Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Песочный дом |
английское название: |
Casa de Areia |
год: | 2005 |
страна: |
Бразилия
|
режиссер: | Андруша Уоддингтон |
сценаристы: | Елена Суарез, Луис Карлос Баррето, Андруша Уоддингтон |
продюсеры: | Андруша Уоддингтон, Педро Б. Де Олланда, Леонардо М. Де Баррош, Клаудия Брэга, Маркос Франка, Лучиано Хак, Katiuscha Mello, Карлуш Эдуарду Родригеш, Simone Oliveira, Педро Гимараеш, Даниэл Филью |
видеооператор: | Рикардо Делла Роза |
композиторы: | Жоау Бароне, Карло Бартолини |
художники: | Тул Пик, Клаудия Копке |
монтаж: | Сержиу Меклер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 8000000 |
Сборы в США: | $529 323 |
Мировые сборы: | $529 323 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Неделя просмотра латиноамериканских фильмов. Фильм 2-й, Бразилия.
На сверкающих песчаных равнинах северного Мараньяна, три поколения женщин живут мечтами и страстями, невольно унаследованными, переживая бездны отчаяния и самореализации. Когда история начинается, на экране, мы наблюдаем похожий на пустыню пейзаж, который кажется непригодным для жизни, и всё же в дюнах, образующихся под безжалостными порывами ветра, есть такая красота и безмятежность. Камера останавливается на нескольких дюнах вдалеке, и мы наблюдаем, как колонна людей и ослов медленно движется по песку.
Вступительные сцены фильма, с белоснежными песчаными дюнами фокусируются на изуродованных ветром и непогодой лицах небольшого потока людей, пробивающихся вперёд. Повествование начинается в 1910 году. Главная героиня фильма, беременная Аурия приехала в эту глушь по воле своего мужа, у которого есть несколько документов на владение недвижимостью рядом с лагуной. Повороты судьбы вскоре, после смерти мужа, оставляют её изолированной в этом пустынном месте, только со своей матерью, доньей Марией. Поначалу отчаявшись найти выход, Аурия, к тому времени уже родившая дочь, постепенно приходит к пониманию, что её место здесь. Вокруг только бесконечные пески пустыни с трёх сторон, на многие километры вокруг, а с одной стороны вечно бушующее море, по которому никто никогда не заплывает в эту лагуну. И этим женщинам самим не выбраться от туда, без помощи хоть кого-нибудь. А вокруг ни души, и только в нескольких днях пути по пескам живёт небольшая группа чернокожих людей (потомков беглых когда-то рабов поселившихся в этих безлюдных местах), которые родились и выросли в этих песках, и другой жизни тоже не знают. Но они приспособились к этой жизни, и помогают одиноким женщинам тоже выжить в этих песках.
Пейзажи объединяют свирепость природы и стихий, что отражается в страсти главной героини, её неукротимом духе и её приспособляемости к окружающему. Фильм на визуальном и драматическом уровне, усиливается почти метафизическим мастерством.
В дикой местности отношения человека с самим собой становятся иными. Есть только ты и природа, в данном случае - пустыня. И никаких экстренных служб, на которые можно положиться. Чувства замыкаются на самих себе, и функционирование «реального мира» становится менее важным.
В фильме длительный период времени отмечен различными событиями, либо внутренними (солнечное затмение, сфотографированное учёными в Бразилии в 1919 году, которое привело к доказательству теории относительности Эйнштейна; разборки между бандами в трущобах Бразилии, наркотики и оружие), либо полностью внешними (две мировые войны, а позже высадка человека на Луну) по отношению к реальному миру, в котором жили эти женщины в течение 60 лет. И что бы не происходило «там, в большом мире», здесь в полном удалении от цивилизации в бесконечных песках пустыни севера Бразилии, эти три женщины существуют словно инопланетянки, отдельно от всего творящегося в мире.
Пустыня - это зыбучие пески, в которые возвращаются все. Относительность в их жизнях формирует непрерывную историю, которая переходит от женщины к её дочери. Эта преемственность символически отражается в том, что обе ведущие актрисы играют разных женщин в разные периоды жизни своих персонажей.
Диалоги и фоновая музыка уменьшены для улучшения изображений и сцен. Точно так же музыка - важная тема, то, чего больше всего не хватает Аурии, поэтому она идёт просто в качестве фона.
Для Аурии дикая местность, в которой она живёт, её существо - это отсутствие всего желаемого. Песок, который даже (в какой-то момент) покрывает её физический дом, вот всё что ждёт её до конца её дней.
«Дом на песке» - один из тех вневременных шедевров, которые встречаются очень редко. Это жемчужина бразильского кинематографа. Хотя фильм с субтитрами, что я в принципе не очень люблю, но повествование течёт медленно, диалоги произносятся неспешно (хотя как ещё может протекать жизнь в пустыне?), поэтому читать субтитры не напрягает.
Для меня это запоминающийся маленький шедевр, который я не скоро забуду. Выдающаяся актёрская игра, потрясающий, но в то же время жутковатый пейзаж, тонкий сюжет и музыка напоминают минималистичные, но чрезвычайно философские драмы Акиры Куросавы. Добавьте к этому потрясающе большой видоискатель камеры и действительно превосходный научно-космический подтекст, - и этот фильм становится почти эпическим. Я была удивлена его простотой и поражена его глубиной.
Эта изысканно рассказанная история - один из самых красивых фильмов, которые я вообще когда-либо видела. Великолепная местность в пустыне и даже затмение, запечатлённое камерой оператора, наполняют всю душу каким-то спокойствием и даже умиротворением.
История кажется скорее волшебной метафорой, чем рассказом о реальной жизни - пока фильм не заканчивается, и непосредственность и универсальность посланий не овладевает сознанием зрителя в течение нескольких часов, после просмотра.
Актёрский состав необычайно хорош (хотя никого из актёров не знаю вообще, и только одного мужчину видела несколько раз в бразильских сериалах, которые так активно показывали у нас в 90-е годы), они сливаются с движением природы и символизируют элементы любви, тоски, одиночества, предназначения и выживания.
История об этих трёх женщинах меня поразила своей глубиной и философией. Они научили меня не сдаваться и бороться за свою жизнь. Концовка просто поражает, хотя казалось бы такой исход жизни этих женщин, вполне закономерен, но тем не менее, довольно неожиданно.
Любителям артхаусного, философского кино, очень рекомендую. И хотя я впервые в жизни посмотрела сегодня этот фильм, мне он теперь надолго запомнился.
10 из 10
24 октября 2023
Картина повествует об истории жизни трех поколений женщин, оказавшихся посреди песчаных дюн, практически полностью отрезанными от цивилизации.
Мать и дочь, по воле мужа последней отправляются в забытую богом пустынную местность, и, вскоре после его смерти остаются вдвоем и постепенно свыкаются с невозможностью вернуться в цивилизацию самостоятельно. Дочь, изначально отчаянно пытающаяся выбраться из заточения в песках, в конце концов находит в них себя и свою любовь, повторяя историю матери, которой к тому времени уже не стало. И ей уже больше не нужен мир, который так изменился без нее за десятилетия. В конце концов, что здесь, что на луне — везде только песок и пустота.
Несмотря на то, что по словам режиссера, он старался придать месту действия удручающий, давящий вид, в действительности получилась скорее завораживающая сюрреалистическая картина белого неба, бесконечных дюн, небольших озер с практически полным отсутствием людей. Такой своеобразный вакуум оказался превосходным окружением, позволившим рассмотреть «человеческую природу» в ее чистом виде.
Эта картина с глубоким символизмом. Место действия и актеры на протяжении всего фильма практически не меняются, не смотря на то, что хронологический ряд охватывает почти полвека. Это, как и кажущиеся фантастическими на фоне этого пейзажа рассуждения о теории относительности, является мощным, выразительным приемом, помогающим осветить темы цикличности истории, ее смысла (или его отсутствия) и потребностей человека.
По признанию режиссера, на эту картину его вдохновила, в частности, экранизация 1964 года романа Кобо Абэ «Женщина в песках». Этот фильм, как и книга, оставит приятное послевкусие неразрешенных вопросов, ответы на которые, в очередной раз захочется найти.
8 из 10
30 сентября 2008