Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хиджра |
английское название: |
Shabnam Mausi |
год: | 2005 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Йогеш Бхарадвадж |
сценаристы: | Аадеш К. Арджун, Йогеш Бхарадвадж, S Sachinder |
продюсеры: | Судеш Бхонсле, Manoj Jaiswal |
художник: | Raj Kishor Choudhary |
жанры: | боевик, драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
Вчера впервые посмотрела этот удивительный фильм. Записала его себе на просмотр ещё год назад, после того, как посмотрела фильм «Таманна» с Пуджей Бхатт в главной роли, героиню которой воспитал хиджра. Когда-то давно я читала об этих людях, живущих преимущественно в Индии, но знала о них очень мало. Только то, что они женщины в мужском теле.
В индуизме верят в реинкарнацию после смерти, и вот якобы хиджра, «люди третьего пола» являются ошибочной реинкарнацией двух душ, которые решили выбрать себе одно тело. Физически они являются мужчинами, и в основном имеют мужское тело, рождаясь мальчиками, только с атрофированным и не пригодным к продолжению рода, мужским органом. Верхняя часть их тела имеет женские признаки, в частности женскую грудь (причём любого размера), а некоторые хиджра даже имеют повышенную растительность на теле (мужской признак), от которой старательно избавляются. Одеваются они всегда в женскую одежду и считают себя женщинами, у всех женские имена, и многие их них мечтают быть полноценными женщинами, чтобы выйти замуж и стать матерью. Но чисто физически эта их мечта никогда не осуществиться. Среди хиджра есть и транссексуалы или гермафродиты. Многие хидджра поклоняются богине Бахучара Мата — одной из многих форм богини матери.
Селятся хиджра отдельными общинами. Участь их незавидна: являясь маргинальной прослойкой общества, их не берут на работу, они не могут учиться, потому что их никуда не пускают, (даже в храмы, и приходится им молиться около входа в храм), хотя он же не виноваты, что родились такими, это всё воля Всевышнего, если такие люди существуют на Земле, значит для чего-то это нужно, не просто так Господь создал их такими. Доход они имеют зарабатывая на индусских свадьбах, и на ритуальных празднествах по поводу рождения мальчика (!) в семьях, благословляют его на долгую и счастливую жизнь. Но вынуждены также заниматься проституцией и попрошайничеством.
Этот фильм — реальная история фантастического успеха, которого достиг представитель низшего сословия евнухов в Индии. Шабнам Мауси (тётушка Шабнам), главная героиня фильма, рождается хиджра в Мумбае. Родители приглашают хиджра для совершения обряда, а те увидев, что ребёнок из их касты, забирают его в свою общину, которая становится её семьей. Ей дают имя Шабнам, и один/одна из этих людей становиться её матерью. Казалось бы, что участь этой девочки тоже не завидна, как и у всех представителей этого сообщества, Шабу даже не может нормально ходить в школу, потому что все дразнят её евнухом и бесконечно травят. Тогда её названая мать прилагает все усилия, чтобы дать дочери домашнее образование. Шабнам старательно учится, и постоянно занимается изучением разных языков. В итоге она свободно может говорить на 14 языках.
В результате некоторых событий, повзрослевшая Шабнам была вынуждена уйти из клана. Она находит убежище в Мадхья Прадеш, где знакомится с местными политиками. В результате многочисленных испытаний, а также благодаря своей настойчивости и целеустремлённости, Шабнам одерживает свою первую политическую победу на выборах. Ныне Шабнам Мауси — первый член Парламента штата Мадхья Прадеш из представителей хиджра, высокообразованный человек.
Я видела документальный фильм про социальное положение и жизнь индийских евнухов. Что сказать, считаются изгоями общества. Так вот, насколько нужно быть незаурядной личностью с сильным характером, чтобы сделать такой скачок вверх, и пойти в политику! За это низкий поклон и уважение этой женщине.
Ашутош Рана — великолепный актёр, жаль что с ним так мало сольных фильмов. Да и ролей таких сильных и положительных очень мало у него, в основном он спец по злодеям, маньякам, психам и прочим личностям с преступными наклонностями. А жаль, Ашутош-джи действительно очень недооценённый и очень талантливый актёр, с большим потенциалом. Сейчас подался в политику (символично?), поэтому теперь мало снимается. Роль Шабнам исполнил на высшем уровне, шикарно выглядел в женской одежде и с макияжем на лице.
Отличный фильм, очень вдохновляет. Но под него не расслабишься. Я смотрела и так сопереживала главной героине, что местами даже плакала и вскидывала кулаки вверх. Особенно тяжёлый момент, когда умирает приёмная мать Шабнам, прямо на её руках. Тут просто невозможно сдерживать слёзы, так искренне рыдала и сама Шабнам. А этот гад в полицейской форме, который избивал её палкой в камере, просто урод, так и хотелось его треснуть башкой об стену, настолько мерзкий тип.
После просмотра этого фильма узнала, что каста евнухов, считается одной из низших в Индии. Однако им приписывают магическую силу. И практически не одна семья не обходится без того, чтобы не пригласить их на свадьбу, рождение ребёнка, бездетные приходят просить у них милости. У них просят благословения и боятся их проклятия, ибо он считается одним из страшных.
Однако, хиджра бывают разные. Есть те, которые как герой/героиня фильма такой (ая) от рождения, а есть те, которые с возрастом понимают, что они не такие и приходят в клан сами. Официально операция по перемене пола в Индии запрещена. Поэтому практикуется подпольные операции. Но делается это страшным и жестоким образом — органы просто отсекаются одним ударом и рану не заживляют, заставляя её долго кровоточить. Таким образом считается, что вместе с кровью выходит всё мужское.
Мой вердикт фильму — смотреть обязательно, хотя бы для того чтобы представлять, что Индия это не только страна мелодрам и красочных боевиков. Ну и кроме того узнаете много интересно из жизни других каст. Этот фильм своеобразный взгляд изнутри, может немного приукрашенный. Вообще о культуре, о касте евнухов людям известно мало, даже многим индийцам, не говоря уже о жителях других стран. И для многих становится открытием, что существует целый слой этих людей в Индии.
Вообще фильм снят очень хорошо. Есть в нём и танцы и песни, но прежде всего в нём есть история человека. И История с большой буквы. Временами она весёлая и светлая, а временами страшная и тёмная. Я не знаю как это объяснить — фильм нужно смотреть, чтобы это понять. Я, например, смотрела его не отрываясь от экрана, и получила истинное удовольствие. В общем очень рекомендую.
10 из 10
17 апреля 2021
Этот фильм с первого взгляда может показаться сказкой, созданной для всех людей третьего пола, населяющих Азию. Ведь где еще можно было бы увидеть такое, что обычный хиджра вдруг выдвигает свою кандидатуру в местный парламент и, более того, побеждает.
Но, как оказалось, и такое бывает.
Описываемые в фильме события — реальны. В 1999 году в штате Мадхья-Прадеш был избран в члены парламента первый за всю историю политики член общины хиджров (кхоти). Эта победа Шабнам Мауси, маленькая для обычных людей, но такая огромная для хиждр, вдохновила гермафродитов (трансвеститов, транссексуалов) на дальнейшую борьбу за признание их как полноценных людей, и теперь уже ни кого не удивишь тем, что мэром города Горакхпура (на северо-востоке штата Уттар-Прадеш) является хиджра Аша Деви, а о том, что 108 евнухов решили бороться за места в парламенте штата Мадхья-Прадеш, создав свою партию под названием «Партия, которая уже победила», говорили даже мы, европейцы.
Именно все эти события вдохновили режиссера Йогеша Бхарадваджа на создание картины о жизни Шабнам-джи, и в 2005 году он презентовал ее Индии. Естественно, что описываемым в картине событиям был придан кинематографический блеск и романтизм, однако это не умалило его социальной ценности.
Сама Шабнам говорила о фильме: «Я вполне одобряю фильм, созданный обо мне. Ведь люди всегда смотрели на евнухов сверху вниз. И если история моей победы даст вдохновение бороться хотя бы одному другому евнуху, я буду счастлива. К нам никогда не было симпатии… Поэтому я еще больше благодарная Ашутошу Ране. Он прекрасный актер. Он просил меня благославить его и я это сделала с огромным удовольствием».
Полностью соглашусь с ее словами об Ашутоше… Я была в шоке, я думала, что Йогеш задействовал в фильме настоящего кхоти, а потом я поняла, что это Ашутош, которого я уже видела Kalyug и в Ab Tumhare Hawale Watan Saathiyo. Он справился с роляю просто великолепно, но больше всего меня поразили его глаза, красные, наполненные слезами, но не теряющие веру… Он сыграл потрясающе реалистично.
Я не знаю как и почему он согласился на эту роль, но это определенно вызывает уважение.
Я специально и очень долго искала его мнение о фильме и вот, что нашла: «Это просто бриллиантовый сценарий с потрясающе интересными персонажами. У меня никогда не было настолько неопределенной роли. Потому что у нас есть возможность сказать, что мы — люди, но потом мы уточняем, что я, к примеру, мужчина, а вы — женщина. А у них, кхоти, нет такой возможности. Мой персонаж расскажет вам о том случае, когда проставление местоимения и рода вызывают у человека затруднения… . Ну и, кроме того, это история об успехе. Мы, люди, когда у нас рождаются физически или морально неполноценные дети, заботимся о них, но от евнухов семья всегда отказывается. Шабнам Мауси добилась признания общества, вот она, ирония жизни».
Правда под конец не удержусь, и скажу о плохом. Удивительным для меня стало то, что при таком потрясающем сценарии (уже готовым, даже ничего придумывать не надо!), Йогеш как режиссер и сценарист фильм полностью провалил. Сделать из такого арт-хаусного сюжета настолько отполированную комерческую картину — это еще надо было постараться. Однако ему повезло, что на главную роль он выбрал Ашутоша, потому что именно благодаря ему (и еще Виджаю Раазу, который играл маму Шабнам — Халиму) вся эта зализанность сценария не выступает на передний план (правда, к сожалению, на 2-ую часть картины это не распространяется, т. к. там режиссер сам себя утопил, убрав акцент с Шабнам).
Но независимо от этих пакостей Йогеша фильм получился очень хороший, заставляющим задуматься, и посмотреть его надо каждому.
9 февраля 2011