Но говорить. Говорить себе и другим правду. Нельзя держать рот закрытым». Фильм Тавиани — ЕЩЁ 1 ШАГ К ПРИЗНАНИЮ ГЕНОЦИДА. СПАСИБО!!!.

Замалчивание исторических фактов копит топливо для новых войн. Нет нужды во всемирном судилище. Но честный взгляд в прошлое предотвращает инквизиции в будущем.

Несмотря на препоны, лоббистские запреты, кино о гонениях и страданиях армянского народа просачивается на экран. Вспомним мудрый фильм Генриха Маляна «Наапет» по повести Рачия Кочара с крупными актерскими работами Соса Саркисяна и Фрунзе Мкртчяна. Но громада темы требует адекватных художественных решений. Не обязательно полоскать экран в море крови и организовывать хоры плакальщиц. Тихая картина бездыханного города у Мандельштама кажется нестерпимо горше:

«Сорок тысяч мертвых окон

Там видны со всех сторон,

И труда бездушный кокон

На горах похоронен.

И бесстыдно розовеют

Обнаженные дома,

А над ними неба мреет

Темно-синяя чума».

30 апреля 2008

Драма Гнездо жаворонка на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссерами являются Паоло Тавиани, Витторио Тавиани. Список актеров, которые снимались в кино: Пас Вега, Мориц Бляйбтрой, Алессандро Прециози, Анхела Молина, Арсинэ Ханджян, Мохаммад Бакри, Чеки Карио, Христо Шопов, Стефан Данаилов, Линда Батиста, Асен Блатечки, Мариус Донкин, Андре Дюссолье, Ицхак Финци, Христо Митцков.

На фильм потрачено свыше 10000000.В то время как во всем мире собрано 1,563,640 долларов. Производство стран Италия, Франция, Испания, Болгария и Германия. Гнездо жаворонка — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.