Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Виржиль |
английское название: |
Virgil |
год: | 2005 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Мабрук Эль Мекри |
сценарий: | Мабрук Эль Мекри |
продюсер: | Сидони Дюма |
видеооператор: | Пьер-Ив Бастард |
композитор: | Фредерик Веррьер |
художники: | Доминик Андре, Бенуа Беше, Жюли Модюш |
монтаж: | Како Кельбер |
жанры: | комедия, драма, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 июня 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Бокс всегда привлекал внимание кинематографистов. Противостояние настоящих мужчин, в котором побеждает сильнейший не только телом, но и духом. Постоянное преодоление себя на пути к успеху. Блеск софитов и запах огромных денег вокруг небольшого прямоугольника, ограниченного канатами. Сама атмосфера боксерского поединка, кажется, создает готовые сценарии, к которым уже ничего не надо придумывать. Бери, записывай, снимай — и зрители повалят валом. И ведь так происходило — «Первая перчатка», «Рокки», «Бешеный бык»… Удачных фильмов о боксе снято десятки, неудачных — кто их считал? Но свою толику отраженного рингом света получали даже самые провальные из подобных картин. По крайней мере, их обсуждали фанаты.
О картине Мабрука Эль Мехри поклонники бокса захотят говорить едва ли. Даже несмотря на то, что значительная часть ее действия проходит в тренировочных и соревновательных залах, а боксерские поединки сняты со знанием дела и выглядят вполне реалистично. Только вот уж слишком отлична философия «Виржиля» от той, что витает над рингом, что ловко схвачена и зафиксирована в кадре лучших фильмов о боксе. Победа любой ценой, самосовершенствование, сила духа, преодоление, мужество, цельность личности, драматизм, адреналин… Ничего из этого списка в фильме француза арабского происхождения нет и в помине. Вместо этого — фатализм, философия недеяния, спокойная созерцательность и отрешенность, приправленные иронией по отношению к тем, кто куда-то бежит, к чему-то стремится и завоевывает себе место под солнцем. И соответствующий главный герой, который желает вовсе не победы над соперником по рингу, не фантастических призовых и славы, а спокойной и размеренной жизни, в которой нет «виннеров» и «лузеров», нет успехов и поражений, нет радостей и горестей — только тишина, покой и мирная любовь. «Inch’ Allah!» — «На все воля Аллаха!», говорят мусульмане. И главный герой фильма Виржиль Бетанкур инстинктивно этот принцип разделяет.
Проблемой для него, а заодно и главной действующей силой интриги, является необходимость действовать, чтобы сохранить свой покой и умиротворенность. В прошлом не слишком удачливый боксер, Виржиль завязал с боксом после ареста своего приемного отца Эрнеста. Того осудили за убийство мелкого гопника, подосланного с ножом к его сыну после «неправильно» завершившегося боя. Не желая иметь дело с мафией, не имея сил и таланта пробиться в серьезные боксерские лиги, парень спокойно продает шаурму в забегаловке у своего друга, еженедельно навещает в тюрьме отца и неуклюже пытается ухаживать за девушкой Марго, которую встретил во время этих посещений. Но в один далеко не прекрасный день Виржиль узнает, что отец смертельно болен и его собираются выпустить на свободу. Только вот старый боксер Эрнест не знает, что сын предал его дело и ушел из спорта, а значит размеренной и правильной жизни вот-вот наступит конец. Виржилю приходится все бросать и изыскивать любые пути, чтобы вернуться на ринг. Хотя бы на несколько месяцев.
Кто-нибудь другой, возможно, создал бы из этого драматическую историю «преодоления», «восхождения к славе», «становления личности», но только не Эль Мехри. Все, что делает Виржиль в фильме, он делает только ради сохранения status quo. Разочаровать отца для него гораздо более страшно, чем испытать неудобства с возвращением в спорт. Сами поединки, победы и поражения его не интересуют: только в преломлении отношения к ним отца или любимой девушки. Парень даже не подозревает о том, что отец давно все знает, а девушка вот-вот уйдет к куда более яркому и блестящему сопернику по рингу. Но ведь если долго сидеть на берегу реки, мимо обязательно проплывет труп твоего врага. Для этого не надо предпринимать никаких действий. Все произойдет само.
Виржиль продолжает ждать, проходя через череду грустных и смешных происшествий вокруг и около него (Эль Мехри не забывает развлекать зрителя лирическими сценками и юмористическими скетчами в промежутках боксерских поединков), но так и не принимает главную идею спорта — все ради победы. Выиграет — хорошо, проиграл — бывает. Девушка ушла — грустно, девушка вернулась униженная и избитая соперником — нужно ее защитить, ведь таков порядок. Виржиль выходит на ринг ради отца, ради Марго, ради друзей — самому ему бокс абсолютно не интересен. Более того, даже выходя на бой он не мечтает о победе. Подраться — подерусь, а там будь как будет. Он не спортсмен, не победитель, а самый обыкновенный обыватель. Жизнью и философией которого режиссер откровенно восхищается, потому что так — правильно.
И неважно, что эта философия противоречит философии спорта и западного общества вообще. Эль Мехри — человек другой культуры. Вот только постулаты этой культуры в контексте спортивной драмы выглядят, мягко говоря, странно, заставляя говорить о полном провале картины. Все таки, Запад есть Запад, а Восток есть Восток и вместе им не сойтись.
25 августа 2012