Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Синий зонтик |
английское название: |
The Blue Umbrella |
год: | 2005 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Вишал Бхарадвадж |
сценаристы: | Вишал Бхарадвадж, Minty Kunwar Tejpal, Абхишек Чаубей, Раскин Бонд |
продюсеры: | Рекха Бхардвадж, Вишал Бхарадвадж, Викас Мехта, Рэм Мирчадани, Сарита Патил, Ниржа Нараянан, Ронни Скриввала, Деван Кхоте, Зарина Мехта |
видеооператор: | Сачин Кумар |
композитор: | Вишал Бхарадвадж |
художники: | Самир Чанда, Нитин Вабле, Долли Ахлувалиа |
монтаж: | Аариф Шейкх |
жанры: | фэнтези, комедия, драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 октября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
У многих людей каждый новый день похож на предыдущий. Серость, одинаковость, какая-то «однобокость», пессимизм. Каждый день мы куда-то спешим… На работу, в школу, на собеседование и прочее. А ведь вокруг нас столько всего нового, интересного и необычного. А чтобы это всё увидеть надо всего-то лишь перестать смотреть только под ноги. Этот прекрасный фильм как раз о том, что может случиться, если каждый день открывать для себя что-то новое, что-то такое, чего раньше не замечал. И это режиссёр донёс до зрителя. Такой незамысловатый сюжет, но столько всего в нём жизненного.
Обязательно посмотрите этот фильм, может он и вам поможет в дальнейшем открывать для себя яркость и эмоциональность всех красок природы и вокруг происходящего. Надо сказать, мне нравится такой необычный подход к вещам. Режиссёр смог увидеть в зонтике забавный персонаж. Мы чаще смотрим на небо, солнце, деревья и любуемся ими, но ведь и вещи, созданные человеком, тоже могут иметь свою историю, пусть даже такую, какая показана в этом фильме. Очень забавно показан этот зонтик. Я бы и не подумала что можно передать эмоции зонта чёрточками, точками и линиями. Очень приятное музыкальное сопровождение фильма, тоже настраивает зрителя на романтическую волну.
Вишал Бхарадвадж сделал себе имя своими шекспировскими адаптациями Макбула и Омкары. Но он снял ещё один фильм «Синий зонтик» (хотя здесь он вовсе не синий, а ярко-голубой, но безумно красивый), который даже проходил на нескольких фестивалях. Это маленький, прекрасный фильм, сюжет которого построен по одноимённому роману британо-индийского писателя Раскина Бонда, как притча. Бхарадвадж сводит почти всё к этакому треугольнику в отношениях между девочкой, стариком и зонтиком, что чрезвычайно искусно для такого рода повествования. Зонт родом из Японии, маленький, прекрасный, он излучает очарование и красоту своим ярко-голубым цветом. Бхарадвадж снимает эту метафору прекрасного в жизни - элегантно в величественных пейзажах Химачал-Прадеш и делает его почти волшебным предметом.
Именно потому, что фильм построен как притча, он следует определённым схемам. Но главная мораль фильма - «Жадность - это плохо» (или не покусись на чужое добро). Фильм обязательно стоит посмотреть. Панкадж Капур играет увлекательно, а история привлекает своей легкодоступной, но красиво представленной моралью.
Главная героиня истории - Биндия (Шрея Шарма), не по годам развитая девочка, которая живёт в живописной горной деревне, расположенной на севере Индии, которая является остановочным пунктом для туристов на их пути через горы. Однажды Биндия встречает группу японских туристов и обменивает свой счастливый талисман, на красивый синий зонтик в японском стиле. Зонтик своей яркостью и необычностью выделяется среди альпийской зелени, а Биндия и её зонтик становятся главной достопримечательностью деревни. Туристы фотографируются с ней, когда они останавливаются в местной закусочной, которой управляет старик по имени Нанду (Панкадж Капур).
Нанду очарован красотой зонтика и жаждет заполучить его, как и несколько других взрослых в деревне. Он пытается обмануть и подкупить девочку, чтобы она отдала ему зонтик, но она не поддаётся на это. Она везде ходит с этим зонтиком, гуляет с ним везде в любую погоду, не выпускает его из рук даже ночью, когда кладёт его рядом с собой. Когда однажды утром зонтик был украден, то Нанду - оказался главным подозреваемым Биндии. Через некоторое время Нанду оказывается владельцем такого же зонтика как у Биндии, только ярко красного. Он весело расхаживает вокруг, позволяя нетерпеливым жителям трогать зонтик и величественно позирует с туристами, которые хотят сфотографироваться с ним. Но всё не так просто, как кажется. Биндия всё ещё подозревает его.
Природные пейзажи деревни фантастичны, и Бхарадвадж иногда переключает камеру на разные ракурсы, чтобы уловить свет с разных сторон, и придать деревне сюрреалистическое свечение. Зима наступает после того, как зонтик украден, и снег имеет нереальный голубой оттенок, словно повторяя печаль Биндии.
Это замечательная притча о разнице между справедливостью и местью, а также об освобождающей силе прощения. Хотя конечно, настоящая сила фильма заключается в двух вещах - блестящей игре Панкаджа Капура и экспериментах Вишала Бхарадваджа в любой из вещей, будь то камера, музыка или редактирование.
Панкадж Капур, показывает характер своего персонажа блестяще. Каждая его интонация, каждое движение, каждый диалог делает его личностью - пусть опустившейся, отвергнутой и покинутой всеми, но личностью. Его глаза очень живо показывают все его чувства бушующие у него в душе. На это невозможно смотреть без слёз.
Когда показывают песню, в которой Биндия танцует со своим зонтиком обращаясь с ним с большой осторожностью, это действительно закладывает основу для кульминации фильма для меня - характер ребёнка очень очевиден. Большинство детей даже не позволили бы прикоснуться к чему-то, от чего они без ума, но для бедной старой женщины она готова даже пожертвовать своим зонтиком, ставшим для неё настоящей драгоценностью в её жизни.
Зонтик действительно изумителен, богато украшенное творение, японского происхождения. Он открывается, образуя превосходный синий круг, красиво контрастирующий с часто снежным фоном Химачал-Прадеша. Биндия, дружелюбная девочка, с лёгкостью делится своим приобретением с друзьями, но стойко противостоит любым предложениям взрослых, пытающихся заполучить её зонтик. Когда она счастливо прыгает по деревне, несколько глаз пожирают её взглядами, планируя завладеть этим зонтиком.
Получился мощный фильм, где зонтик является высшей метафорой и может символизировать что угодно для кого угодно. Зонтик означает желание и статус, любовь и жадность, создаёт глубокую, упрощённую историю человека и эмоций. Вишал всегда был одним из самых интересных режиссёров в этой отрасли.
Всё-таки мышление и культура жителей северной Индии совершенно другие, чем во всей остальной Индии. Кульминация, в которой зонтик является символом, и оба Нанду и Биндия узнали что-то новое для себя, что любовь и прощение - это настоящая сила, нет ничего выше этого.
Смотреть рекомендую, даже нет, советую смотреть обязательно. Такое очарование пропустить просто нельзя.
10 из 10
23 марта 2022
На этот раз Бхардваджу удалось создать просто НЕЧТО! Это какое-то воздушное лёгкое и одновременно тяжелое, серьёзное, простое и сложное волшебство.
Этот как раз тот редкий случай, когда в фильме всё гармонично уравновешивает и дополняет друг друга: гармония формы и содержания, красок и звуков, смысла и его воплощения, режиссерской работы и актёрской игры.
Кинокартина завораживает своей красотой, сочетанием очень разных по своей тональности кадров: то ярких, сочных и многоцветных, наполненных радостью и энергией, а то приглушённых, как будто потухших, грустных, минорных дождевых и снежных. А временами кадры наполняются так любимой Бхардваджем тьмою, мраком, покровом ночи, которая у автора всегда готова скрыть тёмные деяния. Каждому из трёх типов соответствует своё настроение: радость и веселье — в первом случае; грусть, печаль, тоска и безысходность грусти — во втором, и криминальный характер — в третьем.
Да, кое-что от стилистики Бхарваджа прослеживается и в этом фильме, который критики поспешили своими премиями записать в детские. Это любовь к темноте и тому, что самое важное происходит под покровом ночи, а также лёгкий криминальный оттенок истории.
Но я бы не стала называть эту кинокартину детской. Лёгкость и простота, здесь лишь кажущаяся и очень формальная, чем глубже всматриваешься в фильм, в его детали, в звучащую закадровую музыку, в игру актёра, сыгравшего главную роль — тем больше сложных элементов здесь можно увидеть. Кроме того фильм недостаточно динамичен для детского восприятия. События разворачиваются неторопливо, без какой бы то ни было спешки. Ребёнок определённо заскучает при таком просмотре. Думаю, что фильм в большей степени рассчитан на взрослую аудиторию, которая кроме всего прочего ещё и предпочитает интеллектуальное арт-хаусное кино.
Немного о смысле. Если судить поверхностно, то всё просто — почти по-детски действительно. Фильм о преступлении и наказании; о проступке и возмездии, о том, что тайное всегда становится явным и т. д. Но это только снаружи….
Если же смотреть глубже, то это фильм об одиноком старике, о его наивной прямо-таки какой-то детской мечте, которую он никак не мог осуществить законным способом, хотя и очень старался, приложил множество усилий к тому, но напрасно, и, в конечном счете, избрал уголовный путь. Фильм о маленькой девочке и её зонтике, ставшем главным камнем преткновения в этом фильме. Фильм о том, что люди иногда увлекшись своим справедливым возмездием, становятся слишком жестокими. И фактически наказание становится не соответствующим проступку. Люди могут быть беспощадными.
Особо следует сказать о Панкадж Капуре. Он некрасивый, но чрезвычайно талантливый актёр, который своей игрой может создать практически любой образ: то внушающий уважение, то вызывающий отвращение, а то и жалость с сочувствием и искренней симпатией. Здесь же созданный им образ скверного по сути старика выглядит очень необычным. С одной стороны, он торгаш, ростовщик, завистник, а с другой — трогательный одинокий старик с детскими мечтами. Невольно он внушает не просто сочувствие, но и откровенную симпатию. Временами, глядя на его страдания, просто сердце сжимается, и на глаза наворачиваются слёзы.
Чрезвычайно необыкновенно показан зонтик. По сути, у него тут тоже свой образ и своя роль. Периодически он буквально-таки совершает осознанные поступки, как живое и разумное существо. Он то спускается с небес, выбирая себе новую хозяйку, то не хочет проходить в двери автобуса, то отказывается закрыться без ласковых прикосновений любимых детских ладошек. И даже в одном месте мне было зонтик очень жаль: когда его хотели «наказать»: били и чуть не сожгли.
В этой кинокартине мало разговоров, диалоги немногословные. Смысл тут не столько в словах, сколько в мимике персонажей, их взглядах и жестах, а также закадровой музыке. Вот музыки здесь действительно очень много. Ведь Бхардвадж в первую очередь всё-таки композитор, а потом уже сценарист и режиссер. Музыка здесь рассказывает много больше слов, музыка служит фоном, музыка передаёт настроение, отражает состояние души главных героев, комментирует по-своему происходящее на экране и кроме всего прочего украшает фильм собой.
Думаю, что этот фильм можно по праву считать подлинным шедевром.
10 из 10
19 октября 2011