| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.4 |
IMDb
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
BBC: Ганнибал |
| английское название: |
Hannibal |
| год: | 2006 |
| страна: |
Великобритания
|
| режиссер: | Эдвард Базалгетт |
| сценаристы: | Мэттью Фолк, Марк Скит |
| продюсеры: | Айлса Орр, Имон Фицпатрик, Фил Доллинг, Сиас Уилсон |
| видеооператор: | Майк Спрэгг |
| композитор: | Ти Унвин |
| художник: | Генри Яворский |
| монтаж: | Марк Грэвил |
| жанры: | документальный, история |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
13 апреля 2006 г. |
на DVD:
|
12 октября 2006 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 29 мин |
Девятилетний мальчик, омывая руки в крови, поклялся отцу, что будет неустанным врагом Рима. Сыну Гамилькара, героя Первой Пунической войны, было уготовано славное, но трагичное будущее, полное побед и поражений. Ганнибал пронёс клятву через всю жизнь, не опустил руки и после капитуляции, продолжив антиримскую деятельность, как в своём государстве, так и в некоторых других. И даже справедливым кажется, что он не увидел, как спустя полвека после знаменитого похода, римляне сравняли Карфаген с землёй и засеяли его солью.
В 2006-ом году BBC выпустила фильм о великом полководце, объединив игровой стиль подачи материала с документальным. Благодаря вплетению художественного начала, появился повод для красивых и смелых трактовок. Так, Ганнибал по версии создателей, одержав три непростые победы после тяжелейшего марша через Пиренеи и Альпы, не стал захватывать и разрушать Рим лишь потому, что не хотел прослыть дикарём. Истинная причина, вероятно, была более прозаична: у ослабленной переходом и сражениями армии просто не хватало сил на осаду самого крупного и хорошо защищённого города мира, способного годами сдерживать армию неприятеля. Да, собственно, и не собирался полководец вести войну на истребление. Его главной целью было заключить мир на унизительных для Рима условиях, забрать назад земли, утерянные в ходе Первой Пунической войны и установить военный контроль Карфагена в Средиземноморском регионе. Поэтому излишне выдумывать глубоко личные причины того, что Ганнибал, не желая ввязываться в неоднозначную авантюру с осадой, отправил гонцов с предложением мира, а после отказа отправился грабить юг Италии.
Легенда о методе преодоления завала в горах с помощью вина и костра также заиграла новыми красками. Теперь его автором стал не военный инженер, но лично Ганнибал, а каменные глыбы сами, как по волшебству, раскололись под действием огня и уксуса. На деле этот хитрый приём, если и использовался на самом деле, был лишь помощью рабочим, кирками пробивавшим себе путь в завале, но уж никак не самодостаточным способом разрушить горную породу. Подобные допущения и упрощения, безусловно, снижают ценность фильма, как представителя жанра документалистики, но в отношении выбранного курса на художественность смотрятся допустимо.
Техническое решение картины, хотя и не блещет особым размахом, имеет вполне достойный уровень. И пусть некоторые битвы в лучших традициях «Игры престолов» тактично показаны уже постфактум, в виде полотнищ-интерпретаций «Апофеоза войны» различной степени суровости, зато главные битвы той войны — при Каннах и Заме — вниманием не обделены. И хотя главным оружием постановщиков-баталистов остаётся быстрый и рваный монтаж, есть всё же немало сцен, где локальные стычки отрядов смотрятся эффектно и правдоподобно.
В силу уклона фильма в сторону от документальности, особый спрос с актёров, которые в большинстве своём успешно справились с ролями. Александр Сиддиг, исполнивший главную роль на высоком для документального кино уровне, создал яркий образ темпераментного полководца. Благодаря его усилиям Ганнибал предстал не просто историческим персонажем, сочетанием дат и событий, а живым человеком, движимым амбициями и уверенностью в своём военном таланте. Сиддиг представил на экране харизматичную личность с живыми глазами, способную сплотить под одним флагом солдат разных наций и культур, каковой Ганнибал и являлся. Среди прочих сильно выделяется Бен Кросс, сыгравший Фабия Максима, сурового консула, чья тактика избегания крупных сражений с карфагенянами во многом определила судьбу войны. Его чёткая театральная артикуляция и размашистые жесты отлично вписались в образ жёсткого и самоуверенного сенатора.
«Ганнибал» — это рассказ о самом дерзком и бравом военном манёвре Древнего мира, о человеке, подошедшем к своей мечте на расстояние вытянутого меча, о преданности стране и клятве. Ганнибал подлетел чрезвычайно близко к своему «солнцу», и оно спалило его, но не сразу: сжигало медленно, на протяжении долгих десяти лет бесконечных маршей и стычек на юге Италии, обескровивших карфагенскую армию. И словно приговор слова соратника: «Ты умеешь побеждать, но не умеешь пользоваться победой». Спустя много лет после начала войны великий полководец, одержавший главные победы при численном перевесе противника, полагаясь на острый тактический ум и неожиданные ходы, пал в итоге от своего же оружия, умело перенятого Сципионом Африканским. Трижды битый Ганнибалом в первые годы войны, он многому научился у врага и хладнокровно переиграл того на чужом поле и по чужим правилам. Так закончилась эпоха Ганнибала-полководца, едва не поставившего великий Рим на колени.
31 июля 2013