Сады осенью
6.9
6.4
2006, комедия
Италия, Франция, Россия, 1 ч 55 мин
18+

В ролях: Лили Лавина, Мишель Пикколи, Альбер Менди, Муна Ндиайе, Эммануэль де Шовиньи
и другие
Кто бы мог подумать, что министр Венсан окажется на улице? Услуги, оказанные Венсаном нации, весьма значимы. В молодости он был биологом и изобрел незаметное, но эффективное оружие массового уничтожения: генетически модифицированных насекомых — вызывающих судороги блох и ос-убийц. В тридцать лет он уже был членом Академии наук. Чтобы нейтрализовать его талант изобретателя, его назначают министром сельского хозяйства. Он превращается в старого зануду, ему уже за шестьдесят, и он почивает на лаврах. Естественно, у него есть враги, которые терпеливо роют ему могилу. Всё начинается с хорошо продуманных акций: выкриков, протестов, яростных выступлений, неприкаянных мычащих коров, овец и уток, навоза, разбросанного по бульварам, тракторов...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сады осенью

год: 2006
страны:
Италия, Франция, Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Вильям Любчански
композитор:
художники: Ив Бровер-Рабиновичи, Эммануэль де Шовиньи, Майра Рамедан Леви
монтаж: ,
жанр: комедия
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $65 000
Мировые сборы: $502 614
Дата выхода
Мировая премьера: 7 июля 2006 г.
на DVD: 26 июня 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Сады осенью», 2006

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сады осенью», 2006

«Старость» — слово неподходящее

Удивительно, как сложно на русском языке говорить о возрасте, который на Западе иногда называют «третьим» (the third age of life). Трудно обойтись без слов с отрицательной коннотацией. Достойного аналога слова «старость» как будто бы и нет: «осень жизни», «вечер жизни», наоборот, звучат слишком живописно, а «преклонный возраст» — слишком сухо, канцелярно. Но именно про этот возраст рассказывает нам Иоселиани, отнекиваясь от категорических суждений. Точнее, про наступление этой поры, про необговорённый переход от одного периода жизни к другому.

На улицах — митинги недовольных властью, в министерстве — хитрые махинации серого кардинала, напоминающего Мусоллини, который заменяет одного министра на другого. Вот и Венсану пришлось покинуть пост главы правительства. Во время адаптации к новой улично-квартирной жизни, наш Данте (Венсан) повстречал множество старых друзей, в том числе и своего Вергилия (Арно, которого сыграл сам режиссер). Только в этой истории Вергилий написался и уснул, а Данте продолжил свой путь сам, бегая от одной подружки к другой.

«Поздняя зрелость» по-иоселиани имеет две характерные черты. Во-первых, она имеет очень много схожего с детством. Внимание к животным, страсть к разукрашиванию стен, езда на роликах, яркие красные волосы у подружки, тяга к матери, коллекционирование и многое другое — все здесь есть, даже в излишке. Покинув министерство, Венсан вернулся в лоно свое, вспомнил забытое и, возможно, снова почувствовал себя самим собой. Можно, как раньше, устраивать шумные посиделки с друзьями в квартире и драться на улице.

Во-вторых, разговоры в этом возрасте больше не имеют первостепенное значение. Они есть, остались, но как рудимент. Все просто происходит само собой; действие, движение (или покой) одержали победу над словом.

31 августа 2020

Единственный крупный режиссер, фильмы которого не хочется пересматривать

Еще в юности после просмотра «Жил певчий дрозд» хотелось что то стряхнуть с себя бессмысленное, «суету сует». Хотя рисунок даже не сюжета, а фильма как целого показал уникального автора. Но ни одной сердечной струнки не затронуло: Не хочется ни смеяться, ни плакать. И «Сады осенью» — искусство ради искусства, и в каждом кадре как художественном произведении ты вспоминаешь что то из Феллини, но только от фильмов последнего Душа «смеется и плачет», а от «Садов осенью» Душа спит. Эстетизм. И еще: Выступление Отара Давидовича на канале «Культура»: сидят российские зрители, он смешивает с грязью наш народ и культуру, а мы вежливо улыбаемся. Иоселиани так часто называет себя интеллигентом, разве качества последнего предполагают хамство по отношению к другому народу? Привел слова Пятигорского: что же Ваш народ прилепился к «хлебу и маслу» 18 января 1801 г.? Где была Европа, Америка, Англия, когда «хлеб и масло» били фашистов? Мой дед похоронен в Восточной Пруссии, у меня вряд ли будут накопления с Дальнего Востока долететь до его братской могилы. Но я точно знаю, что мои внуки будут уверенны, что это эстетствующие, словоблудствующие «хлеб и масло», пока будет куда бежать, сохраните свое уникальное талантливое Лицо, а вот, если бежать будет некуда?

3 февраля 2019

Радуйтесь, ведь неизвестно, что нас ждет в будущем

Иоселиани всегда верен своему стилю: неспешное повествование в ярких красках — слоны, аборигены, предметы искусства, красивые женщины, леопарды и автомобили. Кадр за кадром, с поднятым бокалом, со словами: «за неизбывную доброту!», сразу ясно — это фильм, снятый с удовольствием.

Иоселиани — эстет, выверяющий все перемещения в кадре (как кажется) по миллиметру. За этой чистотой кадра и математической аккуратностью вдруг выстраивается социальный протест, вызов ханжеской общественной морали. Он словно выдавливает из своих героев социальную зависимость, смеется над властью денег и прочими несвободами. Музыка, хлеб и вино — вот отмычка от закрытой двери, вот ключевые слова, направляющие тебя к свободе. Не думаю, что пьяные застолья надо воспринимать буквально, этим он словно бы призывает нас — радуйтесь дети, пока живете. Я вижу в этом что-то набоковское. Как это было сказано..: «Балуйте своих детей, ведь неизвестно, что их ждет в будущем». У Иоселиани похожая судьба последнего аристократа в кинематографе — сравните хотя бы идею «Охоты на бабочек».

«Сады осенью» наполнены тонкой иронией в каждой сцене. Но я вижу между тем разочарование. Иоселиани — аналитик, он хорошо видит и не рад тому, что происходит со старушкой Францией. Его герои хотят жить как дети, а в действительности должны прятаться под мостом от соседей, от полиции, от гостей-эмигрантов и от себя. Так выглядит современный мир, полный трудноразрешимых проблем, бытовых неурядиц в большом городе, и, продвигаясь к меньшему — современный человек — сам по себе, перед лицом своих слабостей и противоречий. Иоселиани умеет говорить об этом легко. Иоселиани констатирует, но не жалуется. И он далек от морализаторства, от упаднеческих ожиданий. Только за эту солнечную легкость хочется смотреть его фильмы снова и снова.

Когда вина в кадре становится все больше, фильм будто бы начинает набирать критическую массу, но в нем нет цирковой чехарды, как у Феллини, хотя про него почему-то тоже вспоминаешь, ведь каждый яркий кадр Иоселиани — это большое искусство. Кажется, его консервативной осторожности все же не достает немного шума, или даже безумия. От этого его идеи бы не пострадали, а искусство только выиграло.

Иоселиани хочет сказать свое гражданское слово — ведь посмеяться над чиновниками — святое дело. Даже не обсуждается, до чего они отвратительны в своей важности. И у этих «слуг народа» нет национальности и возраста, они как будто на все времена одинаковы. Тут режиссер своего героя наказывает по-своему: был министр, а стал бездельник и выпивоха. Ну, хоть так… Неизбывная доброта…, в некоторых странах их отправляют на виселицу.

На картины Иоселиани нужно взглянуть с бОльшей высоты, и не на единственную, а на все его работы сразу, чтоб увидеть его идеи во времени и убедиться в твердости руки. Вот была «Охота на бабочек» — громкая заявка на первенство в мировом кино 90х. Я также хорошо помню фильм «И стал свет» про африканское племя. Обе картины абсолютно божественны, полны высшего смысла. И «Сады осенью» на их фоне, увы, проигрывают. Возможно, социальная тематика отнимает ту самую свободу и у человека, и у художника, о которой идет речь. Ах, ловушка, тут не до возвышенного.

И все же, если вы включаете фильм не сначала, и по двум сценам узнаете самобытный авторский стиль, это и есть главное доказательство того, что человек рожден быть свободным.

Только, конечно, не каждый…. и непонятно, в какой стране.

21 сентября 2013

Довольно медленное и тягучие повествование фильма, нарочно выбивает нас из сюжетных форм, сценария, игры актёров. К чему это ??Только сам фильм поставлен так, что мы смотрим за обыкновенной жизнью министра с/х пусть и бывшего, которого заставляют подписать заявление об уходе. В миг он теряет всё, жену, дом он становится не нужным тем, с кем работал, общался. Кроме своих родителей, кроме тех друзей что жили с ним до его назначения. Он продолжает жить не унывая, занимаясь обычными вещами. От помощи садовнику, до распития вин со своими друзьями.

Отар Иоселиани, показал обычную жизнь, смешав высокие чины с простым народом и показав как могут одни, жить в ладу с другими. Показал как чины влияют на определённых лиц, а как для кого-то совершенно не важно, кто ты есть и какую должность занимаешь. Неважно и системе, которая вышвыривает человека, тогда когда нужно сделать кого-то лишним.

Это комедия. Но только не такая комедия, к которым мы привыкли. Ждать шутки, и предвосхищать юмор ситуаций. Здесь столько же юмора, сколько и в нашей повседневной жизни. Здесь юмор, как будто не прописан в сценарии, здесь смех вызывают иногда совершенно, бытовые вещи.

На мой вкус не самая удачная картина великого мэтра (но только на мой вкус). Здесь в этом фильме Отар Иоселиани как бы ровно и мерное дрейфует в океане, чем куда-либо плывёт

Совершенно взрослый фильм, оценивает всю жизнь с высоты прожитых лет.

8 из 10

4 апреля 2011

Кино, вино и тукан

Однажды Иоселиани сказал: «Вместо того чтобы стать звуковым, кинематограф просто-напросто стал болтливым — закрой глаза и слушай». Так вот в его собственных работах, всегда преобладал истинный язык кино — построение ассамблажа, через образы.

«Сады осенью» — фильм-бурлеск, гротескный и лирический одновременно, эмигрант Иоселиани всегда умело сплавлял в своих французских картинах советский сатирический стиль и европейскую традицию «чёрного юмора». Антиформенный по структуре, фильм своей знаковой системой продолжает славные традиции немого кино. «Гэги», плавно переходящие один в другой, живо навевают в памяти работы Чаплина и Китона. Множество едва уловимых деталей, шутки в шутках, созданных словно намеренно, в надежде, что зритель пересмотрит эту ленту не один раз. Если что и портит эту кинокартину, так это её ритм, бодро стартуя в начале, к финалу действие притормаживает, словно не было сценария и съёмки велись по наитию. А вот главной удачей является приглашение в картину Мишеля Пикколи (внимание!) — на роль матери главного героя…

Мы часто жалуемся сами себе, что нас всё достало, кругом одни проблемы. И почему-то до нас не доходит, что виноваты в этом мы сами. Что давно уже пора что-то изменить в своей жизни, чтобы начать «свободно дышать». Таков и главный герой фильма, который, всё же набравшись мужества, плюёт на всё: высокий правительственный пост, неверную любовницу (занятное сочетание слов получилось!) и богатство буржуазных благ. Возвращается в свой старый квартал и проводит время (которого так мало у нас) в бесконечных попойках с друзьями юности. Главное найти гармонию духа, вот о чём говорит режиссёр, сам сыгравший небольшую роль в своей картине и с удовольствием прихлёбывающий вино в кадре…

7 из 10

10 ноября 2010

Маленькие радости наполняют жизнь, большие амбиции — опустошают. Кажется, фильм об этом. Фильм-история, рассказан на русском языке с французским акцентом… или наоборот. По части бюрократии французы нашему брату ни чуть не уступают, а если еще бургундское залакировать самогоном, все становится близко и знакомо…

Совсем не симпатичный, как многие чиновники, министр вдруг становится очень даже симпатичным человеком. Никаких сказочных чудес, просто он лишается своего портфеля. На закате своей жизни он возвращается в осенний сад, но стоит ли грустить, если вокруг яркие желтые листья и старые добрые друзья. Осенью жизнь, только начинается… Все мы в свое время окажемся в саду осенью.

12 января 2009

Оптимизм

После «Утра понедельника» прошло больше четырех лет и новый фильм ожидали от Иоселиани давно.

Кратко о сюжете. Министр неведомого (возможно сельскохозяйственного, хотя это н очень то важно) министерства вынужденно уходит в отставку. С этого момента для него начинается обычная жизнь представителя среднего парижского класса. Некоторые из насущных проблем вроде денег, жилья и уходящих женщин сваливаются неотвратимо быстро. Зато восстанавливаются давно забытые связи с друзьями и прочими собутыльниками, которые с радостью принимают бывшего министра в свои объятия.

Фильм очень добрый и оптимистичный. Фильм о возвращении к обычной жизни и ее огромной ценности. Часто гоняясь за мнимыми ориентирами мы забываем о жизни как таковой, насыщенной натуральными красками и всегда настоящей. Подобные темы Отар Давидович исследовал в предыдущем фильме — «Утро понедельника». Но если тогда рядовой рабочий пытался отыскать себя в иной, отличной от проходящей, жизни, то теперь представитель буржуазии не пытается, а растворяется в той жизни, которой не жил, но судя по всему ценил о ждал. Гротескные персонажи картины особо добавляют колорита происходящему. А садовник в роли которого снялся сам Иоселиани, мудро замечает бывшему министру, что он «не пилит деревья, а сажает».

3 сентября 2008

Осенняя легкость бытия

Высокопоставленный французский чиновник вынуждено уходит в отставку — и становится счастливым человеком. Кажется, так.

Фильм для хорошего настроения. Спокойный, как прогулка на велосипеде с багажником, добрый, как мама бывшего министра, беззаботный, как ночное застолье старых друзей, улыбчивый, как Северин Бланше, исполнитель главной роли.

Ноль экшна, минимум слов, тихий ненавязчивый юмор, непрофессиональные актеры… Еще магия режиссерского имени. Странно, что от всего этого почти не осталось послевкусия, но два часа, проведенные за чтением скупых субтитров к снятым на французском «Садам…», — это, совершенно точно, то время, которое не вычитается из жизни.

21 марта 2008

Иоселиани хороший режиссер, у него есть свой стиль, свой юмор, своя позиция в кино. Но «Сады осенью» разочаровали. Начни вы смотреть этого режиссера, с этой картины вы останетесь ею, без сомнения, довольны. Здесь снова его фирменная грустная комедия жизни, сказка в каком-то роде и необычные персонажи пусть и занимающие вполне реальные должности и места.

Герои Иоселиани, впрочем, всегда открыты и даже если хоть где-то отрицательны, то все равно милы и к ним ко всем или почти ко всем испытываешь только положительные чувства. То, что эти герои в который раз перекочевывают из фильма в фильм не столь уж грустная новость. Главное, что до этого фильма была «Истина в вине», и в ней было все интереснее и более точно показано зрителю, более разборчиво, и с прекрасным легким философским финалом.

«Главному герою удалось найти свой, новый путь…» и дальше идут слова, что в предыдущих фильмах этого не было. К сожалению, пока могу сравнить лишь с двумя предыдущими, и если на счет «Утра понедельника» эта мысль верна, то для той же «Истины в вине» это спорно.

Там герой то же находит выход, и происходит это более осознанно, чем в «Садах», другое дело, что путь настоящего героя — бывшего министра оказывается более непредсказуемым. Но все же суть в атмосфере кино самого Иоселиани — кино, которое всегда, в каждом фильме излучает доброту жизни, героев, и всю необычность и прелесть окружающего человеческого мира, каким бы паршивым на самом деле он не был. Иоселиани снимает монотонные сказки с грустной надеждой, заворачивая их в комедию жизни. Получается очень необычно.

23 января 2008

Начальные кадры затягивают зрителя и не отпускают. Сюжета как такового — напряженного, трудно перетекающего из одного события в другое — нет. Есть просто подсмотренная со стороны история министра, который в одночасье превратился в чиновника не у дел и, несмотря на закат госкарьеры, нашел себе занятие по душе.

Пестрота и обилие действующих лиц — от африканского с/х министра до садовника, от правительственных лобби в роскошных апартаментах до яванских или гаитянских нелегалов под мостом — сильно смахивает на интернациональный и межэтнический букет-коктейль, какими изобиловала в свое время страна под названием СССР.

Почему фильм называется «Сады Осенью»? Осень это уже не лето, но еще и не зима. По прежнему тепло, но не жарко, снега нет, но холодом веет, отчего листва превращается из зеленой и охряную, багровую, желтую, оранжевую. Такой карнавал красок словно (вот именно) перед погибелью. Т. е. жизнь вроде продолжается, но финал ее уже не за горами.

Здесь очень символична и сцена в мастерской гробовщика, где несколько пожилых клиентов спорят до хрипоты, кому какая модель гроба лучше подойдет; и закрашивание разрисованных стен в пивной Жеже в абсолютно белый цвет, словно вся нарисованная «реальность» покрывается тройным слоем внезапно выпавшего снега.

Осень навевает грустные мысли, но если собраться за большим столом в большой компании за бокальчиком молодого вина из нового или старого урожая, может ожидание зимы, да и сама зима не покажутся такими уж скучными и мрачными. И возможно, за разговорами и застольями она пролетит незаметно.

1 ноября 2006

Комедия Сады осенью на экранах с 2006 года, премьера вышла более 18 лет назад, его режиссером является Отар Иоселиани. Кто снимался в кино, актерский состав: Лили Лавина, Мишель Пикколи, Альбер Менди, Муна Ндиайе, Эммануэль де Шовиньи, Жак Амальрик, Джанин Бессон, Жиль Бриселанс, Кевин Дарши, Луи де Раффен де ла Рафини, Кьяра Димбертон, Авари Фириэль, Радслав Кински, Эрик Ламбергер, Солен Ле Пешон.

В то время как во всем мире собрано 502,614 долларов. Производство стран Италия, Франция и Россия. Сады осенью — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.