Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пещера желтого пса |
английское название: |
Die Höhle des gelben Hundes |
год: | 2005 |
страны: |
Германия,
Монголия
|
режиссер: | Бямбасурэн Даваа |
сценаристы: | Бямбасурэн Даваа, Майкл П. Греко, Абель Канту, Гантуя Лхавга |
продюсеры: | Бямбасурэн Даваа, Штефан Шеш, Натали Ламбсдорфф, Марен Лютье, Флориан Шнайдер |
видеооператор: | Даниэль Шёнауэр |
композитор: | Давган Ганпурев |
монтаж: | Сара Клара Вебер |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 600000 |
Сборы в США: | $141 803 |
Мировые сборы: | $3 387 808 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 июня 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Пролог фильма начинается со слов отца «Все умирает, но никто не остается мертвым». О чем бы это могло заявить? Возможно фильм будет о смирении со смертью, о жизни или о собаке, но обо всем по подробнее.
Как раннее говорилось, сюжет незамысловатый. В семье кочевников благодаря старшей дочке появляется собака, отец против того чтобы он остался у них. Во время дождя, зовя свою собачку Зохор девочка Нансаа попадает в гости к бабушке, которая расскажет ей про пещеру желтого пса.
Движущая сила сюжета, все-таки, волки, так же как и естественный отбор в эволюции. С них все начинается, нападение на стаю, угроза со скрещиванием с бездомными собаками, из-за чего отец опасается и против Зохора, из-за них и сломался ковшик у хозяйки. Кстати, понаблюдайте за судьбой ковшика в фильме, это очень интересная аллегория на традиционное и новое. Замена старому ковшику — пластиковый, зеленый, который из города привез отец — быстро сгорел, но затем, в конце фильма глава семьи чинит старый, надежный, как их семья металлический ковшик. И таких средств передачи срытых смыслов очень много.
Фильм буквально соткан из притч: «не всегда можно иметь то, что рядом» (наверное, многие пытались укусить свою ладонь во время просмотра); трудно переродиться человеком, как рису упасть на кончик иглы — поэтому» человеческая жизнь столь цена». Возможно это и есть то, главное, что хотела нам сказать режиссер.
Я поражалась мудрости матери Нансаа, с такой любовью и заботой она кормит своего ребенка, она никого не ругает, не порицает; вскользь брошенные ее слова по поводу собаки своему мужу — «А если это судьбой предначертано, чтобы он был с нами?» — задает весь тон к образу монгольской женщины. Бабушка тому пример. Очень доработанные персонажи, семья достойна подражанию — в своей «документально- художественной» прозе Бямбасурен следует традициям монгольского кино: долгие планы, сильные герои, незыблемость семьи, локальность. Почти все удачные фильмы студии «Монголкино» следовали этим канонам, только Бямбасурен Даваа сделала это более сочным, скажем «отреставрировала» монгольское кино.
Я все время вспоминала Вима Вендерса «Небо над Берлином» (наверное, не зря, ведь режиссер ученица немецкой школы кино) а именно слова «Когда ребенок был ребенком, это было время вопросов: Почему я — это я, и почему я — это не ты??» Я тоже себя помню, помню как я часами напролет могла задавать такие вопросы и искать ответы, помню как моя мама прочитала или дала, точно не могу вспомнить, мне книгу «Жизнь Будды» и тогда я узнала, что есть много жизней и есть прошлые жизни. Нансаа, героиня фильма все время задается этим вопросом, ее это безумно увлекает. В конце, когда идут титры есть замечательная вставка backstage, где она предполагает, что Зохор, наверное, был оочень ленивым псом в прошлой жизни, что вместо того чтобы с ней играть все время спить. Мне кажется наш герой, обладатель каннского приза за лучшую собачью роль, в следующей жизни обязательно переродиться человеком.
9 из 10
22 октября 2015
Уроженка Улан-Батора, Бябмасурен Даваа снимает фильмы о жизни монгольских кочевников. Снимает с любовью к своим корням и со знанием дела, поэтому смотреть их неимоверно приятно, даже если в центре повествования — девочка и щенок, или верблюжонок. Экшн — он на экранах, а вокруг нас — жизнь: необъятная и полная красок. Мы переезжаем, пестуем братишек и сестренок, слушаем бабушкины рассказы, помогаем родителям, учимся в школе, выпрашиваем щенка или котенка — и неважно, живем ли при этом в многоэтажке, коттедже, чуме или юрте. При просмотре картины Бябмасурен Даваа каждый узнает что-то из своего детства и каждый, наверное, попытается укусить себя за ладонь на двадцать шестой минуте.
Конечно, важна и просветительская роль таких картин. Те, у кого монголы вызывают в памяти смутные представления об Орде, узнают о них немного больше. Например, что юрту можно разобрать и уложить за пару часов, или что монголы в основном — буддисты. Что суровые монгольские дети играют сухими коровьими какашками. А еще в Монголии, оказывается, очень красивые пейзажи.
Семью Батчулун играет семья Батчулун: отец, мать, две дочери и сын. И это тоже очень важная деталь. Такую родительскую любовь, беспокойство, гордость очень сложно сыграть, будучи чужими друг другу: это удел редких гениев вроде Макса фон Зюдова. Здесь же — обычные будни семьи кочевников, снятые на камеру. Играют они в достаточной мере профессионально, не косятся на оператора (этим частенько грешат люди, впервые занятые в съемках). Дети вообще сама непосредственность.
Бытовая легенда о желтой собаке, загадки, притчи, к которым прибегают родители в процессе воспитания — всё это даёт представление о богатстве и своеобразии монгольского фольклора. Несмотря на описание, отдающее чем-то мистическим, здесь всё вполне обыденно. Вот и разгадка недомогания девушки, исчезнувшего сразу же после заточения пса в пещере, оказывается простой и будничной. Вот только то, что для кочевников будни, для нас — романтика. Трудно понять, что можно спокойно сняться с места и «сменить пейзаж» за дверью юрты (окон-то у нее нет). А там это в порядке вещей. У кино много функций, но вот эта конкретная — служить окошком в другие страны с другими традициями и своей историей — нравится мне больше всех прочих.
3 февраля 2013
Посмотрев данный фильм, поймал себя на мысли — какие же мы, зрители, всё-таки испорченные. Вернее нас испортили — всякими блокбастерами, боевиками, мыльными операми и т. д. Начинаем смотреть фильм: показана семья — муж, жена и трое маленьких детей. Живут в юрте, занимаются скотоводством на фоне потрясающе красивой природы. Смотрим дальше: что-то должно произойти, ведь правда? Ну там бандиты или юрта сгорит или волки или муж в город уедет и не вернётся. Мы ж привыкли к такому, которое называется «развитие сюжета». Причём в сторону фактических событий. Да и название достаточно провоцируюшее это ожидание. Поэтому, скорее всего не бандиты, а дух какой-нибудь, ну и один ребёнок, скорее всего, должен пропасть, злые силы будут его подвергать опасности, а потом всё кончится победой, ясно дело, сил добра. Видали. Как сюжет покатится по этой дорожке, то можно выключать. Хотя нет, посмотрю, природы ради.
Ну и аннотация к фильму всё о том же:'… девочка встречает старую кочевницу, которая рассказывает ей таинственную легенду о пещере желтой собаки». То есть, чувствуете, аннотация заодно с этим самым ожиданием. Не удивительно, при таком-то потоке кинопродукции, голливудской прежде всего. Да и другие не отстают.
Поэтому, когда стало понятно, что фильм не такой, стало свербить другое чувство — удержится ли режиссёр на этом уровне. Если появится какое-нибудь чудище или драка будет со злыми силами, то останется только сказать:«Жаль. Не удержался».
Низкий поклон. Удержался. Фильм чудный. Завораживающие пейзажи, музыка в гармонии с ними. Ах, как поёт женский голос в конечных титрах… Посмотрите — нет ни одного конфликта — ни между персонажами, ни между людьми и обстоятельствами и, самое главное, между человеком и его душой. Всё в гармонии, всё. Уж и не помню другого такого фильма. «Бесконфликтного» в самом высоком смысле. Никита Михалков хотел выстроить похожую идею в «Урге», тоже Монголию снимал, но там он пытался показать гармонию человека и природы, а здесь-то, кроме того и души тоже.
А то, что ты, зритель, всё время ждёшь чего-то эдакого, сюжетного — пеняй на себя.
10 из 10
6 февраля 2011
В этом фильме как нельзя лучше сплелись красивая легенда и реальная жизнь. Смотреть его на удивление легко и приятно, нет ощущения затянутости или пустого сюжета.
Я боялась, что картина будет в жухло — сепийных осенних тонах, вялых и безжизненных, но опасения были напрасны. Передо мной предстали удивительной красоты степи пастельных зелёных оттенков, как будто немного завуалированные сизой дымкой тумана. Это поразительное зрелище, при просмотре как будто сам оказываешься в этих нетронутых цивилизацией местах.
Через весь фильм проходит сюжет важности человеческой жизни. Монголы верят, что в предыдущих жизнях у всех существ были другие обличья, а в следующей жизни только Будда знает, кем они будут. Поэтому следует ценить тот отрезок времени, который тебе отпущен за твою человеческую жизнь.
Отдельно хочу отметить музыкальное сопровождение фильма — оно неотрывно связано с девственной природой степей, а женское пение похоже на голос самой земли — такой же глубокий, грудной и умиротворённый.
9 из 10
19 января 2011