Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайная жизнь слов |
английское название: |
The Secret Life of Words |
год: | 2005 |
страны: |
Испания,
Ирландия
|
режиссер: | Изабель Койшет |
сценарий: | Изабель Койшет |
продюсеры: | Эстер Гарсия, Агустин Альмодовар, Педро Альмодовар, Брендан Дж. Бирн, Маурицио Диас, Колин МакКиоун, Хауме Роурес, Изабель Койшет, Хавьер Мендес |
видеооператор: | Жан-Клод Ларьё |
художники: | Пьер-Франсуа Лимбош, Татьяна Эрнандес |
монтаж: | Ирен Блекуа |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000 |
Сборы в России: | $23 500 |
Сборы в США: | $20 678 |
Мировые сборы: | $5 687 575 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 2005 г. |
на DVD: | 9 апреля 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Потрясающее кино в прямом смысле слова… Несмотря на меняющиеся локации, могу назвать фильм камерным… В большей степени - в силу той атмосферы, которую создают два актера… Атмосфера, которая поглощает тебя полностью и без остатка… собственно, и сопротивляться-то нет желания – ты добровольно отдаешься во власть мастерства актеров и авторов фильма… с позволения героев, прикасаешься и становишься участником истории каждого… историй разных по содержанию, содеянному и пережитому, но одинаково болезненных по силе воспоминаний, желанию забыть, отпустить, прогнать прошлое… по тем ранам, которые навсегда с тобой, в твоем сердце, душе… и не только… Придется научиться жить, осознавая, что эту мрачную страницу невозможно вырвать из твоей книги Жизни…
И этот голос… голос, который звучит внутри героини – такой детский… а как может звучать голос чистой, невинной души?.. первоначальные предположения и даже уверенность не оправдались… и лишь в конце фильма ты находишь всему объяснения – что это за голос, откуда он…
Игра актеров достойна аплодисментов. Большая заслуга, считаю, качественного, добротного дубляжа – голоса идеально накладываются и передают характер героев, атмосферу, эмоциональность каждой сцены и фильма в целом.
23 февраля 2024
Это фильм о двух людях с тяжёлыми судьбами, по воле случая оказавшихся на неработающей нефтяной платформе. Одна - слабослышащая девушка Ханна, живущая как в скорлупе слабослышащая девушка, потерявшая надежду в людей, в их доброту. Другой - потерявший зрение рабочий по имени Джозеф, которому даже видеть не нужно, чтобы почувствовать родственную душу, чтобы полюбить вслепую. Кинокартина пронизана откровениями главных героев, горькой иронией и тонким юмором. Очень многое можно сказать словами, но ещё больше - без слов.
И, когда смотришь этот фильм, задумываешься: так ли важно видеть человека, чтобы его полюбить? Ведь есть невербальные способы общения... Вспоминается сцена с репликой Джозефа: 'Ты сейчас смотрела на меня?'. Взгляд можно почувствовать, заботу можно почувствовать, и искреннее отношение, которого так не хватает в нашем мире, тоже ощущается на уровне неосязаемом. Фильм об этом. О том, что 'главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце' (слова А. де Сент-Экзюпери).
Но история эта не ограничивается двумя. Остальные действующие лица тоже не статичны. За каждым работником баржи стоит своя драма, своя жизнь. Эти судьбы собираются в богом заброшенном месте, потому что именно неработающая станция посреди океана символизирует в фильме некий условный 'рай' или Ноев ковчег, на/в котором герои прячутся от жестокой жизни. Кто-то наблюдает за утками, кто-то приехал изучать климатические изменения, кто-то готовить пищу, а кто-то, как Ханна, потому что так долго болела душа, что жить на одном месте стало невыносимо.
Браво режиссёру и сценаристу за такую детальную проработку психологических мотивировок и за то, как показан быт Ханны. Браво и операторам! Замечательно обрамлённые в свет и звук монологи главных героев.
В общем, это достойная, но немного монотонная и медитативная картина достойна просмотра хоть единожды.
8 из 10
2 декабря 2021
Он серьёзно пострадал и восстановился не скоро, но остался собой. Его несчастье попадает в кадр. Она пострадала несравнимо больше и надолго потеряла себя. Её трагедия осталась далеко за рамками показанной истории, и масштаб трагедии представим как раз потому, что говорится об этом совсем мало. Каждое слово ужасно, и мы вдруг понимаем. Понимаем, что за детский голос рассказывает о ней. Понимаем (смутно), как возникли проблемы со слухом. Понимаем, откуда взялись замкнутость и желание изолировать себя от людей. «Такими нас создал Бог», — говорит один из обитателей нефтяной вышки, но в контексте фильма фраза звучит фальшиво. Бог не создавал Ханну такой, её сделали такой люди.
Ханна боролась и почти смогла побороть разъедающий её мрак. Она влилась в рутину, и рутина понесла её в общем потоке служащих низшего ранга, совершающих ежедневную одинаковую работу доведёнными до автоматизма действиями. Система усредняет и держит людей на расстоянии друг от друга, создавая почти идеальные условия для человека с тяжёлой психологической травмой — внешне такого же, как все.
Жизнь на вышке, где столкнулись и вынуждены сосуществовать работники с разными темпераментами и стремлениями, показана причудливой — и, вероятно, такой она и является в местах, откуда можно выбраться только на вертолёте и волны днём и ночью бьют в стены. Удивительно, но фильм воспринимается как очень тихий, хотя в нём звучит самая разная музыка, даже Ханна напевает отрывок песни из страшного прошлого, ещё резче оттеняя его. Едва ли не большую часть произведения занимают диалоги Ханны и Джозефа. Сначала больше говорит он, постепенно больше начинает говорить она.
Главная идея фильма становится понятна ближе к концу, поначалу легко обмануться в догадках, кому звонит Ханна и почему молчит (почему молчит — так и осталось нераскрытым). В этом взгляде на исторические события очень естественно слились личная драма и социальная, национальная катастрофа; хорошо расставлены акценты, не возникает ощущения манипуляции зрителем. Финал — может, хотелось бы видеть его чуть менее прямолинейным. Но сглаживает эту прямоту опять-таки ребёнок-рассказчик, история которого выступает на первый план и оставляет щемящее чувство утраты.
Неторопливое кино, говорящее несколько отрешённым языком о кошмарах геноцида и вооружённых конфликтов, об одиночестве и поиске выхода из тупика ради… чего? Вероятно — жизни, которая бывает такой чёрной и такой светлой.
8 июня 2019
В этом потрясающем фильме не будут давить на больные места, не будут выжимать слез. Нам покажут все просто и без пафоса. Но это придает фильму еще больше чистоты. Здесь не будет всепоглощающей страсти и высосанных из воздуха проблем, которыми сейчас напичканы почти все фильмы об отношениях. Здесь простая, но очень глубокая история. История о двух людях, совершенно не случайно встретившихся.
О Мужчине, который наверняка, совершал в своей жизни больше ошибок, чем нам показывают, но кто же без этого? Но, тем не менее, он Мужчина! Мужчина, который добивается поставленных целей, не говорит, но делает. Мужчина отважный, сочувствующий и умеющий выслушать. Умеющий сопереживать. И о женщине, женщине, которая настолько глубоко ранена своим прошлым, что разучилась жить, чувствовать, говорить и даже слышать! Но о Женщине! Которая, несмотря ни на что, сохранила чувство собственного достоинства, не разучилась быть доброй, заботливой, нежной и преданной. Которая, несмотря ни на что Хочет жить!
В этом фильме главные герои много говорят, а их слова раскрывают нам истинный смысл. Ведь слова всегда несут в себе потаенное и давно забытое. И у слов есть своя тайная жизнь.
7 из 10
25 августа 2017
Пожалуй, этот фильм попадет в разряд фильмов, которые не хочется пересматривать. Не потому что он плохой, просто даже одного раза хватит (по крайней мере, мне хватило) для того, чтобы осознать всю боль, которую могут причинить, казалось бы обычные люди. Скажу, что Тайную жизнь слов смотрела года 3—3,5 назад, и только сейчас решила оставить здесь свой отзыв, а три года, скажу я вам, немалый срок, любой другой фильм у меня давно бы уже вылетел из головы, я бы о нем и не вспомнила.
Думаю, что фильм скорее на женскую аудиторию, хотя смотрела я его с родителями и не скажу что отца он тронул меньше. Тайная жизнь слов будто бы напоминает о том, сколько в мире людей которым просто не повезло, и они вынуждены жить с этим всю свою жизнь. Изабель Койшет, по моему мнению, абсолютно точно раскрыла трагедию главной героини, безо всяких умалчиваний или преувеличений, как делают это американские режиссеры. Фильм удивительный, вы не пожалеете своего времени.
31 мая 2017
Есть фильмы, в которых герои завораживают тем, с какой же твердостью духа можно идти по жизни и переступать преграды, забывать боль или жить с ней (но жить !!!). Такой картиной есть и «Тайная жизнь слов» Изабель Койшет. На самом деле, фильмы о переживших войну снимали и до Койшет, и после. Печальный факт — войн действительно много набралось в течении всей истории. В результате — ситуации героев похожи, отличие лишь в войне, о которой идет речь. И такой картиной также является творение Изабель Койшет. Повторяющимся уже во многом (хоть и не лишним).
Сюжет. Лишь в самых общих характеристиках. Речь не о неправдоподобности истории Ханны до событий фильма, эту тему лучше не поднимать, самое лучшее — просто послушать монолог героини. О ситуациях непосредственно на экране…
1. Ханна пережила очень многое, а потом симпатию у нее вызывает мужчина, который, пусть и в очень тяжелой ситуации, но общается с ней в тоне пошлости. Пошлость «из-за собственного горя»…? Интересный психологический нюанс. Но касательно Ханны, учитывая её «историю до», не вызвало бы удивление её снисхождение к пациенту, но явно не более того.
2. Ханну угощают итальянской пищей, все остальные работники плюются и не могут её съесть, а в это время Ханна выхватывает тарелку у коллеги и говорит, что это самое вкусное, что она ела когда-либо в жизни. Минуточку — на эту роботу Ханна прибыла с благополучной Дании, в которой работала медсестрой и получала пособие. До войны у Ханны тоже была жизнь. Война не длилась всю жизнь Ханны и уже 10 лет как закончилась (на момент событий фильма).
Это лишь два примера, которые наталкивают на мысль, будто Изабель Койшет где-то когда-то слышала звон о том, что такое война (например, что во время нее голодают), но понятия не имеет о жизни людей, переживших такое…
Экранизация. Блондинка Ханна (об этом будут целые диалоги между ней и Джозефом) явно блондинка по принуждению судьбы (компания в Копенгагене в самом начале удивит нас массовым белым цветом волос женщин). Сцена с мылом, которое есть «пунктиком» для неё. «Молчаливые беседы» с работницей социальной службы, свет на которые так и не пролит… Ханна встречает зрителя мрачным лицом вначале и улыбается лишь где-то в середине. Нам показывают разные её роли (одиночка, подруга, мать, медсестра, хороший работник), но ни в одной она так и не выглядит счастливо. Ханна бесспорно сильная, но сила ли это, если по сути она так и не чувствует изменений в своей душе ? Джозеф показан как человек, который смог подарить ей новые ощущения. Но не слишком верится в силу Джозефа, обращая внимание на прослушивание Ханной одной и той же записи на автоответчике. Ханна будто пытается вернуться к прежнему и режиссер, сознательно или нет, но показывает, как ей это не удалось.
Актёры все были убедительны, но героиня Джули Кристи говорила, наверное, проникновеннее всех.
Да, фильм стоит смотреть, если Вы новичок как зритель в этом жанре и Вас не смущают ляпы в сценарии… Хоть слезы наворачиваются, независимо от «подготовки» заранее к просмотру.
5 из 10
1 сентября 2015
В любой психологической мелодраме любовь должна победить что-нибудь на первый взгляд непобедимое. И чем непобедимее выглядит это «что-нибудь», тем ярче и красивее бывает победа. В этом великолепном фильме любовь виртуозно ведется к возможной победе над без преувеличения страшными явлениями. Над фактической смертью души (в результате казалось бы несовместимой с жизнью психической и физической травмы). Над невыносимым чувством вины (в мучительной гибели близкого друга). Над детской душевной травмой, которую главный герой безуспешно лечил годами, находясь в непосредственной близости от пугающей его воды.
Это кино обязательно хочется посмотреть еще как минимум один раз. (Для меня желание просмотреть, прослушать, прочитать повторно какое-либо произведение искусства — само по себе лучшая его оценка.) Во время первого просмотра внимательно следишь за сюжетом, довольно поверхностно оцениваешь игру актеров, подмечаешь особенно сильные фразы, кадры, мысли. Во все нюансы трудно проникнуть с первого раза. В банальных шаблонных мелодрамках в них и не хочется проникать (ибо вряд ли они там есть), а после просмотра этого фильма осталось чувство неудовлетворенности. Что-то явно ускользнуло от моего глаза. Пока я внимательно следил за тем, как изображал слепоту великолепный Тим Роббинс, оставались за кадром поведение и эмоции Сары Полли. Наблюдая слезы и дрожащий голос главной героини во время ее жуткого рассказа, не все эмоции слушающего героя было возможно поймать в фокус… А все это хочется увидеть и пережить еще раз. Как бы страшно и больно не было, какое бы потрясение не испытал и еще не испытаешь.
Это и есть настоящее искусство.
10 из 10
29 мая 2015
В этом и есть какая-то невероятная сила искусства, когда после просмотра фильма не хочется ничего говорить, а вместо комментариев следовало бы оставить пустые строки — так было бы и честнее и понятней.
Фильм завораживает от начала до конца, смотрится на одном дыхании.
Если бы в конце фильма не открылась тайна Ханны (что она беженка с Балкан, пострадавшая во время последнего военного конфликта), фильм бы от этого не стал менее талантливым и красивым. Но — как в любом гениальном произведении — в этом фильме несколько уровней восприятия. В начале фильма кажется, что у Ханны проблемы с матерью, что она выросла в атмосфере насилия и нелюбви и отсюда все ее комплексы и страхи. И уже тут тема одиночества передана с потрясающей точностью и психологическим драматизмом.
Бог — в деталях. В этом фильме нет ничего случайного, нет ни одного лишнего персонажа. Каждый герой этого фильма по-своему проживает тему одиночества, внося свои краски в осмысление этого феномена человеческого бытия.
Поднятая в конце фильма проблема забвения трагедий в человеческой истории (Гитлер был уверен, что Холокост забудут так же быстро, как забыли геноцид армян) придает фильму еще большую глубину, переводит тему одиночества из глубоко личного пространства в контекст мировой истории.
Кому интересно, что в марте этого года исполнилось 100 лет со дня величайшей трагедии армянского народа — когда было замучено, истерзано, убито около 2 млн армян? Наверно, только самим армянам. Боль другого народа вряд ли может прочувствовать кто-то еще. И в этом тоже наше какое-то всеобщее, глобальное одиночество.
Но картина не трагична, она наполнена светом всепобеждающей любви. Женщина из центра реабилитации жертв военного насилия, бережно хранящая записи с материалами о военных преступлениях; талантливый повар, скрывающийся по загадочным причинам на вышке, безумно влюбленный в кулинарное искусство и создающий на кухне магию; океанолог, для которого — океан — это смысл и счастье всей его жизни и, наконец, главные герои — измученные, растерзанные, изнывающие от невыносимой боли, но не утратившие способность любить — всё это гимн человеку, который при любых обстоятельствах имеет право на выбор — наполнить свою жизнь светом и смыслом или замкнуться на свой боли, отвергая великий дар любви.
Самая высшая оценка для меня — это, когда фильм что-то меняет во мне, позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Это как раз такой фильм.
10 из 10
24 мая 2015
Пытаясь спасти человека при взрыве на буровой, Джозеф бросается в огонь. Теперь с переломами и обожженной роговицей он лежит в ожидании эвакуации на материк. Пытаясь отдохнуть впервые за четыре года (и то по принуждению), Ханна натыкается близ отеля на выведенное краской из баллончика «no parking» и нанимается сиделкой Джозефу. Теперь она вынуждена слушать пошлые шутки, но, как ни странно, они заставляют ее улыбаться. Пытаясь рассказать миру о чем-то очень важном, Изабель Койшет запускает в меру сентиментальный механизм типичной европейской мелодрамы. Теперь ей нужно доказать, что из трепетной лани может получиться арабский скакун, а из, допустим, «Чунгкингского экспресса» — «Выбор Софи».
Сардины заменяет курица с рисом и половинка яблока. Изо дня в день — скромная коробочка с ланчем в абсолютно пустом холодильнике. Изо дня в день — безвкусная одноразовая жизнь, где едва распакованный кусок мыла тут же летит в мусорное ведро, чтобы упокоиться рядом с незаконченной вышивкой. Изо дня в день — все та же игра со временем: ты убиваешь его, пока оно не убило тебя. Но время медлит, и самолично устроенный в маленьком чистилище день сурка заходит на новый круг. Нехитрых кинослов вполне хватило бы Койшет, чтобы посвятить фильм невыходящей из моды некоммуникабельности. Чтобы отстраниться от мира, ее героине достаточно выключить слуховой аппарат. Чтобы усилить эффект — запереться на нефтяной станции посреди океана в компании таких же бегущих от себя, ищущих спокойствия и уединения. Буровая «Генефке» — одновременно и символ тотального человеческого одиночества, и место силы. Здесь считают волны, потому что верят, что это кому-нибудь нужно. Здесь готовят ньокки и мороженое с маскарпоне, чтобы не сойти с ума, а в итоге возвращают кому-то ненасытную жажду жизни. Здесь выращивают рассаду, танцуют под дождем и наблюдают за гусем. И у гуся обязательно есть имя, потому что… как не почувствовать укол глупого сиюминутного счастья, когда по палубам кряхтя и шлепая перепончатыми лапами носится — Лиза. Россыпью трогательных скетчей из будней симпатичных неприкаянных беглецов Койшет декорирует задник своей истории, не брезгуя ни шутками про обрезание, ни гомосексуальными приветами продюсеру Альмодовару, а на первый план выводит жанрово обязательную историю любви.
Тим Роббинс хохмит и задает неприличные вопросы, Сара Полли мило смущается, но изображает кортасаровскую медсестру, серьезную и неприступную. Детские страхи выползают из души черными чудовищами с выпученными глазами, чтобы озвучить истину, вполне адекватную в своем романтизме и лейтмотивным «Португальским письмам», и любому девичьему дневнику: спасти утопающего можно — нужно самому научиться плавать. Степень откровенности диалогов возрастает по мере приближения к финальному твисту, и взаимопроникновение двух одиночеств, двух очеловеченных комплексов вины задает мотив слов, необходимости вербализации переживаний. В рассказе «Сеньорита Кора», который вспоминает Джозеф, герои постоянно говорили что-то не то. Не то, что нужно. Не то, что важно. Хранили внутри настоящие чувства и мысли. А ведь слова произнесенные могут излечивать. Боль выговоренная, становится отпетой. Самое личное, самое стыдное, паразитично сосущее твою жизнь, выйдя наружу может погибнуть. Боль Ханны — маленькая девочка, чей голос доносится из-за кадра. Маленькая девочка, которой нужно постоянно расчесывать волосы, чтобы она успокоилась. Если рассказывать о ней, она ослабеет, станет приходить реже и, быть может, однажды уйдет, чтобы не вернуться. Но, несмотря на то, что болит порой у всех, у некоторых источник страданий особый. И, в стремлении поговорить об этом, фильм выделывает весьма неоднозначный кульбит. От откровений страшных, но единоличных, Койшет поворачивается к категориям общечеловеческим. Ведь почему буровая называется «Генефке»? Это фамилия специалиста по реабилитации жертв пыток. Так, на глазах у изумленной публики история о любви и одиночестве наполняется пацифизмом и вселенским гуманизмом, уходя корнями в югославский кризис. При этом Койшет абсолютно аполитична, ее не интересуют правые и виноватые — только человек и его терзания.
Здесь бы, с одной стороны, поставить точку. Обнажить — пусть не впервые — жестокость, на которую способны люди. Взвинтить зрителя до катарсиса и оставить разбираться со своими эмоциями. Но Койшет так не делает. Она планомерно доводит мысль до конца, не оставляя пространства для фантазии: холокост стал возможен, потому что все забыли про армянскую резню, зверства на Балканах — потому что стали забывать про холокост. Единственный шанс на спасение — в словах. В том, чтобы не молчать. В том, чтобы память оживала в свидетельствах тех, кого насиловали, извиняясь, кому сыпали соль на резаные раны. Такая предельная честность, безусловно, идет во вред художественности, но стремление до конца выдержать свою линию вызывает уважение. Если слова не должны жить тайной жизнью, то и в фильме про их избавительную силу ничто нельзя замалчивать, укутывать флером недосказанности. Изабель Койшет в этом очень похожа на одного из своих героев, того самого эколога, который считает волны, собирает моллюсков и разрабатывает методы очистки океанской воды. Его принцип — делать то, что важно, невзирая на отсутствие внимания. Потому что это сегодня тебя никто не слышит, а завтра все может измениться. Десять лет прошло между геноцидом армян и холокостом. Десять лет прошло между югославскими войнами и съемками «Тайной жизни слов». Почти десять лет картине Койшет сейчас. И почему-то именно сегодня очень легко простить режиссеру и резкую перефокусировку, и, быть может, излишнюю мелодраматичность, и совсем уж жанровую смену серой карты будня акварельным хэппи-эндом. Простить все за одну только надежду, что выплеснутые в мир слова исполнили свое предназначение. И никогда, никогда, никогда люди, говорящие с тобой на одном языке, не сделают тебе больно.
20 ноября 2014
Начало особо интригующим не было. Развитие событий шло медленно, сцены казались растянутыми, диалоги неоправданно длинными. Но перед тем, как приступить к просмотру, я прочитала отзывы о фильме: ни одного отрицательного. Впечатляющий факт, не правда ли? Какое-то время я всё никак не могла понять, что же гениального зрители нашли в этой картине, и это ожидание в какой-то мере даже приятное.
Признаюсь, первую половину фильма я предполагала оставить отрицательный отзыв. Но началась вторая половина, главная героиня впервые улыбнулась, и вместе с этой улыбкой пошло-поехало действие. Причем не просто действие, а такое, от которого невозможно оторваться.
Сюжет очень впечатлил: не экшеном, а поразительной глубиной эмоций; задел не сериальским драматизмом, а настоящим сопереживанием персонажам.
Есть в фильме момент, который хочется назвать «аудиальным ужастиком» — никаких трешных картинок и ужасов на экране, но то, что РАССКАЗЫВАЕТ Ханна окажется похлеще любого фильма ужасов, если этот рассказ использовать как сценарий. И это то, что ей пришлось пережить, и с чем ей в конечном итоге помогает справиться преданная любовь.
Детский голос за кадром, сначала непонятно чей и к чему, но в конце фильма всё становится на свои места, и картина складывается, как паззлы мозаики, и вызывает мурашки по коже…
Кроме того, превосходно сыграли свои роли Сара Полли и Тим Роббинс. Особенно впечатлила Сара — ее я открыла для себя совершенно с другой стороны, после ее роли в Химере.
Тайная жизнь слов — история о силе и могуществе любви.
8 из 10
25 июля 2014
Все началось с саундтрека к фильму Hope there’s someone в исполнении Antony And The Johnsons, подпись гласила «Крутой саундтрек к крутому фильму» эта интрига и заставила найти и посмотреть этот фильм.
Что я могу сказать теперь? Фильм замечательный, истории двух людей, которые могли бы и никогда не встретиться, если бы не беда. Людей, несших груз потерь. То чувство, которое возникло между ними больше, чем любовь в нашем понимании — понимании обычных людей. Только перенеся такие тяжелые страдания, две души могут срастись вместе, с осторожностью открывая свой внутренний мир друг другу. Ничто так не связывает, как прочувствование боли другого.
Спасибо авторам за эту картину — она вышла на славу!
10 из 10
5 апреля 2014
История о слабослышащей меланхоличной девушке, которую судьба привела на заброшенную нефтяную платформу, к другим людям, столь же сильно любящим уединение. Забота о пострадавшем рабочем, временно потерявшем зрение, и внимание, оказываемое ей, пробуждают в ней интерес к жизни: она начинает чувствовать вкус пищи, интересоваться окружающим миром и делами окружающих. А затем открывает свою ужасную тайну…
Я, честно говоря, не ожидала от этого фильма ничего особенного. Взяла, потому что он — о слабослышащей, а это моя специальность — люди с дефектами. Но фильм вовсе не об этом. Вообще не о том. И я не знаю, почему, может быть, потому что я частично переживала схожие с героями эмоции, может быть, потому что фильм так совпал с моей жизнью (иногда бывает так, что фильм приходится на мысли и события в жизни, падает, как недостающая деталь пазла), а, может быть, ассоциативно, потому что главный герой чем-то похож на моего молодого человека, но фильм стал для меня чем-то большим, чем просто сюжет, смысл, режиссер хотел показать и прочая. Это очень сильное и очень личное чувство. Поэтому я не буду ничего о нем писать.
Но фильм стоящий. Посмотрите — не пожалеете.
10 ноября 2013
О странной любви между странными людьми сняты десятки картин. «Тайная жизнь слов» — один из таких фильмов, однако меня более всего потрясла, царапнула не эта тема. Для меня, в первую очередь, — это фильм об одиночестве, о горе, о невысказанной боли, об умении говорить. Это кино, как бы банально это не звучало, о поиске родственной души, о поиске человека, которому ты сможешь доверять, даже после того, как в прошлом натерпелся от человечества страданий и невыносимых мук. Найти такого человека — бесценно.
Картина Изобель Кайшет, несомненно, принадлежит к числу тех, которые цепляют с первых кадров. Зритель мгновенно начинает задаваться вопросами о том, почему герои на экране так странны и так печальны, так разобщены, так не встроены в общий ритм жизни. Позднее режиссер вкладывает в уста одного из персонажей ответ: «Он еще один из тех, кто любит одиночество. Нас таких немало. Бог нас такими создал, Кора…» Действительно, человек редко когда сознательно выбирает одиночество (и при этом он имеет очень веские на то причины) — обычно нас такими кто-то создает: Бог, среда, природа, другие люди.
Это история об одиноких людях, это история об одиночестве, как о способе жизни/существования. Несмотря на столь грустный предмет, на всю ту боль главной героини, которая к концу фильма все же становится изреченной, у этого фильма очень сильный обнадеживающий посыл. Финал очень светел — в нем есть надежда, надежда на то, что каждый из нас, несчастных страдальцев, изречет однажды свою боль, отпустит ее, и заживет в мире с собой и со всеми остальными.
По мере развития сюжета очень странная на первый взгляд девушка по имени Ханна меняется. Она не зря работает на заводе по производству каких-то пластиковых упаковок. Она и себя упаковала в пластик. Самое себя, свое сердце, свою боль, свою нежную пульсирующую душу. И постепенно пластик крошится, пленка прорывается, обнажая перед достойным такого откровения человеком страстную сущность. Ровно тот же процесс параллельно происходит со зрителем. Он начинает проникаться симпатией к героям, он начинает сбрасывать с себя различные слои предубеждений и шор. Ближе к финалу он многое начинает понимать и, самое главное, многое чувствует.
- Я подумал… ты и я… может мы могли бы уехать куда-нибудь вместе. Как-нибудь на днях. Сегодня. Прямо сейчас.
И, знаете, я, кажется, нашел для себя еще одно определение того, что есть настоящая любовь. Это когда любимый человек говорит вам, испытавшему в детстве психологическую травму после того, как отец бросил вас в воду, что, если вы будете жить в месте, он рано или поздно утонет в своем отчаянии и заодно утопит вас в этой мрачной и ужасной бездне, а вы, не подходивший к воде тридцать лет, говорите в ответ, что научитесь плавать. Вот что такое любовь.
Постепенно, через сотню лет после всех (как это мне свойственно) влюбляюсь в Тима Роббинса. Актерище! Но Сара Полли тут, именно тут, еще круче. Я отдаю ей свой личный оскар.
P.S. Перед просмотром этого фильма, во время просмотра оного или после просмотра послушайте композицию Antony & The Johnsons — Hope There`s Someone. Просто послушайте.
10 из 10
5 сентября 2013
Потрясающий фильм… я бы не сказала что он яркий, что он динамичный, что в нем есть завязка и кульминация… но он настолько трогательный — тяжелой судьбой девушки, ее нежеланием останавливаться — чтобы не погрузится в отчаяние… Фильм о том как тяжело исковерканной душе в этом мире, о том как пережить боль и отчаяние и о том какой исцеляющей силой может быть любовь…
Фильм для себя самого как мне кажется.. смотреть с кем то — тяжеловато, а вот наедине с пультом самое то… и даже тяжелая жизнь экранных героев не оставляет в душе тяжести после просмотра благодаря тому, что любовь все переносит…
10 из 10
22 марта 2013
Фильм о том, как просто убить человека — не физически, а психологически.
Ведь, если психологически — то с этим приходится жить без надежды на будущее, так как оно не сможет изменить прошлое. И ты живешь — без вкуса к жизни, просто существуешь..
Но, впоследствии, фильм показывает, что помимо человеческой злости — преступлений против человека, есть и добро: просто нужно найти такого человека и непринужденно открыться ему, тогда обязательно должно стать легче — ведь слова — это то, что нас может связать.
Весь фильм я не плакала, сидела как истукан, жаль было девочку..
18 марта 2013
Каждый человек — это книга. Трагичная, неоконченная, с вырванными страницами, переписанная заново, либо не написанная вовсе. Порой, кто-то либо что-то, волею судьбы ставит ужасающие кляксы на страницах этих книг, и то, что было написано ранее, либо могло бы быть там написано — исчезает, оставляя лишь воспоминания. Порой такие горькие и болезненные, что сил перевернуть страницу уже нет.
Каждый из героев данного фильма по своему опустошен. Казалось бы всё плохое позади, жизнь течёт, продолжается. Но, как справится с тем, что неустанно следует за тобой? Как убить воспоминания? Как заглушить боль?
«- Как можно жить после произошедшего? С последствиями этого? Как можно жить с мертвецами?
— Не знаю. Видимо, нужно жить дальше. Каждый как-то живёт ради будущего. Или нет. Есть те, кто не выживает».
Душевная боль лечится словами. И вот, судьба преподносит двум уже не молодым, и таким разбитым людям шанс. Они лечат друг друга, как в прямом, так и переносном смысле.
Смогут ли они справится с болью прошлых лет и оставить всё плохое позади ради хорошего и светлого будущего? Захотят ли перевернуть страницу своей книги?
Очень светлый и душевный фильм. Смотрела его на одном дыхании. Казалось бы не происходит ничего особенного — люди, едят, шутят, разговаривают. Но, за этими разговорами и поступками скрывается гораздо большее — душа.
Смотреть советую!
10 из 10
7 января 2013
«Тайная жизнь слов» — это фильм об одиночестве. Фильм о тишине. Фильм о боли — душевной и физической. Фильм о страданиях и опустошенности. Фильм о том, как жизнь может коверкать судьбы людей. Это фильм о сильных людях. Людях, которые находят в себе силы жить. Это фильм о любви. И это невероятно жизнеутверждающий фильм. Он надолго западает в душу, заставляет задуматься и взглянуть на свою жизнь под другим углом. Если вам кажется, что в вашей жизни всё плохо и хуже быть уже не может, думаю, вам обязательно нужно посмотреть «Тайную жизнь слов».
Что ещё сказать об этом фильме? Он очень женский, хотя в нём много мужчин. Он невероятно тяжёлый, но оставляет после себя светлое чувство и вселяет веру в людей. Фильм повествует о том, что счастье доступно всем, даже, казалось бы, полностью сломленным людям: нужно только найти в себе смелость принять его. Этот фильм нужно смотреть в одиночестве или в компании очень близкого человека, который чувствует то же, что и вы.
Одним из продюсеров фильма выступил Педро Альмодовар, режиссёр и автор сценария — испанка Изабель Койшет, поэтому неудивительно, что фильм получился настолько проникновенным. В нём не показано ни одного отрицательного персонажа, но при этом фильм напрямую затрагивает тему насилия и его последствий.
«Тайная жизнь слов» во многом перекликается с фильмами Ларса фон Триера: это и ограниченность пространства, на котором разворачивается действие фильма, и схожая манера съёмки, и давящая атмосфера, наполненная приглушенными звуками и гудящей тишиной, перемежаемой хорошо подобранными саундтреками, и великолепная актёрская игра и, самое главное, образы главных героинь. В начале фильма Ханна сильно напоминает героиню Бьорк в «Танцующей темноте» — она также работает на заводе, она почти глухая и живёт в каком-то своём странном замкнутом мире. Непохожесть на других — то, что объединяет Ханну и Бесс — другую героиню фон Триера из фильма «Рассекая волны». Но это только первоначальное впечатление. Мир, в котором живёт Ханна, гораздо реальнее тех полусюрреалистических миров, в которых обитают героини датского кинорежиссёра.
Зрителю сложно понять Ханну и принять её образ жизни. Первую треть фильма мы теряемся в догадках, кто же она такая — шизофреничка, чокнутая или просто слегка «с приветом»? Но чем больше мы узнаем Ханну, тем больше понимаем, что она далеко не всегда была такой. Перед нами вырисовывается образ женщины, которой не чужды простые человеческие чувства: она умеет смеяться, умеет сострадать, умеет в нужный момент найти нужные слова. И постепенно у нас возникает другой вопрос — какая причина заставила её настолько сильно отгородиться от всего мира?
В фильме мастерски показано мировосприятие Ханны и то, как оно меняется по мере разрушения скорлупы, в которой она живёт на протяжении нескольких лет. Мы видим разных людей, в основном, мужчин, глазами Ханны. Сначала все они не внушают доверия — и директор завода, который чуть ли не силком отправляет Ханну в отпуск, и человек, который нанимает её ухаживать за пострадавшим во время пожара на нефтяной вышке рабочим, и сам пострадавший — ослеплённый, обгоревший, но не перестающий болтать и сыпать пошлостями по любому поводу и без повода, и повар, навязывающий свою компанию, и странный баскетболист-океанограф, непонятно по какой причине оказавшийся на вышке.
Но чем больше времени Ханна проводит на вышке, тем больше мы узнаем людей, в компании которых она очутилась, и начинаем испытывать к ним всё большую симпатию. Их объединяет одно — они любят одиночество, но это вовсе не делает их плохими людьми. Будучи единственной женщиной на вышке, Ханна помогает героям-мужчинам раскрыться, и постепенно раскрывается сама…
Актёры Сара Полли и Тим Роббинс справились со своими непростыми ролями превосходно, два часа мы проживаем фильм вместе с ними. Не подкачали и актёры второго плана, особенно понравился Хавьер Камара в роли повара — такой милый добрый весельчак, с первого взгляда влюбившийся в молодую медсестру, но не решающийся ей в этом признаться. Хорош в фильме и саундтрек, который иногда кажется не совсем к месту, но привносит в фильм легкость и радость от просмотра. Ведь это не один из фильмов Ларса фон Триера, от которых за километр несёт безысходностью. После просмотра данной киноленты понимаешь, что снимал её человек, в котором ещё живёт вера в людей и во всепобеждающую силу добра. Да, в мире есть жестокость и насилие, но есть и их противоположности — нежность и любовь. А ещё фильм призывает нас не забывать прошлое, дабы ужас, который когда-то пришлось пережить людям, не повторялся снова и снова…
10 из 10
19 ноября 2012
Режиссер картины на протяжении всего фильма, неторопливо рассказывает нам историю некой Ханны, неразговорчивой девушки с очевидно поломанной психикой и закрытостью от окружающего ее мира. Волею судьбы она попадет на почти заброшенную нефтяную платформу, где ей и предстоит познать уже порядком подзабытые эмоциональную тягу и истинную любовь к пострадавшему во время пожара на вышке, мужчине.
Сара Полли очень органична в кадре, сценарий как будто создан специально под нее, и вполне возможно так оно и есть, ведь с создателем картины Полли работала ранее на съемках аналогичного по духу фильма «Моя жизнь без меня», где история ее героини отнюдь не менее трагична.
Шестая по счету работа испанского режиссера Изабель Койшет, безусловно и по сей день является ее самой успешной. Изысканно подобранный состав первоклассных актеров, безупречная операторская работа, грамотно показанная и рассказанная психологическая составляющая, сильные диалоги, западающая глубоко в душу музыка…,все это не оставило возможности выбора у жюри Венецианского кинофестиваля 2005 года.
12 апреля 2012
Этот фильм не может оставить равнодушным. Некоторые моменты настолько трогают душу, что продолжаешь мысленно к ним возвращаться и через несколько дней после просмотра фильма.
Главная героиня — Ханна — молодая замкнутая женщина. Каждый день она приходит на завод и выполняет одну и туже рутинную работу. На обед у нее всегда рис, курица и половинка яблока. Ханна никак не радует себя, она даже в отпуск не ходит. Складывается впечатление, что она либо чудачка, либо не живет, а существует. Только к концу фильма мы узнаем, что именно сделало Ханну такой.
Волею случая Ханна оказывается во время отпуска (в который ее, можно сказать, насильно отправило руководство завода) на нефтедобывающей вышке в качестве медсестры, ухаживающей за пострадавшим во время пожара рабочим. Именно он — Джозеф, а также атмосфера этого места позволяют Ханне наконец открыться. Видя его увечья, чувствуя его доверительное отношение, Ханна открывает Джозефу ужасные события ее прошлого. Узнав о том, что Джозеф стал причиной самоубийства его друга, Ханна понимает, что его душа также искалечена как и ее собственная, а значит он как никто другой сумеет понять ее.
Когда слушаешь рассказ Ханны о событиях в гостинице, сердце начинает сжиматься от ужаса и жалости.
Именно Джозеф своим пониманием, чуткостью, от части схожестью судьбы вызвал в Ханне доверие. А она своей заботой о нем спасла ему жизнь. Две, казалось бы, погибших души не просто обрели друг друга, а сумели излечить.
Не перестаешь поражаться, сколько нежности в моменте, когда Джозеф, найдя после выздоровления Ханну, зовет ее с собой.. « Если мы уедем куда-нибудь вместе, я боюсь, что наступит день, может быть и не сегодня, и не завтра, но наступит день, неожиданно, когда я начну плакать, буду плакать столько… что меня никто не сможет остановить, и слезы наполнят комнату и мне нечем будет дышать, и я утащу тебя на дно за собою и мы оба утонем…» «Я научусь плавать, Ханна». В этот момент понимаешь, Что Джозеф сделает все возможное и невозможное для того, чтобы Ханна была счастлива. Он просто всегда будет рядом. Он — большой, сильный, любящий и понимающий. Это лучшее лекарство.
13 сентября 2011
Бывают мгновения, когда разум начинает говорить с тобой, выплескивая боль на поверхность, превращая жизнь в существование. Ты начинаешь походить на тень, не имея привязанностей и настоящего. Ты — живешь прошлым…
Эта картина о телесных и душевных ранах и вопросах, что из этого страшнее…
Бывает так, что собственная жизнь теряет цвета. Ханна безучастна к людям, она — одинока. Временами, девушке не хватает людского тепла, самый близкий человек — врач, которому она звонит и молчит. Но милосердие — не дает спуститься в пропасть. В моменты просвета, Ханна, находит себя в уходе за больными, что подтолкнет девушку к своей судьбе.
Ханна попала в место, где многие ищут уединение. Здесь, на нефтяной вышке, где-то в море, люди ждут сокращения штата. Они грустят, поют, танцуют под дождем, готовят вкусную пищу и даже мечтают изменить мир!
Никогда не знаешь, кто сможет наполнить душу светом. Ханна знакомится с мужчиной, который разбит телом, но не потерял вкуса к жизни. Он, временно не видит, а только может слушать молчаливую девушку, которая, постепенно начинает улыбаться. Мужчина рассказывает Ханне о своих снах, в которых она. Откровенные разговоры Джозефа с Ханной, приводят к дружбе, когда люди начинают делиться секретами, страхами и маленькими трагедиями.
Это разговорное кино, которое затронет, если открыть свое сердце и внимательно слушать. Самый сильный момент в фильме, когда девушка показала свое истинное лицо мужчине и как. Это надо увидеть собственными глазами! После признаний Ханны, жизнь этих людей, не останется прежней. Боль телесная, покажет свое ничтожество, перед болью души. В этот миг, у зрителя произойдет эмоциональный разрыв…
Этот фильм о том, что внешность не имеет значение, эмоции, которые дарят нам люди — не имеют лица, они лишь — отражение их души, а поступки, которые совершают — конструируют внутренний мир и его наполняют…
9 из 10
28 апреля 2011
Изабель Койшет — хороший режиссёр, но не такой программный, как Ларс Фон Триер, с «Рассекая волнами», которого напрашивается сравнение её лучшего фильма «Тайная жизнь слов». Сравнение это проистекает не только от формальных деталей связанных со сложными отношениями молодой девушки и травмированного мужчины, развёрнутых посреди океана на аварийной нефтяной вышке. Здесь нет триеровской «игры на нервах» и «душевного натурализма». Этого нет в кадре. Это не чувствуется в знакомых словесных конструкциях. Насилие, боль, переполняющая эмоциональность остаётся за кадром, в невысказанности, но в неизменном присутствии «тайной жизни слов». Слов способных уязвить сильнее любого оружия. Слов способных воскресить уничтоженное и забытое. Название прямо пропорционально смыслу. Койшет — не Триер, но её фильм также великолепен. Это та же растерянность от человеческого бесчувствия, повсеместной жестокости, выходом из которой может быть только любовь, как бы это пафосно и банально не звучало.
Практически большую часть фильма смотришь по инерции. Развитие сюжета предсказуемо, а разработка характеров типична. Кино не раздражает традиционностью, но и не цепляет нерв. Чем закончится антагонизм малословной красавицы Сары Полли и болтливого инвалида Тима Роббинса, в принципе, понятен. К финалу не происходит неожиданных сюжетных поворотов, но градус развития линейного сюжета зашкаливает. Последние полчаса просмотра даются тяжело и поражают той искренностью, с какой, показаны, вроде бы, угадываемые следствия и причины, запутывающие в уверенности ожидаемого финала.
Койшет, как обычно, сняла мелодраму, но сняла её так, что постпросмотровый синдром от созерцания камерных частностей двух одиночеств ощущается глубоким негодованием от несправедливости закономерного существования каждого, отдельно взятого, человека на Земле. Конечно, в этом заслуга не только режиссёра, но проникновенного исполнения Полли и Роббинса. Девушка в органике и она прекрасна, но фильм делает Роббинс. Его роль сложнее. Он не вызывает априори того сочувствия, которое автоматически распространяется на героиню. Роббинсу суждено остаться в истории зрительского успеха в образе беглеца из Шоушенка Энди Дюфрейна или в мастерском этюде «Таинственной реки». Но только эта роль демонстрирует весь нереализованный потенциал актёра. Практически без слов, со статичной мимикой обезображенного лица, его персонаж доносит из глубины потускневших глаз выстраданную надежду на обретение желания жить, пробуждённого случайной медсестрой, судьба которой как отражение в зеркале становится единым целым с его собственным возродившимся будущим.
«Тайная жизнь слов» — не реквием и не утешение. Это попытка понять, почему один человек причиняет боль своему ближнему во все времена и на всех континентах, погружая общество в хаос невысказанного молчания и, возможен ли выход из сложившейся социальной необратимости.
10 из 10
26 февраля 2011
Творение необычайной кудесницы Изабель Койшет не может оставить равнодушным, и это кино далеко не исключение.
Оригинальное начало: случается трагедия, сопровождаемая диалогом маленькой девочки. О значении сего происшествия, об его пострадавших зритель узнает еще нескоро, но, как оказывается, это еще лишь часть всего того ужасного, о чем повествует это фильм.
Ханна, которая любит одиночество и выключает звуки мира, как только перестает хотеть вслушиваться, таит в себе какую-то загадку. Волей случая она прибывает на нефтяную вышку, где ухаживает за пострадавшим. Сама же нефтяная вышка кажется цитаделью одиночества, печали и уныния. Настолько безжизненны люди, ее обитавшие, которые также имеют свои, внутренние несчастья, которые даже и не обговорены. Что повар, утопически пытавшийся разнообразить меню, что молодой ученый, целенаправленно считавший волны, друзья-гомосексуалисты, не осмелившиеся раскрыть свою тайну, капитан, стоящий во главе — вот люди, которые живут в этом странном, тяжелом месте.
И Ханна, которая, возможно, начала исцеляться в болезни Джозефа. Он был единственным человеком, которому она доверилась, и это взаимодействие никогда не могло бы случиться без той настоящей, дарящей выздоровление, любви.
Первую половину фильма наполняет ощущение всепоглощающего одиночества, безысходности простого течения жизни, переломным же моментом является ее горькая, искренняя исповедь. Нельзя придумать страшнее этого прошлого, а оно есть, и Ханна с ним пытается жить. Искалеченный не только телом и душой Джозеф для нее стал якорем, которого, обычно, такие люди никогда и не находят.
И все-таки прекрасный конец, который дарит успокоение не только Ханне, но и зрителю. Ее внутренний страх, ее горе и ужас, воплощавшийся в давно несуществующей девочке, уже уходит и, видимо, не собирается возвращаться.
25 февраля 2011
Даже самая темная ночь когда-нибудь заканчивается…
Некоторые душевные раны очень трудно залечить. Ведь в отличие от физических, они недосягаемы, незаметны и порою мучают гораздо сильнее. Думаю, у зрителя сразу возникло чувство, что у девушки с глазами грустной лошади было очень тяжелое прошлое. Монотонность ее жизнь просто сводит с ума! Одно и тоже изо дня в день. Это похоже на звук капающей воды из крана: кап-кап-кап.
И она все бежит. Бежит от жизни. Даже ее отпуск превращается в попытку скрыться от себя и своих страхов. Только вот из места, где она очутилась, уже некуда деться.
В этом фильме есть смешные моменты. Он не угнетает и не давит, он исцеляет. Будто вы прошли через все вместе с Ханной и Джозефом и заново ощутили этот головокружительный вкус жизни.
Я очень советую обратить внимание и на других персонажей (они этого действительно заслуживают). Ведь эти люди собрались на вышке не случайно. Ну а Сара Полли и Тим Роббинс — это очень красивый и гармоничный дуэт.
В заключение, да, я советую этот фильм. Он займет почетное место в моей скромной коллекции. И помните, как в старой доброй песне Beatles: «All You Need Is Love!»
10 из 10
16 января 2011
Грустная драма…
Тайная жизнь слов (я люблю этот фильм)
Я смотрел этот фильм один раз, и я умывался слезами, когда мне рассказали эту страшную историю. Я знаю точно, что я не буду пересматривать этот фильм, но я благодарен всем людям, которые работали над этой картиной. Когда смотришь этот фильм, в голову закрадываются разные вопросы, связанные с режиссером фильма. А ведь этот страшный фильм снимала женщина. Ну откуда в ее голове и в ее словах столько боли, грусти, отрешенности и безысходности, хотя какой-никакой выход главная героиня фильма все-таки нашла в самом конце.
Меня эта история шокировала до глубины души, а больше всего меня в очередной раз убила жестокость людей. Люди причиняют боль другим людям. Когда где-то в середине фильма героиня Сары Полли начинает рассказывать свою историю из жизни герою Тима Роббинса, а потом снимает с себя одежду, то становится очень плохо, так сильно, что я ставлю фильм на паузу и иду в ванную мыть свое залитое слезами лицо. Потом я продолжаю смотреть этот фильм, а в голове только мысли, чтобы у двух главных героев фильма все было хорошо.
Это фильм где практически два часа играют только два актера — Сара Полли и Тим Роббинс. Они играют абсолютно разных людей, которые при других обстоятельствах прошли мимо друг друга. Но тут они не могут пройти мимо друг друга, потому что герой Тима Роббинса раненый лежит на нефтяной вышке, а героиня Сары Полли ухаживает за ним. Им некуда идти и потихоньку они приближаются друг к другу. Позже они расскажут друг другу все свои кошмары. А когда два одиноких человека рассказывают про свою боль, они автоматически проникают друг в друга. В этом фильме нет ничего кроме слов. И я не согласен с теми, кто говорит, что этот фильм снят про любовь. Режиссер Изабель Койшет слишком умный режиссер, чтобы снимать простые фильмы про любовь. Тут все намного труднее и глубже.
Этот фильм снят про то, что слова иногда сближают людей, а когда у человека есть другой человек, то становится как-то легче жить. И даже можно забыть про старые болячки, поэтому главная героиня перестает слышать голоса, которая слышала раньше. Ей помог герой Тима Роббинса. И я очень хотел бы, чтобы таких историй было намного больше. Я хотел бы, чтобы люди любили своих людей. И чтобы в наших словах никаких тайн никогда бы не было…
Спасибо.
10 из 10
13 августа 2010
Не смотря на не слишком замысловатый, но вполне оригинальный сюжет, «Тайная жизнь слов» кажется мне самой странной историей любви. Именно любовь здесь расставляет все точки, именно Любовью заканчивается лента. Это кино о любви к человеку, о любви к жизни. Однако, в фильме Койшет несколько слоев, несколько идей, линий.
Идея 1.
Преодоление. История о девушке, которая, подвергшись страшному испытанию, перестала жить полноценной жизнью. Ее трагедия ее «заморозила». Она больше не хочет чувствовать, не хочет выходить за рамки обыденного, устоявшегося бытия. Ее жизнь это четкий распорядок, предписанный потрясением и страхом. Это хорошо еще, что она совсем не сошла с ума, хотя определенные психологические неполадки видны на лицо. История Ханны схожа с трагедией героя того же Тима Роббинса из фильма Клинта Иствуда «Таинственная река». Насилие, которому Дэйв подвергся в детстве навсегда наложило отпечаток на его психику, на его жизнь. Отличие в том, что Дэйв не выдержал такого испытания, он был обречен, тогда как Ханна оказалась сильнее духом и не потеряла способность чувствовать.
Вот главная героиня и встречает человека, который как и она прошел через страшное испытание физической болью. Кто как не он сможет ее понять? Конечно, чтобы «расшевелить» девушку требуется немало времени, но Джозефу это удается. А все потому, что теперь он нуждается именно в ней- ни в ком больше. Здесь хочется упомянуть другой фильм Изабель Койшет- «Элегия». Там преградой (хотя, и мнимой) между героями стала разница в возрасте, но болезнь Консуэлы, то есть близость конца, испытание, даже дыхание смерти сблизило их- теперь герои на одном психологическом уровне. То же самое происходит и в «Тайной жизни слов».
Идея 2.
Война. Забвение. Сколько таких неизвестных воин? Сколько неизвестных выживших, неизвестных героев? Открытый вопрос. Их судьбы навсегда изменились, и теперь по свету бродит немало «калек», не способных к дальнейшей жизни, к чувствам. Неужели, понять человека, подвергшегося насилию может только человек, испытавший подобное? Фильм дает положительный ответ на этот вопрос. Это страшно. Очевидного развития темы войны режиссер не дает, упоминая ее лишь в конце, но сам фильм уже является развернутым ответом на вопрос «как жить?». Тот же вопрос задает и Джозеф.
Идея 3.
Любовь. Это любовь, которая нуждается в словах и в молчании. Это любовь, которая рождается благодаря словам. Тайная жизнь слов дает начало новому сильному чувству. Слова дают возможность поделиться болью, дают возможность пережить прошлое не в одиночку. Мы видим, слова- самое главное, что есть в любви- полюбить человека можно не видя его, ничего не говоря в ответ. Любовь помогает пережить все, нужно только открыть свое сердце. «Тайная жизнь слов»- фильм о Любви. Это любовь не с самопожертвованием, как в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны», но с преодолением себя, свои страхов.
Для меня «Тайная жизнь слов»- абсолютный шедевр. Это то, что Я называю шедевром, то есть фильм, который изменил мою жизнь, задел за самое живое. Стилистика, атмосфера фильма самая простая, но в то же время красноречиво говорящая о самом главном- ничего лишнего. Актерские работы- без комментариев. Скажу только, что Тима Роббинса я заметила, УВИДЕЛА именно в этом фильме. До картины Койшет я много где его наблюдала- и Шоушенк, и Реку, и другие ленты- но нигде он не произвел на меня такого впечатления, как в фильме «Тайная жизнь слов».
«Существует очень мало вещей- тишина и слова»- более важного, по сути, нет. Только слова и тишина имеют ценность, и только по этим словам можно полюбить человека, и тишина будет говорить не меньше слов.
10 из 10
31 июля 2010
Есть много фильмов: с цепляющей драматургией, которые заставляют задуматься, и не более того; есть классика, которую надо непременно посмотреть для выработки собственного вкуса; есть бессмысленные фильмы, паразитирующие на неразвитом подростковом сознании; есть отличные фильмы, которые нравятся многим или некоторым, потому что они хорошо сделаны… Этот фильм особенный, потому что он живет своей жизнью — тайной жизнью слов!
Мы садимся смотреть кино, чтобы почерпнуть новых эмоций, стать опытнее в сопереживаниях чьим-то трагедиям, узнать что-то новое или просто заполнить свободное время, насладится эстетикой жара (что редко). Всё это оправдано, но сколько бы мы не смотрели на радости и «бедости» героев, вряд ли у нас будет право судить тех, кто попал в похожую ситуацию в реальной жизни. И у нас не будет права давать поведенческие советы. Единственное на что мы способны, — запомнить или забыть это кино. Забыть «Тайную жизнь слов» невозможно!
Впервые я посмотрела фильм не сначала, но уревелась до смерти! Он меня потряс до пяток! (Поэтому так много вводных предложений.) Детали! Обожаю детали! Их в фильме гармоничное количество в предметах, персонажах, диалогах с их душераздирающими фактами. Главная героиня Ханна кажется ненормальной вплоть до её откровенного монолога, после которого нет сомнения, что она нормальнее всех живущих в мире и относительном покое. Война всё меняет, меняет каждого! И война всегда близко, будь то время или расстояние. Эти простые, на первый взгляд высокопарные, истины, так и не произнесены героями. Они остаются в молчании и тихом шуме волн, бьющихся о сваи нефтяной вышки. И если бы не эта вышка и не те, кто был на ней, у Ханны всё могло сложится по другому. Она бы не открылась Джозефу и он бы не узнал, что горе — понятие растяжимое; чем больше его растягивать, тем труднее его пережить. И если бы не эта вышка, и то что случилось на ней, Джозефу некому было бы пообещать научится плавать. Если бы не вышка, и то что Ханна не рассказала о войне на Балканах, я бы не узнала что в 1915 году была другой военный конфликт, переросший в геноцид армян…
3 года назад, смотря финальные кадры фильма распухшими красными глазами, я поняла, что жалость и сострадание разные вещи; что в жизни должно быть время для молчания и время для разговора; что спасти тех кто был там, можно только полной и достойной жизнью здесь, потому что мы понятия не имеем что такое там с ними случилось… Не надо допытываться о причинах их страданий. Может лучше об этом помолчать?! Смотрите фильм!
20 июля 2010
Начинается все как какая-то странная история про странную глухую девушку, какой-то детский голосок говорит о чем-то, что пока еще непонятно. Она ест одно и тоже, звонит кому-то и молчит в трубку, 4 года выполняет одну и ту же нудную работу, ни разу не брала отпуска, не заболевала и не опаздывала на работу. В итоге ее «принудительно» отправили в отпуск на месяц. И девушка (ее зовут Ханна) вместо того, чтобы поехать на море, к пальмам и т. д. едет, честно говоря, непонятно куда. Непонятно где она случайно слышит разговор о том, что кому-то нужна медсестра. И она говорит этому человеку, что она медсестра и могла бы взяться за эту работу. Ее привозят на нефтяную вышку, где произошел несчастный случай: один мужчина погиб и второй довольно сильно обгорел, да еще и ослеп к тому же (временно). Девушка сама по себе молчаливая, замкнутая, сначала ни с кем не общается, да и имени даже своего не сказала больному. Он ее начинает называть Корой (это имя он взял из совершенно потрясающего рассказа Хулио Кортасара «Сеньорита Кора»)
На нефтяной вышке народу немного, все очень разные, но все любят одиночество, поэтому Ханна чувствует себя более-менее уютно в их компании. Там есть два мужчины, у которых есть семьи, дети, но там, на суше. А тут они любят друг друга… Есть повар, который каждый день посвящает кухне какой-то стране и целый день слушает музыку этой страны. Есть какой-то паренек, который ни с кем не общается, он «считает волны, которые бьют о вышку», а на самом деле изучает то, как эта вышка влияет на морскую жизнь в радиусе этой вышки.
Медсестра и ее больной становятся ближе и их тайны потихоньку открываются друг другу, что окончательно их сближает. Фильм полон и радости и грусти, без излишнего трагизма, без лишних слов. А еще в нем такая натуральная Сара Полли.
4 июля 2010
Это очень странный фильм. Сначала видишь девушку и не понимаешь её. Ты совершенно не понимаешь, почему она себя так позиционирует, почему она отгораживается ото всех и даже не пытается пойти на контакт. Ты думаешь, вот странная.
А потом девушка постепенно начинает раскрываться. Он раскрывает её. Этот ослепший человек, который не знает даже, как она выглядит, помогает ей просто заговорить, рассказать что-то о себе, пусть хотя бы это будет то, что она любит есть.
И все эти люди на нефтяной вышке. Они не притворяются. Все одиноки внутри, только люди в большинстве своём делают вид, что это не так. А те люди с вышки вид не делают, они искренни. И странноватая девушка гармонично вписывается в их странноватый коллектив.
Когда девушка рассказывает свою историю ему, тому человеку, который был готов это услышать, тому, кто первый, наверное, поинтересовался у неё, а что вообще случилось, почему она такая молчаливая, ты чувствуешь невыразимую боль. И думаешь, она сильная, какая же она сильная, и кто я после этого?
А когда она расстаётся с ним, хоть и любит, она расстаётся, потому что знает, что она поломанная и потому что не хочет испортить кому-нибудь жизнь, она кажется тебе ещё сильнее. Она даже плакать себе не позволяет, потому что и плакать боится — утонет.
Он же остаётся сильным на протяжении всего фильма. Он может смеяться, шутить, читать книги, жить, дышать, несмотря на то, что тело болит от ожогов, глаза не видят, а внутри боль от неразделенной любви и от смерти друга. А ещё он силён, потому что он готов не знать всю правду ради неё, он готов закрыть глаза на прошлое и довериться ей, просто поверить.
Эти двое «больных» людей встречаются и ты понимаешь, что каждый человек с любой, пусть даже самой поломанной душой, способен еще на великое чувство.
10 из 10
17 июня 2010
На самом деле фильм не требует комментариев… Посмотрев его в тишине наедине с самим собой просто сидишь и смотришь в одну точку, нет будоражащих голову мыслей от закрученности сюжета, слезы если и есть, то они просто застыли на лице. Это так трудно укладывается в голове. Можно только молиться Богу за то, что у нас все так хорошо в жизни, и заслужили ли мы это вечно ворча и беспокоясь о мелочах…
13 апреля 2010
«Ты голодна? Вот, возьми! Они волшебные, я их заколдовал, ты их съешь, и все печали пройдут!» Она откусила лишь маленький кусочек, а слезы начали литься из глаз, не переставая, пока не вытекли все. (Отрывок из мультфильма Хайяо Миядзаки «Унесенные призраками»)
Посмотрев фильм, остались сильные чувства. Острую боль этой девушки, спрятавшуюся глубоко-глубоко в душе, не позволяющую чувствовать ей вкус пищи, отнимающую у нее все надежды и мечты, можно услышать только став ей очень-очень близким человеком. Наверное, надо тоже пройти через страдания.
Как продолжать жить, когда ожоги на теле и в душе? Когда они не дают тебе самостоятельно повернуться, не дают тебе дышать, видеть, слышать, хотеть? Она работала без отпусков, машинально ела, чтобы поддерживать существование. Отгородившись от мира и его забот.
Ее первый отпуск за много лет. Ржавая вышка на огромных сваях посреди бескрайних ледяных неприветливых вод, добродушный повар, хоть как-то развлекавший остальных своими кулинарными изысками, разгуливающий по мрачной платформе гусь, и Джозеф, страдающий от страшных ожогов, а также от тяжкого чувства вины. Именно он должен протянуть ей то самое волшебство, от которого выплеснется наружу ее вся страшная печаль и перестанет душить. Он даст ей часть своей души, а она должна будет ее принять и отпустить себя.
Мне было безумно жаль ее, когда она взяла его руку, чтобы он дотронулся до ее груди, исполосованной глубокими шрамами, ему удалось дотронуться и до ее сердца, такого же исполосованного.
Только любовь и настоящая душевная близость способны разрушить страдание. Посмотрев фильм, хочу сказать, что мне очень хочется, чтобы она жила, чтобы она любила, чтобы любили ее, чтобы ей больше никогда не было больно.
9 из 10
16 февраля 2010