Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мечты о Шанхае |
английское название: |
Qing hong |
год: | 2005 |
страна: |
Китай
|
режиссер: | Ван Сяошуай |
сценарий: | Ван Сяошуай |
продюсеры: | Ли Пи, Изабель Глашан, Хуатонг Ли, Вэй Ли |
видеооператор: | У Ди |
композитор: | Ву Чжан |
монтаж: | Ян Хунъюй |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
Десять лет назад семья из Шанхая перебралась в китайскую провинцию Гуйчжоу, исполняя наказ партии о трудовом перевоспитании и помощи отсталым регионам. Глава семейства прожил с семьей на новом месте десять лет и каждый день мечтал о моменте, когда сможет вернуться домой. Однако это не так просто — все документы хранятся на заводе, а без них никуда. Он мечтает о том, что его дочь поступит в университет и сможет вырваться из бедности. Поэтому он очень строго следит за ней. Например, не дает встречаться ей с молодым человеком, который родился здесь и потому может привязать его дочь к ненавистному ему месту. Но этот молодой человек настырен и в итоге просто насилует подругу, за что его приговаривают к расстрелу. Девушка находится в конфликте с отцом и семьей. Ей хочется гулять и красиво одеваться, но отец запрещает ей это, боясь, что об этом узнают в школе, и тогда путь в университет ей будет закрыт. Так они и живут от скандала к скандалу, пока на свой страх и риск не решают отправиться в Шанхай.
В «Шанхайских мечтах» выписана вся драма старшего поколения китайцев, заставшего суровые времена Мао. Они запуганы властью и государством и боятся сделать неосторожный шаг. Они простые люди, и у них просто не хватит ума на то, чтобы критиковать партию или социализм. Поэтому изображать их борцами с системой точно нет никакого смысла. Они лишь хотят вернуться домой к лучшей жизни. В Гуйчжоу они влачат жалкое существование и боятся такого будущего для своих детей. Между тем у детей немного другие ценности. Они выросли на новом месте и не очень понимают, чем лучше Шанхай, в который так рвутся родители. В университет они не прочь поступить, но отказываться из-за него от радостей юности тоже не хотят. В этом коренится причина поколенческого конфликта. Режиссер его, в сущности, даже никак не решает. Он не аналитик, а скорее бытописатель. Бытовая реальность в фильме тотальна и подчеркивает ужас условий существования. Девушка, моющая рис под обмотанным, чтобы не тек, краном, подпольная дискотека в помещении с выбитыми стеклами, грязный цех завода, голый кирпич на внутренних стенах жилых домов — этих картин очень много, и они позволяют получить очень точное представление о материальном быте Китая начала 1980-х. Нематериальный быт, то есть нравы, ненамного лучше. Молодые люди дерзят старшим и стремятся модно одеваться. Из-за этого у них проблемы в школе — учителя готовы буквально ножницами резать клеш на их брюках. Модной одеждой они очаровывают наивных девушек, обещая им вечную любовь, а на деле просто используя. Одновременно они сбиваются в банды и часто дерутся завод на завод. В общем налицо бесцельность и прозябание.
Сяошуай рассказывает о своих героях с мягкой приглушенной интонацией, с какой часто говорят о жертвах истории. Ему жаль, что в истории Китая был период, вызвавший страдания людей, но он ничего не может с этим поделать. Только беспристрастно рассказать. Его правда — правда высокого художественного уровня, однако не ведущая ни к каким выводам, потому что напрочь лишена критики. Одновременно она характеризуется очень точным воспроизведением атмосферы своего времени. Сяошуай показал себя как превосходный летописец.
8 из 10
19 марта 2015
Плохо быть романтиком. В вихре молодого энтузиазма строить коммунизм в пустыне, потом годами мечтать о возвращении на родину, в город детства.
Тысячи пролетариев поехали помогать своим бедным братьям в Гуйчжоу. Завод вырос, прошло почти 20 лет. Что мы видим? Унылую пыльную местность. От того, что район стал промышленным — он не стал ни красивей, ни роднее. Дети приезжих выросли и стали местными, они не помнят прекрасные города отцов.
Правительство не спешит отпускать рабочих домой, их документы заперты в конторах на заводе. Ловушка захлопнулась — легального пути назад нет.
Фильм рассказывает историю семьи из Шанхая. Отец в отчаянии ищет нелегальных путей возвращения домой (к ещё живой матери). Он чувствует, что зреет буря. Буря зреет в душах детей, в душе замкнутой девочки, их дочери. Родители хотят ей лучшей участи: высшего образования и перспектив в современном городе.
Девочка не понимает их, она не видела ничего, кроме пыльного городишки и заводских парней.
Модная музыка, танцы, тайные свидания существуют в Гуйчжоу так же, как в далёком Шанхае. Первая любовь вспыхивает, не думая о географии.
Родители-шанхайцы лезут из кожи вон, чтобы не допустить браков своих детей с местными жителями: это навсегда привяжет их к Гуйчжоу, и прощай Шанхай.
В своё время в СССР сняли «Весну на Заречной улице» — о неравной любви рабочего парня и учительницы, но нашли возможность уравнять влюблённых, стереть противоречия.
Китайский фильм честнее — противоречия неразрешаемы, но он и грустнее. Только изредка Ван Сяошуай позволяет нам расслабиться и посмеяться над клетчатыми штанами модников и стилягами с тонкими ногами.
Мечтательный юноша-сирота влюбляется в дочь шанхайца. Он местный заводской парень. Девушка не смеет ответить на его любовь. А её смелая подружка крутит роман с женатым парнем и даже убегает с ним из дома.
Отец девочки превращается в маньяка, преследующего дочь. Мы наблюдаем, как давление на детей вносит раздвоение в их души. Долг борется с желанием, бунт соседствует с послушанием. Стремясь сохранить свои мечты, старшее поколение калечит души детей.
В заводском городке разыгрываются шекспировские страсти, увы, с шекспировским финалом.
Попытки «уберечь» девушек приводят к трагедии. Только смерть молодого человека заставляет взрослых прозреть, эта горечь отравит их возвращение в Шанхай.
25 февраля 2015