Последний бой майора Пугачева
6.7
2005, боевик, драма, военный
Россия
18+

В ролях: Игорь Лифанов, Борис Токарев, Лев Дуров, Игорь Сигов, Митя Лабуш
и другие
Действие фильма начинается на территории Польши, в немецком концентрационном лагере, куда приезжает сам генерал Власов, чтобы агитировать советских военнопленных вступать в «Национальную Освободительную Армию», а затем — в колымских лагерях. События охватывают период с 1944-го по 1946 год, а начинаются с момента, когда майор Пугачев попадает в немецкий плен, откуда он, пренебрегая предложением Власова о возможных благах в случае добровольного перехода на сторону фашистов, совершает побег. Вместо возвращения на фронт Пугачева и его друзей ожидают допросы, клеймо «врага народа» и 25 лет колымских лагерей. Сцены пребывания Пугачева в лагерях перемежаются эпизодами воспоминаний о его детстве, школе, родном доме, жене.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Последний бой майора Пугачева

год: 2005
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Александр Алешников
композитор:
художник: Юрий Осипенко
жанры: боевик, драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 мая 2007 г.
на DVD: 20 июня 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, военный

Постер сериала «Последний бой майора Пугачева», 2005

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Последний бой майора Пугачева», 2005

Хотите возненавидеть СССР — этот сериал для вас

Как известно, после распада СССР, российское кино о ВОВ погрязло в антисоветских мифах. Одним из ярчайших примеров подобного, является «культовый» сериал «Штрафбат» 2004г. Однако на его фоне, несправедливо забывают другой образец антисоветской чернухи — четырёхсерийный сериал «Последний бой майора Пугачёва» 2005г. сценаристом которого был тот же Эдуард Володарский (самый антисоветский сценарист). Сериал снят по одному из «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, который в свою очередь, основан на реальных событиях.

По итогам, как я написал в названии рецензии, если вы хотите возненавидеть СССР, проклясть «День победы» и приравнять Сталина к Гитлеру, то данный сериал для вас.

Сюжет. Главный герой — майор Иван Пугачёв, который во время войны попадает в немецкий лагерь для военнопленных. Хотя правильнее сказать — санаторий для военнопленных. Бараки — чистые и просторные; в детском лагере, в котором я отдыхал в детстве, кровати были уже, чем тут нары; все военнопленные откормленные и здоровые и даже играют в футбол, в первой же сцене (особенно это смешно, когда комендант говорит, что заключённые ноги не могут передвигать от ослабления). Немцы — они такие, добрые ребята!

Однако всеобщую идиллию прерывает приезд генерала Власова, который предлагает Пугачёву вступить в РОА, но тот отказывается. Казалось бы, хорошая сцена. Сейчас Пугачёв объяснит, почему он не присоединится. Наверняка, потому что он коммунист и патриот!

А вот нет. Пугачёв в открытую говорит, что он не коммунист, а Сталина называет «усатым батькой» и припоминает ему расстрел Тухачевского, Блюхера и Егорова. Ладно, допустим, ты попал в плен, увидел ошибки командования и поэтому разочаровался в режиме, но ты же патриот?

А вот главная особенность Пугачёва. Он не патриот. В отличи от того же Власова, ему на Россию наплевать. За весь сериал мы не услышим от него не единого доброго слова в адрес родины. Единственное, чего хочет Пугачёв — это свободы! Почему тогда он в РОА не вступит? Цитата: «Потому что, что там, что там, одна смерть». То есть Пугачёва не смущает, что Власов предал страну и служит нацистам; что «власовцы» будут стрелять по своим. Нет, его волнует только его шкура.

Вообще, Власов по сюжету это спасение для Пугачёва, от которого он, благородный дурак, отказался. То, что РОА в итоге было разгромлено, а Власов пленён и повешен в Москве, никто не упомянет.

Затем, из-за стремления к свободе, Пугачёв и его друзья решают сбежать. Сцена побега интересная, но странная:

- Эсэсовцы, похоже, все слепые, раз при свете огня не видят, как узники взбираются на крышу барака.

- На КПП грузовику стреляют в задницу, в следующем кадре дымится капот.

- Диалог с танкистом «порадовал»:

- Мне тут с вами размусоливать некогда. Мне надо наступать иначе меня под трибунал отправят.

Мы же в СССР. Тут разве кто-то воевал из-за любви к родине? Тут воевали только из-за страха перед трибуналом.

Тем не менее, Пугачёв добирается до своих, и красные вурдалаки избивают его, обвиняют в пособничестве Власову и отправляют на Колыму. Старый добрый антисоветский миф про то что в СССР нет военнопленных, есть только предатели. Только это ложь! Военнопленных отправляли в фильтрационные лагеря, где проверяли, что они делали в плену и если всё было нормально, то отпускали и таковых было 90%. Но в сериале, чекисты с мультяшной ненавистью хотят выбить из Пугачёва признания что он «власовец».

И кто-то скажет, но сериал же основан на реальных событиях. А именно — Ивана Тонконогова, который в 1948г. действительно совершил неудачный побег из Колымы. Только вот если почитать его биографию, то выясняется, что Тонконогов был обычным украинцем-полицаем, который расстреливал советских граждан и все его дружки по побегу были «оуновцами-бандеровцами». Пугачёв же, демонстративно отказывается от службы немцам. Переписывание истории, оно такое.

Пугачёва отправляют в советский концлагерь, который изображён даже хуже нацистского. Уголовники кошмарят; кругом стукачи; надзиратели — звери, которые специально морят заключённых голодом и заставляют работать на морозе до смерти. При этом надзиратели даже друг друга пугают бес конца репрессиями. Обычный диалог тут выглядит так:

- Подготовишь спектакль или получишь

- Что мне в Москву докладывать? Меня же под трибунал отправят.

- Разжалованным я уже был, а дальше Колымы не сошлют.

- Запомни, ты никто и звать тебя тут никак

И всё это контрастирует с немецким концлагерем, где условия были мягче и даже в футбол позволяли играть.

Вообще, если кто не понял, вот она главная особенность сериала. СССР и Третий Рейх — это одно и тоже. Постер, где Пугачёв между нацистским и советским флагом это красноречиво подтверждает. Что в нацистских концлагерях мучают, что в советских. Всё одинаково. Такой вот сволочной режим был, за который сражались наши предки.

Шикарными диалогами нас и потом порадуют:

- Нам надо бежать, а то в нашей стране законов нет (эту фразу говорит типа «безымянный герой ВОВ» которым посвящён сериал. Шкурник, которому плевать на свою страну).

- Они – герои, а мы – животные безвольные

- Они сражаются за свободу, а мы бы не сражались. Мы – слуги режима

- Это всё продолжение Гражданской войны власти со своим народом, которая идёт с 1917-ого

Вывод: Нет, я конечно понимаю, что сталинский СССР был отнюдь не демократической страной и много людей пострадало от режима. Но вот так вот, открыто, ставить знак равенства между нацизмом и своей родиной, которая этот нацизм победила — это же свинство, сволочизм и ненависть к своей стране и своим предкам-ветеранам. Ладно, Володарский — это сценарист «Штрафбата», «Утомлённых солнцем-2», «Жизнь и судьба», «Троцкого» и человек который на полном серьёзе верил, что Жуков говорил фразу «бабы ещё нарожают». Но остальные создатели не хотели задуматься, как за такой сволочной режим могли сражаться миллионы советских людей?

А сражались потому что, события фильма полная ложь. Как я сказал, фильм превратил историю с бандеровцами-убийцами в невинных жертв сталинизма, в довесок ещё и «власовцев» показывают сердобольными патриотами. И никто советских военнопленных массово не отправлял в ГУЛАГ. Да уж, а ещё Шаламова хвалят, что, мол, в отличи от Солженицына он то не врал.

1 из 10

16 июля 2023

О фильме

Очень фильм понравился. За ошибки и культ личности руководителя страны расплачивались жизнями не в чем не повинные люди, которые. защищая свою Родину, проявляя мужество и героизм, били врага вместе со всем народом, не желая становится рабами фашистов, оставаясь свободолюбивыми даже в ситуации несправедливо обвиненных, приравненных к ворам и убийцам. Они остались людьми. настоящими людьми, не изменив ни себе ни Родине. Фильм-урок для власть придержащих и радеющих за своей народ

17 сентября 2017

Давайте выдумаем историю

Ребята,

Этот сайт я очень люблю и ценю рецензии. Это моя первая рецензия, так как в случае этого фильма я уже не мог сдержать своего мнения. Про художественную составляющую ничего говорить не буду — приведу только небольшую историческую справку по фильму с небольшим введением.

История — это наука, в отличие от пропаганды и словоблудия, и тут надо доказывать свои слова документальными источниками. Но похоже, историческая достоверность сейчас не очень интересна, зато высказывания Солженицына, который не имел доступа к документам, и сам придумывал цифры, все знают.

Насколько мне известно, одна из наиболее полных статистик жертв режима собрана в монографии доктора исторически наук Виктора Земскова «Сталин и народ. Почему не было восстания». Если хотите знать статистику, читайте. Цитирую кусок, посвященный этому фильму:

«В пропаганде, публицистике и кинематографе весьма широко распространен следующий фальсификаторский прием: преступников, заслуженно осужденных за свои преступные деяния, изображать «невинными жертвами сталинизма». Так, по сюжету фильма «Последний бой майора Пугачева», вышедшему на экраны к 9 мая 2005 года, 12 заключенных, являвшихся будто бы невинно осужденными заслуженными офицерами-фронтовиками, поднимают в одном из лагерей нечто вроде восстания. Встает вопрос: а кто же был их прототипами? Выясняется, что подобный факт действительно имел место 26 июля 1948 года: тогда из одного гулаговского лаготделения бежали 12 опасных преступников (один убийца, два полицая и девять бандеровцев), убив при этом троих человек (старшего надзирателя, дежурного по взводу и дежурного по вахте). В ходе их преследования действительно состоялся бой: в завязавшейся перестрелке девять беглецов были убиты, а троих удалось взять живьем [161]. И вот в фильме «Последний бой майора Пугачева» эта шайка немецких пособников, участников бандформирований и «мокрушников» чудесным образом трансформируется в «заслуженных офицеров-фронтовиков, невинно осужденных сталинским правосудием». Это — сознательный фальсификаторский трюк.»

Каждый выбирает сам, жить с правдой или ложью.

Всем добра!

1 октября 2016

Произведения Варлама Шаламова относятся к тем книгам, которые прочтя один раз, уже не забудешь никогда. Так случилось, что человек, прошедший через 17 лет ада советских концлагерей, оказался великим писателем.

«Последний бой майора Пугачёва» — одна из двух экранизаций шаламовских рассказов колымского цикла. Причём экранизация, несомненно, удачная.

' Человек может целую жизнь прожить и так и не знать, какой он на самом деле. Пока перед ним вопрос не станет — жизнь, или смерть? За что жить? И за что помирать?»

Колыма, концлагерь, где-то после 1943 года. Машина по перемалыванию человеческих судеб работает без сбоев. Пока она не поперхнулась, привычно попытавшись проглотить людей, закалённых огнём войны.

Пугачёв организует группу из бывших фронтовиков, когда понимает, что» ещё одну зиму нам не пережить». Надежды выжить нет в любом случае, и они это сознают. Но выбор всё-таки есть — сгинуть в лагерной грязи, или погибнуть, но свободными людьми.

Создателям фильма удалось, насколько это вообще возможно, показать невыносимое существование в условиях ГУЛАГа и не скатиться до чернушного уровня российского кино периода 90-х. Очень уважительное отношение к авторскому материалу. Музыка Алексея Шалыгина, тоже немалый плюс к рейтингу фильма.

Актёрская игра безупречна, кроме, пожалуй, эпизодической роли майора-особиста в самом начале.

10 из 10

21 августа 2016

Худший фильм о режиме

Создатели фильма еще при жизни должны гореть в аду за подобное убожество.

И не нужно писать, что сценарий принадлежит Варламу Шаламову, писатель не имеет никакого отношения к этой экранизации.

В фильме убого все — игра актеров, режиссура, диалоги, сюжетные линии. Лифанов играет как будто на автомате, словно стараясь как можно быстрее разделаться с этой не интересной ему ролью, остальные персонажи плоски и шаблонны.

Тут вам и забавный армянин, и великодушный грузин, честный до простоты бурят и прочие. То есть режиссер не удосужившись хоть как-то прописать их роли, оживить характеры, попросту всунул их в эти образы, желая таким легким путем подчеркнуть контрастность персонажей.

В фильме нет и доли той правды, что донес до нас Варлам Шаламов, нет этой боли, холода, голода, страшных мук заключенных в следствии неимоверно изнурительного труда и лишений.

Вместо этого персонажи весело поигрывая на гармони, и перешучиваясь, пьют чаек и рассуждают как бы им улизнуть из лагеря.

Диалоги примитивны — чего стоит фраза управляющего лагерей: «это фронтовики, они никогда не сдадутся» — и это о людях, которые между прочим сидят, как раз за то, что сдались в плен.

Дальше еще хуже — финальная сцена снята просто безобразно и без кнопки перемотки тут никак не обойдешься.

Особенно если не желаете слушать фразы типа «Бегите, я их задержу» или «Поодиночке нас расстреляют, а вместе мы сила».

Убого, непрофессионально и обидно за писателя и его замечательные «Колымские рассказы»

30 марта 2012

Киносказка о побеге

От «великого иллюзиона» мало кто ожидает исторической точности. Фильм «Последний бой майора Пугачева», снятый, как водится, «по мотивам» рассказов Шаламова, — вполне дитя нового времени. Много конечно недочетов со стороны правдоподобности, но все равно фильм получился очень даже ни чего, динамичный и трагичный.

Мне фильм понравился своей историей, которая разворачивается на протяжении всего фильма. Майор Пугачев которого сыграл Лифанов, хочу признать что роль ему удалась, вполне в духе супер героев голивудских фильмов, но эта история рассказывает о том как нужно любить жизнь и бороться за свободу до последнего.

Два дня хватило этим людям, чтобы почувствовать себя свободными и умереть достойно за свою жизнь!

9 ИЗ 10

2 марта 2010

Цена двух дней на свободе.

В целом лично мне фильм понравился… Правда сосредоточится на три непривычных часа просмотра довольно таки трудно, во всяком случае под силу не всем и я из числа этих «не всех»

Поэтому в принципе это правильно, что решили с разделить фильм на серии, так он смотрится с большим (ударение на первый слог) энтузиазмом.

Идея создания фильма по книге на мой взгляд хороша, но ввиду недостатка средств или режиссерского опыта(или и того, и того) воплощена не в достаточной степени удачно.

Каждый персонаж подобран практически идеально… от мелких до главных ролей, потрясающая игра Вадима Андреева (на мой взгляд вообще он был лучше всех) в частности, Лифанов тоже держит марку, остальные актеры вошли в роль, но не то, чтобы вжились в шкуру персонажа(как это сделал Андреев) по отдельности каждый хорош, но вместе они взаимодействуют как-то очень уж по современным меркам вяло и уныло. Вот включишь фильм «„внезапно“ и палец так и тянется щелкнуть на следующий канал(почему с „LOST“ не так?)… Ну в целом с этим жить можно. Еще бы хотел отметить музыку — тоже качественная работа.

Теперь коротко о явных «эпических» недочетах:

- Актер, сыгравший Власова не был даже приблизительно похож реального Власова, по крайней мере внешне.

- Лица у заключенных — как после баньки: бодренькие, на подъеме. И это в условиях Калымы. Физиономии мало напоминают изнуренных и измученных каторжников, скорее более походят на уставших за день работы в офисе менеджеров среднего звена.

- Масса бытовых неточностей и выдумок, чего быть не должно.

- Опять те же грабли: нет, чтоб настоящего немца взять — они нашего берут и заставляют его заучивать транскрипции… так нельзя.

- Финальная часть слишком предсказуемо сделана, даже для тех, кто не читал… можно было бы чего-нибудь выдумать тут — так нет.

На мой взгляд на

7 из 10

тянет, но не выше.

28 февраля 2010

Про новых героев войны

К сожалению, фильмы о ВОВ, снятые нашими режиссёрами, всё чаще и чаще напоминают фильмы, которые американцы снимают про ту войну. Редко теперь можно где в фильмах данной темы увидеть настоящие подвиги великих героев, которые жертвовали своими жизнями ради Отечества. К сожалению, нынешним режиссёрам не интересно снимать про тех, кто не задумываясь бросался на танки противника и кто вместо того, чтобы сдаваться в плен, предпочитал смерть от собственной гранаты или пули. Не интересны им и те, кто геройски освобождал Сталинград, кто держался до последней капли крови на своих позициях, до конца верный своему долгу, стране и народу. Конечно, всё правильно. Зачем снимать фильмы об этих людях? О них достаточно сняли всякой «лжи» вечно обманывающие народ советские режиссёры.

Теперь, в новых фильмах появились новые герои. Кто они? В первую очередь это конечно же гигант мысли и отчаянный борец с советской властью во время войны, генерал Власов. Второстепенные герои — его последователи. Немецкая армия это некий сверх цивилизованный народ, пытающийся всего лишь завоевать жизненное пространство для своих потомков. Советская армия — это армия глупых и необразованных людей, которую возглавляет кровавый диктатор, не желающий ничего, кроме крови, не важно, чьей. Так нам рисуют главных участников войны нынешние режиссёры.

Фильм «Последний бой майора Пугачёва», ни что иное как подтверждение моих слов. И ничего больше тут сказать нельзя. Разве что обидно за настоящих героев, которые, несмотря ни на что, сражались и умирали за свою страну и народ, не боясь ничего. Про них, вероятно, уже никогда не будут снимать фильмы.

1 из 10

25 декабря 2009

Боевик Последний бой майора Пугачева в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Владимир Фатьянов. Актерский состав, кто снимался в кино: Игорь Лифанов, Борис Токарев, Лев Дуров, Игорь Сигов, Митя Лабуш, Анатолий Кот, Александр Пятков, Илья Соколовский, Виталий Быков, Алексей Колокольцев, Пётр Юрченков ст., Григорий Перель, Вячеслав Павлють, Владимир Шелестов, Иван Мацкевич.

Страна производства - Россия. Последний бой майора Пугачева — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.