Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Точка |
год: | 2005 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Они хуже, чем вы думали» |
режиссер: | Юрий Мороз |
сценаристы: | Юрий Мороз, Алёна Званцова, Григорий Ряжский |
продюсеры: | Юрий Мороз, Рубен Дишдишян |
видеооператор: | Николай Ивасив |
композитор: | Дарин Сысоев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $35 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 октября 2006 г. |
на DVD: | 13 июля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Свою знаменитую «Яму» Куприн посвятил матерям и юношеству. Ханжи окрысились, вопили, что Куприн цинично насмехался. Ну, что с них взять? Они не поняли. Члены жюри, присуждавшие этому фильму премию Silver Hugo, вероятно, поняли то, что век назад не осилили лицемеры в Российской империи.
Эту премию на Международном кинофестивале в Чикаго за лучшую женскую роль получили актрисы Виктория Исакова, Анна Уколова и Дарья Мороз, исполнившие в фильме главные роли.
А зрители в кино и дома перед телевизорами получали удар по обывательской извилине. Однако те, кто обладал и извилинами, и мозгом, догадались, зачем по одноимённой повести Григория Ряжского Юрий Мороз снял такое кино.
Описывать сюжет — дело не хорошее, особенно, если фильм стоит смотреть, а не обсуждать. А это кино хоть раз в жизни увидеть стоит. Три истории трёх человек. Профессия? Один подвыпивший в кадре невнятно порассуждал о продажности: кто нынче не б..? Так что воспалять мораль тоже надо поаккуратнее, а камень пусть бросает тот, кто сам без греха.
Редкое кино в постсоветской коллекции. Из тех, которые повторно смотреть вряд ли захочется, хотя снято на уровне — не подкопаться. Но один раз его посмотреть нужно каждому.
Это как у Куприна: если хочешь людям добра, напиши книгу для матерей и юношества. А жизнь тебе сюжетов подкинет, не сомневайся! Авось прочтут и пригодится.
8 из 10
16 мая 2020
Фильм родного папы, вскоре уже женственной Дарьи Мороз, выглядит удурчающим и омерзительным. По сути, нам рассказывают историю проституток, у каждой из которых трагический финал в жизни. Ну, мягко говоря, за исключением той, которая вырывается вперёд. Догадайтесь с трёх раз.
Ключевой момент в фильме, когда лысая дама голосует на трассе и может менять свой шанс для другой жизни, но решает идти другим путём. Она вырастет модельером в престижном агентстве. Другим её коллегам так не повезёт: одну убьёт сепсис, вторая не переживёт аборта, третья вообще затеряется на путях Курского вокзала. Только чтобы к этому прийти, режиссёру вовсе не обязательно было обнажать быт и обычаи провинциальной жизни.
Сиё творение смотреть очень тяжело, некоторые сцены вызывают тошноту. У каждой героини своя история, почему пришлось выйти на панель: алкоголизм родителей, нищета, безработница, голод. По сути перед нами история провинциалок, вынужденных кормить себя от того, что нечем кормить. И у каждой свой путь. Финальная сцена показывает, что выживает как правило самый хитрый и изворотливый.
18 января 2019
Давно пора было снять подобный фильм. На «кинопоиске» в качестве подобного фильма рекомендуется «Интердевочка». А мне кажется, что «Точка» — это фильм-опровержение для тех, кто увидев «Интердевочку», решил, что жизнь «ночной бабочки» легка и необременительна. Именно как рекламу древнейшей профессии я воспринимаю данный фильм.
Про меня поют романсы и читают книжки,
Чтобы научить уму девчонок бестолковых.
Это слова песенки перестроечных времен, написанной, я уверена, именно к «Интердевочке». В фильме «Точка» у девочек в комнате висит постер этого фильма, да еще им посчастливилось взять автограф у самой Елены Яковлевой.
А на самом деле, торговля собой это унижения, страх, грязь и риск. Именно это доходчиво объяснили авторы фильма. Я не любитель такой «правды жизни», но фильм, я повторяюсь, был очень нужен, чтобы снять ореол беззаботности и легких денег с древнейшей профессии. Может кого-то из юных дурочек это остановит.
За социальную значимость
8 из 10
17 июня 2015
Творцы делятся на две категории. Одни думают о том, как покрасивее подать себя, другие не красуются, а сосредотачиваются на философских вопросах или социальных проблемах. Для них важно не себя выставить в розовом свете, а привлечь внимание людей к какому-то явлению, обсудить важный вопрос. Авторы первого типа словно говорят:«Посмотрите, как я люблю свою родину!» «Полюбуйтесь, как смазливо у меня всё смотрится!» «Ах, я людей считаю хорошими!» Авторы второго типа часто делают то, что модно называть «чернухой», они не бывают понятны обывателю и раздражают потребителя культуры, не желающего замечать трагические стороны бытия. Режиссер, снявший «Точку», относится к создателям второго типа, это очень честный и сострадательный человек, и мне захотелось сказать ему «Спасибо». Актрисы отказывались от ролей, «пятнающих» исполнительницу; и от женщин, согласившихся играть проституток, потребовалось подлинное мужество. Результат — горькая правда о нашем равнодушном обществе, о наших мужчинах, переставших брать на себя ответственность за женщин и собственных детей. Препарируется социум, превративший проституцию в нашей стране в массовое и повсеместное явление.
Фильм настолько тяжелый, что пересматривать его я не стану. Но отдельные сцены врезались в память. Лента не сводится к рассказу, посвященному биографиям трех уличных женщин. Перед нами истории существ, оказавшихся в безвыходном положении. Преданные близкими, семьей, они должны или погибнуть физически, или пасть. И их положением вне социума охотно пользуется и полиция, и сытые владельцы дорогой недвижимости. Никому не приходит в голову подумать о страданиях этих женщин. Поиздеваться над ними, унизить их, это развлечение. Наврать про любовь и намерение жениться, чтобы получить бесплатно интим услуги. Избить от нечего делать и объяснить потом, что ты наказываешь порок за «аморальное поведение». Существует легенда, что поддерживают друг друга оказавшиеся в одинаковом тяжелом положении. Фильм показывает, что и обездоленные не объединяются, а предают и грабят друг друга. Это мир, в котором идет борьба за выживание любыми путями. Самая сильная из героинь, относящаяся к жизни скептично и не укрывающаяся за иллюзиями от невыносимой правды, превращается в циничного монстра, заявляющего, что ей нравится такая жизнь. Выживает не сильнейший, выживает тот, кто с легкостью идет на подлость.
Жертвой в квадрате оказывается наиболее человечная ночная бабочка, оказавшаяся на панели волей обстоятельств, а не благодаря складу своей порочной натуры. Режиссер демонстрирует сострадание к опустившимся на дно, типичное для русской интеллигенции.
10 из 10
4 сентября 2014
Не люблю такие фильмы. Смотришь, смотришь, а лучше не становится.
Такие фильмы как «Точка» обнажают перед зрителем историю, которую не очень то хочется видеть. Скорее хочется закрыть глаза и сказать, что нас обманули, что люди так не живут. Но это не так.
Три главные героини с самого рождения были выброшены в общественную яму из отбросов, извращенцев и несостоявшихся личностей. О них не заботились, их не любили. Их жизнь была переполнена грязью, болью и собственной ненужностью с самого начала.
Было ли у них право на счастье? Да, конечно.
Но могли ли они реализовать его? Нет.
Поэтому я и не люблю такие фильмы. Это тяжело, когда жизнь даже не предоставляет возможности стать счастливой. Так было у каждой героини. У них просто не было возможности.
Но все же рецензия положительная. Потому что знать о такой жизни надо! Ее надо видеть, надо чувствовать, надо бороться. Иначе ничего никогда не измениться. Родители будут попустительски относиться к своим детям, дети будут сбегать от родителей и искать утешения в чужих объятьях, одни будут становится рабами, другие их хозяевами с привилегиями, а следом будут рождаться дети, вновь обреченные на несчастье.
По поводу картины в целом:
Фильм снят замечательно. Мгновенно погружаешься в эту атмосферу. Все актеры на высшем уровне справились со своими ролями, я поверила каждому. Костюмеры и гримеры выдвинули крайне нестандартные образы, которые идеально вписались в атмосферу «Точки». В итоге получилась целостная картина со своей идеей.
9 из 10
7 мая 2014
Тяжелая по восприятию российская драма «Точка» режиссера Юрия Мороза рассказывает полуторачасовую историю про уличных ночных фей, которым лень пойти на роботу и зажить нормальной человеческой жизнью, им в кайф быть избитыми продажными ментами или какими-нибудь больными извращенцами. Фильм у Мороза получился весьма неплохим, местами даже интересным, но вот только главные ночные бабочки «Эльвиры» получились у режиссера слишком уж бесхребетными. Все эти «Леди» когда выходят на свою работу сразу же теряют совесть и уважение к самой себе. Девушки продают себя, ибо хотят заработать денег, а потом все быстро бросить и о всем забыть. Хм… забыть. Как же это смешно.
Но как показывает этот фильм, ну или многие другие картины на подобную тематику, не все так просто как кажется. Приходя на точку, на ленивых жопах молодых девушек набивается их сутенером невидимое клеймо, от которого избавится очень сложно, практически невозможно. Говорят, бывших наркоманов не бывает. Тоже самое можно и сказать о проститутках, которые делают грязную работу, приходят домой на свою съемную маленькую квартирку, моются, ложатся спать, а перед сном думают о будущем, о детях, о хорошей беззаботной жизни. Но все это лишь обман, все это лишь мечты, которым не суждено превратится в реальность, ибо сегодня ты сосешь у жирного бизнесмена, а завтра можешь быть избитой группой малолетних мажоров, которым срочно нужны новые ощущения.
Реальность в фильме Мороза ощущается с первых минут. Вся эта уличная продажная грязь показана в фильме очень реалистично. Фильм в прямом смысле этого слова дышит той пылью, которая поднимается с под колес иномарок, подбирающих на трассе дешевых, грязных телом и душей проституток. О сюжете говорить не хочется, так как здесь не о чем говорить. Серы московские будни, точка, проститутки и их унылые физиономии. Юрий Мороз в свое фильме оцепил девчат колючей проволокой и не дал им возможности ощутить себя опять свободным и счастливым человек. Возможно, у всех этих «Анджел» и вправду нету другого выхода, как продавать свое тело до тех пор, когда с тобой что нить не случится. Неплохой фильм с очень хорошо подобранным актерским составом.
6 из 10
23 декабря 2013
Фильм «Точка» следует посмотреть каждому, а особенно подрастающему поколению. Данный фильм не научит ничему плохому (как может показаться кому-то из противников данного фильма). Наоборот, фильм «Точка» заставит задуматься, куда приводят мечты о легких деньгах.
Более вредны для молодежи бессмысленные мелодрамы, в которых простенькая девчушка из отдаленной деревни находит принца-олигарха. Молодые девушки, насмотревшись подобных сказок, едут искать красивую жизнь, а попадают на точку.
Что касается героинь фильма «Точка». Остановлюсь на Кире (она же «Зебра» в исполнении Виктории Исаковой). Дело в том, что есть зрители, которые осуждают ее за то, что она не стала ползать на коленях перед мамочкой своего погибшего парня.
Во-первых, достаточно посмотреть на лицо этой «железной леди», которая неохотно произнесла пару слов и захлопнула перед Кирой дверь. Неужели не понятно, что она не поверила бы Кире. Во-вторых, если бы Кира оставила ребенка, то ей пришлось бы делать анализ на ДНК и снова унижаться перед этой «дамой с каменным сердцем». Просто, кому-то нравится унижаться, а кто-то стоит выше этого.
Не разумный поступок совершила Кира, когда согласилась переночевать у бомжа, с которым познакомилась на кладбище. Однако, неизвестно, что этот бомж намешал в водку или самогонку. А выпить «за упокой души» как бы и не грех.
Не правы и те, кто решил, что фильм «Точка» демонстрирует все мужское население как извращенцев, а женщин представляет в образе несчастных жертв.
Речь в фильме «Точка» об этом не идет. На самом деле есть и хорошие, и плохие как мужчины, так и женщины.
В общем, право выбора остается за зрителями. Или смотреть фильмы о реальной жизни, или наслаждаться бессмысленными мелодрамами.
10 из 10
13 сентября 2013
Отличный фильм о жестокой правде жизни. В нем можно увидеть не только жизнь девушек, работающих на точке, но и много других актуальных вопросов, о которых стараются не говорить вслух:
жизнь детей в неблагополучных семьях и непонимание родителей;
неработающий муж-тиран, избивающий свою жену, которая его содержит (в некоторых версиях фильма эта сцена вырезана);
отчим, который насилует свою падчерицу;
за добро и помощь одна подруга другой отплатила злом
Допустим, девушки сами сделали свой выбор, решив работать на точке, но их к этому подтолкнуло безразличие родителей, которым дети были не нужны. О вечно пьянствующих родителях Нины можно не говорить. Здесь все достаточно понятно. Только с виду более-менее приличная семья Киры оказывается не на много лучше, чем семья Нины. Отец Киры выгоняет дочь из дому, а мать боится его и, следовательно, не заступается за дочь. Из этого следует вывод, что им обоим безразлично, что будет с Кирой. Мать Ани, похоже, больше волновало обустройство своей личной жизни, чем счастливое детство ее дочери.
Нет ничего удивительного, что Кира отказалась выйти замуж. После того как Кира пожила в квартире женщины, с которой она познакомилась в больнице, и насмотрелась как неработающий муж-тиран избивает свою жену, которая его содержит, желание выходить замуж у нее полностью пропало. И это не должно никого удивлять. Как я уже упоминала выше, в некоторых версиях фильма эта сцена вырезана. Из-за этого немного теряется смысл и некоторым зрителям не понятно, почему Кира сделала такой выбор.
Если некоторые зрители считают фильм бесполезным и т. п., то это свидетельствует о том, что они не замечают многих проблем в обществе.
Тем, кому нравятся сказки о Золушках, можно не смотреть этот фильм, чтобы потом не высказывать неуместные замечания. К слову, данный фильм не предназначен для детей, в том числе и для взрослых детей.
Фильм «Точка» — это великолепная работа актеров, режиссера и всей съемочной группы.
10 из 10
8 апреля 2013
Слоган фильма, на мой взгляд, не соответствует содержанию картины. Героини не хуже и не лучше, просто обычные девчонки. Теми или иными путями жизнь судьба привела каждую к проституции, после чего каждая пытается самостоятельно выкарабкаться и устроить свою судьбу. Кто-то ломается, кто-то ожесточается, кто-то выживет, кто-то сядет на иглу или сиганет с крыши. В качестве слогана больше подошла бы фраза «Это может случиться с каждой».
В фильме не очень много откровенных сцен, зато количество различных извращений превосходит все мыслимые пределы. Видимо, обычный секс режиссер счел слишком неинтересным и банальным для такой картины, либо изо всех сил старался донести даже до самых тупых зрителей, что эти девушки — всего лишь товар, и отношение к ним такое же, как к товару. Немного лучше, чем к скотине на мясокомбинате, но не более того. Также немного прошлись по доблестной милиции и жеманным сутенерам.
В памяти после фильма остается пара ярких сцен, и даже хочется его пересмотреть.
25 февраля 2013
Фильм вроде интересен (проститутки, криминал, эмоции наотмашь), но тема с Зеброй, причем ключевая во многом, убила всю веру в искренность намерений и профессионализм авторов. Беременная женщина (от любимого человека) на кладбище всплакнула (есть от чего) и решила пойти выпить с мужиком бомжеватого вида. Там нажралась и дальше нам надо ее сильно жалеть. Сценаристы просто уже не знают, что бы еще выковырять, чтоб у зрителя шок вызвать.
Никогда беременная, тем более в ее образе святой и невинной, не бухнет. Зебра по сценарию ничего кроме соленых огурцов не принимала до этого и вдруг душа загорелась водку выпить. Я тоже непьющая женщина и ну хоть что бы ни случилось, мозг мой просто не повернет в сторону выпивки, тем более со странным плохо говорящим мужиком. А уж зная, что ты беременна от обожаемого человека! Сценаристам позор за этот бред.
И вообще все под историей с Зеброй шатко. А без нее жалеть там некого — сами пришли.
Зебра такая белая и пушистая — ну ни пятнышка. А отец с матерью Рразз — и на всю жизнь с ней порвали связь. Просто рразз — и отказались от такой хорошей.. С чего бы это — объясните, психологи — не пойму.
И сцена когда Зебра к матери любимого пришла: ну почему она не сказала, что беременна. Если у вас погибает сын и тут выясняется, что осталась кровинушка в животе милой опрятной девушки — вы ее выкинете из дома?
Тут же сценаристы, как в сериале, заставляют задаваться вопросом: Ну ты, Хосе Игнасио, чего сто серий не признаешься в любви-то (в смысле, чего молчишь, что беременна?), а ты МарияАвгустина, чего морду топором сделала (про родителей с обеих сторон).
Просто я к чему — сценаристы эксплуатируют мои нервы на пустом месте.
31 октября 2012
Не моя картина, однозначно. На душе гадко, тоскливо, грязно. После обливаний девочки из утки стало мне не на шутку тошно. Но из праздного интереса продолжала смотреть. О Боже, какая же чернуха. Но чернуха, хочу вам сказать, довольно-таки затягивающая. Если уж искусство и обязано вызывать чувства, у меня этот фильм чувств вызвал массу. И в чем проблема — не могу понять, то ли шедевром является этот фильм, то ли некачественный бред… И при просмотре создается впечатление, что некуда бежать. Безысходность. Представьте, что вам тесно, что вы задыхаетесь, что душно, что вам неудобно, а поменять положение невозможно — как в смирительной рубашке. Примерно такие ощущения у меня вызвал данный фильм. Слишком как-то плохо все. Или может мы все зажрались, и все нам не так? Не понравилась мне идея. Все разложили, все показали, не привыкла я такое кино смотреть. Оставили бы немного простора для воображения зрителя. А то даже и про «точку» все объяснили, заботливо так подписали в конце: «точка», словно для тех, кто ненароком не понял многозначности названия. Чуть шаблонно, не знаю, был ли в фильме гротеск или только я его заметила. Где-то откровенно перебрали — предупреждать же надо особо впечатлительных.
Думаю, после такого тяжелого фильма, повествующего о грязи моральной и не только, должно хотеться утопиться. Увы, мне было мелко. Короче не знаю, что именно в фильме не так, но у меня он не пошел. Но все же он заслуживает того, чтобы его посмотреть хотя бы один раз. Есть в нем попытка мыслить, а это уже хорошо. Попытка сделать отечественное кино думающим и качественным, за это спасибо.
7 января 2012
Когда я сказала, что посмотрела «Точку», собеседник ответил, что это омерзительный фильм, наши только и способны на такое, мерзота без компромиссов. Тогда я не смогла спорить, этот фильм подавляет. С впечатлениями от него надо переспать.
История трех ни разу не гламурных проституток. Аня, Нина, Кира. У одной басовитый голос и нескладная фигура, у другой лысая башка, третья исполосована битым стеклом. Лет десять назад — обычные девчонки, только при рождении им повезло чуть меньше. Кому-то не повезло с семьей, кому-то с мужчиной, всем — с хмурой российской глубинкой.
Отрезок жизни каждой приводит их в «точку».
Каждый вечер «показ» — издевательское «показ» — не на подиуме, перед стеной. Потом лотерея — повезет ли с клиентом. Сутенер Джексон и «мамочка» хорошо защищают деньги, на приносящих доллары девчонок сил и желания не остается.
В фильме очень много тошнотворных сцен, когда инстинктивно отворачиваешься от экрана и хочется, чтобы происходящее там поскорее закончилось, а оно продолжается. И так каждую ночь. А днем у них стены, заклеенные плакатами со «звездами», за окном — жд пути.
Кажется, все еще может измениться. В редкий выходной Кира знакомится с мужчиной, который предлагает ей выйти замуж. Беременной Ане удается побывать дома, Нина мечтает устроить своего брата в Суворовское училище…
Но у каждой в жизни уже было две точки. Два таких значимых момента, которые все изменили. А через две точки проходит только одна прямая. И она уже не меняет направления.
Финал очень символичен.
Символична последняя панорама и символична песня.
Гарик Сукачев «Колечки».
Только уж тем, кто остался жив,
Взглядом прочёсывать местности.
Лес называя зелёнкою,
Видя родные окрестности…
Ведите свою прямую с благодарностью за хорошие чернила.
13 сентября 2011
Я предвзято отношусь к российскому кинематографу. Обычно в российских фильмах все получается слишком наигранным. Единственный жанр, который более удачно получается, это так называемые бытовые драмы. Драмы о житейских трудностях. Фильм «Точка» подтверждает это правило.
История трех девушек из провинциальных городков, которые стали проститутками в столице. Три судьбы, которые начинались совершенно по-разному, но пришли к одному и тому же результату…
Фильм поражает своей открытостью. Бесцеремонно нам показывают все «прелести» данной профессии: жестокость, насилие, сугубо потребительский подход клиентов к «товару»… Местами становится противно от такой реальности. Многие сразу же будут утверждать, что эти девушки сами виноваты. Они сами выбрали такой аморальный метод заработка. Хочется ответить цитатой из «Мемуаров гейши»: «Мы становимся гейшами не потому, что у нас такой выбор. Мы становимся гейшами, потому что у нас выбора нет…» Конечно, проститутки и гейши — это не совсем одно и тоже, но все же…
Знаете, что меня поразило в этом фильме больше всего? Оптимизм главных героинь. Они по уши, как говорится, в (…) проблемах, но при этом у каждой из них есть надежда на светлое будущее. Так что, даже у таких своеобразных персонажей есть чему поучиться.
8 из 10
20 ноября 2010
Жизненный и правдивый фильм… Судьба трех главных героинь тесно переплетается в ходе всего фильма. Юрий Мороз в своем фильме яркого раскрывает аспекты жизни этого порочного круга. Нужно отдать дань актрисам вписавшимся в это образ. В особенности Дарьи Мороз, согласившийся ради роли лишится своих волос.
Фильм погружает в свой мир, он не для массового просмотра. Нужно действительно вникать в суть фильма и еще долго осмысливать все впечатления оставшиеся после просмотра..
Фильм хоть и показывали по НТВ, но фильм не принял массовый охват зрителям. Кино действительно для своего зрителя, занявший почетное место в российском кинематографе.
Советую посмотреть этот фильм. Наводит на правильные мысли о жизни…
8 из 10
16 февраля 2010
Не могу сказать, что фильм очень тяжелый, но отпечаток всё же оставляет. Сюжет о трёх девочках, которые попали в грязь. Как известно, опуститься на дно легко, но сложно подняться с него. До последних минут ждёшь, что произойдёт чудо и девочки вернутся к нормальной жизни, но они делают другой, казалось бы, странный выбор. Многие попадают в мир проституции случайно, как и эти три девочки. У каждой есть своя цель, на которую они откладывают деньги. Они мечтают о нормальной жизни.
Фильм передаёт всю грязь этого «отдельного» мира, а если оглянуться, то всякая грязь окружает нас повсюду, только мы пытаемся её не замечать. То есть уходим от реальности, думаем только о своей семье и не радуемся мелочам, происходящим вокруг. А ведь без этого никуда.
Вот задумайтесь, вы бы смогли приютить избитого человека, находящегося почти в бессознательном состоянии, и помочь ему? А героини фильма не побоялись и помогли, дали всё, что было необходимо, рассказали о системе и работе. Пусть работа не самая лучшая и чистая, но ведь избитая девочка сама шла к этому.
Цените то, что с вами происходит. Радуйтесь тому, что имеете.
6 из 10
12 февраля 2010
Мурашки по коже от этого фильма, такой жизненный, он перебрал в моей жизни все косточки. Каждая из героинь пережила такую БОЛЬ, которая врезается в сердце, и когда ты вспоминаешь прошлое, тебе хочется кричать во весь голос, рвать на себе кожу, а твоё сердце сжимается с такой силой, будто бы оно сейчас лопнет от переполняющей его БОЛИ (но тот, кто не пережил такую боль в своей жизни, вряд ли поймет это), и ты ничего не можешь сделать, только жить дальше, но как раньше у тебя уже не получиться никогда.
Многие ставят ТОЧКУ, в этой уже бессмысленной борьбе за то чего нет, жизни. В жизни редко бывают хэппи-энды, также как и в этом фильме всё заканчивается ТОЧКОЙ ДЛЯ КАЖДОГО СВОЕЙ.
P.S. а эта мелодия (которая играет в конце) врезалась мне в мозг и в душу. Да, она обычна и ничего особенного в ней нет, как скажут многие, но все-таки в ней есть то, чего каждому из нас не хватает, а что это, каждый решит сам.
10 из 10
23 августа 2009
Жизнь. Надежды. Робкие мечты. Страх. Боль. Беда. Нечеловечески сильное желание выжить. Непонимание. Крах надежды. Предательство. Равнодушие. Безнадёга. Тупик…
…Социальная драма Ю. Мороза «Точка» неприкрыто и неприглядно демонстрирует зрителю очень многие подробности жизни падших женщин.
Режиссура и операторская работа — вот что я хочу выделить в первую очередь. Первые кадры фильма — проститутки выстраиваются на «кастинг» перед прибывшими клиентами. Мне это напомнило оперативную съёмку (немного рваную и не слишком статичную) из какой-нибудь криминальной телепередачи про секс-рабынь. Итак, начало выдержано в полудокументальной манере. Создатели фильма таким образом дают понять: мол, уважаемые, наше повествование не будет сказкой про бедную добрую Золушку (вроде американской «Красотки» и в какой-то мере позднесоветской «Интердевочки»), приготовьтесь к тоннам грязной, но всё-таки правды.
К сюжету обращаться не буду, а то Остапа понесёт и я почти весь его перескажу. «Точка» — фильм, как ни парадоксально звучит… добрый (да, и это не опечатка). Жестокий, но добрый. Не оттого что искрится позитивом и теплотой, а потому что предупреждает, рассказывает, напутствует (но не поучает — здесь нет затёртого набившего оскомину морализаторства в стиле «Ах, проституткой быть плохо, аморально, и точка. Всё»). Он даёт зрителю отличную пищу для размышлений, возможность подумать — как можно выкарабкаться из той или иной ситуации, не следуя примеру героинь, выбравших для себя как выход — панель. Нет показушной жалости к путанам, нет стремления их оправдать перед очевидцем всех их жизненных неурядиц.
О чём бы ещё хотелось сказать касаемо техники исполнения:
Звук. Не всегда реплики персонажей на первом плане, они отчётливы, но зачастую их перебивает рёв поезда, грохот грузовика, музыка в кафе — это очень натуралистичный приём;
Обстановка. (слово «декорации» здесь не совсем уместно) — шумные улицы и переулки, «блошиные» рынки, железнодорожные вокзалы и станции, автодороги, до боли знакомые любому как москвичу, так и жителю какого-нибудь другого города или городка. Что само собой провоцирует у зрителя мысли (буквально в подсознании) — ага, здесь я был, я мог их видеть, такое же могло произойти и со мной, и у меня на глазах. Грамотно!
Кстати, об этом фильме я узнала совершенно случайно, спустя два с половиной года после его выпуска. Реклама и кричащие анонсы обошли его стороной. Что, возможно, и к лучшему — всё-таки кино, что называется, не для всех. Но иногда очень обидно, что современный российский кинематограф судят по «Дозорам», «Стритрейсерам», всевозможным непрекращающимся сериалам, а не по таким произведениям, как «Точка».
10 из 10
14 июля 2009
Некоторые сравнивают этот фильм с «Необратимостью» Гаспара Ноэ.
Лично для меня он очень похож на испанскую «Шлюху» (не смотря на то что это вроде документального фильма), не из за объединяющей их общей темой, а просто изложение похоже. Без лишней мишуры и «украшения» фактов.
Просто сухое и жестокое изложение реальности. От того и страшно так.
Страшно и от того что когда власти, или даже обычные люди наблюдают за такими вещами то просто отворачиваются и стараются быстрее уйти, просто игнорируя все что происходит рядом с ними.
А игнорирование, как известно — один из страшнейших видов эмоционального насилия.
Вроде и цивилизационный процесс движется безумными темпами. А такие вещи как проституция и торговля людьми как были тысячи лет назад так и сейчас успешно развиваются. И обрастают более ужасными формами.
26 марта 2009
Что нужно, чтобы замутить кинематографический коктейль для тех, кто ничего кроме «ерша» по утрам с похмелья не пил? Как родить на свет очередную душещипательную драму о падении женщин? Как сделать её остро-социальной и трагичной? Уж точно не так, как режиссер «Точки»…
Логично, что на тяжкий труд в лоне «древнейшей профессии» могут сподвигнуть исключительно: трудное детство, педофилическое насилие и глубокая личная драма, типа поматросил и бросил, желательно с брюхом. Все составляющие в наличие в этой странной картине, насквозь лживой и патетичной, демонстрирующей мужское население как сплошь беззубых, вонючих, дремучих, озабоченных недостижением оргазма обычными способами матершинников и извращенцев, а женское — несчастными жертвами, рассуждающими только о том, что слышат от своих клиентов и смотрящих на мир через Точку, надуманны до мозга костей.
Навязчивое повторение этого слова, желаемо — ключевого, но несущего в современном языке лишь значение места отоваривания наркоманов, а никак не проституток, прет из всех дыр. Актрисы, о которых будет сказано ниже, сознательно выделяют это слово каждый раз, видимо, намекая на некую центровую идею Точки и вращения человеческих судеб вокруг неё. Идея неплоха, но не воплощена абсолютно никак. Ни в образе сутенера Джексона, озабоченного, бравирующего властью, но в то же время такого мягкого и пушистого, позволяющего покинуть любой работнице точку, когда ей вздумается. И уж тем более не в образах девиц. Такое ощущение, что о проституции создатели фильма слышали только на уровне пресловутого «субботника», традиции которого, вполне возможно уже и изжили себя.
Секция «трудного детства» представлена лысой дочерью одного режиссера и очень хорошей актрисы, которая, словно в подтверждение знаменитой пословицы, не снискала на себе ласку природы и таланта. И речь идет не только о Точке, любое появление её в кино бездарно и безлико. Оставим, однако, степень её мастерства и обратимся к сюжету. Родители пьющие, отец разбит инсультом, однако через несколько лет сюжета вполне дееспособен и снова пьет вместе с женой. В наличии младший брат, опеку над которым берет, видимо, в её воображении, облитая дерьмом сестра. Травма от обливания остается на всю жизнь в навязчивой идеи чистоты.
Однако, девица не ищет тяжелых путей, в стремлении осчастливить братика, то ли умом не блещет, то ли ленива, то ли действительность того времени задумана так, что бедной девушке никуда, кроме как на трассу и выйти невозможно, и она идет на панель. Дальнобойщик, воплощающий мечту провинциальной проститутки о принце на белом коне, увозит её в далекую Москву. Ума у героини так и не прибавляется на протяжении всего фильма, наглость и развеселость, которые, казалось бы, должны хотя бы вызвать симпатию, кажутся нелепыми. Рассуждения о чемпионате мира, как помехе бизнесу, мифическое служение брату даже после его смерти, как бы откровенные, непроизвольные беседы, фразы, все это вымученно и выстрадано, но так фальшиво, что даже ощущения документальности отсутствует напрочь.
Детское насилие — второй столп, вторая героиня. Старательно размалевывая губешки маминой помадой, она, без лолитовской прелести заявляет отчиму, что будет молчать о приставаниях. Далеко пойдет — подумали бы мы, случись эта сцена раньше, чем изображение её невинной хвостатой молодости в Москве и сожительства с одним из сонма уродливых мужчин. Она грубовата и почти балансирует на грани правдоподобности в своей игре, но только почти. Думается, что основная идея таких фильмов — в жалости и понимании, но не жалко и всегда непонятно. Её заявление о том, что работа в радость и жить без неё невозможно могла бы затянуть в рассуждения о природе человеческой сущности на дне, в частности — женской, однако нет, не затягивает.
Потому что не раскрыто, потому что лживо, даже не сопливо, просто пусто. Трагедия её предательства третьей подруге потерялась в событиях, избиение её голой не вполне нормальным мужчиной, желанно — нежеланная беременность, отпуски, (тут раздирает просто дикий хохот) в конце концов лист на её носе — все это не прибавляет правдоподобности ни сюжету ни образу.
Сладкое создатели приберегли на третий образ. Тут есть все — несчастная любовь, осуждаемая отцом семейства, трагическая гибель запрещенного любимого, беременность от него, уход из дома в никуда, суицид, почти сумасшедствие и добрая девочка в больничке, зовущая на Точку. Фильм немного оживает на ней, практически начинает дышать, доверие к ней, жалость, все это брезжит на горизонте. Но чего-то не хватает. Детали, обязанные служить правдивости образа, типа отрезанных рукавов, которые она постоянно носит, мелькают и не цепляются за сознание. Опять же, шаблонная встреча с тем самым, кто любит и разглагольствует о вавилонской блуднице со знанием дела, по задумке — ключевой момент фильма, изуродованный напрочь игрой актеров и неуместностью, не меняет героиню. Мы не узнаем, зачем она копила деньги, не узнаем, сиганула с парапета или нет. Симпатия, вот-вот подошедшая в сцене её крика с подругой, испаряется, непостижимо, невозможно объяснить, куда в конечном счете она делась? Что нужно было такое сделать с постановкой, чтобы уничтожить все то немногое, что могло бы сделать фильм лучше?
После просмотра внутри не остается ничего. Абсолютно ничего, кроме смеха над наивностью создателей, и даже саундтрек в виде похабных песен Шнура, даже малозаметная операторская работа, ничего не спасает это творение, с позволения сказать. Грязь, страдание, унижение и боль можно выразить совершенно иными способами и средствами и так, чтобы в груди щемило. В данном случае остается только мечтать об этом. В пору даже задуматься, что фантастичнее вымысла истории вроде чудесной любви проститутки Джулии Робертс и её порядочного клиента в Красотке имеют большее право на жизнь, чем сказание о Точке.
26 января 2009
Острый как нож, болезненный до отвращения и резкий как пощечина. Три невероятно трагичных судьбы, три смертельных безнадежности, три диких и чуждых обывателю взгляда на мир.
Три странных жизни в каком-то нереально апокалиптическом мире. Нет, друзья мои, это всего лишь Москва, это всего лишь наша с вами реальность, вывернутая наизнанку. Это реальность, где отцы выгоняют собственных детей из дома и незнакомцы продают в рабство миловидных девушек. Это такая же жизнь, со своими проблемами, своими мечтами, своими идеалами и планами на жизнь, которые выглядят как-то гротескно в атмосфере фильма.
«Давайте выпьем за то, чтобы мы по жизни делали только правильный выбор»… Боже мой, это говорят женщины, из которых судьба сделала товар, жертву богатых извращенцев и моральных уродов, которых не волнует ничего кроме собственного удовольствия, которые не принимают их даже за людей, которым все равно, что будет с ними потом.
А что делать дальше? Каждая решает сама. «На точку, мужчина, на точку, куда же еще?» — и принять этот мир до конца, пустить его внутрь себя, полюбить его, насколько это возможно, стать его частью, его хозяйкой…
Или просто — руки вверх и кричать, сколько хватает дыхания… и хоть на минутку почувствовать себя счастливой.
Невероятно сильный фильм.
10 из 10
20 ноября 2008
Они курят, пьют, сидят на порошке, занимаются сексом со всеми подряд. Они общепризнанно «плохие». Они идут к своей мечте по головам. Они проститутки. Это их работа.
Три главные героини такие разные — разные судьбы, разные пути — приходят к одной точке. Сам их выбор уже и есть точка, точка на самих себе. Да только был ли у них выбор?
Действие разворачивается в местах до боли знакомых: российская глубинка, площади московских вокзалов, железнодорожные пути, переходы, трущобы, выходы из станций метро.
Их сводит вместе случай, беда, а люди познаются именно в беде. Друзей не наживешь в благополучии.
У одной из них даже появляется шанс измениться. У поклонника Киры есть и квартира, и машина. А оно ей надо? Кира, будучи самой благородной (она как не странно из благополучной семьи, в отличие от большинства) уже скорее разочаровалась в жизни, течёт по течение. Ей спрашивается, что не живется нормально, почему она встаёт на этот путь? Нет, у нас нельзя жить спокойно, у нас страна такая, всё через одно место делается.
Хотя Кира наверно нашла какой-то смысл, для неё главным стала дружба. А измены простить она уже смогла, концовка в этом смысле очень символична.
А ведь параллельные прямые всё — таки пересекаются и это не может не радовать!
13 августа 2008
Одно могу сказать точно — тяжелый фильм, очень больно наблюдать за жизнью этих девушек. Не неприятно, а именно больно, больно за них, и больно, потому что понимаешь, что такой кошмар, такой беспредел существует на самом деле.
Героини фильма не единственные в своем роде, они только трое из многочисленного количества таких же, как и они.
Их нельзя осудить, но их выбор и нельзя удостоить почестями. С одной стороны они стали рабами условий, в которых они оказались. Жизнь, из-за которой девушки стали проститутками, была мрачной, черной, неинтересной и страшной. У каждой из героинь своя драматическая история, которой никто не позавидует. Такими их сделала жизнь. С другой стороны они слишком быстро сдались, не поборовшись за более правильное существование.
Мне не понравился конец фильма. Но всё же поучительная картина. Посмотрев «Точку» понимаешь, что большинству людей грех жаловаться на свою прекрасную, хотя они не желают этого замечать, жизнь.
7 из 10
30 июля 2008
Я посмотрел этот фильм, пожалуй одним из первых в России, происходило это действо в Доме Кино, на закрытом показе, в первых числах июля 2006 года.
Вступительное слово сказал сам режиссер (Юрий Мороз) в окружении трех главных героинь фильма, одной из которых была его дочь (Дарья Мороз).
На мой взгляд, очень правдивый и достаточно жесткий фильм о жизни проституток, с весьма детальным раскрытием характеров, тем, с чего собственно начинается эта «новая» жизнь. О том, что и у шлюх есть жизнь вне «точки», есть дружба и взаимовыручка, есть свои принципы, есть подставы и разочарования.
Снято все весьма реалистично и правдиво (хоть лично я даже рядом не варился в подобном соку). Мне один момент, очень напомнил фильм с Моникой Беллуччи «Необратимость» режиссера Гаспара Ноэ, ту сцену насилия в подземном переходе, но которой во время премьеры несколько людей просто потеряло сознание. Так вот что-то подобное показал и Юрий Мороз, правда несколько усложнив визуальный ряд, но по психологической нагрузке, он ничем не уступает «Необратимости». В «Точке» не просто насильник, а насильник (хотя девушка, будучи проституткой, самовольно поехала с ним), которому для достижения абсолютного оргазма, нужно сначала садистки избить свою жертву, а затем ее жестоко изнасиловать. К тому же, все действо происходит под проливным дождем, девушка абсолютно раздета, вся в грязи, избита…
Особенно «оптимистична» концовка фильма, о которой я, конечно говорить не буду, дабы не разрушить возможную, и хотелось бы верить, действительную заинтересованность в просмотре этого полотна. Лично мне, этот фильм понравился более всех остальных из числа увиденных тогда, в последние дние 28-го ММКФ.
8 из 10
3 марта 2008
Сразу скажу, фильм неплохой. Юрий Мороз, дебютировавший как режиссёр в 1989 году примитивно-глупой фантастикой «Подземелье ведьм», снял приличную социальную драму. История трёх уличных проституток рассказана простым житейским языком, без всякой пошлости и вульгарности, несмотря на обилие в фильме нецензурных выражений.
В принципе, кинорассказ о жизни советско-российских жриц любви не нов(вспомним хотя бы нашумевшую «Интердевочку»), поэтому Юрий Мороз в «Точке» и не пытается что-то иделогизировать или кого-то поучать. Просто взял «клубничную» тему и снял.
В фильме, надо признать, есть несколько сильных по внутреннему содержанию сцен, но всё это лишний раз подчёркивает ту социально-экономическую нищету и бездуховный хаос, в которые погрузилась Россия…
Что касается актёрских работ, то выделить кого-то особо не представляется возможным: всё обычно, посредственно, буднично. Но всё же, несмотря на некую пессимистичную концовку аннотации, фильму я поставил оценку «4» (по шестибальной оценочной шкале).
7 февраля 2007
Фильм мне очень сильно понравился. Искренний и поэтому, наверно, очень тяжелый, без штампов которых сложно избежать, взявшись за такую тему.
Даже обидно читать когда пишут о таком фильме «можно посматреть лишним не будет» или «режиссура Мороза вполне себе не плоха» помоему фильм невероятно сильный и талантливый. мысли переданы очень тонко.
27 декабря 2006
Фильм, прошедший незаметным широкой публикой, никакой рекламы, никакой шумихи. Вот она скромность талантливого человека. Скажу сразу — фильм очень хороший. Практически отсутствие штампов, очень свежий и оригинальный взгляд на старую как мир историю.
Девушки все сыграли замечательно, местами от натуралистичности съемок тошнит. Вся грязь, мерзость и тяжесть такой жизни брызжет с экрана, иногда это даже надоедает. Но оптимистический взгляд в будущее все таки придает светлый оттенок фильму, за что режиссеру спасибо. В общем фильм далек от идеала, но посмотреть я думаю стоит каждому, лишним точно не будет.
8 из 10
22 ноября 2006
В последнее время слишком много фильмов стали у нас снимать, и после некоторых разочарований смотреть все эти новые русские фильмы нет ни малейшего желания, но вот «Точку» хотелось посмотреть ещё до выхода, но подождал до телевизионной премьеры. С одной стороны разочарование — многое могли вырезать, не показав всей чернухи, но с другой даже приятно, что на этот не самый лучший фильм тратиться не стал.
Конечно, если сравнивать только с российскими лентами последних лет, «Точку» можно поставить на высокое место. Но если сравнивать с лучшими фильма жанра социальной драмы, то «Точка» останется внизу, потому социальной драмой её назвать язык не повернётся. Фильм, конечно же, драматический, и один из низших слоёв общества не показан с такими достоинствами, как героиня золушки Робертс в «Красотке», реальностью жизни фильм так и пищит, но, как и всем последним нашим фильмам, ему не хватает изюминки.
Одно радует, что режиссёр тупо не переписал голливудскую история адаптировал её под российские реалии и не запустил с рекламным девизов: «сто пятнадцатый фильм года». Фильм чисто русский, с русским сюжетом, русскими героями, русской правдой жизни, но нужна ли теперь нашему обществу эта правда жизни? Правда жизни ни как не изюминка для нашего зрителя.
Почему в фильме нет звезд нашего экрана, кроме Ефремова, но, судя по его фильмографии в этом году 11(!) фильмов, он играет везде. Почему другие предпочли не играть у Мороза в этом фильме, почему даже неизвестные актрисы, как говорили в «Магии кино» отказались сниматься здесь, из-за чего Морозу и пришлось пригласить жену с дочерью? Боялись.
Наворачивается вопрос — кого боялись? Кто-то испугался за свою дальнейшую карьеру, вдруг фильм примут в штыки и кино верхушка страны во главе с Михалковым скажет всем бойкотировать действующих лиц из «Точки», кроме Ефремова, который, как мы уже знаем, играет везде. Или может, испугались, если вдохновенно сыграют проституток, то от этого шлейфа избавиться будет сложно за всю оставшуюся карьеру, как было уже с Д. Робертс, у которой много ролей, но все выделяют роль проститутки в «Красотке», и только на её счастье как одну из лучших, а не как единственную хорошую…
Даже, несмотря на проблемы, фильм всё-таки вышел и был показан по телевидению, пусть даже по самому криминализированному каналу. И, как говорили в той же «Магии кино», фильм получил какую-то награду за бугром, а в России его ещё долго будут пинать за правду жизни. У нас издавна принято скрывать правду, показывая только благополучие, так было в Советском кинематографе, так есть и в наше время, поэтому мне всегда нравился фильм Учителя «Прогулка», потому что там самая маленькая граница между героями и некоторыми простыми россиянами.
В фильме «Точка» трудно проследить разницу между реальными проститутками и героинями фильма, они очень хорошо смотрелись на экране, надеюсь, готовились к роли не на Тверской. А это, как известно, проблема нашего кинематографа, наши актёры мало готовятся к своим ролям, предпочитая работать по системе Станиславского, но может со временем поймут, чтобы стать лучше нужно и играть (а равно тренироваться) с партнерами по лучше, а у нас только один Ефремов всем подряд во всех фильмах даёт мастер классы.
Режиссёр также поработал на славу, написал сценарий, адаптировав какую-то никому не известную повесть, набрал неплохой актёрский состав во главе с Ефремовым, и снял вполне, по нашим нынешним реалиям, добротный фильм. Затронуть все проблемы нашего общества одной лентой невозможно, проблем слишком много, но, показывая реалии низших слоёв через призму проституции нужно не ошибиться.
Ошибки, конечно же, случились и у Мороза, я не говорю про кино ляпы, я говорю, про героинь фильма, которые даже гордятся тем, что у них есть, изображая лже счастье, имеют свои цели, и это не банальную «от дозы до точки и до дозы», у них есть свои планы и даже достоинство…
Это попахивает неправдивостью, но это кино, показывать обреченных смысла нет, нужно попытаться через фильм показать, что у всех есть надежда и смысл в жизни, но мне то хотелось увидеть жизнь обреченных, даже не саму их жизнь, а всю эту социальную нишу, пусть глазами одной героини.
В принципе могла получиться неплохая социальная драма. Хотя и история жизни трёх проституток, явление для нашего кинематографа редкое, и только поэтому более или менее удачное, фильм выше среднего и намного лучше голливудских адаптаций на наши реалии, но в Голливуде или в Европе по мотивам «Точки» могли снять куда более социальную картину, где личности отошли бы на второй план, а во главе угла стояла бы проблема. Проблема, которую можно решить, но наши законодатели не спешат…
12 ноября 2006
Огромный плюс, что фильм без претензий, режиссер рассказывает нам историю так, как он ее видит — мягко, ненавязчиво, и не на кого не равняясь…
И в итоге мы получаем великолепную и правдивую драму, не нудную и интересную причем без многих штампов которые могли бы иметь место…
К сожалению, без мощной рекламной кампании, присущей многим отечественным фильмам, которые на класс ниже этой картины, фильм для многих останется незамеченным (
11 августа 2006
Русские фильмы всегда были «тяжелыми». Даже если это комедия, то в конце можно ожидать финал, заставляющий зрителя задуматься, поразившись человеческой жестокости или суровому стечению обстоятельств. Почему это так сложилось у нас? Может быть из-за лиричности русского характера, нашей склонности к долгим размышлениям.
Фильм «Точка» не стал исключением. В очередной раз нам показывают низменность, извращенность, все отрицательные качества человка в целом. И сколько бы нас не тыкали в это, столь трагическое положение вещей в мире будет оставаться до самого конца, потому как люди устроены по такому принципу.
Следовательно задаешься вопросом, а нужно ли нам такое показывать? Может немного безмятежности, доброй иронии и множество других положительных и гуманных факторов на киноэкране исправят нашу жизнь. Хотя вряд ли.
Юрий Мороз показал нам то, о чем не принято говорить, то о чем люди предпочитают умолчать. Иногда проживая свои жизни, мы забываем о грязной стороне реальности, которую стараются обойти и уберечь свои семьи. Но не всякий способен это сделать. Так или иначе попадаются как благополучные, так и не благополучные ячейки общества пораждающие с одной стороны сеятелей человеческих грехов, с другой стороны несчастных, которых жизнь вынудила на такой способ к существованию. И не каждый настолько силен духом, что бы несмотря ни на что не падать на дно, а идти дальше и нести свой крест.
После всего вышесказанного, хочу отметить лишь одно, такие фильмы нужны не нам, как холодный душ, как обращение к суровой рельности, приподнимающее завесу благополучной жизни. Может наступит такое время, когда они нам не понадобятся, только если это и случится, то очень не скоро.
9 из 10
29 июня 2006
Примерно в середине восьмидесятых годов наш кинематограф изменился. Грянула перестройка, и то, чего было нельзя, стало можно. Опьяненные творческой свободой (а точнее, отсутствием ограничений) наши горе-режиссеры наплодили десятки давно забытых творений, где во главу угла ставились насилие, мат и обнаженка. Было ли это хорошо? Никак нет, ибо все эти непотребства творились, как самоцель. И к реальности эти истории про офигенно крутых парней имели малое отношение. Да, признаться, иное кино массам тогда было неинтересно.
Примерно в конце годов девяностых стиль поменялся — нам стали выкатывать гламурные истории про хорошую жизнь. Даже истории про бандюков, как главных героев, подавались с налетом шика. И пипл хавал! Было ли это хорошо? Никак нет, ибо это было неправдой.
И хвалились эти фильмы за что угодно: за спецэффекты, за музыку и прочая-прочая, но не за правду жизни. Пресса поднимала грандиозный гвалт про «Дозоры» («ах, какие супер-дупер спецэффекты!»), меня давили истеричными рекламными кампаниями, но я, по-прежнему, редко ходил смотреть российкое кино. Я ему просто не верил. Британское кино, на мой взгляд, куда ближе отображало реальную жизнь, чем новое российское кино.
Так к чему я тут огород горожу? К тому, что не так давно в киношном журнале прочел статью об одном фильме. Прочел, и забрезжила надежда — может, на этот раз мне покажут пусть неприглядную, но настоящую жизнь? И, как ни странно, надежды эти, пусть и не в полном объеме, оправдались. Назывался фильм, как не трудно теперь догадаться, «Точка».
В фильме рассказывается история трех девушек (или правильнее говорить «женщин»?), каждый день выходящих на «точку», чтобы прокатиться до клиента и обратно. Проще говоря, история трех проституток — Анны (Анна Уколова), Киры, она же Зебра (Виктория Исакова), и Нины, она же Мойдодырка (Дарья Мороз).
Почему, собственно, я тут чуть ли не дифирамбы пою простому, вроде бы, фильму о жизни путан? Да просто потому, что рассказанная история, по счастью, не укладывается в схему типа «бедная несчастная нарокоманка стала проституткой, обслужила одного клиента, обслужила другого, третий был маньяком и её изнасиловал, а она от горя обкололась герычем и откинулась». Вот при таком раскладе место «Точки» было бы сразу в мусорном баке. Все сложнее.
Через призму истоии о жрицах любви дается взгляд на нашу не очень приглядную действительность, в которой места гламуру нет…
Здесь, кстати, позволю небольшое отступление. Далеко не все смогут спокойно отсмотреть данное кино, пожевывая попкорн. Потому как помимо обнаженки, тут присутствует не только сочный русский мат (всё-таки непривычно слышать с экрана «иди на х**!»), но ещё и обливания дерьмом, например. Потому предложу иным потенциальным зрителям задуматься. Мат, кстати, здесь к месту и слух не режет. Да, и не так его много.
Но вернемся к нашим баранам, а точнее бабочкам. Ночным. Почему тот самый взгляд на действительность надо было показывать через представительниц древнейшей профессии? Все просто — разделив человечество на две группы: «зло» и «добро», их нельзя при всем желании поместить ни в одну из категорий. Они где-то между. К слову, четко положительных персонажей в фильме нет вообще, в отличие от четко отрицательных.
Хороший фильм про наркоманов должен, конечно, показать, что наркотики — это зло. Но он должен также и показать, дать зрителю выбор его героев. Также и здесь — у героинь был выбор. И, убегая от одного зла, они пришли к злу другому. Меньшему ли? Да, и злу ли вообще? Пусть зритель решает.
Ну, разобрались со сценарным наполнением, можно поговорить и про авторов. Как я выяснил из финальных титров, кино основано на одноименной книге (автора не запомнил). И, перенося её на экран, насколько я могу догадываться, кое-где были допущены промахи. Так, некоторые второстепенные сюжетные линии не получают должного развития. Ещё сильно огорчили банальные анахронизмы: основное время действия — 2002 год (Чемпионат мира по футоболу, Россия — Бельгия 2:3, Бразилия — чемпион), но у них там отчего-то играют и поют «УмаТурман» да Ёлка, которых и знать тогда никто не знал. Ну, ведь банальнейший прокол вышел! Честное слово, даже обидно.
Зато что хорошо в сценарии — так это объемные характеры главных героинь, четко прописанные и естественные. Ещё момент… Пару раз казалось, что действие свалиться в чтение морали или давление на жалость. Но обошлось.
Режиссура Юрия Мороза вполне себе неплоха, отойдя от сериальных дел он, видимо, вспомнил, что когда-то сделал «Черный квадрат» — фильм, который на фоне остального киношлака, выпускаемого тогда нашими станочниками, смотрелся более-менее ничего.
Но любопытнее всего, конечно, было бы поговорить об актерских работах. Скажу сразу, выдающегося вклада в историю кинематографа никто не сделал, что неудивительно. А большинство второплановых исполнителей, даже Михаил Горевой, сыграли так и вовсе скверно. Но вот Анна Уколова (в первую очередь) и Виктория Исакова (во вторую) понравились, очень добротно отыграли свои непростые роли. На их фоне Дарья Мороз, чуть ли не самое раскрученное лицо в фильме, банально потерялась. Я понимаю, конечно, папашка пригласил по блату, но не ее это роль. Ещё неожиданно оказался неплох Леонид Окунев, ему досталась небольшая, но значимая роль этакого современного юродивого, что видит в девушках, в первую очередь, именно девушек, и, лишь во вторую, — проституток. А вот больше, как я говорил, выделить-то и некого. Ну, чем богаты, тем и рады.
Странные я, признаюсь, испытываю чувства, подводя итоги. Не привык я хвалить продукты отечественной фабрики грёз. Не привык. И что же? Хвалю какую-то чернуху о жизни социальных отбросов общества. Однако, в частности, именно из-за этого мне и не стыдно за это кино. Хороший фильм. Потому что правдивый. Осталось только дождаться хорошего российского наркофильма, и я снова смогу обрести веру в наш кинематограф.
P.S. Насчет сцены изнасилования. Да, есть что-то отдаленно общее с «Необратимостью». Однако показалось, что она снята специально с таким рассчетом, чтобы зрители вспоминали фильм Гаспара Ноэ. Не уверен, что это было нужно. Лучше искать свои пути. Те, кто жаждал увидеть «Точку» исключительно ради этого эпизода, имеют полное моральное право не тратиться на билет.
P.P.S. Что-то много понаписал, а такое ощущение, что о чем-то, все-равно, рассказать не удалось. А может я не прав и фильм — претенциозное Г? Эх, сколько размышлений после просмотра…
16 июня 2006