Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не так, как в первый раз! |
английское название: |
Aldrig som första gången! |
год: | 2006 |
страна: |
Швеция
|
режиссер: | Йонас Оделл |
сценарий: | Йонас Оделл |
продюсер: | Susanne Granlf |
видеооператор: | Пер Хелин |
композитор: | Кристер Линдер |
художник: | Йонас Оделл |
монтаж: | Йонас Оделл |
жанры: | документальный, мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 15 мин |
Отличный мультфильм! Он не зря получил Золотого медведя на Берлинале-2006. Четыре реальные истории на тему, которая касается практически всех. Когда подходит время, мало кто не волнуется, как же «это» будет с ним, в самый первый раз. Первая связь может быть случайной, а может — давно ожидаемой. Для кого-то пройдёт, не оставив ничего, кроме недоумения, а кому-то может определить всю дальнейшую жизнь. Может поселить в человеке уверенность в своей неотразимости, а может загрузить комплексами по самую макушку. Тема одинаково важна для женщин и для мужчин, потому и историй каждому полу выделили поровну.
Все четыре части точно и хорошо сделаны. Все в разных стилях, что только украшает. Первая — парень на вечеринке. Сама такого не видела, но, говорят — обычное дело, особенно в последнее время. Увы!
Очень необычно сделана вторая часть — контуры, красиво и вполне пристойно по картинке, но довольно грустно по содержанию — эти двое будто только и думали целыми месяцами об одном и том же. Ощущение душевной пустоты — это же страшно. Можно идти к этому важному моменту в жизни, попутно занимаясь собственным развитием. Тогда и дать другому сможешь больше, и сам поймёшь всю прелесть настоящей близости.
Третья часть — об опасности случайных знакомств. Последствий, правда, не показали, могли бы сделать ещё более выразительно мрачной. Чтобы неповадно было.
И четвертая — по голосу понятно, что человек немолод, вспоминает прошлое. У него всё было очень нежно и правильно, потому и осталось в памяти как сильное впечатление молодости.
Итог: четыре документальных истории, сделанных в неожиданной для интервью технике анимации. Не понимаю, почему здесь нет ограничений по возрасту, раньше начала гормональной бури смотреть явно не стоит. Всем остальным рекомендую.
10 из 10
8 ноября 2013
Документальная анимация. Как бы дико ни звучало это словосочетание, с каждым годом представителей этого коктейля из смелых визуальных решений, смешанных с животрепещущими остросоциальными темами, становится все больше. Здесь есть биографии Райана Ларкина и Норманна Макларена, интервью с Джоном Ленноном, путевые записки о Мадагаскаре, выдвинутые на премию Оскар, кадры военных действий и шуточные жалобы животных на их тяжелую жизнь в зоопарке. С каждым годом документальная анимация все шире охватывает нашу жизнь, проникая в самые укромные уголки повседневного быта, обнажая порой то, что каждый определяет для себя как нечто личное и сокровенное. Например, рассказ о первом сексуальном опыте. Именно исследования в этом направлении и стали ключевой темой короткометражки Йонаса Оделла «Не так как в первый раз».
Сегодня, пожиная плоды всех секс-революций, общедоступности информации эротического содержания и бесконечного потока школьно-молодежных комедий, мы вынуждены констатировать факт, что секс из священного акта, о котором с таким воодушевлением писали древние, превратился в своеобразный фетиш. Сегодня, если молодой человек или девушка окончили школу, не совершив свой первый сексуальный опыт, они рискуют остаться в аутсайдерах на всю жизнь. Хорошо это или плохо пусть разбираются последователи Фрейда и Юнга. Нас же интересует то, как это происходит в первый раз. Точнее четыре взгляда на этот процесс, призванные как-то объединить весь тот спектр душевных переживаний, что испытывает человек, теряя девственность. Естественно, что в данном вопросе главенствует принцип «сколько людей, столько историй», однако некоторые общие черты из эпизодов, рисуемых Йоносом Оделлом, можно интерполировать на собственные ощущения.
Истории под номерами один и четыре ведутся от лица мужчин. Точнее от лица школьника-студента и мужчины уже преклонных лет. Поскольку мужчина при первом половом акте теряет гораздо меньше, нежели его партнерша, принято считать, будто он не испытывает волнений по этому поводу. На самом деле это не совсем так, и сюжеты подтверждают данный тезис. В первом случае, основное волнение продиктовано желанием сделать так, как это положено (то есть так, как об этом показывают в фильмах и рассказывают старшие товарищи). Отсюда эта стандартная, в общем-то, заминка с презервативом и обязательное высмеивание «более опытных» сверстников. Именно это диктует и способ подачи материала. Нарочито грубый, фарсовый рисунок, который призван, скорее, вызывать улыбку, нежели располагать к сопереживанию. Вторая мужская история переносит нас в годы, предшествующие сексуальной революции. В то время, когда секс был табу, а подростков кормили историями о беременности через любовные записки. Сегодня, эта история выглядит наивной и милой. Однако именно она дает романтическую ноту, которой так не хватало всей анимационной работе в целом. Взгляд на праздничные улицы, на поющих птиц, на красоту окружающего мира. Это именно та мелодия, которой должен заканчиваться рассказ о сексе, не механическом половом акте, а нечто большем. О чувстве, которое переполняет тебя всего, заставляя петь, смеяться и радоваться всему вокруг.
Секс глазами девушек не выглядит таким же легким и радостным, как в рассказах мужчин. Барышни, занявшие вторую и третью строчку эпизодов короткометражки, поведают нам совершенно противоположные истории. Причем противопоставляться они будут не только мужскому голосу, но и сами себе. Первая девушка расскажет нам об утраченных ожиданиях. О том, как день за днем она и ее молодой человек шли к этому моменту. Моменту, после которого мир не перевернулся с ног на голову, и небо осталось небом, и земля осталась землей. Вот только эти парень и девушка не остались друзьями. Преподав первый взрослый урок друг другу, сыграв важную роль в противоположной жизни они разошлись по своим путям, чтоб никогда больше не встречаться. Но даже эта утрата ожидания чего-то необычного, не такая уж большая потеря по сравнению с историей второй девушки. Увы, но именно это история наиболее часто мелькает в рассказах современной молодежи. «Пошла с незнакомыми парнями, он мне даже не нравился, я была пьяна, ничего не помню». Согласитесь, эта история веет своеобразным диагнозом всего современного общества. Причем диагнозом неутешительным. Именно по этому она окрашена в довольно мрачные индустриальные цвета.
Вполне закономерно, что выбранный материал и разнообразие стилистических решений, принесли короткометражке Оделла огромный успех публики и несколько призов от фестивального жюри. К сожалению, его следующая работа «Лгуны» уже не смогла повторить успех «Первого раза». Первый раз бывает только раз. «Лгуны» мало того, что используют те же концепцию и стилевые приемы, так они еще и не столь злободневны и интересны для простого зрителя. Здесь как с романом Кундеры «Невыносимая легкость бытия», эмоционально-сексуальные переживания героев стоят на порядок выше, нежели социально-политическое занудство с морализаторством. С другой стороны, если Оделл будет продолжать в том же духе, через пару лет мы получим занимательный учебник по психологии, снабженный достаточно яркими и интересными иллюстрациями. Что, в свою очередь, не так уж и плохо.
10 из 10
31 января 2012
Один из наиболее интересных мультфильмов 2006го года, о чем свидетельствует не только награда за лучшую короткометражку на Берлинском кинофестивале, но и еще коло 20ти довольно значимых кинопремий.
Предыдущая работа Йонаса, «Револьвер», пусть он ее и сделал с тремя другими режиссерами, но логично предположить, что большую часть заслуг именно Оделла, и того более — названа на 111м месте в списке 150ти лучших анимационных лент, опередив «Соседей» Нормана МакЛарена, «Маленького солдата» Гримо, «Талисман» Старевича и много других выдающихся и гениальных мультфильмов.
«Не так, как в первый раз!», в свою очередь, это четыре реальных интервью о первом сексуальном опыте. Три первые традиционно молодежные с вечеринками, алкоголем или с большой скромностью и долгим путем к первому сексу. Действие четвертой происходит в 1927м году, дедушка рассказывает, как это было секретно, и как их пугали сексом, но и о превосходности всего что случилось.
Под каждое интервью сделаны стилистически разные анимации, но все разом они выглядят довольно гармонично. Вышло все довольно свежо и даже оригинально, но без экспериментального экстрима и агрессии.
10 из 10
1 ноября 2010